Характеристика внешней среды предприятия. SWOT – анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика внешней среды предприятия. SWOT – анализ



 

Оформление подраздела «1.4. Характеристикавнешней среды предприятия. SWOT – анализ» курсовой работы ставит своими целями формирование у студентов следующих умений:

- подготовки основных сведений, отражающих оценки качественных и количественных (при наличии такой возможности) характеристик внешней среды бизнес-предприятия, ​ принятого за основу для выполнения на его примере цикла практических работ;

- проведенияSWOT – анализаприменительно кхарактеристикам принятого за основу предприятия и его внешней среды.

При подготовке характеристики внешней среды бизнес-предприятия необходимо отразить следующие блоки информации:

- основные сведения о потребителях результатов бизнес-деятельности базового предприятия;

- основные сведения о поставщиках ресурсов (всех видов) для базового предприятия;

- основные сведения о конкурентах базового предприятия;

- основные сведения об экономическом положении страны, региона.

Основные сведения, отражающие характеристику внешней среды базового предприятия, должны содержать сведения, достаточные для последующего проведения (с привлечением данных о внутренней среде, отраженных в характеристике предприятия, приведенной в подразделе «1.1. Общая характеристика предприятия») качественного SWOT-анализа, а также - сведения, создающие условия для определения целей и задач программы повышения эффективности деятельности базового предприятия.

Требования к форме и содержанию характеристики внешней среды предприятия:

1. Основные сведения о потребителях результатов бизнес-деятельности базового предприятия должны содержать:

- характеристику основных категорий потребителей результатов бизнес- деятельности базового предприятия (возможно описание «типовых портретов» потребителей), которая может использоваться при подготовке отдельных ОТМ или программ обеспечения лояльности потребителей;

- оценку предполагаемого уровня удовлетворенности потребителей результатами бизнес-деятельности базового предприятия и их лояльности ему;

- оценку проблем и нереализованных возможностей в повышении уровня удовлетворенности потребителей результатов бизнес-деятельности базового предприятия и в обеспечении их лояльности.

2. Основные сведения о поставщиках ресурсов (всех видов) для базового предприятия должны содержать:

- характеристику основных поставщиков ресурсов (всех видов) для базового предприятия, а также сведения о формах и порядке взаимодействия с ними, которые могут использоваться при подготовке отдельных ОТМ или программ повышения эффективности взаимодействия с поставщиками;

- оценку предполагаемого уровня взаимодействия, проблем и нереализованных возможностей в повышении эффективности взаимодействия базового предприятия с поставщиками.

3. Основные сведения о конкурентах базового предприятия должны содержать:

- перечень и сравнительную характеристику основных конкурентов базового предприятия, в которой следует отразить основные конкурентные недостатки и преимущества;

- оценку предполагаемого уровня конкурентности среды, в которой функционирует базовое предприятие. Анализируются приоритетные конкуренты, их доля рынка, возможные преимущества по издержкам, цене, имидж их товаров, их конкурентное поведение текущее и возможное, их основные слабости;

- оценку проблем, задач и возможностей по обеспечению конкурентоспособности базового предприятия.

4. Основные сведения об экономическом положении страны, региона должны содержать: - тенденции изменения показателей валового национального продукта (ВНП), возможные крупные изменения в экономике, которые могут повлиять на базовое предприятие, ожидаемая инфляция и ее влияние на бизнес, другие особенности, которые могут влиять на принятие решений по повышению эффективности бизнес-деятельности.

SWOT-анализ базового предприятия:

1. Основные параметры SWOT анализа

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие и повышение эффективности компании, является SWOT-анализ (СВОТ-анализ). Данные, полученные в результате этого ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании, при формировании программ совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности.

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths - сильные стороны          Opportunities - возможности

Weakness - слабые стороны             Threats - угрозы

Таким образом, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. По результатам этого ситуационного анализа можно оценить, какими компания обладает внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

Неотъемлемыми частями SWOT-анализа являются: - аудит внешней среды и внутренний аудит.

2. Внешний аудит, или анализ угроз и благоприятных возможностей внешней среды.

Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Главное при проведении SWOT анализа, также как и других исследований и стратегического планирования, это умение мыслить, умение посмотреть на базовое предприятие, встающие перед ним задачи и проблемы «взглядом со стороны», внимательно пройтись по параметрам SWOT, оценивая их как бы извне. Обязательным при этом является оценка ситуации со следующих предполагаемых точек зрения:

а) потенциальных и действительных покупателей, клиентов предприятия;

в) ближайших конкурентов;

с) лидера рынка, если лидером не является само базовое предприятие.

Такой подход поможет выявить отрицательные моменты, на которые не осознавая, а иногда сознательно, на предприятии до этого внимание не обращалось.

3. Внутренний аудит, анализ сильных и слабых сторон базового предприятия.

В процессе проведения внутреннего аудита предприятия оцениваются ресурсы фирмы, ее бизнес процессы, анализируется конкурентоспособность. В процессе проведения анализа подтверждается или изменяется формулировка устойчивых конкурентных преимуществ компании или их отсутствие, наличие недостатков.

Ключевые факторы анализа (степень охвата и глубина анализа определяются ситуационно):

- Менеджмент. Оценивается потенциал сотрудников компании высшего и среднего уровня, их квалификация, мотивация, лояльность.

- Маркетинг, включая наличие и анализ программы лояльности потребителей и коммуникационной программы (реклама, личные продажи, PR), сравнение рекламной активности с конкурентами, эффективность собственных маркетинговых усилий;

- Персонал, особенно работа торгового персонала, уровень квалификации и заинтересованности, соответствие мотивационных программ целям и задачам организации, а также анализ контактов, новых потребителей, стоимости содержания торгового персонала;

- Анализ системы сбыта компании, потребностей и запросов торговых партнеров, распределения объемов продаж по членам сети дистрибюьюции, типам посредников (опт, розница), аудит дистрибьюторов, выделение приоритетных дилеров и т.д;

- Анализ продуктового портфеля. Оцениваются текущие и ожидаемые объемы продаж, доля рынка, прибыльность по каждому из продуктов или продуктовой группе, качество, имидж марки;

- Наличие устойчивого конкурентного преимущества, например, ресурсной базы, недоступной ближайшим конкурентам или патентованных технологий;

- Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены для товаров компании, сравнение с ценами конкурентов, политика скидок и других программ стимулирования сбыта.

Перечисленные факторы не являются исчерпывающими или обязательными. Не обязательно скрупулезно анализировать в любых ситуациях все вышеперечисленные параметры. В зависимости от специфики бизнеса и рынка могут опускаться некоторые из перечисленных, или включаться и другие факторы, требующие тщательного анализа. На данном этапе важно выбрать среди множества ключевых факторов ряд важных для повышения эффективности деятельности, развития, роста и прибыльности бизнеса.

Затем описанные параметры с целью систематизации заносятся в таблицу, называемую матрицей SWOT-анализа.

Ниже приводится пример проведения ситуационного анализа для компании занимающейся оптовой и розничной торговлей одежды. В таблице 3.5 приведен один из вариантов матрицы SWOT.

Сильные стороны:

1.Опыт работы компании – боле 10 лет на рынке

2. Известность торговой марки X владельцам розничных торговых точек

3. Разработанная система обучения новых сотрудников

4. Традиции высокого качества обслуживания и гостеприимства

5. Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях.

...

Слабые стороны

1. Демотивирующая система оплаты сотрудников, не стимулирующая к увеличению продаж.

2. Высокая текучесть кадров на уровне низшего и среднего звеньев.

3. Узкий ассортимент и недостаточное количество товаров высокой категории качества в ассортиментном ряду.

4. Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы. Узкая интерпретация функции маркетинга, только коммуникационная.

5. Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа.

6. Недостаток внутрифирменных коммуникаций, отсутствие регулярного информирования сотрудников о результатах их труда, слабая обратная связь, являющиеся демотивирующими факторами.

7. Политика стимулирования продаж и продвижения товара не отвечает целям компании и условиям рынка.

Анализ внешней среды позволил выявить следующие возможности и угрозы для развития компании:

Возможности:

1. Прогнозируемая стабилизация экономической ситуации в последующие периоды должна повлечь за собой увеличение покупательной способности населения.

2. Постепенно снижается предубежденность против товаров «second hand».

3. Ненасыщенный рынок представляет значительные возможности для роста.

4. Появление новых технологий продаж стимулирует процесс «омоложения» владельцев розничного бизнеса.

Угрозы:

1. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер.

2. Изменение таможенных процедур и пошлин может резко снизить рентабельность бизнеса или даже сделать его нерентабельным

3. Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании.

4. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок.

Наряду с общими сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами отдельно были выявлены дополнительно сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для розничного подразделения компании.

Сильные стороны сети магазинов «У»:

1. Имеет устойчивое конкурентное преимущество в виде уникального разработанного компанией ноу-хау организации торговли, позволяющего привлекать как средне-обеспеченные слои населения, так население с низкими доходами, а также - контролировать оптимальную скорость товарооборота.

2. Торговая марка становится узнаваемой в СМИ благодаря новой программе PR.

3. Руководитель подразделения, осуществляющий необходимый уровень контроля.

Слабые стороны:

1. Ассортимент перестает соответствовать тенденции изменения покупательских предпочтений

2. Недостаточное финансирование маркетинга, включая рекламу, снижает возможности привлечения новых покупателей, и как следствие, товарооборот.

Возможности:

1.Программы по защите малоимущих слоев населения можно использовать для поддержки развития магазинов. Благоприятное отношение органов власти к данному типу бизнеса.

2.Тенденция отрасли к укрупнению размеров магазинов и вытеснению мелких торговых точек.

Угрозы:

1.Высокая норма прибыли розничной торговли «second hand» и низкие барьеры для входа делают ее привлекательной для входа конкурентов, что может привести к ускорению процесса насыщения рынка и усилению конкуренции.

2.Постоянное увеличение арендной платы может снизить прибыльность магазинов

3. Хищения персонала, преднамеренно неправильная оценка товара.

Результаты заносятся в матрицу SWOT, которая может быть стандартной – упрощенной (таблица 3.5) или детализированной (таблица 3.6).

 

Таблица 3.5 – Стандартная матрица базового SWOT анализа

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ
1. 2. 3. … 1. 2. 3. …
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ УГРОЗЫ
1. 2. 3. … 1. 2. 3. …

 

Таблица 3.6 – SWOT-анализ базовый

Наименование Подробное описание
1 2
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  
Традиции высокого качества обслуживания Создают устойчивое конкурентное преимущество, требующее значительное время для иммитирования конкурентами
Опыт работы более 10 л Положительный имидж компании, составляющие «надежность» и «опыт» для рекламы
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ  
Демотивирующая система компенсации сотрудников Отсутствует заинтересованность сотрудников в увеличении продаж, расширении клиентской базы
Узкий ассортимент, недостаток более дорогих товаров. Препятствует привлечению целевой группы с низшими средними доходами, которые могут стать ведущим по прибыли сегментом
ВОЗМОЖНОСТИ  
Ненасыщенность рынка Представляет большие возможности для увеличения товарооборота, уменьшает необходимость острой конкурентной борьбы на ближайшее время
Повышение уровня жизни Диктует необходимость введения более дорогих товаров, возможность увеличения маржи.

Продолжение таблицы 3.6

1 2
УГРОЗЫ  
Высокая подверженность изменениям регулятивных мер Опасность снижения рентабельности, вплоть до убыточности, в случае увеличения таможенных пошлин. Опасность перебоев с поставками в периоды введения новых регулятивных мер
Использование серых каналов ввоза некоторыми конкурентами Цены компании Х могут оказаться неконкурентоспособными  

В приложении Б представлен пример оформления первого раздела курсовой работы по дисциплине «Менеджмент малого бизнеса». В качестве примера используется анализ деятельности предприятия ГУПС «Водоканал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.044 с.)