Программа по «Истории психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по «Истории психологии»



Программа по «Истории психологии»

для студентов ОЗО

 

Тема № 1

Введение.

История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований.

Характеристика предметной области истории психологии.

а) Объект истории психологии

б) Предмет истории психологии. Основные подходы к определению предмета:

- логико-научный или интернальный подход

- экстернальный подход

- персонально-личностный подход

в) История психологии как научная рефлексия (по М.Г.Ярошевскому). Уровни научной рефлексии («предрефлексивный», «рефлексия при обращении к истории вопроса», «творческий диалог с прошлым», «научно-историческая рефлексия»).

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 5-20.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 3-16.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 4-16.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974. С. 3-52.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 3-22.

Психология ХХ1 века/Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 747-751.

Кольцова В.А., Медведев А.М. Об изучении истории психологии в системе культуры//Психологический журнал. – 1992, № 5. – С. 3-11.

 

2. Принципы историко-психологического исследования:

а) принцип детерминизма;

б) принцип единства логического и исторического;

в) принцип объективности историко-психологического исследования («антикваризм», «презентизм»);

г) принцип конструктивно-позитивного анализа истории психологии;

д) принцип периодизации и преемственности развития психологического знания;

е) принцип единства прошлого, настоящего и будущего;

ж) принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания.

Литература:

Психология ХХ1 века/Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 751-754.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 3-16.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 4-16.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 3-22.

 

Методы историко-психологического исследования.

а) Методы планирования историко-психологического исследования (организационные):

- структурно- аналитический метод;

- сравнительно-сопоставительный (синхронистический) метод;

- генетический метод.

б) Методы сбора и интерпретации фактологического материала:

- категориально-понятийный анализ;

- анализ продуктов деятельности;

- метод исторической реконструкции (моделирование);

- проблемологический анализ;

- метод источниковедческого анализа;

- тематический анализ;

- метод библиометрического анализа;

- биографический метод;

- метод интервью.

в) Источники истории психологии.

Литература:

Психология ХХ1 века/Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 754-757.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 3-22.

Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 21-25.

 

     Самостоятельная работа

 

Задачи истории психологии.

- по М.Г.Ярошевскому, по А.Н.Ждан;

- задачи разработки истории психологии в России по А.А.Никольской

 

Основные теории развития науки (в том числе, психологии).

- контекстная теория (натуралистическая);

- персоналистическая теория;

- теория «контрастирующих пар» (Р.Уотсон);

- парадигмальная теория (Т.Кун);

- теория Э.Брунсвика

 

Периодизация истории психологии.

- по М.Г.Ярошевскому;

- по А.М.Ждан;

- критерии периодизации истории психологии (хронологический, пространственно-территориальный, содержательный).

 

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 3-16.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 3-22.

Д.Шульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. СПб., 1998. С. 25-35.

Никольская А.А. Задачи разработки истории психологии в России//Вопросы психологии. – 1989, № 6. – С. 14-22.

 

Тема № 2

Античная психология

Психологическая мысль в странах Древнего Востока, как основа для возникновения научных знаний.

- психофизиологические представления;

- возникновение философских школ этической нарпавленности;

- психология познания.

 

Достижения античных врачей.

- Алкмеон Кротонский;

- Гален;

- Гиппократ.

 

Учение Аристотеля о душе.

- душа как форма организации живого тела, функции души (вегетативная, сенсомоторная, разумная);

- проблема познания: понятие об ощущении, память, воображение, классификация мышления;

- учение о чувствах: аффект, учение о катарсисе;

- учение о характере и воле.

 

Семинар

Вопросы для подготовки:

1. Природа души в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

2. Строение души в учениях Стоиков, Платона, Аристотеля.

3. Проблема локализации души в античную эпоху.

4. Предствления древних мыслитетелей о механизме восприятия.

5. Соотношение ощущений и мышления в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 21-63.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 18-82.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 20-89.

Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990. – С. 22-60.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 23-68.

Аристотель. Сочинения. – Т. 1 – М., 1975.

Платон. Сочинения. – Т. 1 – М., 1970.

Материалисты Древней Греции/Под ред. Дынника М.А. – М.. 1955.

Лурье С.Я. Демокрит. – Л., 1970.

Тема № 3.

 Психология в Средние века и эпоху Возрождения.

Общая характеристика эпохи.

В Европе - феодализм, упадок культуры и образованности, господство религии.

 

Арабоязычная наука.

- медицинская психология Авиценны;

- исследования зрательного анализатора Альгазеном;

- учение Аверроэса (Аверроизм).

 

Тема № 4

Учение Рене Декарта.

Сознание как предмет исследования психологии, психофизическая проблема (дуализм), основание теории рефлекторной деятельности (понятие рефлекса).

 

Бенедикт Спиноза.

Психофизическая проблема (монизм), учение об аффектах.

 

Г.Лейбниц.

Психофизическая проблема (психофизический параллелизм), врожденные элементы сознания как предпосылка развития, понятие о бессознательной психике, вопрос об активности сознания (апперцепция).

 

Томас Гоббс.

Идеи об эмпирическом познании, учение о способностях.

 

Джон Локк.

Основание психологии как эмпирической науки о сознании (понятие о внешнем и внутреннем опыте), теория ассоциации (1671), учение о первичных и вторичных качествах.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 76-92.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 111-135.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 123-162.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 88-118.

Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

 

Тема № 5

Тема № 6

Психология в Германии (ХУ111-Х1Х века)

Тема № 7

История ассоциативной психологии в Англии (Х1Х век).

1. Период «расцвета» ассоциативной психологии – классический ассоцианизм.

- Томас Браун («вторичные законы ассоциации», анализ процесса мышления, «виртуальный анализ» как метод исследования сознания);

- Джеймс Милль (общий закон ассоциации, «ментальная механика»).

 

2. Период «размывания» ассоциативной психологии – пересмотр основных положений о предмете и методе исследования.

- Джон Стюарт Милль («ментальная химия», о предмете, методе в ассоциативной психологии);

- Александр Бэн (идея активности сознания – «удерживающая сила духа», способности ума, учение о видах (законах) ассоциации – творческие ассоциации).

 

3. Период кризиса ассоциативной психологии – отказ от основных положений ассоцианизма: Герберт Спенсер.

- общий закон эволюции;

- психика как результат приспособления к внешней среде;

- стадии и механизм приспособления;

- идеи эмпиризма (индивидуальный опыт, видовой опыт).

 

4. Итоги развития ассоциативной психологии.

 

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 106-119.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 163-195.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 230-260.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 151-182.

 

Тема 8

Основание материалистических традиций в русской психологии (ХУ111-Х1Х вв).

Семинар

Естественно-научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

 

1. Достижения в области анатомии и физиологии нервной системы и физиологии органов.

2. Возникновение психофизики и психометрии.

3. Эволюционное учение Ч.Дарвина.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 106-127.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 196-217.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 261-288.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 183-210.

Тема № 9

Выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. Х1Х в.-10-е гг. ХХв.)

1. Программы развития психологии как самостоятельной науки.

- Вильгельм Вундт: психология как наука о непосредственном опыте;

- И.М.Сеченов: психология как учение о рефлексообразных психических актах;

- Эрнст Мах, Рихард Авенариус: эмпириокритицизм;

- Франц Брентано, Вильям Джемс: функционализм;

- Эдуард Брадфорд Титченер: структурализм;

- Джеймс Раш: психология как исследование отражения и действия.

2. Развитие экспериментальной и прикладной психологии в конце Х1Х – начале ХХ веков.

- Герман Эббингауз: экспериментальное исследование памяти;

- Гренвилл Стэнли Холл: исследования в области детской психологии;

- Джеймс МакКин Кеттел: тесты умственных способностей;

- Альфред Бине, Теодор Симон: методы тестирования;

- Лайтнер Уитмер: клиническая психология;

- Уолтер Дилл Скотт: психология торговли и рекламы;

- Хьюго Мюнстерберг: психотехника, судебная психология;

- Др.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 128-190.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 225-300.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 296-415.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 210-276.

Д. Щульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. – СПб., 1998. С. 87-246.

 

           Самостоятельная работа

Тема № 10

Психология в России начала 20 века

Кризис в психологии.

Вопросы для подготовки:

1. Открытый кризис в психологии (10-е – 30-е гг ХХ века).

2. Л.С.Выготский «Исторический смысл психологического кризиса».

3. Причины, движущие силы, итоги психологического кризиса.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 191-196.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 301-307.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 416-424.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 277-285.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., 1 Т., М., 1982. – С. 291-436.

Тема № 11

История Бихевиоризма

 

Классический бихевиоризм.

- бихевиоризм Джона Уотсона (1878-1958);

- предмет, методы бихевиоризма (S→R, метод наблюдения, методы тестирования, метод дословной записи, метод условных рефлексов);

- «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913): инстинкты, эмоции, мышление;

- другие концепции поведения: У.Хантер (исследование «отсроченной реакции»), К.Лешли (вопрос о соотношении между мозгом и двигательными реакциями).

 

Необихевиоризм.

- операционизм;

- целенаправленный бихевиоризм Э.Ч.Толмена (промежуточные переменные - S→O→R, теория научения: закон упражнения - «познавательные» карты, закон эффекта – латентное научение);

- гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К.Л. Халла (гипотетико-дедуктивный метод, теория научения – теория снижения потребностей);

- оперантный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера («оперантное научение», схемы подкрепления, принцип модификации поведения).

Социальный бихевиоризм.

- А.Бандура (понятия: «косвенное покрепление», «эффективность личности», «модификация поведения»);

- Д.Роттер (теория социального научения, понятие «локус контроля»).

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 210-229.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 329-345, 377-397.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 441-463, 494-506.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 286-300.

Д. Щульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. – СПб., 1998. С. 247-346.

Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.

 

Тема № 12

История Гештальт-психологии

 

Соколова Е.Т. Феномен личности Б.В.Зейгарник//Вопросы психологии. 2001 № 2. С. 94-99.

 

Тема № 13

История Психоанализа

 

Неофрейдизм.

- А.Фрейд (детский психоанализ);

- Аналитическая психология К.Юнга (вопрос о природе либидо, развитие личности, «коллективное бессознатильное»);

- индивидуальная психология А.Адлера (понятия «социальный интерес», «комплекс неполноценности», «стиль жизни», исследования порядка рождения на формирование личности);

- Э.Эриксон (теория психосоциального развития);

- Г.Селливен, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Олпорт, Г.Мюррей, др.

Литература:

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1997. С. 257-296.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. С. 357-373, 397-402.

Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1966. С. 478-487, 494-506.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. С. 318-347.

Д. Щульц, С.Э.Шульц. История современной психологии. – СПб., 1998. С. 383-468.

Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.

Виттельс Ф. Фрейд: его личность, учение и школа. Л., 1991.

 

Тема № 14

Развитие психологии в России в 20-30 годы.

1. Общая характеристика ситуации в обществе (революция и психология).

 

2. Харктеристика основных направлений психологии:

- развитие советской психотехники (И.Шпильрейн);

- развитие советской педологии;

- поведенчество в советской психологии;

- развитие психоанализа в России;

- судьба советской социальной психологии.

 

Тема № 15

Развитие отечественной психологии в годы ВОВ и послевоенный период.

Тема № 16

Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.

Программа по «Истории психологии»

для студентов ОЗО

 

Тема № 1

Введение.

История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.112 с.)