Архитектура и изобразительное искусство эпохи Октавиана Августа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и изобразительное искусство эпохи Октавиана Августа.



После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август. Его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. Как образно выразился римский писатель и философ Сенека, «Октивиан облекся в одежды республики». Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление Августа было «золотым веком» всей культуры Древнего Рима, и особенно литературы. Как заметил Гораций, «в Риме все стали писать стихи». Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддерживать свое государство не только си­лой оружия. Он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. В кружке Мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление Августа, - Гора­ций, Тибулл,Вергилий. Принципат Августа, основными лозунгами которого были восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. 

Архитектура эпохи Октавиана Августа

В эпоху Августа развивается интенсивное строительство в Риме; реставрируются и сооружаются десятки роскошных зданий, в которых широко применяется ранее почти не употреблявшийся мрамор. Август гордится тем, что он принял Рим глиняным, а оставил мраморным. Ряд сооружаемых в эту эпоху памятников непосредственно связан с императором и имеет своим назначением прославить его деятельность.

Во 2 г. до н. э. была окончена постройка храма Марса Ультора. Этот довольно большой храм коринфского ордера имел по переднему фасаду восемь колонн. Передний портик храма был очень глубок. Храм Марса был главной постройкой форума Августа. С трех сторон его обрамляли пышные колоннады, причем против боковых сторон храма за ними находились полукруглые пристройки. Эллинистический прием организации внутреннего пространства площади посредством колоннады проведен здесь с исключительной симметрией, которая является характерной особенностью распланировки архитектурных ансамблей Римской импери

 К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6 X 10,55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь. Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. В числе участников шествия - Август, члены его семьи, его приближенные, сенаторы и жрецы, изображенные с портретным сходством. На торцовой стене - аллегория благоденствия государства в правление Августа: богиня земли Теллус, ветры - Ауры, тучные стада. Композиция рельефов Алтаря Мира строится не на простой последовательности отдельных сцен, как в рельефе жертвоприношения на алтаре Гнея Домиция Агенобарба, а расчленена на отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Растительный орнамент, покрывающий всю стену ниже фриза, замечателен мастерским сочетанием декоративных качеств с реалистической трактовкой листьев и побегов аканфа. Динамичный, легкий и нзящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.

В 11 г. до н. э. был построен дошедший до нас в сильно поврежденном виде театр Марцелла. В отличие от греческих театров, римский театр представляет собой архитектурный памятник обычного типа, внутри которого находятся сценические сооружения и постепенно повышающиеся места для зрителей. Весьма монументальный по формам театр Марцелла имел характерный для римских гражданских построек наружный вид: ритмически повторявшиеся, расположенные в два яруса могучие столбы перемежались с высокими полуциркульными арками сводов. Столбы и находившиеся над ними части стен были украшены имевшими чисто декоративное назначение колоннами, поддерживавшими антаблемент: в первом ярусе — дорийского ордера (с карнизом, украшенным дентикулом) и во втором — ионийского.

Вилла Ливии — древнеримская вилла в одном из районов Рима, Прима-Порта. Во времена римской империи вилла, построенная в I веке до н. э., называлась «У белых кур» — Ad Gallinas Albas и, возможно, принадлежала жене императора Августа Ливии. Вилла до сих пор полностью не раскопана, так как участок земли над виллой используется под сельскохозяйственные работы. На территории виллы была найдена мраморная статуя императора Августа, известная сейчас под названием «Август из Прима Порта», а подобный тип императорских изображений типом Прима-Порта.

Вилла известна своими великолепными фресками (высотой 2,72 м, длиной 11,70 м) в зале — триклинии, который полностью украшен фресками с изображением растений: цветов — розы и хризантемы; деревьев — гранат, айва, лавр, кедр, кипарис, олеандр и другие; а также около 30 видов птиц. В настоящее время фрески выставлены в отдельном помещении второго этажа Палаццо Массимо Национального музея Рима.

Следует, наконец, отметить, что в эпоху Августа сооружается ряд построек чисто утилитарного назначения. Примером может служить грандиозный акведук Агриппы около Нима (известный под наименованием Pont du Gard) (Гарский мост в Ниме), длина которого достигает 269 м.

Скульптура эпохи Октавиана Августа

Рим­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­ство эпо­хи Авгу­ста, преж­де все­го скульп­ту­ра, при­зва­но было слу­жить инте­ре­сам новых пра­вя­щих групп и про­па­ган­ди­ро­вать идеи, харак­тер­ные для поли­ти­че­ской систе­мы Авгу­ста. Искус­ство этой эпо­хи в какой-то мере завер­ша­ло опре­де­лен­ный пери­од исто­рии рим­ско­го искус­ства и дава­ло направ­ле­ние ново­му пери­о­ду его раз­ви­тия

Строгие формы греческой классической скульптуры были созвучны идеям величия империи, пронизывающим всю духовную жизнь августовской эпохи. Для скульптуры этого времени характерны простота и ясность построения, строгость и сдержанность, четкость формы и стремление к обобщенности, сочетающиеся с присущим римлянам стремлением к документальной точности воспроизведения. Это направление получило название августовского классицизма. Особенно ярко оно проявляется в скульптурном портрете времени Августа, в первую очередь в придворном официальном. В нем наблюдается отход от искусства эпохи эллинизма, оказавшего сильное влияние на позднереспубликанский портрет, и обращение к греческой классике V и IV веков до н.э. Свойственные августовскому портрету обобщенность и идеализация сочетаются с индивидуальной характеристикой.

Важное место в скульптуре конца I века до н.э. — начала I века н.э. принадлежит изображениям самого Августа.

Более поздние портреты Августа выдержаны в духе классицизирующего искусства. В расцвете власти изображен он в знаменитой статуе из виллы Ливии в Прима Порта, найденной в 1863 году и справедливо считающейся лучшим портретом императора. Август представлен в позе оратора, с поднятой правой рукой. На груди его — панцирь, украшенный рельефами, в центре которого изображен парфянин, передающий римскому полководцу знаки легиона. По сторонам — фигуры, олицетворяющие побежденные Августом Германию и Дакию. Выше — колесница с Гелиосом, Аполлоном и Артемидой. Рельефы создают декоративный эффект на гладкой поверхности панциря. Построение статуи свидетельствует об изучении мастером искусства классической Греции. Подобно скульптурам Поликлета и Лисиппа, Август изображен опирающимся на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Однако протянутая вперед рука — этот чисто римский жест оратора — изменяет основной ритм фигуры. Героическая нагота греческих статуй носит здесь условный характер — обнажены только ноги Августа. Голова статуи из Прима Порта — сложившийся тип портретов Августа зрелого возраста: прямой лоб, небрежная прическа падающих на лоб волос с характерным разделением прядей над правым глазом, красивый, чуть изогнутый нос, тонкие, плотно сжатые губы, спокойный и ясный взгляд.

 

Другой тип портретной статуи изображает Августа в облике верховного жреца. Он представлен приносящим жертву, с накинутым на голову краем тоги и чашей для возлияния в правой руке. В лице Августа с впалыми щеками и утомленным взглядом чувствуется стремление скульптора передать пожилой возраст; но в то же время образ императора героизирован: как и в более ранних портретах, он представлен как личность, стоящая выше обычных людей. Статуя Августа в тоге интересна также и тем, что голова ее была исполнена отдельно, из греческого мрамора, и вставлена в статую тогатуса, выполненную рукой другого мастера из италийского мрамора. 

Так назы­вае­мый «Тога­тус Бар­бе­ри­ни» (I. 56) — это сим­во­ли­че­ский образ, кото­рый сум­ми­ру­ет и отра­жа­ет необ­хо­ди­мость пока­зать, с опре­де­лен­ной демон­стра­тив­но­стью, высо­кий соци­аль­ный ста­тус изо­бра­жен­но­го чело­ве­ка как чле­на пат­ри­ци­ан­ской семьи. Фигу­ра оде­та в тогу, гор­дый сим­вол рим­ско­го граж­дан­ства, уста­нов­лен­ный Авгу­стом как «уни­фор­ма», кото­рую необ­хо­ди­мо было наде­вать при посе­ще­нии теат­ра и на любые дру­гие офи­ци­аль­ные меро­при­я­тия. Сто­я­щая фигу­ра дер­жит изо­бра­же­ния пред­ков: сво­его отца — в левой руке (20—15 гг. до н. э.), и сво­его деда, изо­бра­жен­но­го более нату­ра­ли­стич­но — в пра­вой (50—40 гг. до н. э.). Толь­ко ари­сто­кра­ти­че­ские семей­ства име­ли обык­но­ве­ние вос­про­из­во­дить изо­бра­же­ния сво­их пред­ков в вос­ке. Они хра­ни­ли их в залах сво­их домов и «носи­ли» во вре­мя осо­бо важ­ных слу­ча­ев, и обще­ст­вен­ных и част­ных, чтобы их пред­ки таким обра­зом при­сут­ст­во­ва­ли при этом. Голо­ва ста­туи не ори­ги­наль­ная, она добав­ле­на во вре­мя рестав­ра­ции в XVII в., про­веден­ной под при­смот­ром семьи Бар­бе­ри­ни.

24. Колизей, особенности конструкции и архитектурный образ

Колизей

Колизей или амфитеатр Флавиев – грандиозное сооружение в виде амфитеатра, построенное в центре Рима представителями династии Флавиев в 72-80 годах н. э. Главной целью этого строительного шедевра было общение императора с народом. Сопровождалось оно величественными и кровавыми зрелищами гладиаторских сражений. Первое из них было проведено в 80 году, и арена использовалась для различных соревнований вплоть до 523 года. После этого зрелищные мероприятия по инициативе римского сенатора и патриция Аниция Максимуса были запрещены из-за их высокой стоимости.

Строительству амфитеатра Флавиев предшествовало 14-летнее деспотичное правление императора Нерона. Закончилось оно в 68 году. Император покончил с собой, и после этого разразилась гражданская война. Она продолжалась полтора года, а её кульминацией стал приход к власти императора Веспасиана, положившего начало династии Флавиев.

Новому властителю нужна была поддержка народа, а поэтому требовались популярные меры, способные вызвать восторг и почитание. В то время центр Рима занимал огромный дворец Нерона, который называли Золотым домом. В него входили недостроенный дворец, парк, искусственное озеро. На этой территории решили воздвигнуть государственные учреждения, а озеро засыпать и построить на его месте амфитеатр. По задумке, он должен был служить для развлечений свободных граждан Рима. Таким образом, Веспасиан хотел подчеркнуть, что он не узурпатор, а правитель, радеющей о благе своих подданных.

Следует заметить, что все амфитеатры в Древнем Риме строились на окраинах городов. А Колизей был единственным в своём роде, который воздвигли в самом центре столицы. В результате этого он приобрёл особый статус, и стал считаться местом встреч императоров со своими гражданами.

Грандиозному строительству предшествовали военные действия в Иудее. Там были взяты богатые трофеи в иудейском храме. Именно они и стали источником финансирования строительных работ. Рабочую силу составили рабы. Их число доходило до 100 тыс. человек. Они выполняли всю тяжёлую ручную работу. А руководили ими профессиональные строители из граждан Рима. Помимо этого, в работах принимали участие художники, декораторы, скульпторы.

Колизей представлял собой свободно стоящую конструкцию и имел форму эллипса. В длину этот эллипс равнялся 189 метрам, а в ширину составлял 156 метров. Первоначальный периметр достигал 545 метров. Центральная арена в длину равнялась 87 метрам, а в ширину, соответственно, 55 метрам. Арену окружала стена высотой 5 метров. Выше неё находились сиденья для зрителей. Высота наружной стены амфитеатра равнялась 48 метрам.

За раз амфитеатр мог вместить 65 тыс. человек, хотя сами древние римляне называли количество, равное 87 тыс. человек. Поэтому по периметру были предусмотрены многочисленные входы. Всего их было 80. Каждый вход имел свой номер. Граждане Рима покупали билеты в виде черепков, на каждом из них был указан номер входа. Благодаря этому, места заполнялись всего за 30 минут.

Все работы начались в 72 году, и к 79 году были возведены 3 этажа. Четвёртый этаж или уровень был закончен при императоре Тите в 80 году. При следующем императоре Домициане было построено подземелье. Представляло оно собой ряды подземных помещений, в которых содержались рабы и животные. На арену их поднимали с помощью специальных подъёмников. И они появлялись как бы из-под земли, что создавало дополнительный эффект. Была также добавлена верхняя галерея для увеличения вместимости.

Имелся главный северный вход для императора и его окружения. Помимо этого, существовало ещё 3 входа для знати. Все они были богато украшены расписными лепными барельефами. Остальные входы предназначались для обычной римской публики. Большинство входов исчезло с распадом периметра стены. В наше время сохранились 23-й и 54-й подъезды.

Вся строительная конструкция покоилась на фундаменте толщиной 13 метров. Наружная стена была выполнена из травертиновых камней. Они были скреплены не раствором, а железными скобами. В целом строительный объект обладал сравнительно небольшим весом, так как основную его долю занимали арки, украшенные внутри статуями.

Арена представляла собой деревянный пол, покрытый песком. Под ареной находилась сложная подземная структура, состоящая из 2-х уровней. Это сеть туннелей и клетки под ареной. В клетки помещали гладиаторов и животных перед началом соревнований. Имелось 80 подъёмников. Благодаря им, животные и декорации мгновенно доставлялись наверх. В подземные клетки животные попадали по подземным туннелям, соединённым с помещениями, находящимися за пределами Колизея. Подъёмники представляли собой специальные лифты, которые приводились в действие целой системой шкивов.

Существуют доказательства существования больших гидравлических механизмов, связанных с сетью водопровода. С их помощью можно было быстро затопить арену водой и имитировать морские сражения.

Сиденья для зрителей были каменными. Подразделялись они на ярусы. А каждый ярус предназначался для конкретного сословия. В первом ярусе насчитывалось 20 рядов скамей. На них сидели представители городской власти и сословие всадников. Во втором ярусе насчитывалось 16 рядов. Там усаживались обеспеченные римские граждане.

Далее шла высокая стена, отделяющая второй ярус от третьего. Сиденья третьего яруса располагались более круто, чтобы улучшить обзор арены. Предназначались эти места тоже для римских граждан, но только низшего сословия. Четвёртый ярус был построен при Домициане. Туда поднимались приезжие, рабы и самые бедные граждане Рима, так как за четвёртый ярус плата не бралась. Но и места там были в основном стоячие. Существовали группы людей, которых не допускали в Колизей. К ним относились бывшие гладиаторы, работники погребальных служб и актёры.  

Искусство эпохи Траяна

Архитектура

Архитектура времени Траяна, продолжая традицию времени Флавиев, обращается к наследию эллинизма.

Энергичная строительная деятельность Траяна связана главным образом с именем одного из наиболее выдающихся архитекторов Древнего Рима — Аполлодора Дамасского, сирийского грека, получившего блестящее образование на Востоке. Аполлодор состоял официальным архитектором и инженером Траяна. Он был автором двух трактатов — о выстроенном им самим грандиозном деревянном мосте через Дунай и об осадных машинах.

Аполлодором был построен форум Траяна со всеми сооружениями на нем. Это самый большой и роскошный из императорских форумов, наиболее зрелый по архитектурному решению. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор (120 X 120 м) с портиками, за которыми боковые стены образовывали два полукружия; двор замыкала пятинефная базилика Ульпия, за ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек — латинской и греческой — и колонной Траяна между ними. В глубине площади, на той же продольной оси уже после смерти Траяна был построен храм, посвященный ему, как обожествленному императору.


                                               

К северо-восточному полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными монументальными торговыми зданиями, руины которых сохранились до нашего времени. Рынок Траяна интересен по своим архитектурным конструкциям с применением бетонно-кирпичной техники. В главном зале рынка применен трехпролетный крестовый свод.

Расположение всего архитектурного комплекса по одной оси, продольная направленность площади, замкнутой стоящим в глубине зданием, — таковы черты, характерные для предшествующих форумов. В форуме Траяна продольное движение умерялось закруглениями (экседрами), подчеркивающими поперечную ось форума, а также поперечным расположением базилики Ульпия. В центре площади стояла конная статуя Траяна из золоченой бронзы. Площадь была вымощена плитами цветного мрамора. Облицовка стен форума с внутренней стороны также была мраморной. Экседры были украшены позолоченными изображениями трофеев. В портиках площади, в храме и в базилике помещалось множество статуй. Во внутреннем убранстве сочетались мраморные и гранитные колонны, крыша базилики была покрыта листами золоченой бронзы. Широкое применение колоннад и балочных перекрытий вместо римских сводов и арок являлось, вероятно, данью Аполлодора Дамасского греческой архитектуре.

Из построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота 38 м). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра.

Аполлодором был построен форум Траяна со всеми сооружениями на нем. Это самый большой и роскошный из императорских форумов, наиболее зрелый по архитектурному решению. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор (120 X 120 м) с портиками, за которыми боковые стены образовывали два полукружия; двор замыкала пятинефная базилика Ульпия, за ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек — латинской и греческой — и колонной Траяна между ними. В глубине площади, на той же продольной оси уже после смерти Траяна был построен храм, посвященный ему, как обожествленному императору.

К северо-восточному полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными монументальными торговыми зданиями, руины которых сохранились до нашего времени. Рынок Траяна интересен по своим архитектурным конструкциям с применением бетонно-кирпичной техники. В главном зале рынка применен трехпролетный крестовый свод.

Расположение всего архитектурного комплекса по одной оси, продольная направленность площади, замкнутой стоящим в глубине зданием, — таковы черты, характерные для предшествующих форумов. В форуме Траяна продольное движение умерялось закруглениями (экседрами), подчеркивающими поперечную ось форума, а также поперечным расположением базилики Ульпия. В центре площади стояла конная статуя Траяна из золоченой бронзы. Площадь была вымощена плитами цветного мрамора. Облицовка стен форума с внутренней стороны также была мраморной. Экседры были украшены позолоченными изображениями трофеев. В портиках площади, в храме и в базилике помещалось множество статуй. Во внутреннем убранстве сочетались мраморные и гранитные колонны, крыша базилики была покрыта листами золоченой бронзы. Широкое применение колоннад и балочных перекрытий вместо римских сводов и арок являлось, вероятно, данью Аполлодора Дамасского греческой архитектуре.

Из построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота 38 м). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра.

Скульптура

В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность собственно правителя как никогда ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть с наивностью в передаче отдельных деталей; зато им удается создать свой собственный портретный стиль - холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.

Тем не менее, идеализированные портреты императора также создаются. Принято разделять "псевдо-республиканские" раннетраяновские портреты, а затем "портреты десятилетия", когда к юбилею правления Траяна в его иконографии появляется образ героя-полководца. Портреты второй половины его правления намного более героизированы.

Характерный стиль исполнения: моделировка лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической передачей деталей. Исполнение волос - неглубоко вырезанные четкие линии, обозначающие пряди; напоминает графическое обозначение волос на республиканском портрете, но с более высоким рельефом. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Во второй половине правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы, исчезает сухость. Волосы опять трактуются не как плотная масса, прочерченная графическими линиями, а как свободно лежащие живописные пряди. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например, из заплетенных косичек, которые передаются графичными линиями.

«Десятилетний» портрет Траяна

В конце правления Траяна сложится новая форма большого бюста (грудь и руки пониже плеч), которая в эту эпоху будет использоваться только в его портретах, а в следующий, адриановский период, получит широкое распространение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.036 с.)