Принципы римской архитектуры. Типология сооружений, основные типы построек. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы римской архитектуры. Типология сооружений, основные типы построек.



Эпоха республики

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн повлияла на конструкции инженерных сооружений. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена, часто использовалась арка, опирающаяся на массивные столбы. Возводились многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями — аркады. В них применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр.

Важное стратегическое значение имели дороги, объединяющие разные части страны. Одной из главных была Аппиева дорога (IV—III вв. до н.э.), ведущая к Риму. Возводились мощные мосты и акведуки, доставляющие в город свежую воду с гор.

В эпоху республики основным типом общественного здания был храм. От этого периода сохранилось мало памятников. Главной святыней Рима являлся построенный на Капитолийском холме (Рим был возведен на семи холмах) храм трех богов — Юпитера, Юноны и Минервы. К нему восходили римские полководцы во время триумфальных шествий. Храм не сохранился. Предполагают, что он был спланирован по этрусскому образцу: с глубоким портиком спереди, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Капитолий оставался средоточием римской жизни при всех императорах.

Строились круглые и четырехугольные храмы с входом лишь с одного фасада. Например, храм Фортуны Вирилис — небольшое сооружение, выполненное из местного материала (серого травертина). Это сооружение относится к типу храма, называемому псевдопериптер. Греческий периптер здесь расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу (святилище). Украшение ее стен составляют выступающие полуколонны, которые не имеют конструктивного значения. Прямоугольный объем высится на цоколе, портик поддерживают ионические колонны. Вход подчеркивается парадной лестницей. Здесь соединились традиции этрусской архитектуры: просторный портик и высокий цоколь — и греческие традиции: ионический ордер.

Римский форум. Важную роль в римской жизни играла рыночная площадь — форум. Сначала здесь только торговали, затем стали проводить торжественные религиозные процессии, народные собрания, решать важнейшие государственные проблемы, обучать детей. В последние века республики форум приобрел законченный архитектурный облик. Он представлял собой ансамбль храмов, зданий государственного архива и других сооружений. Среди них выделялся храм богини домашнего очага Весты, где горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же стояли колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побежденных вражеских кораблей, отсюда и пошло название ростральная колонна. Площадь была богато украшена статуями, на ней находились также трибуны ораторов.

Форум Романум (Римский) является замечательным памятником античной художественной культуры. На протяжении веков форум, как и город Рим, неоднократно перестраивался и перепланировался. Сейчас от него остались лишь фундаменты построек. Первоначальный вид форума помогает представить реконструкция.

Помпеи. Помпеи — город на юге Италии, расположенный на берегу Неаполитанского залива у подножия вулкана Везувий. 24 августа 79 г. н. э. земля содрогнулась от грохота — началось мощное извержение вулкана. Дождь из пепла и камней и потоки лавы обрушились на город. Люди умерли от удушья еще до того, как были погребены под пеплом. Улицы, дома и постройки исчезли с лица земли.

После трагедии о существовании города почти забыли. Только в 1748 г. были начаты раскопки Помпей и найдены разрушенные виллы, улицы, форум. Обнаружение Помпей и других поселений стало одним из величайших событий в археологии. Появилась возможность более полно воссоздать картину римской культуры периода античности. Сохранившиеся живопись и мозаика позволяют судить о верованиях и повседневных обычаях римлян.

Восстановленные улицы Помпей помогли представить регулярную планировку города. Прямые улицы были вымощены вулканической породой. Обширные, роскошно отделанные постройки с внутренними дворами (атриями) и садами соседствовали со скромными домиками в два-три этажа, разделенными на тесные помещения. В Помпеях были водопровод, фонтаны и три общественные бани, где жители проводили досуг и общались.

У римлян были домашние боги — лары, которые считались духами предков каждой семьи, и пенаты — духи, охранявшие кладовые. Для почитания домашних богов древние римляне строили небольшие святилища внутри дома и в саду. Иногда это были простые ниши, иногда — изящные маленькие храмы для жертвоприношений.

Помпеяне более всего любили театральные постановки и прочие зрелищные увеселения. В городе имелся просторный (на 20 тыс. человек) амфитеатр для гладиаторских боев, недалеко друг от друга располагались два театра: большой и малый. Они оба были построены по принципу планировки древнегреческих театров, в которых ряды каменных скамей подковообразно размещались на естественном склоне холма.

Главный форум Помпей — большая прямоугольная площадь, где была сосредоточена городская жизнь, — обнесен двухэтажной колоннадой. Сюда допускался только пеший люд: путь колесницам и повозкам преграждали три вертикально поставленные каменные глыбы.

На форуме находились святилище Исиды, храмы Аполлона и Юпитера. Вокруг него возвышалось около 40 статуй, воздвигнутых в честь богов, императоров, полководцев. Император Август постановил, что все важнейшие общественные места должны быть украшены подобными скульптурами. Конечно, и его собственному изваянию следовало красоваться среди выдающихся предшественников и предков.

Многие сохранившиеся от древних сооружений поверхности штукатурки или мрамора, ныне белые, изначально были выкрашены красным, желтым, зеленым; черный рисунок элементов декора хорошо выделялся на их фоне.

Среди зданий, окружавших форум, важнейшими являлись культовые сооружения. Когда форум только закладывался, архитекторы определили в качестве его западной границы боковую сторону храма Аполлона. С северной, более короткой стороны возвышался внушительный храм Юпитера.

Империя

Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (И -20-е годы I в. до н.э.). Технологии строительства быстро совершенствовались. Все шире и разнообразнее применялись бетон, облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Отличительными особенностями построек этого времени были монументальность и распространение сводчатых конструкций.

Самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера, так называемый Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранился до наших дней.

Он был возведен из розового известняка на высоком подиуме, фасад выделялся благодаря глубокому шестиколонному портику и ведущей к нему лестницы. В храме, как и в большинстве римских сооружений, использовался коринфский ордер.

Простота замысла и архитектурное мастерство отличали и инженерные постройки, например грандиозный по высоте Гардский мост в Ниме, являющийся частью акведука, снабжающего город водой. Он представлял собой многоярусную аркаду. Масштабность сооружения и вместе с тем его легкость были подчеркнуты динамикой ритма арочных пролетов различного размера. Мост (под названием Пон-дю-Гар) сохранился до наших дней.

В имперский период получили распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как триумфальные арки, мемориальные колонны, форумы.

  Триумфальные арки. Древние римляне любили проводить триумфальные шествия в честь побед над врагом. Для этого возводились триумфальные арки, через которые победившее войско входило в город. Замечательным памятником древнеримской архитектуры является триумфальная арка императора Тита, воздвигнутая в 81 г. Она украшена колоннами, а также рельефами с изображениями Тита и его войск, торжественно вступающих в Рим. Это сооружение служило постаментом для статуи императора Тита на квадриге (четверке лошадей), но статуя не сохранилась.

Арка Тита справедливо считается одним из лучших образцов классической римской архитектуры времен империи. От арок августовского времени она отличается не только особой монументальностью, но и замечательным пластическим мастерством. Вероятно, здесь впервые был применен композитный тип ордера, сочетающий ионические волюты и коринфские капители.

Самая большая римская арка — арка Константина, возведенная в 315 г. в честь императора, наиболее хорошо сохранилась. Барельефы и скульптуры, которые украшают ее, относятся к различному времени и вобрали в себя черты двух веков римского искусства.

Форумы. В период правления Флавиев и Траяна (конец I —начало II в. н.э.) создавались грандиозные архитектурные сооружения. Например, рядом с Форумом Романум были возведены форумы императоров, предназначенные для торжественных церемоний. Форум Траяна — самый красивый и внушительный по сравнению с другими императорскими форумами (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы). Входом на него служила триумфальная арка. Форум был вымощен цветными мраморными плитами. В середине него стояла позолоченная конная статуя Траяна. Здесь были выстроены храм и 98 две библиотеки — греческая и латинская. Между ними находилась Колонна Траяна, сохранившаяся до наших дней. Колонна сложена из мраморных цилиндров, высота ее ствола достигает 38 м. Вся поверхность колонны покрыта четкими рельефами со множеством подробностей победных военных походов и восхвалениями императора (его фигура изображена более 80 раз). Эти изображения служат важным источником информации об исторических событиях и о самом предводителе римского войска — Траяне. Он культивировал идеал простоты. Портреты его времени отличались сдержанностью, внутренний мир моделей был не раскрыт.

На верху колонны стояла монументальная фигура императора, а в основании покоилась урна с его прахом. Таким образом, колонна Траяна служила еще и мемориалом.

Архитектура империи становится главным средством прославления императора и могущества государства.

Например, исключительно торжественный вид форума Августа подчеркивал идею незыблемости государства и власти цезаря.

Колизей. В центре Рима в I в. н.э. был возведен амфитеатр, впечатляющий своими размерами. В окружности он достигал почти 500 м, в высоту — 48,5 м. С первых дней своего существования он был одной из главных достопримечательностей Рима. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым, но в дальнейшем он получил название Колизей (от лат. colosseum — громадный, колоссальный).

В здании Колизея свое самое совершенное воплощение нашел прием расположения ярусами на прорезанной арками стене системы ордерных элементов, что придавало зданию величие и масштабность. Внизу находился тосканский ордер, затем — ионический и наверху — коринфский. Четвертый ярус был глухим с коринфскими пилястрами. Ордерная аркада характерна для зрелой древнеримской архитектуры.

Конструктивные особенности Колизея явились принципиально новым словом в архитектуре. Арена в форме эллипса была окружена ярусами трибун, с которых многочисленная публика могла наблюдать захватывающие зрелища: схватки с дикими зверями, гладиаторские бои и др. Эту арену, оснащенную разными техническими приспособлениями, перекрывали парусиновой крышей, превращали даже в бассейн, для того чтобы устраивать сражения кораблей.

Более 300 лет публика в Колизее была свидетелем жутких зрелищ, затем они были запрещены, и Колизей стал постепенно разрушаться. В последующие века его использовали как каменоломню, варварски добывая мрамор для новых сооружений. Однако этот памятник устоял до наших дней и по-прежнему остается символом Римской империи.

Колизей приобрел славу как архитектурное сооружение, намного опередившее свою эпоху, благодаря технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей.

Пантеон. По грандиозности замысла с Колизеем соперничает Пантеон — единственное сооружение античного мира, сохранившееся до наших дней в своем первоначальном виде. Он представляет собой цилиндрический объем (ротонду) с выступающим портиком. Совершенны пропорции Пантеона: диаметр купола почти равен высоте всего храма. Купол Пантеона словно парит над величественной панорамой Рима.

Внутри огромного каменного зала храма массивный купол из литого бетона выглядит легким благодаря пяти рядам квадратных углублений (кессонов). Грандиозный эффект производит луч света, падающий сверху через круглое девяти метровое отверстие в куполе («Глаз Пантеона»), Величественное впечатление интерьера подчеркивают двухъярусные стены с колоннами, нишами и сводчатыми арками. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Купол над ротондой символически воспроизводит небосвод. Все здесь напоминает о Вечности и должно свидетельствовать о силе и всемогуществе богов. Заложенная в Пантеоне идея уже близка христианству.

Термы. В римских городах в I в. н. э. появились здания нового типа — гигантские термы (общественные бани), вмещающие 2 — 3 тыс. человек. На самом деле термы для римлян были не просто банями, а чем-то вроде клуба. Помимо их основного предназначения они служили местом содержательного досуга и развлечений. Высокие стены, образующие четырехугольник, окружали большую площадь с дорожками для прогулок. Здесь располагались библиотеки, галереи скульптур, помещения для занятий музыкой, принятия пищи, стадион, сады.

Посещать термы было любимым занятием римлян; там их взор услаждали позолота, мозаики, блеск полудрагоценных камней, украшающих огромные сводчатые и купольные залы. Два аристократа, повстречавшись ранним утром, спешили узнать: «А вы сегодня уже были в термах?» Наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (III в. н.э.) представляли собой грандиозное архитектурное сооружение со сложными перекрытиями сводов — своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных приемов. До наших дней дошли лишь развалины этих терм.

  Архитектуре III —первой половины IV в. н.э. были присущи новые искания и противоположные тенденции. С одной стороны, поражала грандиозность масштабов сооружений, с другой — наблюдалось стремление максимально облегчить конструкцию, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.025 с.)