Римские триумфальные сооружения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римские триумфальные сооружения



Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение — политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях — в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма. Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию.

Триумфальная арка Тита, посвященная победе в Иудейской войне 70 г.,

самая древняя в Риме триумфальная арка представляет собой однопролетные врата из белого пентельского мрамора высотой 15,4 и шириной более 5 м.

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

Арка носила и мемориальный характер: внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.

 В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера, посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота — 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре — фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам — четыре конные группы, которые не сохранились до наших дней. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Стены и цокольная часть декорированы рельефами, воспевающими победу Септимия Севера и двух его сыновей Караккалы и Геты над воинствующими племенами.

  Арка Константина, построенная в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145—147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I — начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. 

Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок — тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.

Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме.

Трофеи. Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7—6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.227 (0.006 с.)