Общая характеристика ордерной системы. Основные типы греческих храмов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика ордерной системы. Основные типы греческих храмов.



Система архитектурных ордеров древней Греции.

Дорический ордер:

Система его конструкции состоит из трех главных частей — постамента, колоннады и покрытия. Непосредственно из постамента вырастают колонны. Они массивны и могучи, так тесно поставлены, что кажутся не просторной, сквозной галереей, а сплошной непроницаемой стеной. Их задача — нести, поддерживать огромную тяжесть, нависающую над их головами.

Колонны не только сдерживают тяжесть, но и раздробляют ее единство, продолжая свой упор в вертикальных линиях триглифов и поднимая крышу треугольником фронтона. В результате устанавливается полное равновесие направлений; чувством глубокой уверенности, непоколебимой твердости веет от дорийского храма.

Мы выделили три главные составные части всей конструктивной схемы, но каждую из них, в свою очередь, можно подразделить на новые составные части — индивидуальные и законченные.

Рассмотрим теперь в деталях все составные элементы дорийского ордера. Фундамент храма (или стереобат) скрыт под землей. Постамент, состоявший по большей части из трех уступов, поднимал храм над окружением. С поверхности постамента, которая носит название стилобата, поднимаются стены и колонны храма. Колонна дорийского ордера вырастает из стилобата без всякой базы. Она как бы составляет одно целое с постаментом. Дорийская колонна снабжена неглубокими каннелюрами, которые соприкасаются острыми гранями и подчеркивают устремление колонны навстречу тяжести.

Горизонтальные балки, лежащие на колоннах, носят название антаблемента и состоят из двух главных частей. Нижняя часть антаблемента, состоящая из гладких каменных балок, называется архитравом. Вторая, верхняя часть антаблемента называется фризом и, в свою очередь, состоит из двух перемежающихся частей — триглифов и метоп. Триглиф — один из самых характерных элементов дорийского ордера — представляет собой нечто вроде короткого пилястра с двумя призматически углубленными каннелюрами и двумя полужелобками по краям. Отверстия между триглифами закрывались плоскими каменными плитами, так называемыми метопами, служившими обычно полем для рельефных композиций. 

Над полосой фриза кругом всего храма тянется сильно выступающий вперед карниз, или гейсон.

С двух узких сторон храма, спереди и сзади, двускатная крыша образует треугольные поля, называемые фронтонами, или тимпанами. Фронтоны украшены обыкновенно скульптурными группами.

Окончательное завершение силуэту дорийского храма и, вместе с тем, как бы победный выход наружу его вертикальных, несущих сил дают так называемые акротерии, то есть терракотовые украшения, помещающиеся на вершине фронтона и по его углам.

Ионический ордер:

От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

Колонна ионического ордера делилась на три части: базу, ствол и капитель.

Капитель состоит здесь из продолговатого бруска, срезанного прямой плоскостью по длинной стороне и закругляющегося на узких сторонах, без всякого перехода этот брусок насаживался на круглый ствол колонны. Cтвол ионийской колонны гораздо тоньше. Он суживается кверху меньше, чем дорийской, и равномернее.

Антаблемент ионийского ордера, соответственно тонкой и стройной колонне трактован ниже и профилирован тоньше, чем в дорийской архитектуре. Ионийский архитрав всегда состоит из нескольких (чаше всего трех) полос, слегка выступающих одна над другой, и замыкается сверху пластически трактованным киматием. Вообще следует отметить, что в ионийском ордере гораздо больше мелких, промежуточных элементов, что они трактованы самостоятельнее и, в отличие от дорийского ордера, показаны не живописью, а пластической лепкой.

 Ионийский гейсон уже дорийского, сильнее выступает вперед и лишен всяких украшений. Что касается фронтона, то ионийский обычай не требует непременного украшения его скульптурными группами.

Коринфский ордер:

Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Типы круглой скульптуры:

Скульптуру архаики можно разделить на две основополагающие составные: коры (женские фигуры) и куросы (мужские фигуры). Для статуи архаики характерна спокойная мощь, будь то мужская или женская статуя, одетая или обнаженная фигура. Греческая раннеархаическая статуя имеет чистый профиль и чистый фас, но лишена переходов между ними, всяких промежуточных точек зрения.

Кора

Чаще всего кора предстает фронтально прямостоящей, руки чаще опущены вдоль тела, реже скрещены на груди или держат сакральные атрибуты (копье, щит, меч, жезл, плод и т.д.). На лице видна непременная полуулыбка.
Пропорции тела достаточно точно переданы, несмотря на общую схематичность и обобщенность образов.

Они стоят прочно и широко опираясь обеими ногами. Если одна нога слегка отодвинута, но не вперед, а в сторону. У них низкий, широкий лоб; волосы никогда не завиты мелкими локонами, а собраны общей массой или спадают на лоб. В лице господствуют простые, вертикальные и горизонтальные линии; слегка свисающая нижняя губа придает лицу немного мрачное выражение.

Особенно можно выделить "Кору в пеплосе", "Хиосскую кору", "Кору с гранатом", "Кору в красной обуви" и "Мрачную кору".

Курос

Мужские скульптуры отличаются строгой фронтальностью позы, часто левая нога выдвинута вперед. Руки опущены вдоль тела, кисти сжаты в кулак, реже встречаются скульптуры с руками вытянутыми вперед, как бы протягивающие жертвоприношение. Еще одно непременное условие для мужских статуй архаики - точная симметрия тела. Внешне мужские скульптуры имеют много общего с египетскими статуями, что указывает на сильное влияние египетской эстетики и традиции на античное искусство.

Основной темой скульптур является обнаженная мужская фигура. Раньше все эти статуи стоящих обнаженных юношей называли «Аполлонами».

С первых шагов греческие скульпторы обнаруживают самобытность своей концепции и вносят в образ «Аполлона» черты, чуждые египетской скульптуре: во-первых, полную обнаженность статуи, во-вторых, жадный интерес к структуре, к органическим функциям человеческого тела и, наконец, свободу, независимость статуи от всего окружающего. Египетская статуя всегда ищет опоры в архитектуре, прислоняется к столбу или пилястру; греческая статуя стоит открыто и свободно со всех сторон, как независимая личность.

Самые известные куросы: "Миланский курос", "Клеобис и Битон", "Аполлон Тенейский".

Мирон:

С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четверти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Именно в творчестве этого аттического мастера окончательно сливаются ионическая и дорическая художественные традиции. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве основные качества реалистического искусства ранней классики. «Дискобол», «Афина и Марсий», (Снова, как и в «Дискоболе», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события.) 

У Мирона недостаточно мягкая и свободная трактовка волос и отсутствие интереса к духовному выражению. С другой стороны, есть исключительное реалистического чутье Мирона, что ставит его выше Поликлета в смысле большего разнообразия форм и пропорций.

Сюжеты мироновских произведений очень разнообразны. В списке этих произведений мы найдем богов, героев и атлетов, и молодых и старых, и мужские и женские образы, и группы, и отдельные статуи. Но несомненно, что величайшую славу Мирон приобрел своими статуями атлетов-победителей — бегуна Лада и Дискобола.

Проблему стремительного и напряженного движения Мирон разрешил здесь (Дискобол) блестяще, далеко превзойдя смелостью и динамикой всех предшественников. Но его решение проблемы основано на компромиссе. Мирон изобразил не самое движение Дискобола, а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя движениями — между замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед. Подлинное значение Мирона не в том, что он приближается к натуре в передаче быстрых, мгновенных движений, а в том, что он открыл тайну пластической концентрации движения. В искусстве Мирона еще очень сильны пережитки архаизма. Они проявляются, прежде всего, в самой трактовке тела, суховатой, линейно-точной,в том, что динамика движения сосредоточена почти исключительно в конечностях, тогда как самый торс остается почти неподвижным. Статуя рассчитана на рассмотрение только с одной точки зрения, спереди.

Группа Афины и Марсия так же не имеет профиля, как и Дискобол, так же рельефна и планиметрична. Синтеза групповой композиции Мирон достигает таким образом, не чисто пластическим путем, а линейно-графическими средствами.

Развитие можно интерпретировать в том смысле, что сначала интерес Мирона сосредоточен исключительно на физической энергии, на телесной характеристике человека, на динамике и дифференциации движений. Затем, Мирон определенно жертвует физической динамикой в пользу чисто духовных ценностей и более спокойного, возвышенного, стиля.

Общий, мироновский, стержень их искусства проявляется в реалистическом подходе к натуре и в предпочтении динамических мотивов.

Поликлет:

Поликлет был наибольшим формалистом из великих мастеров классического стиля; в первую очередь его интересовало не содержание образа, а проблема формы, заложенная в той или другой статуе. Искусство Поликлета было лишено всякой эмоциональности, оно было основано исключительно на рационалистических предпосылках.

Эти свойства дарования Поликлета сделали из него выдающегося теоретика искусства. В своем трактате, названном «Канон», Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций. Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры, причем отдельные части тела Поликлет рассматривал, очевидно, как части общей высоты фигуры. Кого бы ни изображала статуя, его автор ставил себе совершенно абстрактную задачу воплощения идеального атлетического тела. Поликлет ставит себе более сложную проблему — движения в состоянии покоя. 

Все отличие Дорифора от его предшественников заключается в том, что его левая свободная нога отставлена не вперед или в сторону, а назад, и что она касается земли не всей ступней, а только пальцами. Казалось бы, такая ничтожная, такая незаметная перемена мотива, между тем она в корне меняет традиционное равновесие статуи и наполняет ее широким, непрерывным ритмом движения.

Гениальное изобретение Поликлета заключалось в том, что с помощью свободно отставленной назад ноги он заставил все тело статуи прийти в движение. Тело Дорифора двигается во всех трех измерениях. Оно двигается вертикально— потому что средняя ось тела изгибается непрерывной кривой линией. Оно двигается горизонтальном направлении — потому что все горизонтальные оси тела находятся на разных уровнях: (контрапост) правое колено выше левого, напротив, правое плечо ниже левого. И, наконец, оно двигается из глубины — посредством копья и шага левой ноги.

Поликлет избегает деталей мускулатуры и трактует тело в больших обобщенных плоскостях, ограниченных ясными, твердыми гранями. Голова Дорифора сконструирована удивительно просто и энергично, но не имеет никаких признаков индивидуального выражения, не наделена никакой эмоциональной жизнью.

В односторонности Поликлета заключалась и его огромная сила. Только благодаря его неотступному изучению проблемы контрапоста и баланса пропорций греческая скульптура окончательно преодолела гипноз фронтальности и завоевала полную свободу движений и пластических объемов.

С последними итогами стилистической эволюции Поликлета знакомит нас статуя Диадумена, то есть атлета, повязывающего вокруг головы победную повязку. За двадцать лет, отделяющих создание Диадумена от Дорифора, пластическая концепция Поликлета сильно изменилась. Прежде всего, формы стали гораздо круглее и мягче, поверхность богаче, так сказать, живописнее. Главное же — что самым радикальным образом эволюционировала идея контрапоста, понятие пластической динамики. Шаг Диадумена гораздо эластичней, решительней и шире шага Дорифора. Плоский силуэт Дорифора обратился в трехмерное тело Диадумена.

Правда, все статуи Поликлета (и в том числе Диадумен) рассчитаны на рассмотрение исключительно с одной точки зрения - спереди. Все их пластические элементы собраны на передней плоскости; у них еще нет, выразительного, пластически дельного профиля.

Планировка и основные памятники Афинского акрополя. Парфенон – памятник культуры классической Эллады.

Над созданием нового Акрополя работал целый ряд мастеров, общее же руководство принадлежало другу Перикла, крупнейшему из афинских скульпторов —Фидию.

Акрополь представляет собой небольшой, круто поднимающийся продолговатый холм. На его вершине было воздвигнуто несколько зданий. В распределении их отсутствовала строгая симметрия, наоборот, господствовал, принцип живописной планировки, то есть перед приходившим на Акрополь последовательно открывался ряд панорам.

 

Парадный вход на Акрополь — Пропилеи — сооруженное из мрамора великолепное здание состояло из главного корпуса, имевшего снаружи колоннады дорического, а внутри ионического ордера, и двух пристроек.

 Перед южным крылом помещался на особом выступе стены небольшой храм Ники Аптерос. Это изысканная небольшая постройка (длина 9,5 м, ширина 6,8 м) представляла собой амфипростиль ионического ордера, имевший с фасадных сторон по четыре колонны.

Пройдя через Пропилеи, посетитель вступал на находившуюся за ними площадь. Отсюда он мог видеть колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия, которая стояла невдалеке, и находившиеся на втором плане храмы — Парфенон и Эрехтейон. В этой панораме центральное место занимала статуя Афины, которой подчинялись расположенные за ней постройки.

Когда посетитель миновал статую Афины, проходя несколько правее ее, как обычно шли культовые процессии, перед ним открывался вид на Парфенон, причем этот храм был виден с угла, т. е. в три четверти. Продолжая двигаться в том же направлении дальше, посетитель настолько приближался к Парфенону, что его уже нельзя было охватить взглядом, и тогда центром панорамы становился Эрехтейон; сложный по плану храм представал с этой стороны, также с угла, и позволял сразу почувствовать богатство и разнообразие форм данного сооружения. Наконец, пройдя между Эрехтейоном и Парфеноном, посетитель достигал площади, на которой стоял алтарь Афины. Сюда выходил главный (восточный) фасад Парфенона.

Парфенон

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города.

В плане Парфенон представляет собой дорийский периптер, с колоннадой кругом всего храма, но в эту дорийскую оболочку вставлено ядро типа амфипростиля — два колонных портика с каждого фасада храма. Внутренность целлы не разделена колоннами, но они обходят кругом целлы с трех сторон; причем колоннада эта разбита на два этажа — нововведение, которое получило общее распространение значительно позднее. В отличие от дорийской нормы Парфенон имеет по узкой стороне восемь, а по длинной — семнадцать колонн.

Совершенно новый, менее строгий характер придает Парфенону и обилие ионийских элементов в декорации. Большую легкость силуэту Парфенона придают и акротерии, имеющие не фигурный, а орнаментальный xарактер. Но главной причиной той легкости и гибкости, которая присуща Парфенону, являются его так называемые курватуры. Дело в том, что в Парфеноне, при всей его кажущейся прямоугольности, нет ни одной действительно прямой линии. Все линии Парфенона, все его плоскости изгибаются, слегка круглятся. Эти курватуры служили, очевидно, для противодействия оптическому обману: чтобы прямые линии не казались вогнутыми их делали выпуклыми.

12.Творчество Фидия.
Фидий — древнегреческий архитектор, скульптор и художник, славу которому принесли статуи из бронзы и хризелефатина (В искусстве пластики термин «хризелефатин», полученный от греческих слов «золото» (хрусос или хризос) и «слоновая кость» описывает тип скульптуры, выполненной из золота и слоновой кости.)
Первые работы греческого скульптора были выполнены из меди и мрамора. Статуи посвящались богам или воспевали исторические события. Новаторство, привнесенное Фидием в профессиональную сферу, заключалось в том, что он стал совмещать слоновую кость и золото в скульптурах. Эксперты также обращают внимание на мастерство автора в изображении обнаженного тела под одеждой.

Несмотря на то, что произведения ваятеля не дошли до наших дней, сохранились описания выполненных им монументов. Работы скульптора признаны шедеврами древнегреческого искусства. Дебютное произведение посвящено Марафонской битве. В композиции воспроизводился образ Мильтида в окружении фигур греческих богов и мифологических персонажей. Памятник находился в Дельфах. Фидий работал над оформлением храма Тесея в Афинах, а также стал автором изваяния, посвященного амазонке. Оно было установлено в храме Артемиды.
В период с 446 по 438 год до н. э. эллин трудился над статуей Афины в Парфеноне. Она была изготовлена из золота и слоновой кости с применением инновационной техники. Высота монумента, по свидетельству Плиния, достигала 11,5 м, а в руках Афина держала богиню победы Нику, меч и щит. На внешней стороне последнего изображалась битва амазонок. Скульптура символизировала мощь Афин и героическое прошлое полиса.

Около 432 года Фидий завершил работу над скульптурой Зевса Олимпийского из хризелефатина. Высота изваяния составляла 14 м. Тело бога покрывала золотая ткань, а в руках находились скипетр с восседающим на нем орлом и крохотная Ника. Зевс Олимпийский стал третьим из семи чудес света.

Определить точный период работы над статуей помогли раскопки, осуществлявшиеся с 1954 по 1956 год. В ходе исследований археологи обнаружили мастерскую творца. Ученые нашли сохранившиеся инструменты, глиняные формы и чашку с надписью, подтверждавшую принадлежность Фидию.

Архитектор создавал новый ансамбль Афинского акрополя, разрушенного персами. Кроме того, его авторству принадлежит статуя Афины Промахос, установленная около 460 года до н. э. на Акрополе в Афинах в честь триумфа над персами.
Бронзовый монумент не сохранился, равно как и Афина Лемния, бронзовая скульптура, описание которой доступно для потомков исключительно благодаря копиям. Не дошло и изваяние Афины Ареи, располагавшееся в Платеях. Датой его создания считается период с 470 по 450 год до н. э. Материалом для статуи послужили позолоченное дерево и пентелийский мрамор.

Искусствоведы причисляют Фидия к основоположникам европейского искусства. Его аттическая школа скульптуры, организованная во второй половине 5 века до н. э., была популярной, а последователи мастера творили в технике высокой классики, сочетавшей тенденции эпохи. Древний грек работал вместе с подмастерьями, а также в сотрудничестве со скульпторами Алкаменом, Мироном и Агоракритом. Ученики мастера участвовали в оформлении Парфенона. С Колтом и Паненом Фидий трудился над изображением Зевса Олимпийского.

Работы
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Афины Промахос
Статуя Афины Парфенос
Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы и т.д.)
Статуя Афины Лемнии
Статуя Афины Ареи
Статуя Деметры
Статуя Коры
Статуя Анадумена
Статуя Гермеса Людовизи
Статуя Тибрского Аполлона
Статуя Кассельского Аполлона

 

13. Архитектура и скульптура храмов Афины Афайи на Эгине и Зевса в Олимпии.
Храм Афины Афайи на острове Эгина, в Сароническом заливе, расположен на вершине холма, между портом Афин и береговой линией Эпидавра. Религиозное строение одно из самых целостных архитектурных чудес древней Греции, дошедших до нашего времени. Храм был построен в 480 году до нашей эры, 25 из 32 дорических колонн все еще стоят, благодаря уникальному античному зодчеству и мастерству современных реставраторов. Он расположен в археологическом парке Эгины, в 13 км к востоку от главного порта. (ред.)

Храм возведен на руинах более раннего святилища, датируемого 570 г. до н.э., которое было разрушено при пожаре в 510 г. до н. То, что осталось от раннего строения, было засыпано, чтобы получить большую плоскую террасу, для строительства нового храма. Под землей руины прекрасно сохранились и дали возможность археологам подробно воссоздать историю прекрасного здания. Были найдены даже окрашенные фрагменты статуй, что полностью подтвердило теорию о разноцветных храмах Древней Греции.

В ходе раскопок четко прослеживается еще одно ритуальное строение, построенное в VII веке до н.э. Самый первый храм был маленьким и простым, с точки зрения плана. Многие женские статуэтки, найденные в этом месте, относятся к позднему бронзовому веку (минойский период), что указывает на факт существования культа еще в 14 веке до н.э.

Храм, дошедший из глубины веков, известен своей потрясающей скульптурной группой. По фронтону с историческими сценами можно отследить прогресс от позднеархаической до ранней классической техники. Большинство древних скульптур, находившихся в святилище Афайи или храме Афины выставлены в Глиптотеке в Мюнхене. Небольшая коллекция фрагментов находится в музее Эгины.

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.
Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.
В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

14. Особенности архитектуры поздней классики. Мавзолей в Галикарнасе
В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе – великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз — мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига — античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников. Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе (Турция) простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки.
После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.
12 мраморных рельефов, извлеченных из стен крепости сейчас хранятся в Британском музее.
Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе (Турция) простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки.

После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

Эпоха республики

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн повлияла на конструкции инженерных сооружений. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена, часто использовалась арка, опирающаяся на массивные столбы. Возводились многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями — аркады. В них применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр.

Важное стратегическое значение имели дороги, объединяющие разные части страны. Одной из главных была Аппиева дорога (IV—III вв. до н.э.), ведущая к Риму. Возводились мощные мосты и акведуки, доставляющие в город свежую воду с гор.

В эпоху республики основным типом общественного здания был храм. От этого периода сохранилось мало памятников. Главной святыней Рима являлся построенный на Капитолийском холме (Рим был возведен на семи холмах) храм трех богов — Юпитера, Юноны и Минервы. К нему восходили римские полководцы во время триумфальных шествий. Храм не сохранился. Предполагают, что он был спланирован по этрусскому образцу: с глубоким портиком спереди, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу. Капитолий оставался средоточием римской жизни при всех императорах.

Строились круглые и четырехугольные храмы с входом лишь с одного фасада. Например, храм Фортуны Вирилис — небольшое сооружение, выполненное из местного материала (серого травертина). Это сооружение относится к типу храма, называемому псевдопериптер. Греческий периптер здесь расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу (святилище). Украшение ее стен составляют выступающие полуколонны, которые не имеют конструктивного значения. Прямоугольный объем высится на цоколе, портик поддерживают ионические колонны. Вход подчеркивается парадной лестницей. Здесь соединились традиции этрусской архитектуры: просторный портик и высокий цоколь — и греческие традиции: ионический ордер.

Римский форум. Важную роль в римской жизни играла рыночная площадь — форум. Сначала здесь только торговали, затем стали проводить торжественные религиозные процессии, народные собрания, решать важнейшие государственные проблемы, обучать детей. В последние века республики форум приобрел законченный архитектурный облик. Он представлял собой ансамбль храмов, зданий государственного архива и других сооружений. Среди них выделялся храм богини домашнего очага Весты, где горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же стояли колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побежденных вражеских кораблей, отсюда и пошло название ростральная колонна. Площадь была богато украшена статуями, на ней находились также трибуны ораторов.

Форум Романум (Римский) является замечательным памятником античной художественной культуры. На протяжении веков форум, как и город Рим, неоднократно перестраивался и перепланировался. Сейчас от него остались лишь фундаменты построек. Первоначальный вид форума помогает представить реконструкция.

Помпеи. Помпеи — город на юге Италии, расположенный на берегу Неаполитанского залива у подножия вулкана Везувий. 24 августа 79 г. н. э. земля содрогнулась от грохота — началось мощное извержение вулкана. Дождь из пепла и камней и потоки лавы обрушились на город. Люди умерли от удушья еще до того, как были погребены под пеплом. Улицы, дома и постройки исчезли с лица земли.

После трагедии о существовании города почти забыли. Только в 1748 г. были начаты раскопки Помпей и найдены разрушенные виллы, улицы, форум. Обнаружение Помпей и других поселений стало одним из величайших событий в археологии. Появилась возможность более полно воссоздать картину римской культуры периода античности. Сохранившиеся живопись и мозаика позволяют судить о верованиях и повседневных обычаях римлян.

Восстановленные улицы Помпей помогли представить регулярную планировку города. Прямые улицы были вымощены вулканической породой. Обширные, роскошно отделанные постройки с внутренними дворами (атриями) и садами соседствовали со скромными домиками в два-три этажа, разделенными на тесные помещения. В Помпеях были водопровод, фонтаны и три общественные бани, где жители проводили досуг и общались.

У римлян были домашние боги — лары, которые считались духами предков каждой семьи, и пенаты — духи, охранявшие кладовые. Для почитания домашних богов древние римляне строили небольшие святилища внутри дома и в саду. Иногда это были простые ниши, иногда — изящные маленькие храмы для жертвоприношений.

Помпеяне более всего любили театральные постановки и прочие зрелищные увеселения. В городе имелся просторный (на 20 тыс. человек) амфитеатр для гладиаторских боев, недалеко друг от друга располагались два театра: большой и малый. Они оба были построены по принципу планировки древнегреческих театров, в которых ряды каменных скамей подковообразно размещались на естественном склоне холма.

Главный форум Помпей — большая прямоугольная площадь, где была сосредоточена городская жизнь, — обнесен двухэтажной колоннадой. Сюда допускался только пеший люд: путь колесницам и повозкам преграждали три вертикально поставленные каменные глыбы.

На форуме находились святилище Исиды, храмы Аполлона и Юпитера. Вокруг него возвышалось около 40 статуй, воздвигнутых в честь богов, императоров, полководцев. Император Август постановил, что все важнейшие общественные места должны быть украшены подобными скульптурами. Конечно, и его собственному изваянию следовало красоваться среди выдающихся предшественников и предков.

Многие сохранившиеся от древних сооружений поверхности штукатурки или мрамора, ныне белые, изначально были выкрашены красным, желтым, зеленым; черный рисунок элементов декора хорошо выделялся на их фоне.

Среди зданий, окружавших форум, важнейшими являлись культовые сооружения. Когда форум только закладывался, архитекторы определили в качестве его западной границы боковую сторону храма Аполлона. С северной, более короткой стороны возвышался внушительный храм Юпитера.

Империя

Наивысшие достижения древнеримского зодчества можно отнести к периоду расцвета империи (И -20-е годы I в. до н.э.). Технологии строительства быстро совершенствовались. Все шире и разнообразнее применялись бетон, облицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Отличительными особенностями построек этого времени были монументальность и распространение сводчатых конструкций.

Самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера, так называемый Квадратный дом в Ниме (Франция), сохранился до наших дней.

Он был возведен из розового известняка на высоком подиуме, фасад выделялся благодаря глубокому шестиколонному портику и ведущей к нему лестницы. В храме, как и в большинстве римских сооружений, использовался коринфский ордер.

Простота замысла и архитектурное мастерство отличали и инженерные постройки, например грандиозный по высоте Гардский мост в Ниме, являющийся частью акведука, снабжающего город водой. Он представлял собой многоярусную аркаду. Масштабность сооружения и вместе с тем его легкость были подчеркнуты динамикой ритма арочных пролетов различного размера. Мост (под названием Пон-дю-Гар) сохранился до наших дней.

В имперский период получили распространение и такие типичные для римской архитектуры сооружения, как триумфальные арки, мемориальные колонны, форумы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.056 с.)