Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае (обзор) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае (обзор)



Инонациональная (коми) тема в русской литературе XIX в. – одно из проявлений её «всечеловечности», открытости всему эстетически и нравственно совершенному. Зыряне в произведениях русской классики: «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Дневник провинциала», «Старец» М.Е. Салтыкова-Щедрина; «Ледяной дом» И.И. Лажечникова; «На краю света» Н.С. Лескова. Сборник «В дебрях Севера» (ред. З.Я. Немшилова):

А.О. Ишимова – детская писательница и издательница. «Воспоминания об Усть-Сысольске» 20-х гг. и повесть «Зырянка» в контексте литературной и издательской деятельности А.О. Ишимовой.

Историко-этнографические сведения о зырянах; духовный климат Усть-Сысольска в повествовании писательницы; взаимоотношения русских и зырян. «Зыряне» В.И. Немировича-Данченко и «Ижма» С.В. Максимова. В.И. Немирович-Данченко как писатель и исследователь Европейского Севера ижемских коми. Очерк «Зыряне» (в кн. «Страна холода») и «Мезенская тундра» в контексте «северных» произведений писателя. Особенности народного характера зырян-ижемцев (энергия, предприимчивость, толковость, находчивость), их духовный мир в изображении С.В. Максимова.

Литературные связи писателей-народников с Коми краем. П.В. Засодимский и А.В. Круглов. Их «хожение» в народ коми. «Лесные люди», очерк А.В. Круглова о материальной и духовной жизни коми-зырян.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литературно-этнографический очерк. ЛЕКСИКА. Духовный климат. Духовный мир.

К.Ф. Жаков. Личность писателя, этапы творческого пути. Коми национальное мировосприятие и миропонимание, обогащенное опытом мировой философии и художественной культуры.

1 произведение по выбору. «Жизнь Фалалея». Житийность рассказа. Противопоставление будничной бытовой жизни людей села и наполненной внутренней силой жизни Фалалея. Черты житийного героя. Жизнь Фалалея – духовное единство человека и природы. «Царь Кор». Переложение предания народа коми. Величавость эпохи, природы. Значение событий для судьбы народа. Гиперболизация характеров, внешнего вида персонажей и обстоятельств. Поэма «Биармия». Историко-философская концепция автора о существовании легендарной страны Биармии. Картина жизни древнего мира. Образы князя Яура, красавицы Райды, богатыря Ошпи, певца Ворморта. Мудрое согласие, гармония мира природы и мира древнего человека.

Автобиографический роман-тетралогия «Сквозь строй жизни» (отрывки). Поиск жизненного идеала. Изображение духовной жизни героя. Противопоставление красоты естественной крестьянской жизни северного народа и цивилизации. Символический характер заглавия.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Переложение. Автобиографическая проза.

В.Т. Чисталев. Творческая судьба коми писателя.

Рассказ «Трипан Вась». Реалистическое воссоздание психологии крестьянина-труженика. Образ земледельца, независимого от социальных, политических катаклизмов. Предназначение земледельца – вечное возрождение и обновление мира. Психологизм героя. Лирический подтекст.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологизм.

1 стихотворение по выбору.

«Рождение песни» (пер. В. Журавлева-Печорского). Поэтический манифест поэта – элегия «Рождение песни». Сущность поэзии. Отношения поэта с миром, с родиной. Разговор поэта с самим собой, вопросы к самому себе, к родной земле, к тихому одухотворенному миру. Образы коми песни и коми природы – единая картина мира. Душа, мироощущение коми народа, отраженные в образе родной природы.

«Земля моя родная» (пер. Г. Торлопова). Воспоминания о родной земле. Роль образа-символа – ветра. Восхищение неповторимостью и простотой родной природы.

«Ясная ночь, морозная ночь» (пер. С Журавлева-Печорского). Образ зимней ночи – мир, рождающий в человеке различные ощущения и чувства. Восприятие природы разными органами чувств: прикосновения, запахи, звуки. Место человека в едином пространстве Вселенной. Изображение внешнего мира через внутреннее состояние.

М.Н. Лебедев. Творческая судьба. Создание произведений на фольклорной основе. 1 произведение по выбору.

«Фома Лёкмортов». Жанровая характеристика «Из записной книжки случайного путешественника». Образ повествователя. Традиции охотничьих рассказов И. Тургенева.

«Добрая женщина». Борьба нового мира со старым. Образ Доброй женщины как символ силы света и свободы. Победа над жрецами Войпеля.

«Красавица». Насильственная выдача замуж молодой девушки за старика. Свадебная купля-продажа. Стиль традиционной семейно-бытовой и свадебной поэзии: свадебные сценки девичника, сговора-рукобития, свадебные песни-дразнилки.

Басня «Колхозник Митрофан». Социальная направленность басни. Образ лодыря. Отношение к труду. Изображение действительности 20-х годов 20 века

Басня «Федор и Родион». Образы труженика и лентяя-единоличника.

Стремление к обновлению жизни. Нравоучительность.

ЛЕКСИКА. Социальная направленность. Неравный брак. Единоличник.

Лодырь.

В.И. Лыткин. Творческий путь. Духовные искания поэта и ученого.

«Коми девушка» (пер. О. Мишина). Размышления лирического героя об идеальной невесте для коми юноши. Нравственно-эстетический идеал девушки-невесты. Особенности характера коми человека, необходимые для жизни в суровых условиях быта.

Поэма «Идут». Образы коми крестьян – красноармейцев. Трагическая цена победы. Образы коми земли, явлений природы, реагирующих на происходящие события. Раздумья о Родине, Коми крае, жизни коми людей, коми слове. Символика поэмы.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Образ-символ.

ЛЕКСИКА.      Трагическая  цена.   Нравственно-эстетический      идеал.

Нравоучительность.

В.А.           Савин.       Создатель                        коми    национального театра.          Новаторство. Социально-политические драмы и комедии.

Пьесы «В раю», «Неприкаянная душа»: драматическая дилогия. Посмертное путешествие крестьянина Сюзь Матвея в загробный мир: пребывание в раю и аду. Обрядовый смех сцены поминок героя. Народное представление о загробном мире. Черты казенного учреждения с бюрократическими порядками в изображении рая и ада. Труженик– крестьянин, побеждающий сатану и архангелов.

Песенное творчество. Поиски поэтической формы: создание баллад, элегий, посланий, поэм.

1 произведение по выбору.

«Где-то в будущем» (пер. Г. Пагирева). Размышления о своем времени в элегии. Оценка несовершенства жизни глазами человека будущего.

«Весенняя ночь» (пер. Г. Пагирева). Общечеловеческое чувство сожаления о прошедшей молодости. Состояние печали и тоски лирического героя на фоне вечной весенней ночи.

«Соколиное гнездо» (пер. И. Рыжикова). Противопоставление прошлого и настоящего народа: жизнь в холоде и темноте противопоставлено возрождению и свету. Образ соколов – молодых людей, интеллигентов, грамотных людей, двигающих жизнь к прогрессу.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Драматический конфликт. Дилогия. Новаторство. Политическая драма.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Исследовательский проект-презентация «Версии происхождения географических и этнографических названий в краю зырян». Информационный проект-презентация «Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае». Проект-представление самостоятельно прочитанного произведения коми писателя.

 

Произведения для самостоятельного чтения:

1. Личность И. Куратова в поэме А. Ванеева «Иван Куратов»;

в романе Г. Федорова «Зарница»; в повести И. Изъюрова «Прощание».

2. К. Жаков. «Золотая сказка», «Серебряная сказка». Поиск человеком смысла жизни. Испытания и трудности познания окружающего мира – дорога человека к счастью и гармонии.

3. М. Лебедев. «Пермский богатырь» (быль), повесть «Последние дни Перми Великой» (отрывки). Этапы исторического развития и распространения православия в северных землях Руси.

4. В. Савин. Поэма «Девичье горе». Тяжелая судьба коми женщины до революции.

5. П. Сорокин. Автобиографический роман «Долгий путь» (отрывки).

Образ автора-повествователя. Формирование мировоззрения юноши.


6. Тематическое планирование

Год обучения

Разделы Кол-во часов
1. Введение 1
2. Стефан Пермский – просветитель Коми 10
3. Малые жанры коми фольклора 5
4. Герои коми преданий 15
5. Коми народные сказки 10
6. Коми народные песни 10
7. Литературные сказки 15
8. Промежуточная аттестация (защита проекта) 4
  ВСЕГО 70

Год обучения

Разделы Кол-во часов
1. Введение 1
2. Коми лирика XIX века 8
3. Коми лирика первой половины XX века 16
4. Коми лирика второй половины XX века 13
5. Коми проза XX века 28
6. Промежуточная аттестация (защита проекта) 4
  ВСЕГО 70

Год обучения

Разделы Кол-во часов
1 Введение 1
2 Герой лирического произведения 28
3 Герой эпического произведения 37
4 Промежуточная аттестация (защита проекта) 4
  ВСЕГО 70

Год обучения

Разделы Кол-во часов
1. Введение 1
2. Русские писатели о Коми крае 10
3. Лирические произведения XIX века 4
4. Драматические произведения XX века 10
5. Переводчики и художественный перевод 7
6. Эпические произведения ХХ века 20
7. Лирические произведения XX века 16
8. Промежуточная аттестация (защита проекта) 4
  ВСЕГО 72

Год обучения

Разделы Кол-во часов
1. Введение 1
2. Творчество И.А. Куратова 8
3. Творчество Г.С. Лыткина 8
4. Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае 5
5. Творчество К. Ф. Жакова 10
6. Творчество В.Т. Чисталева 8
7. Творчество М.Н. Лебедева 8
8. Творчество В.И. Лыткина 8
9. Творчество В.А. Савина 10
10. Промежуточная аттестация (защита проекта) 4
  ВСЕГО 70

Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература Республики Коми»

Класс

Ученик научится:

- видеть черты коми национального характера в героях коми сказок,

- определять жанр произведений УНТ;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- определять композиционные части народной сказки;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять художественные приёмы, используемые в произведении;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- находить в художественном тексте изобразительные средства выразительности

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Класс

Ученик научится:

- выразительно читать лирические произведения

- определять композиционные части литературных произведений;

- пересказывать  произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов;

- определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и жанров.

- понимать и формулировать тему, идею, конфликт нравственный пафос литературного произведения;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст;

- сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать героев;

Ученик получит возможность научиться:

- проводить краткий литературоведческий анализ с опорой на данные вопросы;

- аргументировать свое суждение по поднятой в тексте проблеме;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

Класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой

анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;

- определять тематическую классификацию стихотворений

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

 

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского

характера, реферат, проект).

 

Класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания;

- формулировать идею и проблему художественного произведения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

 

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и коми народов);

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Выпускник научится:

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале коми и русского народов, формирования представлений о коми национальном характере;

• видеть черты коми национального характера в героях произведений Литературы Республики Коми;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать тексты, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

 

Выпускник получит возможность научиться:

• рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой выбор;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.

Контроль образовательных результатов

Год обучения

Достижение предметных и метапредметных результатов первого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3. Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4. Словесное иллюстрирование эпизодов.

5. Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6. Ответы на поставленные автором учебника вопросы.

7. Постановка в устной форме репродуктивных вопросов к тексту при помощи слов что, кто, где, когда, сколько и пр.

8. Устные ответы на репродуктивные вопросы с использованием цитат.

 

Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:

- Информационный проект «Стефан Пермский – просветитель Коми».

- Информационный проект: словарь коми пословиц, поговорок и загадок на определенную тему по выбору учащегося.

- Информационный проект «Каллистрат Жаков».

- Проект литературной викторины «Литература и фольклор коми народа».

- Проект книжной тематической выставки «Литература и фольклор коми народа».

Год обучения

Достижение предметных и метапредметных результатов второго года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3. Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4. Словесное иллюстрирование эпизодов.

5. Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6. Ответы на поставленные автором учебника вопросы.

7. Постановка в устной форме репродуктивных вопросов к тексту при помощи слов что, кто, где, когда, сколько и пр.

8. Устные ответы на репродуктивные вопросы с использованием цитат.

9. Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

10. Пересказ сюжета/фабулы произведения.

Примерные проектные работы для промежуточной аттестации.

- Информационный проект «Малая родина И. Куратова».

- Графическое иллюстрирование текстов стихотворений.

- Проект книжного альбома, посвященного временам года в стихах поэтов республики.

- Информационный проект «Коми поэты начала 20 века».

- Информационный проект «Коми поэты второй половины 20 века».

- Исследовательский мини-проект «Поэтический текст в переводе разных авторов».

 

Год обучения

Достижение предметных и метапредметных результатов третьего года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

3. Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

4. Словесное иллюстрирование эпизодов.

5. Устный комментарий слов героя, автора и пр.

6. Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

7. Пересказ сюжета/фабулы произведения.

8. Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

9. Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:

- Сборник сочинений-отзывов о стихотворениях коми поэтов (по выбору учащегося).

- Презентация «Переводчики коми поэзии».

- Исследовательский мини-проект «Поэтический текст в переводе разных авторов».

- Читательская конференция «Мой сверстник в годы Великой Отечественной войны».

- Презентация «Географические места Коми края как отражение судеб литературных персонажей».

- Презентация «Переводчики коми прозы».

 

Год обучения

Достижение предметных и метапредметных результатов четвертого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2. Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

3. Словесное иллюстрирование эпизодов.

4. Устный комментарий слов героя, автора и пр.

5. Устное переложение текста стихотворения от 3 лица.

6. Пересказ сюжета/фабулы произведения.

7. Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

8. Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

9. Анализ стихотворения, фрагмента, эпизода текста по предложенному алгоритму

10. Давать свое рабочее определение теоретико-литературным понятиям.

Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:

- Информационные проекты «Элементы коми свадебного обряда – сватовство, рукобитье, сговор, девичник, свадебный пир»; «Обычаи и верования народа коми».

Год обучения

Достижение предметных и метапредметных результатов пятого года обучения проверяется различными формами представления результатов, в том числе:

1. Выразительное чтение наизусть фрагментов прозаических произведений и стихотворений.

2. Пересказ избранных фрагментов текста (повествование, пейзаж, портрет, интерьер, монолог, диалог).

3. Пересказ сюжета/фабулы произведения.

4. Постановка продуктивных вопросов к тексту при помощи слов как,

почему, какие, чем, зачем и пр.

5. Устные ответы на продуктивные вопросы с использованием аргументации.

6. Анализ стихотворения, фрагмента, эпизода текста по предложенному или собственному алгоритму

7. Давать свое рабочее определение теоретико-литературным понятиям.

8. Определение позиции автора и способов ее выражения.

9. Интерпретация (устно) выбранного фрагмента произведения.

10. Объяснение (устно) смысла названия произведения.

Примерные проектные работы для промежуточной аттестации:

- Исследовательский проект-презентация «Версии происхождения географических и этнографических названий в краю зырян».

- Информационный проект-презентация «Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае»;

- Проект-представление самостоятельно прочитанного произведения коми писателя.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного курса

 

1. Я иду землею Коми: Книга для чтения, 6 – 7 классы / Составители: В. Н. Демин, Д. Н. Демина. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991.

2. Болотова Г.В. Проблемы психологизма в современной прозе Республики Коми: Учебное пособие. – Сыктывкар, 2003.

3. Ванеева И.М. Великая Отечественная война и коми литература. – Сыктывкар, 1975.

4. Ведерникова О.В. Фольклорные традиции в современной прозе коми.

– Сыктывкар, 2003.

5. Ганова Е.Ф. Как будто здесь родился / Ж.-Печорский Р., Рекемчук А., Столповский П. / – Сыктывкар, 1999.

6. Дёмин В.Н. История и типология жанров коми поэзии. – Екатеринбург, 1997.

7. Дёмин В.Н. Национальный стиль и стилевые течения современной коми литературы: Докл. на заседании Президиума Коми филиала АН СССР 28 марта 1985 г. – Сыктывкар, 1985.

8. Коми легенды и предания / Сост. Рочев Ю.П. – Сыктывкар, 1984.

9. Микушев А.К. Эпические формы коми фольклора. – Л., 1973.

10. Микушев А.К., Чисталев П.И. Коми народные песни. – Сыктывкар,

1968.

11. Мифология коми: Энциклопедия Уральских мифологий. Т. 1. М. – Сыктывкар, 1999.

12. Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки. – Сыктывкар, 1973.

13. Туркин А.Н. Краткий топонимический коми словарь. – Сыктывкар,

1981.

 

Также для реализации учебного курса используются хрестоматии, имеющиеся в библиотечном фонде школы: 

1. Коми литература: Хрестоматия для 9 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001 г.

2. Край мой северный: Книга для чтения, 7 – 8 классы. Составители В. Н. Демин, Д. Н. Демина. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1992 г.

3. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми. Автор – составитель: Н. П. Коблова.– Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004 г.

4. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми. Авторы – составители: Е. Ф. Ганова

Список литературы для учащихся:

1. Голубая тайга. Альберт Ванеев. «Современник», Москва, 1972 г.

2. Журавлев – Печорский В. Глоток воды, Сыктывкар, 1964 г.

3. Н.П. Коблова. Методические рекомендации к хрестоматии «литература Республики Коми» 5 класс. Пособие для учителей. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2005 г.

4. Коми литература: Хрестоматия для 9 – 10 классов школ с многонациональным составом учащихся. Сост. Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1993 г.

5. Коми литература: Хрестоматия для внеклассного чтения. 9 – 10 кл. Сост. Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1987 г.

6. Коми литература: Хрестоматия для 9 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Составители: Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001 г.

7. Край мой северный: Книга для чтения, 7 – 8 классы. Составители В. Н. Демин, Д. Н. Демина. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1992 г.

8. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми. Автор – составитель: Н. П. Коблова.– Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004 г.

9. Литература Республики Коми: Хрестоматия для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми. Авторы – составители: Е. Ф. Ганова, А. В. Горская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004 г.

10. Савин В. «Звени, моя парма», Сыктывкар, 1983 г.

11. «Среди людей», - Сыктывкар, 1982 г.

12. Там, где течет Печора. Сост. П. М. Столповский. – М., Современник, 1988 г.

13. Тимин В. Я пришел из коми деревеньки. – Сыктывкар, 1982 г.

14. Торопов И. «Где ты, город». М., Современник. 1972 г.

15. Черный ящик, Сыктывкар, 1995 г.

16. Энциклопедический словарь школьника, Сыктывкар, 1995 г.

17. Я иду землею Коми: Книга для чтения, 6 – 7 классы. Составители В. Н. Демин, Д. Н. Демина. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1991 г

Интернет-ресурсы

1. Региональные энциклопедии РСФСР и Российской Федерации

(1939-2018) http://nlr.ru/res/epubl/rue/komi.html

2. Наследие финно-угорских народов. Информационно-ресурсный центр Национального исследовательского Мордовского государственного университета http://portal.do.mrsu.ru/info/literature/komi/

3. Национальная библиотека Республики Коми. Электронная библиотека http://www.nbrkomi.ru/str/id/2

4. Информационный центр «Финноугория» http://www.finnougoria.ru/logos/lit_kritika/2974/48570/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.227 с.)