Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права в системе общественных наук.Стр 1 из 17Следующая ⇒
Теория государства и права в системе общественных наук. Наука- это систематизированное знание об окружающей среде. Науки делятся: 1. Естественные- изучаю реальность, понятия, принципы, которые не зависят от воли и сознания человека. 2. Социальные- изучают отношения, возникающие в обществе. 3. Технические- изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком для улучшения условий его жизни. ТГП находясь в системе гуманит. наук тесно взаимод.с философией, социол., экономич. теорией, историей. Все эти науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук шире, чем предмет ТГП. 1. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. 2. Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассм. влияние различных соц. факторов на гос-во и право, кот. не явл.ее исключительным объектом изучения. 3. Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. тгп изуч. гос-во как элемент полит. системы, а право как способ регулир. полит. процессов и явлений. 4. Тесная связь существует между тгп и эконом. наукой, поскольку развитие госуд.-правовых явлен. во многом зависит от эконом. факторов. Поэтому тгп исп. разработки эконом.науки, кот. позволяют глубже познать гос.-правовые явления. В частности, тгп опред. пределы зависимости гос-ва и права от экономики, способы правового управл.эконом. жизнью общества.
Социально-исторические предпосылки возникновения государства Предпосылки возникновения гос-ва сложились еще в первобытном общ-ве:
1)ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ а) переход от присваивающей системы хозяйствования к производящей, б)появление частной собст-сти,в) усложн. отношений в сфере производства,присвоения и распределения частной собственности àэкономические противоречия 2)СОЦИАЛЬНЫЕ а)запрет на кровосмешение,б) замена полигамных отношений моногамными и появление семьи в)утрата родовой общины соц.однородности,основанной на кровном родстве à соседская община г)формирование новых видов соц. связи (семейных,товаро -обменных и тд.) д)усложнение социальной структуры общ-ва 3)ПОЛИТИЧЕКИЕ а) появление аппарата публичн. полит.власти, б) извлечение частного производ. продукта для содержания аппарата управления, в)возникновение силовых структур 4)ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ а) переход от кочевого образа жизни к оседлому, б)изменение х-тера территории в) зарождается институт гражданства 5.Основные теории происхождения государства (общая характеристика) Виды: · По содерж.: консультирование, толкования, выступления в юр. учреждениях, ведения юр. дела. · По проф. специализации или по субъектами осущ.: адвокатская, следственная, прокурорская, судебная, нотариальная.. · По кол-ву уполномоченных лиц, осущ. рассм. юр. дела: - индивидуальная (единоличная), - коллегиальная (коллективная). · По содерж. интеллект. работы (познавательно-поисковая, организационная, реконструктивная, регистрационная, коммуникативная)
Понятие и сущность права. Право –это особый социальный регулятор, реализующий свое социальное назначение по определению масштаба свободы равных субъектов путем общеобязательных формально-определенных санкционированных и защищаемых гос-ом объективных норм, воплощаемых в субъективных права и обязанностях. В юр.науке понятие права используется в 2 значениях: 1.объективное право (право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юр.норм); 2.субъективное право (право, принадлежащее конкретному лицу). Признаки: 1) гос.-волевой характер, который характеризует право как выразителя гос. воли общества
2) нормативность. Право осуществляется как гос. воля в правовых предписаниях, кот.проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юр.норм; 3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством; 4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение; 5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права. 6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга; 7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей; Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Соотношение права и морали. Право и мораль играют огромную роль в регулировании общественных отношений. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей. ● Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. ●Мораль (нравственность) - система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. Единство права и морали заключается в следующем: Содержат элементы культуры 2) являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;(регулятивный х-тер) 3) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; (системность) 4) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 5) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей. 6) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. (социальный х-тер)
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) помогают друг другу в упорядочении общест. отношений, в формировании у людей установленной юр. и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 6) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Отличительные черты: 1) процесс формирования предписаний; 2) формы закрепления и выражения; 3) степень значимости; 4) система гарантий и санкций; 5) временной и тер-ый характер действия; 6) связь с гос-ом.
Классификация НПА 1. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: законы и подзаконные акты. 2. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на: 3. В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты. 4. В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты. 5. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА: государственный орган; общественные организации; народ (референдум).
По сфере их распространения: федеральные НПА; акты субъектов РФ; акты муниципальных органов; локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
ЭТАП § принятие решения о подготовке проекта норм.акта; § формирование рабочей группы и разработка концепции проекта; § подготовка его текста; § предварительное обсуждение; § согласование содержания проекта норм. акта с различными организациями; § предварительное утверждение. ЭТАП § внесение проекта норм. акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение; § обсуждение проекта; § принятие и подписание норм. акта; § официальное оглашение, доведение до сведения адресатов. Журнальный а)хронологический- по дате принятия б)алфавитно предметный- рубрики по алфавиту в)системно-предметный- тематико-предметный –отделение массива законод-ва на конкретные отрасли, подотрасли и институты 2.Карточный -создание ряда карточек, т.е целой сист-мы 3.Автоматизированный(используется наиболее активно)- можно занести безграничный объем инфы, быстрое получение информации Элементы: -субъект –лица, наделенные провосубъектностью и реализующие в рамках ПО субъект.права и юрид.обязанности Всех субъектов можно разделить на 3 группы: 1.Физ. лица- отдельные индивиды 2.Организации - гос. органы,гос. учреждения,гос. предприятия,органы МС, общественные объединения, хозяйственные организации. 3.Социальные общности- складываются из наций,народа, народности, населения региона, трудового коллектива. Основных групп объектов: 1.материальные блага (вещи, имущество, ценности) 2.нематериальные личные блага (честь, жизнь, здоровье) 3.духовные блага (произведения литературы, искусства, живописи, музыки) 4.услуги и их результаты (строительство дома, ремонт электроприборов, перевозка) 5.ценные бумаги и официальные документы (облигации, акции, лотерейные билеты, деньги) Юридические (специальные). К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В самом широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов (ибо само с собой лицо вступить в правоотношение не сможет), и соответствующее поведение участников правоотношений. К юридическим предпосылкам относятся: · норма права; · правосубъектность; · юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство). Без названных предпосылок правоотношение невозможно.
Особенности: 1. в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т. п., освобождение от ответственности).
2. цель- обеспечение выполнения м/н, гос. и общ. ф-ций, служебных офиц. обяз-ей. 3. круг лиц четко определен нормами м/н права, Конст. и законах. 4. весьма многообразны Виды: 1. в зависимости от природы реализуемых ими функций- м/н, гос-ые и общ-ые; 2. в зависимости от сферы их осуществления — на межгос-ые и внутригос-ые; 3. в зависимости от их характера — на материально-правовые (освобождение долж. лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов) 4. в зависимости от объекты обеспечения — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и т.д.
Уровни: Первый уровень - обыденное правосознание- свойствен основной массе общ-ва, формируется на базе повсед. жизни гр-н в сфере прав.регул-ия. Второй уровень - профессиональное правосознание- складывается в ходе спец. подготовки, в процессе осуществления практ. юрид. деят-ти. Третий уровень - научное, теоретическое правосознание- характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами прав. регул-ия общ. отн-ий. Виды правосознания: 1.По степени общности: - Индивидуальное - складывается под влиянием, как внеш., так и внутр. факторов - Групповое - правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ - Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации) - Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи). 2.По глубине отражения: - научное (доктринальное) - наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере - профессиональное - близко к научному, суждение о праве юристов ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности. - обыденное - первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни
Виды: ПК общ-ва определяется уровнем правосознания и прав. активности общ-ва, степенью прогрессивности и эффективности юрид. норм. ПК соц-ой группы может отличаться в зависимости от характера этой группы. ПК личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. * Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества. Уровни: Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни.
Виды: Регулятивная- решаются индивид. конкр. управлен. дела и вопросы организ, хозяйст, соц-культур, оборонного, внутр и внешнеполит хар-ра, реализуются права и законные интересы гр-н, гос.органов, предприятий, учреждений и орг-ий в сфере гос. упр-ия. Правоохранительная- направлена на охрану урегулированных юрид. нормами управл. отн-ий, их неприкос-ти Стадии: 1. уст-ие факт.обст-в юрид.дела- вкл. в себя различные события, которые отн-ся к прошлому, подтверждаются док-ми, т.е. матер. и нематер. следами прошлого. Требования к док-м: относимость - для анализа принимают только знач. док-ва для данного дела; допустимость- должны использоваться только те док-ва, кот. получены в соотв. с офиц.требованиями сбора док-в; полнота- уст-ие всех без исключения обст-в, имеющих значение для дела. 2. выбор и анализ прав. нормы, подлеж.применению 3. принятие решения по юрид.делу и его юрид.оформлению.
Способы устранения: 1.принятие нового актавзамен коллизирующих или отменаодного из противоречащих друг другу актов. 2.разработка коллизионных норм и принципов,уст-иъ юрид.приоритеты 3.судебный порядокрассмотрения споров в коллизионных ситуациях 4.судебные толкования 5. опротестованиеактов органами прокуратуры в уст-ом порядке 6. согласительно-примирительныепроцедуры 7. введение временных или специальных режимов- включение приостановление действия какого-либо акта или функц-ия отд. органа или долж. лица Конкуренция норм – это ситуация, когда общественно опасное деяние подпадает под признаки нескольких уголовно-правовых норм, хотя совершено одно преступление. При конкуренции обе правовые нормы запрещают то или иное поведение. При коллизии возникает прямое противоречие между нормами, когда одна из них запрещает, а другая, наоборот, разрешает то же самое поведение.
Признаки: -субъект действует в пределах юрид. предписаний, соблюдая их требования -сознательно-волевой хар-р - правомерное поведение- выражение совокупности осознаваемых индивидом мотивов, целей, осознания наступления возможных неблагопр. последствий выраженных в форме юрид.ответ-ти -соц-ая полезность правомерного поведения - представляет собой совокупность внеш. и внутр. стороны деят-ти индивида Виды: 1.по степени соц-ой полезности: Необходимое- отличается повышенной соц-ой значимостью, необходимо в силу того, что затрагивает жизненно-важные устои об-ва Желательное- не имеет столь высокой значимости, однако, благотворно влияет на развитие и функ-ие социума, в силу этого гос-во заинтересовано в стимулировании 6 Соц-допустимое- не затрагивает сущ=х интересов, не приносит сущ-ой пользы, но не яв-ся соц.вредным 2.в зависимости от соц.значимости: Соц.-активное- основывается на восприятии прав. норм, как наиб.целесообр., по сравнению с др.соц. регуляторами, ориентирами поведения, высокая степень организ-ти и дисцип-ти личноти Традиционное/обычное- основывается на убеждениях и принципах, сформ-ся у личности в результате воздействия комплекса факторов: воспитание, влияние соц-ой среды, образование и т.д., лицо реализует право в силу того, что жить в соотв. с правом означает жить правильно Конформистское- предполагает реализацию права по принципу: делаю, как все или б-во, яв-ся следствием приспособления личности к внеш. обст-м Маргинальное- правомерное поведение, основанное на страхе наказания, угрозы принуждения и негат.санкций, кот.яв-ся факт.единст.обст-м удерж-м маргинала от совершения правонарушения.
Гарантии: А. Общие гарантии- экономические, политические, идеологические, социальные, общественные Б. Специальные юрид.гарантии. Специальные юридические гарантии- этосовокупность уст-ых законод-ом способов и средств, направленных па предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Виды: 1. средства выявления правонарушений- деят-ть прокуратуры, Конст.Суда и т.д., цель-пресечение и устранение последствий правонарушений 2. меры защиты- возмещение вреда, взыскание алиментов и т.д. 3.правосудие 4.юридическая ответственность- результативность юрид.ответ-ти определяется неотвратимостью наказания, а не его жестокостью. 5.меры пресечения- обыск, задержание, приостановление работы и т.д. 6. средства предупреждения правонарушений.
Теория государства и права в системе общественных наук. Наука- это систематизированное знание об окружающей среде. Науки делятся: 1. Естественные- изучаю реальность, понятия, принципы, которые не зависят от воли и сознания человека. 2. Социальные- изучают отношения, возникающие в обществе. 3. Технические- изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком для улучшения условий его жизни. ТГП находясь в системе гуманит. наук тесно взаимод.с философией, социол., экономич. теорией, историей. Все эти науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук шире, чем предмет ТГП. 1. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. 2. Социология, напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассм. влияние различных соц. факторов на гос-во и право, кот. не явл.ее исключительным объектом изучения. 3. Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. тгп изуч. гос-во как элемент полит. системы, а право как способ регулир. полит. процессов и явлений. 4. Тесная связь существует между тгп и эконом. наукой, поскольку развитие госуд.-правовых явлен. во многом зависит от эконом. факторов. Поэтому тгп исп. разработки эконом.науки, кот. позволяют глубже познать гос.-правовые явления. В частности, тгп опред. пределы зависимости гос-ва и права от экономики, способы правового управл.эконом. жизнью общества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.097 с.) |