Межличностные отношения как психологический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межличностные отношения как психологический феномен



Межличностные отношения как психологический феномен

Общее представление о межличностных отношениях

Категория «отношение»  является базовой категорией в психологии, в общем виде оно может быть определено как эмоционально-окрашенная связь человека с внешним миром. В процессе взаимодействия людей возникают отношения, которые рассматриваются как субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. Основными видами отношений являются общественные и межличностные, которые тесно взаимосвязаны.

Общественные отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей (продавец – покупатель, преподаватель – студент). Существует целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических. Специфика их заключается в том, что в них люди относятся друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, групп, сложившихся в сфере политической жизни).

Вместе с тем, внутри системы безличных общественных отношений стоятся межличностные отношения, которые рассматриваются как субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей.

O собенности межличностных отношений:

- являются формой реализации общественных отношений;

- всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях;

- формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта;

- подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком;

- строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей;

- имеют эмоциональную окраску.

Структура межличностных отношений включает три элемента: когнитивный (информационный), эмоциональный и поведенческий (регулятивный). Когнитивный компонент предполагает осознание того, что представляет собой субъект нашего отношения и наши межличностные отношения. Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя, которые накладывают отпечаток на возможности восприятия другого человека, себя в отношениях и самих отношений.

Эмоциональный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей относительно взаимосвязей между ними, включая то, что связано с эмоциональными состояниями (конфликтность, удовлетворенность собой, партнером и пр.) Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, позволяет регулировать поведение в связи с отношениями. В случае, если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Ситуация для обсуждения

Сергей – рокер, обожает мотоциклы и быструю езду. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными. Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может убедить Сергея ездить небыстро.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 История изучения межличностных отношений в зарубежной психологии.

2 История изучения межличностных отношений в отечественной психологии.

3 Взаимосвязь общения и межличностных отношений.

4 Методы диагностики межличностных отношений.

 

Восприятие в межличностных отношениях

Эффекты восприятия

С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Наиболее распространенные среди них эффекты стереотипизации, новизны, первичности, ореола.

Феномен, часто встречающийся в восприятии, – стереотипизация. Стереотип – устойчивый образ какого-то явления или человека, складывающийся в условиях недостатка информации. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют сократить время на процесс узнавания человека.

Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев). Вторая разновидность – стереотипы по внешности (например, человек в очках обычно воспринимается, как интеллектуал). Распространенными также являются профессиональные стереотипы (точность математика, сердечность медсестры, целеустремленность спортсмена).                         

Один из наиболее известных стереотипов восприятия —   эффект ореола. Суть его состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об­раз данного человека, который становится своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением.

Близким к эффекту ореола является эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Существует два вида проекции: атрибутивная – когда в других мы находим свои черты и свойства, и защитная – когда свойства, неприятные для индивида, приписываются им другим людям (неграмотный замечает ошибки других).

С эффектом первичности логически связан противополож­ный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Информация, кото­рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ­на сильно влиять на последующие восприятие и оценку дан­ного человека, чем предыдущая. Объяснение этого эффекта следующее: над последними по порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду­мать и взвесить их.

 

    Материал для обсуждения

Материал для обсуждения   

Развитие малой группы

 

 

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий. На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

 Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, возникать эмоционально-психологический дискомфорт и конфликты. Однако в процессе развития группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых разных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.

В итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, сплоченность, референтность группы, строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат.

 

      6.2 Взаимодействие в малой группе

В группах наблюдаются следующие процессы взаимодействия: формирование групповой сплоченности, процесс принятия группового решения, групповое давление, влияние меньшинства на группу (лидерство).

Психологическая сплоченность группы: характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций по отношению к объектам, людям и пр. В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях и· степень привлекательности, полезности группы для ее членов.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся:

      - привлекательность членов группы друг для друга;

      - сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

      - соответствие групповых целей потребностям членов группы;

      - демократический стиль руководства;

      - удовлетворенность групповой деятельностью;

      - участие всех в процессе совместной деятельности и принятии групповых решений;

     - отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп.

Принятие группового решения. Под принятием группового решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.

Процесс принятия группового решения имеет свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, групповое обсуждение порождает больше идей по сравнению с ситуациями, когда решение принимается единолично. Кроме того, решения, принятые группой, отличаются большей точностью, т. к. группа в целом обладает большим количеством знаний по сравнению с одним человеком.

К недостаткам группового решения относится то, что группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Это явление получило название «деиндивидуализация личности», что выражается в утрате человеком чувства идентичности в группе. Кроме того, при принятии коллективного решения возможно явление «социальная леность»— тенденция прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности при отсутствии контроля за индивидуальным вкладом каждого участника.

В процессе взаимодействия в группе неизбежным является оказание группового давления – совокупности воздействий и влияний, которые оказывает малая группа на установки и поведение индивида. Это явление получило название «конформности» (от лат. conformis подобный, сообразный; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы). Конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы.

Различают внутреннюю и внешнюю конформность. Внутренняя (личная)  конформность характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем своя точка зрения. Чаще всего внутренняя конформность сопровождается внешней. Внешняя (публичная) конформность – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать санкций со стороны группы.

Разновидности группового давления: социальная фасилитация – улучшение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей; социальная ингибиция – ухудшение этих результатов.

Лидерство в малых группах  – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.

Основными признаками лидера являются более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом; более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

 Основныефункции лидера – организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы (деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы) выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, характер решаемых задач.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Руководство малой группой.

2 Социальные роли в группе.

3 Социально-психологический климат в группе.

4 Теории лидерства.

5 Методы изучения межличностного взаимодействия в малой группе.

     

Ситуация для анализа

Во внешнем облике и стиле одежды у одного из учеников класса (Сергей, 15 лет) произошли изменения. Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали учителю о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Класс многонациональный. Выделите проблему (проблемы) из ситуации и предложите варианты решения для учителя и родителей.

.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Психологические аспекты взаимоотношения супругов.

2 Психологические аспекты взаимоотношений родителей и ребенка.

3 Роль матери и отца в воспитании ребенка.

4 Регуляция конфликтов в семье.

Материал для обсуждения

Этикет приветствий

    1 Первое правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение.

    2 Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой. Неблагоприятное впечатление производит человек, который, протягивая правую руку для приветствия, левую руку держит в кармане, смотрит в сторону, вниз или продолжает разговаривать с другим человеком. Такая невежливость не располагает к продолжению знакомства.

    3 Мужчина независимо от возраста и положения всегда приветствует женщину первым. Молодые обязаны приветствовать старших первыми, так же как лица младшего ранга (служебного положения) — старших. Первыми также приветствуют запаздывающий — ожидающего, входящий в помещение — присутствующих и проходящий мимо группы стоящих в группе. В ситуации профессиональной деятельности сотрудник компании всегда первым приветствует клиента, даже если сотрудник женщина, а клиент мужчина.

    4 При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.

    5 Если сотрудник видит клиента или коллегу на достаточно большом расстоянии, нет смысла выкрикивать приветствие, достаточно просто поклониться или помахать рукой.

    6 Приветствие можно сопроводить рукопожатием. Инициатором рукопожатия, при этом, выступает человек с более привилегированным статусом: женщина, старший по возрасту или званию. Если женщина или старший по положению, возрасту не предлагает руки, следует слегка поклониться. Протягивать вместо руки несколько пальцев или кончики пальцев нетактично.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Особенности деятельности руководителя.

2 Этика делового общения.

3 Имидж делового человека.

4 Публичное выступление и требования к нему.

Эффективное общение

Межличностные отношения как психологический феномен



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.046 с.)