Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы работы педагога-психолога
Профессиональная позиция и статус педагога-психолога во многом оп- ределяются теми принципами, которым он придерживается в своей непосред- ственной работе в образовательном пространстве. Что отличает позицию профессионального и непрофессионального психолога мы уже рассмотрели и что входит в понятие компетенции психолога – тоже, однако необходимо от- дельно остановиться на принципах работы. 60
Принциппрофессиональной компетентности. Данный принцип ука- зывает на то, что реализация должностных функций основывается на знании сущностей педагогического процесса и образовательного пространства в це- лом и особенностей его проявления в условиях конкретной педагогической системы, которая принята за основу в конкретном образовательном учрежде- нии. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанно- стях, возможностях и ограничениях. Принципненанесенияущербаиспытуемому. Данный принцип обраща- ет внимание педагога-психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты его деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и инте- ресам человека, а способствовали более продуктивному задействованию по- тенциальных возможностей. Этот принцип характеризует деятельность пси- холога в работе со взрослыми людьми (родителями, учителями, администра- цией). Но особое значение он принимает при работе с ребенком. Этика про- фессионального поведения педагога психолога требует от него использования в практической работе только многократно апробированных психологических средств. Психолог несет ответственность за последствия его работы с ребен- ком на психику последнего. Принципбеспристрастности требует от психолога не допускать пред- взятого отношения к любому человеку (не зависимо от возраста, социального статуса, каких-либо индивидуальных особенностей), исключать формирова- ние выводов и осуществление действий психологического характера, потиво- речащих научным данным. Важно занимать объективную позицию, не зави- сящую от субъективного мнения или требования третьего лица (например, педагога при работе с ребенком). Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.
Принципконфиденциальности означает, что любой материал не под- лежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было – педагога, родителя, ребенка, руководи- теля и пр. Ознакомление с выводами и результатами работы третьих лиц осуществляется только с согласия клиента. Работа с детьми до 14 лет прово- дится только с согласия и при участии родителей или лиц, их заменяющих. Психолог несет ответственность за хранение всей документации, протоколов обследований. Принциппозитивноориентированной активности предполагает це- ленаправленное участие педагога психолога во всех сторонах жизни и дея- тельности образовательного учреждения, а также действенное влияние на весь комплекс психологических составляющих педагогического процесса. 61
Особенности развития профессионального сознания Педагога-психолога На научно-практической конференции «Развивающаяся психология – основа гуманизации образования» была поднята проблема нравственной от- ветственности психолога, этического кодекса. Сложность проблемы – в опре- делении путей становления нравственного сознания психолога, его готовно- сти к осуществлению нравственного выбора и принятию решения при оказа- нии помощи людям. В решение конференции было вынесено следующее: Просить Президиум РПО совместно с УМО университетов по психоло- гии … содействовать принятию этического кодекса психологов, учитываю- щего нормы международной этики. В связи с этим уместно остановиться на вопросах развития профессио- нального сознания педагога-психолога.
Одним из важных и менее всего охваченных научно-методической раз- работкой направлений профессиональной подготовки педагога психолога яв- ляется его нравственно-психологическое формирование. В этой связи обсудим ряд сфер актуализации в деятельности психолога нравственного фактора. Первый блок формирования сознания будущего психолога сопряжен с
решением задачи общейличностно-профессиональной подготовки в ее нравственном аспекте. В качестве первой предпосылки формирования профессионального соз- нания педагога-психолога, и имеющей исходно базовое значение, выступает любовькдетям. Вне данного уровня отношения к ученикам педагог- психолог не может состояться как профессионал. Контакт со школьниками допускает сложные взаимоотношения и непростые психологические ситуа- ции, что может вызвать негативные чувства, распространяемые на школьни- ков. Именно это явление требует его блокирования, которое должно дости- гаться принципиальным отношением к детям. В качестве второго фактора нравственной готовности педагога- психолога к своей профессиональной деятельности выступает развитый ин- терескпредметусвоейдеятельности, подкрепленному позитивным эмо- циональным отношением к ней. Выход на внутренний мир школьников и по- добного характера контакт с учителями и родителями учащихся подразумева- ет эмоционально-заинтересованное отношение к реализуемой деятельности в сочетании с заботой о людях, с которыми осуществляется деловой контакт, и с глубокой заинтересованностью в успехе решаемых задач. Третьим условием обозреваемого ряда есть основание считать педагоги- ческийтакт. В данном случае это означает, позитивных эффект воздействия педагога-психолога обусловлен соподчиненностью его вербального контакта с подопечными с выражаемым при этом отношением к своим словам. 62
Второй комплекс объединяет факторы нравственно оправданных отно- шений педагога-психолога с обследуемыми в решении им своих более част- ных профессиональных задач. Имеется в виду организация и построение де- ловогообщения психолога с учащимися, родителями и учителями. Оно не должно иметь характер императивного монолога, поскольку это не только расходится с нравственно оправданной социальной позицией педагога психо- лога, но и чревато его дискредитацией и снижением позитивного эффекта решения им профессиональных задач. В этой связи, во-первых, отметим плавно-адаптирующее вхождение в бе- седу со школьником или другим участником контакта психолога. Во-вторых, исследовательской части общения целесообразно дать разъ- ясняющее обоснование для исключения настороженности и опасений со сто- роны клиента. Нравственность позиции педагога-психолога при этом выявля- ется в открытости своих намерений, исключении неоправданного недогова- ривания и сокрытия от клиента диагностических и коррекционных планов. Весьма желательно получить от клиента ненавязчивое согласие участвовать в планируемой деятельности. И в третьих, создание ситуации активной и самостоятельной причастно- сти обследуемого школьника к деятельности по оказанию ему психологиче- ской помощи. Это позволит ожидать его встречно-помогающего поведения и целеустремленности в решении вопроса, избираемого для исследования и коррекции. Данный блок факторов подводит нас к следующей позиции: оператив- нойрегуляции школьным психологом формы контакта с клиентом и тактики профессионального сообщения. Профессиональныйдиалог – главный канал получения психологом све-
дений, и в этой связи существенно возрастают требования предъявляемые к данному компоненту его деятельности. Педагогу-психологу необходимо помнить, что то, что для взрослого че- ловека может быть понятным и доступным, для ребенка не является очевид- ным фактом и требует доступного для него «перевода» на адекватную систе- му представлений. Серьезной селекции со стороны психолога требует содержание и эмо- циональный тон общения при завершении им с учеником собственно рабоче- го цикла. Важно, чтобы данный блок общения содержал позитивную оценку проведенной работы и участия в ней обследуемого. Целесообразно дать оп- тимистический прогноз дальнейшей совместной работы. Отметим и целесо- образность оперативных одобряющих реплик в связи с его текущими ответа- ми. В большинстве случаев деловой контакт со школьником не должен по- лучать разглашения. Деловой авторитет педагога-психолога во многом зави- сит от соблюдения данного условия профессиональной нравственности. 63
Характер и содержание работы педагога-психолога, своеобразие решае- мых задач и серьезность их результатов и последствий – все это предполагает позитивную личностную сформированность, серьезную деятельностную ори- ентацию, волевую целеустремленность в единстве с гибкой подвижностью поведения и ответственностью при принятии решений, социальную адаптив- ность и психологическую наблюдательность, сочетаемую с адекватным оце- ниванием, а также нравственную воспитанность и гуманизированность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.027 с.) |