Принципы работы педагога-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы работы педагога-психолога



Профессиональная позиция и статус педагога-психолога во многом оп-

ределяются теми принципами, которым он придерживается в своей непосред-

ственной работе в образовательном пространстве. Что отличает позицию

профессионального и непрофессионального психолога мы уже рассмотрели и

что входит в понятие компетенции психолога – тоже, однако необходимо от-

дельно остановиться на принципах работы.


60

 

Принциппрофессиональной                             компетентности. Данный принцип ука-

зывает на то, что реализация   должностных функций основывается на знании

сущностей педагогического процесса и образовательного пространства в це-

лом и особенностей его проявления в условиях конкретной педагогической

системы, которая принята за основу в конкретном образовательном учрежде-

нии. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанно-

стях, возможностях и ограничениях.

Принципненанесенияущербаиспытуемому. Данный принцип обраща-

ет внимание педагога-психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты его

деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и инте-

ресам человека, а способствовали более продуктивному задействованию по-

тенциальных возможностей. Этот принцип характеризует деятельность пси-

холога в работе со взрослыми людьми (родителями, учителями, администра-

цией). Но особое значение он принимает при работе с ребенком. Этика про-

фессионального поведения педагога психолога требует от него использования

в практической работе только многократно апробированных психологических

средств. Психолог несет ответственность за последствия его работы с ребен-

ком на психику последнего.

Принципбеспристрастности требует от психолога не допускать пред-

взятого отношения к любому человеку (не зависимо от возраста, социального

статуса, каких-либо индивидуальных особенностей), исключать формирова-

ние выводов и осуществление действий психологического характера, потиво-

речащих научным данным. Важно занимать объективную позицию, не зави-

сящую от субъективного мнения или требования третьего лица (например,

педагога при работе с ребенком). Полученные результаты всегда должны

быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.

Принципконфиденциальности означает, что любой материал не под-

лежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать

компрометации кого бы то ни было – педагога, родителя, ребенка, руководи-

теля и пр. Ознакомление с выводами и результатами работы третьих лиц

осуществляется только с согласия клиента. Работа с детьми до 14 лет прово-

дится только с согласия и при участии родителей или лиц, их заменяющих.

Психолог несет ответственность за хранение всей документации, протоколов

обследований.

Принциппозитивноориентированной                  активности             предполагает це-

ленаправленное участие педагога психолога во всех сторонах жизни и дея-

тельности образовательного учреждения, а также действенное влияние на

весь комплекс психологических составляющих педагогического процесса.


61

 

Особенности развития профессионального сознания

Педагога-психолога

На научно-практической конференции «Развивающаяся психология –

основа гуманизации образования»                                   была поднята проблема                             нравственной от-

ветственности психолога, этического кодекса. Сложность проблемы – в опре-

делении путей становления нравственного сознания психолога, его готовно-

сти к осуществлению нравственного выбора и принятию решения при оказа-

нии помощи людям. В решение конференции было вынесено следующее:

Просить Президиум РПО совместно с УМО университетов по психоло-

гии … содействовать принятию этического кодекса психологов, учитываю-

щего нормы международной этики.

В связи с этим уместно остановиться на вопросах развития профессио-

нального сознания педагога-психолога.

 

Одним из важных и менее всего охваченных научно-методической раз-

работкой направлений профессиональной подготовки педагога психолога яв-

ляется его нравственно-психологическое формирование.

В этой связи обсудим ряд сфер актуализации в деятельности психолога

нравственного фактора.

Первый блок формирования           сознания будущего психолога         сопряжен             с

решением задачи общейличностно-профессиональной    подготовки в ее

нравственном аспекте. 

В качестве первой предпосылки формирования профессионального соз-

нания педагога-психолога, и имеющей исходно базовое значение, выступает

любовькдетям. Вне данного уровня отношения к ученикам педагог-

психолог не может состояться как профессионал. Контакт со школьниками

допускает сложные взаимоотношения и непростые психологические ситуа-

ции, что может вызвать негативные чувства, распространяемые на школьни-

ков. Именно это явление требует его блокирования, которое должно дости-

гаться принципиальным отношением к детям.


В качестве второго фактора нравственной


готовности педагога-


психолога к своей профессиональной деятельности выступает развитый ин-

терескпредметусвоейдеятельности, подкрепленному позитивным эмо-

циональным отношением к ней. Выход на внутренний мир школьников и по-

добного характера контакт с учителями и родителями учащихся подразумева-

ет эмоционально-заинтересованное отношение к реализуемой деятельности в

сочетании с заботой о людях, с которыми осуществляется деловой контакт, и

с глубокой заинтересованностью в успехе решаемых задач.

Третьим условием обозреваемого ряда есть основание считать педагоги-

ческийтакт. В данном случае это означает, позитивных эффект воздействия

педагога-психолога обусловлен соподчиненностью его вербального контакта

с подопечными с выражаемым при этом отношением к своим словам.               



62

 

Второй комплекс объединяет факторы нравственно оправданных отно-

шений педагога-психолога с обследуемыми в решении им своих более част-

ных профессиональных задач. Имеется в виду организация и построение де-

ловогообщения психолога с учащимися, родителями и учителями. Оно не

должно иметь характер императивного монолога, поскольку это не только

расходится с нравственно оправданной социальной позицией педагога психо-

лога, но и чревато его дискредитацией и снижением позитивного эффекта

решения им профессиональных задач.

В этой связи, во-первых, отметим плавно-адаптирующее вхождение в бе-

седу со школьником или другим участником контакта психолога.

Во-вторых, исследовательской части общения целесообразно дать разъ-

ясняющее обоснование для исключения настороженности и опасений со сто-

роны клиента. Нравственность позиции педагога-психолога при этом выявля-

ется в открытости своих намерений, исключении неоправданного недогова-

ривания и сокрытия от клиента диагностических и коррекционных планов.

Весьма желательно получить от клиента ненавязчивое согласие участвовать в

планируемой деятельности.

И в третьих, создание ситуации активной и самостоятельной причастно-

сти обследуемого школьника к деятельности по оказанию ему психологиче-

ской помощи. Это позволит ожидать его встречно-помогающего поведения и

целеустремленности в решении вопроса, избираемого для исследования и

коррекции.

Данный блок факторов подводит нас к следующей позиции: оператив-

нойрегуляции школьным психологом формы контакта с клиентом и тактики

профессионального сообщения.

Профессиональныйдиалог – главный канал получения психологом све-

дений, и в этой связи существенно возрастают требования предъявляемые к

данному компоненту его деятельности.

Педагогу-психологу необходимо помнить, что то, что для взрослого че-

ловека может быть понятным и доступным, для ребенка не является очевид-

ным фактом и требует доступного для него «перевода» на адекватную систе-

му представлений.   

Серьезной селекции со стороны психолога требует содержание и эмо-

циональный тон общения при завершении им с учеником собственно рабоче-

го цикла. Важно, чтобы данный блок общения содержал позитивную оценку

проведенной работы и участия в ней обследуемого. Целесообразно дать оп-

тимистический прогноз дальнейшей совместной работы. Отметим и целесо-

образность оперативных одобряющих реплик в связи с его текущими ответа-

ми.

В большинстве случаев деловой контакт со школьником не должен по-

лучать разглашения. Деловой авторитет педагога-психолога  во многом зави-

сит от соблюдения данного условия профессиональной нравственности.


63

 

Характер и содержание работы педагога-психолога, своеобразие решае-

мых задач и серьезность их результатов и последствий – все это предполагает

позитивную личностную сформированность, серьезную деятельностную ори-

ентацию, волевую целеустремленность в единстве с гибкой подвижностью

поведения и ответственностью при принятии решений, социальную адаптив-

ность и психологическую наблюдательность, сочетаемую с адекватным оце-

ниванием, а также нравственную воспитанность и гуманизированность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.027 с.)