Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная компетентность психолога
В обществе профессия психолога считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов данной сферы волнует как практических психологов, так и тех, кто доверяет им. Любую деятельность, в том числе и практического психолога, обуслов- ливает ее цель, т.е. вполне реальное представление о возможных результатах. Чтобы пройти путь от представления о результате до его реального воплоще- ния, необходимо выполнить вполне определенные действия, которые принято называть функциями. Очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием – профессиональ- ная компетентность, или профессионализм. Профессиональная компетентность характеризуется сформированность у практического психолога единого комплекса знаний, умений, навыков, пси- хологических позиций. Причем достижение различных уровней профессио- нальной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых – индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций. Изучение опыта практической деятельности психологов позволяет выде- лить следующие отличительные особенности профессиональной компетент- ности специалистов этого профиля: 56
- обусловленность целей и задач профессиональной деятельности со- циальным заказом, - недостаточная регламентированность социально-правовой, органи- зационно-методической базы профессиональной деятельности, обу- словливающая актуальность творческого подхода, адекватного реко- мендациям психологической науки, моральным принципам, - соответствие выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуаль- ными возможностями, потребностями и действиями практического психолога, - интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использова- ния различных технологий, - Творческий характер профессиональной деятельности, базирующий- ся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой
эрудиции, личном опыте, личной инициативе и активном поиске но- ваторских подходов. Таким образом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Профессиональная компетентность выступает интегральной характери- стикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции. Предлагаемая акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявленных к нему тре- бований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение им своих функций, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала (рис.4). Акмеографический подход позволяет описать труд психолога как цело- стный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера. Объективныехарактеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функ- ции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристи- кам труда психолога. Субъективнаясторона представлена в акмеограмме через знания, уме- ния, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологиче- ские инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно. Профессиональныезнания составляют основу для технологии достиже- ния желаемых результатов работы психолога и для формирования психолого- педагогической культуры. Складываются из востребованных практикой об- щих и частных компонентов. 57
Профессиональные знания охватывают сведения об объектах исследования, психологических технологиях. Знание психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержа- ния и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществ- ления. Психолог должен обладать знаниями о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах, а
также способах компенсации собственных недостатков. Не менее важно знать основные психологические особенности объектов труда, характеристики ре- альных процессов и взаимосвязей. Профессиональныеумения представляют собой действия и техники психолога, применяемые им в процессе деятельности. Навыки здесь отража- ют приобретенную способность психолога выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции. Практическому психологу необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи клиента, планиро- вать и эффективно осуществлять психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, обще- ства, систематически изучать и объективно оценивать результаты психологи- ческой деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мысли- тельную деятельность и психические состояния, мобилизовать психологиче- ский ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов.
Специфическиепсихологическиеособенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выпол- нять профессиональную деятельность. Их специфический характер определя- ется как природными особенностями психолога, так и спецификой объекта. Наиболее значимыми качествами практического психолога являются: анали- тико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чут- кость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпели- вость, устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным усло- виям выполнения обязанностей, эмпатия и рефлексия; общая психофизиче- ская активность.
Объективные характе- ристики труда психолога
Задачи 58
Акмеограмма практического психолога
Субъективные характеристики (профессионально важные качества)
Деятельностно-
Психологические качества, являющиеся противо- показаниями
Субъектно- практического психолога
Профес- сиональные функции (действия) по решению задач
Совокупные результаты труда практического психолога
Результаты профес- сиональной деятельности ролевые характеристики
Знания
Навыки
Умения
Рис. 4. деятельностные качества
Психологи- ческие качества (индиви- дуальные особенности
Профес- сиональные позиции практического психолога
Акмеологи -ческие инварианты 59
Профессиональнаяпозицияпрактическогопсихолога –этоцелост- ноепсихическоеобразование,включающееконкретныеустановки и ори- ентации, систему личных отношений и оценок опыта, реальности, перспек- тив, а также собственных притязаний. Эта позиция выражает способ самооп- ределения психолога, принятия и реализации им собственной профессио- нально- деятельностной концепции. Выражает его самооценку, уровень про-
фессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Если в основу общей ориентации психолога положе- ны социально значимые ценности, а сферу своей деятельности психолог счи- тает жизненно-важным приоритетом и если на практике психолог реализует современную профессиональную культуру, лучшие традиции и продуктивные инновации современной психологии, то такая позиция может считаться оп- тимальной. Акмеологическиеинварианты практического психолога представляют собой такие компоненты структуры профессионализма, которые обусловли- вают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность тру- да независимо от действия внешних условий. В числе общих и специфиче- ских акмеологических инвариантов можно выделить постоянную включен- ность в процессе принятия решения, предвидения, проницательности, лично- стные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие важней- шие качества и особенности. А также потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, психическая восстанавливаемость, обеспе- чивающая адаптивность психолога. В акмеограмме представлены и те компоненты, которые препятствуют продуктивной деятельности. Такие противопоказания играют роль психоло- гических затруднений, барьеров. Практический психолог должен понимать, что его собственный психологический ресурс и возможности не безгранич- ны.Каждая из представленных сторон формируется и развивается самостоя- тельно. Одновременно все они выступают в диалектическом единстве. Степень соответствия реально сформированных качеств требованиям акмеограммы характеризует уровень профессиональной компетентности практического психолога. А осознание уровня профессиональной компетен- ции позволяет выработать стратегию продвижения к вершинам профессиона- лизма и позволяют отследить эволюцию профессионального роста.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.061 с.) |