Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалифицированный и неквалифицированный психолог
Работа практического психолога очень специфична своим предметом- индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога, например, про- блема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации. Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неква- лифицированного психолога. 1. Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает возможность найти максимально возможное число вариантов поведения. Рас- сматривает клиента и его цели как цели потенциальной культурно- продуктивной личности, т.е. личности, способной к жизни в контексте куль- туры, обладающей чувством перспективы, необходимым уровнем рефлексии для проявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни. Т.е. рас- сматривает целипсихологическойпомощикакновыевозможностиклиен- та,которыеондолженвыявитьвовзаимодействии. Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует кли- ента для реализации своих склонностей. Может демонстрировать свою ис- ключительность как носителя профессии, подчеркивать свою компетент- ность как психолога. Может дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, обесценивая переживания клиента. Рассматривает цели психологическойпомощинаосновесвоейличнойЯ-концепции,игнориру- етЯ-концепциюклиента,неможетдатьемунаправлениеиподдержкув совершенствованииЯ-концепции. 2. Отклили и реакции. Квалифицированный психолог может найти множествореакций – вер- бальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Избегает оценочныхсуждений по поводу действий и чувств клиента. Неквалифицированный – обладает типичнымстилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика. Использует шаблонныеоценки дейст- вий клиента. 3. Концепция (мировоззрение). Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего ис-
следования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невоз- 53
можность исследования в рамках одной концепции, поэтому стремитсяис- пользоватьмножествоконцепций. Неквалифицированный – не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничиваетсвоюработурам- камикакой-тооднойконцепции. Часто происхождение концепции ему не ясно. 4. Культурная продуктивность практического психолога. Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. Таким образом, осуществляеткультурнуюпродуктивность не на основе своей Я-концепции, а на основе своего отношения к профессии практическо- го психолога, которое предполагает высокую культурную продуктивность за счетрефлексиинасодержаниепрофессиональноговзаимодействияскли- ентом. Неквалифицированный – способен работать только в рамках одной куль- туры, которую он понимает через содержание своей Я-концепции, свою культурнуюпродуктивностьрассматривает какпроявлениестандарта поведения, проявление общекультурной нормы. 5. Конфиденциальность В деятельности квалифицированного психолога присутствует всегда. Рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимости для клиента. Может и должен проводить четкое разграничение заказчика психологической информации, клиента и пользователя информации. Пони- маетмеруответственностивсехучастниковситуациипрофессиональ- нойдеятельностиивладеетюридическиминормамирегуляцииответ- Ственности. Неквалифицированный психолог нарушаетправилоконфиденциально- сти,склоненкраспространениюпсихологической информации,не забо- титьсяоеесохранении. 6. Ограничения в деятельности. Неквалифицированный психолог работает без ограничения, берется за
любой метод без рефлексии на ситуацию его применения. Не работает с дру- гими специалистами. Ориентируется только на свою Я-концепцию. Отноше- ние к своей профессии включено в Я-концепцию и не является предметом рефлексии. Квалифицированный психолог реальнооцениваетсвоивозмож ности и уровень квалификации. Понимает и принимаетограничения своих возмож- ностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смеж- ных специальностей. Свое отношение к профессиональной деятельности не 54
отождествляет с собственной Я-концепцией. Адекватно относится к проблеме профессионального роста. 7. Межличностное влияние в работе. Квалифицированный психолог понимаетобоюдноевлияниедругна другаклиентаиегосамого. Во взаимодействии специально выделяет свои чувства, мысли, желания и возможности, равно как и клиента. Все виды воз- действия (пересказ переживаний, открытые и закрытые вопросы и т.п.) на клиента показывают межличностное влияние, т.е. показывают изменения в чувствах, мыслях, желаниях и возможностях как клиента, так и психолога. Для неквалифицированного психолога характерно отсутствиепони- маниямежличностноговлияния, он склонен видеть в действиях клиента отражение своих прямых воздействий. 8. Человеческое достоинство. Уважениедостоинстваклиента является аксиомой деятельности ква- лифицированного психолога, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Он старается в адекватной форме сообщить ему данную инфор- мацию. Неквалифицированный психолог склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, которая позволяет ему относиться к другим людям с пози- ции сверху. Неуважительноеотношение не является предметом рефлексии. В работе часто использует псевдоквалифицированный жаргон, перегружает свою речь специальными терминами. 9. Обобщенная теория. Наосновеобобщенногонаучногознанияквалифицированныйпсихо- логсоздаетиразвиваетсобственнуюконцепцию психологической помо- щи. Постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтерна- тивных точек зрения, стремится к системному переходу в своей практической работе. Неквалифицированный – привязан кодномуподходу, не размышляет об альтернативах, оценочное отношение к другим точкам зрения. 10.Отношениекобобщеннойтеории. Квалифицированный психолог рассматривает теорию как отражение ре- альности, он видит в ней манеру мышления. Рассматриваеттеориюкак способмышления, который может совершенствоваться и меняться в зависи- мости от культурной и половой принадлежности человека. Понимает, что в любой теории есть предмет и способ его описания: если предмет для всех ис- следователей один (внутренний мир человека), то способы его описания, ана- лиза, обобщения для всех авторов будут разными. Неквалифицированный психолог игнорирует способы мышления авто- ров различных теорий, не видит предмета теории и способа мышления авто- ра. Для него нет проблемы соотношения своей теории с теориями других ав- 55
торов. Обобщеннаятеориянеявляетсяеголичнымспособоммышления,
свой подход принимает в качестве аксиомы. У квалифицированного психолога принципиально отличная от неквали- фицированного исходная точка зрения в понимании и получении психологи- ческой информации о клиенте, т.е. позиция психолога. Позиция квалифици- рованного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция не- квалифицированного психолога основана на его личной Я-концепции. Это различие позиций, т.е. исходных оснований для построения взаимодействия с клиентом можно зафиксировать в виде следующих обобщенных формул: ПКП=Р (ОТ; Я-ПСИХОЛОГ, Я-КОНЦЕПЦИЯ) ПКП - позиция квалифицированного психолога Р-рефлексия ОТ- обобщенная теория. ПНП=(Я-ПСИХОЛОГ; Я-КОНЦЕПЦИЯ) ПНП- позиция непрофессионального психолога. Это описание позволяет выделить сложный момент- необходимость по- стоянной профессиональной рефлексии во взаимодействии с клиентом. Рассмотрим более подробно, что включает в себя понятие профессио- нальной компетенции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.028 с.) |