Некоторые работы по прикладной психологии восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые работы по прикладной психологии восприятия



Ф. Барановский [24] провел экспериментально-психологический анализ плакатов по технике безопасности, предназначенных для рабочих нефтяной промышленности. Автор установил, какие пространственные формы и какие цвета являются для этих рабочих[13] более броскими, какие сочетания цветов букв (цифр) и фона являются наиболее благоприятными для восприятия при естественном и искусственном освещении, какие (по содержанию) надписи лучше запоминаются, где и как должна быть расположена надпись, каковы должны быть шрифт и величина букв, какое значение имеет эмоциональный тон содержания плаката и т. д.

Общая характеристика психологических требований, которым должен удовлетворять плакат, дана в статье В. Е. Смирнова [159]. Е. Рубинштейн, С. Жекулин и С. Вальдгард [139] выявили и систематизировали частные вопросы, относящиеся к применению наглядности в техпропаганде.

Работы Т. Барановой, А. Голяховской, С. Рахматуллиной и Ю. Тохри [19], [20], [21], [22] были направлены на разрешение ряда вопросов, относящихся к внешнему оформлению детской книги. В частности, был собран материал по таким вопросам: а) восприятие и понимание дошкольниками и учащимися начальной школы качеств и отношений предметов, изображенных на картинке, б) наиболее целесообразные способы изображения объемности предметов и их пространственного размещения, в) соответствующая особенностям детского восприятия раскраска картин, г) требования, которым должна удовлетворять обложка детской книги.

О. П. Кауфман [95], изучая производственное обучение обувщика-закройщика, дала характеристику тех процессов восприятия, от которых зависит предельно выгодное использование раскраиваемой кожи.

Вопросы восприятия цвета, связанные с применением цвета в архитектуре (в частности, при внутренней окраске), освещены в книгах С. С. Алексеева, Б. М. Теплова и П. А. Шеварева [4].

С. Н. Беляева-Экземплярская показала [31], как можно использовать различные зрительные иллюзии при моделировании женского костюма.

 

---------------------------------------------------------- 133 ----------------------------------------------------------

Заключительные замечания

Обзор советских исследований при психологии восприятия, представленный на предыдущих страницах, неполон в нескольких отношениях. Во-первых, в него включены лишь работы, опубликованные на русском языке; между тем значительное количество работ по психологии восприятия было опубликовано на украинском и грузинском языках. Во-вторых, в этот обзор не были включены исследования, предметом которых являются восприятия слепых, глухих, слепоглухих и восприятия людей с теми или иными поражениями головного мозга. В-третьих, в обзор были включены лишь исследования, изучавшие восприятия у взрослых людей и школьников; обзор работ о процессах восприятия в преддошкольном и дошкольном возрастах дан в другой статье этого сборника.

Однако, несмотря на неполноту представленного выше обзора, он все же дает достаточные основания для нескольких выводов. Во-первых, надо признать, что советские исследователи выполнили ряд ценных работ по психологии восприятия. Во-вторых, надо отметить, что выполненные работы относятся почти ко всем основным разделам психологии восприятия. Но вместе с тем, в-третьих, необходимо признать, что на некоторые разделы психологии восприятия было обращено слишком мало внимания. Лишь очень небольшое число исследований было направлено на изучение анализа, синтеза и абстракции в процессах восприятия, на изучение узнавания и подведения под понятия (поскольку эти процессы входят в восприятия), на изучение процессов наблюдения. Исследования, которые имели своим предметом такие процессы, относятся почти целиком в сферу педагогической психологии; почти совсем не изучались процессы восприятия, входящие в конкретные виды трудовой деятельности. Мне думается, что в течение ближайшего десятилетия советские исследователи должны провести большое количество основательных исследований в этих еще очень мало изученных областях психологии восприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. О пространственной динамике зрительного восприятия. Материалы университетской психологической конференции 1-5 октября 1947 г. Л., 1949.

2. Александрова М. Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия. «Ученые записки ЛГУ», № 147, Л., 1953.

3. Александрова М. Д. К вопросу о пространственных порогах при зрительном восприятии. Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.), изд-во АПН РСФСР, 1957.

4. Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М., Стройиздат, 1934; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов (второе, переработанное издание). М., Стройиздат, 1938.

5. Алякринский Б. С. Зрительные восприятия в условиях дефицита времени. Автореферат канд. дисс. М., 1953.

6. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы чувствительности. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. XII. Л., 1940.

7. Ананьев Б. Г. Некоторые вопросы теории восприятия. «Ученые записки ЛГУ», № 119, 1949.

8. Ананьев Б. Г. О монокулярной локализации объекта. Сб. «Проблемы психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во ЛГУ, 1948.

9. Ананьев Б. Г. Материалы к психологической теории ощущения. Сб. «Проблемы психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во ЛГУ, 1948.

10. Ананьев Б. Г. и Давыдова А. Н. Особенности осязательного воспроизведения при взаимодействии обеих рук. «Ученые записки ЛГУ», № 119, 1949.

11. Ананьев Б. Г. Развитие механизмов пространственного различения. Сб. «Вопросы детской и общей психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во АПН РСФСР, 1954.

12. Ананьев Б. Г. Функциональные асимметрии в осязательно-пространственном различении. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

---------------------------------------------------------- 134 ----------------------------------------------------------

13. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Отв. ред. В. Н. Мясищев, изд-во ЛГУ, 1955.

14. Ананьев Б. Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности. «Вопросы психологии», № 1, 1955.

15. Ананьев Б. Г. К теории осязания. Материалы совещания по психологии (1 – 6 июля 1955 г.), изд-во АПН РСФСР, 1957.

16. Арана-Ларреа Л. Взаимодействие зрительного, кожного и двигательного анализаторов при восприятии веса предметов. Автореферат канд. дисс, М., 1955.

17. Артемов В. А. Психология восприятия (определение и характеристика восприятия). М., 1940 (докт. дисс; рукопись).

18. Артемов В. А. Психология восприятия. «Сб., посвящ. 35-летию науч. деят. акад. Д. Н. Узнадзе», Тбилиси, 1945.

19. Баранова Т., Голяховская А., Рахматуллина С, Тохри Ю. Внешнее оформление детской книги. «Психология», Ш32, № 4.

20. Баранова Т., Голяховская А., Рахматуллина С, Тохри Ю. К вопросу о форме передачи на плоскость объема и пространства. «Психология», 1932, № 4.

21. Баранова Т., Голяховская А., Рахматуллина С, Тохри Ю. К вопросу о передаче цветности – раскраски картин. «Психология», 1932, № 4.

22. Баранова Т., Голяховская А., Рахматуллина С, Тохри Ю. Какими должна быть обложка, внутренние украшения и формат детской книги. «Психология», 1932, № 4.

23. Барановский В. В. К вопросу об оценке абсолютной удаленности предметов. «Пробл. физ. опт.», т. 11, 1955.

24. Барановский Ф. Психологический анализ элементов плаката по технике безопасности. «Психология», 1932, № 1-2.

25. Бейн Э. С. К вопросу о константности воспринимаемой величины. Сб. «Исследования по психологии восприятия», под ред. С. Л. Рубинштейна. М. – Л., изд-во АН СССР. 1948.

26. Белостоцкий Е. М. К вопросу о влиянии малых освещенностей на некоторые функции глаза. «Вопросы медицинского обеспечения авиации», т. I, 1939.

27. Белостоцкий Е. М. Глубинное зрение при движении головой. «Пробл. физ. опт.», т. 8, 1953.

28. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М, 1923.

29. Беляева-Экземплярская С. Н. Восприятие мелодического движения. Сб. «Структура мелодии». М., 1925.

30. Беляева-Экземплярская С. Н. и Яворский Б. Л. Восприятие ладовых мелодических построений. «Сборник экспериментально-психологических исследований психофизической лаборатории ГАХН», вып. 1, Л., 1926.

31. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.-Л., Гизлегпром, 1934.

32. Беркенблит З. М. Динамика болевых ощущений и представлений о боли. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

33. Беркенблит З. М. К вопросу о влиянии представлений на изменение характера болевой чувствительности. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 12, 1939.

34. Беркенблит З. М. Изменение болевых ощущений под влиянием представлений о боли при разных типах раздражений. Сб. «Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности», 1947.

35. Благонадежина Л. В. К психологии одаренных детей (рукопись); см. изложение некоторых результатов в работах Б. М. Теплова [171], [172].

36. Богословский А. И. Опыт выработки сенсорных условных рефлексов у человека. «Физиол. журн. СССР», т. 20, № 6, 1936.

37. Богословский А. И. Условно-рефлекторные изменения критической частоты мельканий в центральном и периферическом зрении. «Советский вестник офтальмологии», т. 8, вып. 6, 1936.

38. Богословский А. И. К вопросу о соотношении условных и безусловных сенсорных рефлексов у человека. «Вестник офтальмологии», т. 10, вып. 5, 1937.

39. Богословский А. И. Вопрос о соотношении различения, узнавания и дифференцировочного торможения. «Физиол. журн. СССР», т. 28, 1940.

40. Бородулина А. С. Психологические особенности применения натуральных предметов в качестве наглядных пособий на уроках естествознания. Сб. «Проблемы активности личности». «Ученые записки МГПИ им. Потемкина», т. XXXVI, вып. 2, М., 1954.

41. Бронштейн А. И. Вкус и обоняние. М. – Л., изд-во АН СССР, 1950.

42. Бруксон М. Г. К вопросу о взаимодействии монокулярных функций. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

43. Веденов А. В. К вопросу о динамике обонятельных ощущений. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

44. Вейнберг В. Б. К вопросу о дальности видимости предметов. «Пробл. физ. опт.», т. 3, 1946.

---------------------------------------------------------- 135 ----------------------------------------------------------

45. Веккер Л. М. О динамике осязательного образа в зависимости от характера движений. Сб. «Проблемы психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во ЛГУ, 1948.

46. Веккер Л. М. Динамика осязательного восприятия пространства. Материалы психологической конференции (1-5 октября 1947 г.), изд-во АПН РСФСР, 1949.

47. Веккер Л. М. Некоторые закономерности динамики осязательного образа. Автореферат канд. дисс. Л., 1951.

48. Веккер Л. М. К проблеме осязательного восприятия. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

49. Веккер Л. М. Об осязательном образе как регуляторе движения руки. «Ученые записки ЛГУ», № 203. 1955.

50. Веккер Л. М. О некоторых вопросах теории осязательного образа. Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.), изд-во АПН РСФСР, 1957.

51. Венгер Л. А. О механизме возникновения иллюзии тяжести и величины. «Вопросы психологии», 1957, № 1.

52. Венгер Л. А. Об экспериментальном выявлении типов восприятия. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

53. Волков Н. Н. Перспективное восприятие плоских линейных систем. «Пробл. физ. опт.», т. 5, 1948.

54. Волков Н. Н. О восприятии рисунка на уроке. «Советская педагогика», 1947, № 7.

55. Волков Н. Н. Очерки по психологии восприятия. «Известия АПН РСФСР», вып. 13, 1948.

56. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. Изд-во АПН РСФСР, 1950.

57. Волков Н. Н. О константности восприятия величины и формы. Сб. «Исследования по психологии восприятия», под ред. С. Л. Рубинштейна. М.-Л., изд-во АН СССР, 1948.

58. Галкина О. И. О восприятии детьми формы при обучении письму и рисованию в I классе. Сб. «Вопросы детской и общей психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во АПН РСФСР, 1954.

59. Галкина О. И. Психологические вопросы наглядности в начальном обучении. «Известия АПН РСФСР», вып. 26, 1950.

60. Галкина О. И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования в I классе. «Известия АПН РСФСР», вып. 86, 1956.

61. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха, М., 1948.

62. Гарбузов Н. А. О созвучиях, воспринимаемых как унисон. Сб. «Исследования по психологии восприятия», под ред. С. Л. Рубинштейна М. – Л., изд-во АН СССР, 1948.

63. Гассовский Л. Н. и Никольская Н. А. Влияние длительности наблюдения на величину порога «глубинного зрения». «Доклады АН СССР», т. 38, 1943.

64. Гассовский Л. Н., Буланова К. Н. и Энно З. Н. Видимость объекта в условиях низкой освещенности. «Пробл. физ. опт.», т. 3, 1946.

65. Геллерштейн С. Г. О развитии восприятия времени под влиянием специальных упражнений. Материалы совещания по психологии (1 – 6 июля 1955 г.), изд-во АПН РСФСР, 1957.

66. Горячева Е. М. О монокулярной локализации объекта в пространстве при изменении угла зрения. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

67. Гузева М. А. Особенности дифференцировкц пространства у детей на уроках ручного труда. «Известия АПН РСФСР», вып. 86, 1956.

68. Гуртовой Г. К. и Селецкая Л. И. К вопросу о связи зрительного и слухового анализаторов, «Пробл. физ. опт.», т. 9, 1955.

69. Гуртовой Г. К. и Спиркин А. Г. Вопросы психологии и ленинская теория отражения. Сб. «Философские записки», т. 5, 1950.

70. Гусев Н. К. Изменение вкусовой чувствительности в связи с динамикой потребности в пище. Сб. «Исследования по проблеме чувствительности», Л., 1940.

71. Гусев Н. К. Интеллектуальное опосредование вкусовых ощущений. Сб. «Исследования по проблеме чувствительности», Л., 1940.

72. Давыдова А. И. К психологическому исследованию боли. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

73. Добрякова О. А. Выработка сенсорного условного рефлекса на рабочее место. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

74. Долин А. И. Новые факты к физиологическому пониманию ассоциации у человека. «Архив биолог, наук», т. 42, 1936.

75. Драпкина С. Е. Особенности различения расстояния на основе восприятия звука. Сб. «Вопросы детской и общей психологии», под ред. Б. Г. Ананьева, изд-во АПН РСФСР, 1954.

76. Драпкина С. Е. Влияние соотношения длительности и громкости звука на его локализацию. Сб. «Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности», Л., 1947.

77. Дубинская А. А. Условные сенсорные (зрительные) рефлексы. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

---------------------------------------------------------- 136 ----------------------------------------------------------

78. Дубинская А. А. Влияние представления света и темноты на чувствительность ночного зрения. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

79. Занков Л. В. (ред.). Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении. Изд-во АПН РСФСР, 1954.

80. Занков Л. В. Об исследовании взаимодействия слова и наглядности в обучении. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 1.

81. Зыкова В. И. Психология усвоения геометрических понятий учащимися VI классов. «Известия АПН РСФСР», вып. 61, 1954.

82. Зыкова В. И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач. «Известия АПН РСФСР», вып. 28, 1950.

83. Зыкова В. И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний. М., Учпедгиз, 1955.

84. Иванов Б. Т., Семеновская Е. Н., Гольцман Н. И., Ханукаев Д. Р. Исследования в области восприятия стереоскопического изображения. «Пробл. физ. опт.», т. 11, 1955.

85. Игнатьев Е. И. Вопросы психологического анализа процесса рисования. «Известия АПН РСФСР», вып. 25, 1950.

86. Кабанова-Меллер Е. Н. Психологический анализ применения географических понятий и закономерностей. «Известия АПН РСФСР», вып. 28, 1950.

87. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль чертежа в применении геометрических теорем. «Известия АПН РСФСР», вып. 28, 1950.

88. Кабанова-Меллер Е. Н. Усвоение и применение географических пространственных понятий учащимися. «Известия АПН РСФСР», вып. 61, 1954.

89. Кабанова-Меллер Е. Н. О роли наглядного материала в процессах абстракции и обобщения у школьников. «Вопросы психологии», 1955, № 2.

90. Каничева Р. А. О влиянии цвета на восприятие величины. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 9, 1939.

91. Каничева Р. А. Восприятие величины цветных объектов. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

92. Кауфман В. И. Восприятие малых высотных разностей. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

93. Кауфман В. И. Различение громкости звука. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 15, 1947.

94. Кауфман В. И. Определение ведущего глаза по площади поля монокулярного зрения. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

95. Кауфман О. П. Методика производственного обучения обувщика-закройщика. М., 1940.

96. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. М., изд-во «Сов. наука», 1942.

97. Кекчеев К. X. Ночное зрение. М., изд-во «Сов. наука», 1942.

98. Кекчеев К. X. Интероцепция и проприоцепция и их значение для клиники. М., Медгиз, 1946.

99. Кекчеев К. X. Роль центральных факторов в чувствительности глаза. «Пробл. физ. опт.», т. 6, 1948.

100. Киреенко В. И. Исследования основных способностей к рисованию (оценка пропорций). «Известия АПН РСФСР», вып. 13, 1948.

101. Киреенко В. И. Целостность восприятия и художественные способности. «Вопросы психологии», 1956, № 5.

102. Киреенко В. И. Типологические различия испытуемых «художественной» и «нехудожественной» групп в эксперименте на узнавание лиц по фотографиям. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

103. Козлов Б. М. Восприятие картин учащимися IV класса. Автореферат канд. дисс. М., J954.

104. Колычева И. В. О связях ведущего глаза и ведущей' руки. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

105. Корнилов К. Н., Психология. Учебник для педагогических училищ. Учпедгиз, 1946.

106. Костю к Г. С. Психология. Киев, 1941.

107. Кравков С. В. К вопросу о трансформации светлоты. «Журнал психологии, неврологии и психиатрии», т. 4, 1924.

108. Кравков С. В. Об изменении кажущегося цвета в условиях цветного освещения. «Гос. академия художественных наук. Сборник экспериментально-психологических исследований». М., 1926.

109. Кravkоv S. W. u. W. А. Раu1sеn-Вasсhmакоva. Uber Kontraster-regende Wirkung d. transformierten Farben. „Psychologische Forschung", B. 12, 1929.

110. Kravkov S. W. Uber ein Grungesetz d. Farbentransformation. „Psychologische Forschung", B. 16, 1932.

111. Кравков С. В. Острота зрения и освещение при различении белых объектов на черном фоне. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теп-лова и С. В. Кравкова. М., 1935.

---------------------------------------------------------- 137 ----------------------------------------------------------

112. Кравков С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М., изд-во АН СССР. 1946.

113. Кравков С. В. Глаз и его работа. М., Медгиз (четыре издания), 1930, 1936, 1945, 1950.

114. Красотина В. С. Асимметрия полей зрения обоих глаз. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

115. Кудрявцева Е. М. О развитии узнавания в школьном возрасте. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.

116. Кулагин Ю. А. Попытка экспериментального исследования восприятия направления звучащего предмета. «Вопросы психологии», 1956, № 6.

117. Лазарев Д. Н. Безынструментальный метод оценки видимости. «Пробл. физ. опт.», т. 8, 1953.

118. Леонтьев А. Н. Ощущения, восприятия и внимание детей младшего школьного возраста. Сб. «Очерки психологии детей». М., изд-во АПН РСФСР, 1950.

119. Леонтьев А. Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

120. Литинский Г. А. Функциональная асимметрия глаз. «Русский офтальмологический журнал», т. IX, № 4, 1929.

121. Литинский Г. А. Прицельная способность глаза и ее зависимость от ведущего глаза и от прицеливания двумя глазами. «Советский вестник офтальмологии», т. 9, № 6, 1936.

122. Литинский Г. А. Тренировка глубинного глазомера одноглазых. «Пробл. физ. опт.», т. 4, 1946.

123. Ломов Б. Ф. Опыт экспериментального исследования двуручного осязательного восприятия. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

124. Ломов Б. Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению. «Известия АПН РСФСР», вып. 86, 1956.

125. Луизов А. В. Влияние времени экспозиции на видимость объектов. «Пробл. физ. опт.», т. 7, 1949.

126. Мальцева Е. А. Абсолютный слух и методы его развития. «Сб. работ физиолого-психологической секции ГИМН», вып. 1, М., 1925.

127. Мальцева Е. А. Основные элементы слуховых ощущений, «Сб. работ физиолого-психологической секции ГИМН», вып. 1, М., 1925.

128. Мацанова В. Л. О монокулярном восприятии глубины. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

129. Музылев Ф. И. Зависимость остроты зрения от удаленности объекта. «Вестник офтальмологии», т. 10, вып. 2, 1937.

130. Музылев Ф. И. Острота зрения в зависимости от интенсивности освещения и от уровня адаптации глаза при различении светлых объектов на темном фоне и темных на светлом. «Пробл. физ. опт.», т. 3, 1946.

131. Музылев Ф. И. Скорость зрительного восприятия в зависимости от освещения при различении светлых объектов на темном фоне и темных на светлом. «Пробл. физ. опт.», т. 3, 1946.

132. Неймарк М. С. Слуховая асимметрия в пространственном восприятии звука. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

133. Никифоров И. И. Роль наблюдения и наблюдательности в процессе решения тактических задач. Автореферат канд. дисс., М., 1954.

134. Нюберг Н. Д. Особенности цветного зрения при оценке цветовоспроизведения на цветных изображениях. «Пробл. физ. опт.», т. 8, 1953.

135. Панцырная Н. Г. Инструментальное осязательное восприятие плоскостных форм. «Ученые записки ЛГУ», № 185, 1954.

136. Рабкин Е. Б. Об условнорефлекторном изменении относительной устойчивости хроматического зрения. «Пробл. физ. опт.», т. 11, 1955.

137. Ракша Е. А. К психологии формирования сенсорных навыков. «Известия АПН РСФСР», вып. 13, 1948.

138. Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М., ОНТИ, 1936.

139. Рубинштейн Е., Жекулин С., Вальдгард С. Вопросы наглядности в техпропаганде. «Психология», 1932, № 4.

140. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, изд. 2-е. М., Учпедгиз, 1946.

141. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии восприятия. Сб. «Исследования по психологии восприятия», М. – Л., изд-во АН СССР, 1948.

142. Рубинштейн С. Л. Учение И. П. Павлова и проблемы психологии. Сб. «Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии», М., изд-во АН СССР, 1952.

143. Рудик П. А. Психология, М., Учпедгиз, 1955.

144. Румянцев М. В. Видимость малых объектов. «Пробл. физ. опт.», т. 7, 1949.

145. Самсонова В. Г. Влияние различных факторов на глубинное восприятие. «Труды 1-й конференции по физиологической оптике», 1936.

---------------------------------------------------------- 138 ----------------------------------------------------------

146. Северный Б. Н. Экспериментальное исследование видимости сигнальных дорожных знаков. «Советская психотехника», т. VI, 1933.

147. Северный Б. Н. Основные условия эффективности городской сигнализации. Размеры сигнального знака как фактор видимости. «Сб. трудов Научно-исследовательского института городского движения и водительских кадров при Президиуме Моссовета РК и КД», М., 1935.

148. Севрюгина М. А. Условно-рефлекторное повышение остроты зрения. «Вестник офтальмологии», т. 12, вып. 2, 1938.

149. Селецкая Л. И. Упражнения и перенос упражнения в функции различения яркостей. «Бюлл. ВИЭМ», № 6, 1936.

150. Селецкая Л. И., Упражняемость в различении цветов и форм боковыми частями сетчатки. Об. «Исследования по психологии восприятия», М.-Л., изд-во АН СССР, 1948.

151. Семеновская Е. Н. Роль внимания в изменении чувствительности органов чувств. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

152. Семеновская Е. Н. Зрительные стереовосприятия в условиях низкой освещенности и физиологические стимуляторы. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

153. Семеновская Е. Н. Изменения в зрительном анализаторе при произвольном напряжении внимания. «Пробл. физ. опт.», т. 8. 1948.

154. Сергеевич О. П. Формирование представлений о пространстве у детей в связи с усвоением элементов геометрии и географии. «Известия АПН РСФСР», вып. 86, 1956.

155. Смирнов А. А. Зависимость константности воспринимаемой величины объектов от угла поворота их к линии взора наблюдателя при различных дистанциях, наблюдения. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теплова и С. В. Кравкова, М., 1935.

156. Смирнов А. А. Зависимость остроты зрения от величины и положения объектов. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теплова и С. В. Кравкова, М., 1935.

157. Смирнов А. А. и Волок и тина М. Н. Зависимость константности воспринимаемой величины предметов от их взаимного удаления при разных дистанциях наблюдения. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теплова и С. В. Кравкова, М., 1935.

158. Смирнов А. А., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М. (редакторы). «Психология». М., Учпедгиз, 1956.

159. Смирнов В. Е. К психологии плаката. «Психология», т. II, вып. 1,1929.

160. Соколов Е. Н. Восприятие в свете учения И. П. Павлова о временных связях. «Советская педагогика», 1951, № 7.

161. Соколов Е. Н. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Сб. «Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии», изд-во АН СССР, М., 1952.

162. Соколов Е. Н. Обобщенность восприятия. «Советская педагогика», 1952, №9.

163. Соколов Е. Н. Проблема константности восприятия в свете учения И. П. Павлова. «Советская педагогика», 1953, № 4.

164. Соколов Е. Н. Ориентировочный рефлекс и проблема рецепции. Сб. «Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июля 1953 г.)», изд-во АПН РСФСР, 1954.

165. Соколов Е. Н. Рецепция как рефлекторный процесс. «Ученые записки МГУ им. Ломоносова», № 169, 1954.

166. Соколов Е. Н. Высшая нервная деятельность и проблема восприятия. «Вопросы психологии», 1955, № 1.

167. Сорокун П. А. Восприятие величины предметов младшими школьниками. «Ученые записки ЛГУ», т. 12, 1955.

168. Сорокун П. А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. «Ученые записки ЛГУ», т. 12, 1955.

169. Сорокун П. А. Влияние представлений на пространственную динамику величин отрицательного последовательного образа в среднем школьном возрасте. «Ученые записки Ленинградского педагогического института», т. 23, 1956.

170. Теплов Б. М. Пространственные пороги зрения. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теплова и С. В. Кравкова, М., 1935.

171. Теплов Б. М. Ощущение музыкального звука. Сб. «Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии», т. I, M., 1940.

172. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, изд-во АПН РСФСР, 1947.

173. Теплов Б. М. Психология, изд. 5-е, М., Учпедгиз, 1951.

174. Теплов Б. М. и Борисова М. Н. Чувствительность к различению и сенсорная память. «Вопросы психологии», 1957, № 1.

175. Ушакова М, Н. Роль сравнения при формировании представлений и понятий. Автореферат канд. дисс., М., 1952.

176. Фейгенберг И. М. О роли коры головного мозга в некоторых случаях взаимодействия анализаторов. «Пробл. физ. опт.», т. 11, 1955.

---------------------------------------------------------- 139 ----------------------------------------------------------

177. Ферстер Н. П. Процесс сравнения у детей младшего школьного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 12, 1947.

178. Черникова О. А. Раздражение вестибулярного аппарата и зрительное восприятие. «Ученые записки Государственного центр, ин-та физ. культуры», вып. 4, 1949.

179. Шварц Л. А. К. вопросу о способах повышения чувствительности органов чувств, «Пробл. физ. опт.», т. 9. 1950.

180. Шварц Л. А. О некоторых способах повышения чувствительности зрительного анализатора. Сб. «Доклады на совещании по вопросам психологии (3 – 8 июля 1953 г.)», изд-во АПН РСФСР, 1954.

181. Шварц Л. А. Влияние тренировки в зрительном узнавании формы объектов на абсолютные пороги зрения. «Вопросы психологии», 1956, № 4.

182. Шведова-Охотникова Е. М. Пороги зрительных иллюзий. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

183. Шеварева В. К. Оценка временных промежутков в разных условиях. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

184. Шеварева В. К. Условные сенсорные (слуховые) рефлексы. «Известия АПН РСФСР», вып. 8, 1947.

185. Шеварев П. А. Заметность и узнаваемость простейших геометрических фигур. «Психология», 1932, № 4.

186. Шеварев П. А. О сравнительной заметности простейших фигур. Сб. «Зрительные ощущения и восприятия», под ред. Б. М. Теплова и С. В. Кравкова, М., 1935.

187. Шеварев П. А. Проблемы константности цветов при изменениях освещения. Сб. «Исследования по психологии восприятия», М. – Л., изд-во АН СССР, 1948.

188. Шифман Л. А. Особенности осязательного восприятия формы. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

189. Шифман Л. А. К. вопросу о тактильном восприятии пространственных форм. Труды Гос. ин-та мозга им. Бехтерева, т. 13, 1940.

190. Шифман Л. А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности. Сб. «Исследования по психологии восприятия», М.-Л., изд-во АН СССР, 1948.

191. Элькин Л. Г. Восприятие времени (экспериментальное исследование). Автореферат дисс., 1951.

192. Элькин Л. Г. Восприятие времени. Сб. «Исследования по психологии восприятия», М. – Л., изд-во АН СССР, 1948.

193. Элькин Л. Г. К вопросу о роли второй сигнальной системы в процессе восприятия. Сб. «Доклады на совещании по вопросам психологии (3 – 8 июля 1953 г.)», изд-во АПН РСФСР, 1954.

194. Яковлева Н. Я- К вопросу о целостности восприятия. «Ученые записки ЛГУ», № 147, 1953.

195. Яковлева Н.М. Особенности усвоения мер длины учащимися I и II классов. «Известия АПН РСФСР», вып. 86, 1956.

196. Ярбус А. Л. Адекватность восприятия на материале исследования оптических иллюзий. Автореферат канд. дисс., М., 1950.

197. Ярбус А. Л. О некоторых иллюзиях в оценке видимых расстояний между краями предметов. Сб. «Исследования по психологии восприятия», под ред. С. Л. Рубинштейна, изд-во АН СССР, М. – Л., 1948.

198. Ярбус А. Л. О некоторых иллюзиях в оценке видимых частей и сумм отрезков расстояний. «Пробл. физ. опт.», т, 9, 1950.

199. Ярбус А. Л. Переоценка верхней части фигуры. «Пробл. физ. опт.», т. 10, 1952.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[ 1/6 ] Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве [ т. 1, с. 140-192 ]

 

Первоисточник:

Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. – Т. I. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – С. 140-192.

---------------------------------------------------------- 140 ----------------------------------------------------------

Ориентация в пространстве

Ф. Н. Шемякин

 

 

Под ориентацией в пространстве подразумевается уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым, избранным им, материальным телам, или, что то же, их положения по отношению к нему самому. Положение тел по отношению друг к другу представляет собой их размещенность в пространстве. Определить положение какого-либо тела, значит, указать его место в совокупности мест, занимаемых данной группой тел. Общий порядок расположения тел определяется при помощи какой-либо системы отсчета. Ориентация представляет собой, значит, применение человеком какой-либо системы отсчета для определения своего места в пространстве.

Ориентацию в пространстве принято делить на «ближнюю» и «дальнюю». Под «ближней» подразумевается ориентация, осуществляемая при том условии, что предмет или предметы, по отношению к которым человек определяет свое положение, воспринимаются им с помощью одного или нескольких органов чувств. Под «дальней» подразумевается ориентация, осуществляемая при том условии, что предмет или предметы, по отношению к которым человек определяет свое положение, не воспринимаются и не могут быть им восприняты с того места, где он находится. Ближнюю и дальнюю ориентацию не следует смешивать с ориентацией на близком и далеком расстояниях. Ближней будет, например, ориентация, когда человек, стоя на какой-либо возвышенности, обозревает обширную местность и определяет свое положение по отношению к весьма отдаленным от него, но видимым им предметам. С другой стороны, дальней будет ориентация, например, в тумане, когда человек не видит даже близко расположенных к нему предметов и не может определить их расположения, руководствуясь звуками, запахами и другими их чувственно-воспринимаемыми признаками.

При нахождении человека на земной поверхности ориентация его по отношению к ней всегда является ближней. Органы равновесия,

---------------------------------------------------------- 141 ----------------------------------------------------------

в связи с показаниями других органов чувств, постоянно дают знать человеку о том, как расположены его голова и туловище по отношению к направлению силы земного тяготения. Когда человек летит на самолете, он не может положиться на показания своих органов равновесия. При отсутствии видимости земли ориентация по отношению к ее поверхности является для летчика дальней. Если пространство вне самолета невидимо для летчика, то он ориентируется в нем, прибегая к помощи приборов, показывающих высоту, скорость, направление полета и положение самолета по отношению к поверхности земли. Полет, совершаемый при отсутствии видимости пространства вне самолета, называется «слепым». Слепой полет создает для ориентации в пространстве условия, своеобразные по сравнению с теми, в которых действует человек, ориентирующийся на земной поверхности. Под ориентацией в пространстве обычно подразумевается определение человеком своего положения в нем при условии, что его ориентация по отношению к поверхности земли является ближней. При этом дело идет главным образом об ориентации человека, находящегося на поверхности земли.

Человек ориентируется обычно ради того, чтобы успешно осуществить передвижение из одного места земной поверхности в другое. С этой точки зрения ориентация в пространстве практически имеет дело с тремя задачами: выбрать маршрут передвижения, придерживаться этого маршрута и обнаружить в конце передвижения его цель, т. е. место, к которому оно было направлено. Эти задачи принято называть: «выбор направления», «сохранение направления» и «обнаружение цели».

Место как цель передвижения не нужно смешивать с предметом, который его занимает, но обычно этот предмет тоже называется «целью». Цель (предмет) является ближней, если она воспринимается человеком с того места, где он в данное время находится, и дальней – если не воспринимается. С ближними целями всегда имеет дело ближняя ориентация, а иногда также дальняя. При этой ориентации ближние цели могут играть роль промежуточных целей, ведущих к дальней. Эти промежуточные ближние цели называются «вехами». Их надо отличать от ориентиров, т. е. местных предметов, указывающих человеку направление передвижения. Маяк, например, обычно является ориентиром, но не целью. Всякая веха является ориентиром, но не всякий ориентир – вехой.

Выбор и сохранение направления осуществляются по-разному в зависимости от того, учитывается или не учитывается при этом шарообразная форма земли. Передвижение по кратчайшему расстоянию совершается на Земном Шаре по ортодромии, т. е. по дуге большого круга, проведенной между двумя точками. По ортодромии, пролегающей через Северный полюс, двигались, например, советские летчики, впервые совершившие перелет из Москвы в Аляску. Сохранение направления при передвижении по ортодромии имеет, однако, свои трудности. Дальние морские переходы совершаются поэтому обычно по локсодромии, т. е. по прямой, проведенной по карте, вычерченной в прямоугольной проекции. Различие между ортодромией и локсодромией практически сказывается, однако, лишь в случаях, когда расстояние между пунктами, между которыми совершается передвижение, достаточно велико. Под сравнительно небольшими, ограниченными частями земной поверхности подразумеваются такие, при передвижениях на которых это различие практически не сказывается. При передвижениях на этих ограниченных территориях действует аксиома о прямой как кратчайшем расстоянии, и человек, зная или не зная ее, руководствуется ею при выборе и сохранении направления передвижения. Это значит, что он практически принимает данную территорию за плоскость.

---------------------------------------------------------- 142 ----------------------------------------------------------

Та часть земной поверхности, которую человек при ориентации на ней практически принимает за плоскость, называется местностью.

Под ориентацией в пространстве подразумевается главным образом ориентация на местности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.141 с.)