Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятия и деятельность. Упражнение в области восприятии
Согласно одному из основных положений диалектико-материалистической теории познания, восприятия (как и ощущения) являются результатами воздействия объективной действительности на органы чувств и отображениями (образами) материальной действительности. Вместе с тем из диалектико-материалистического учения о значении труда в развитии природы человека следует, что особенности и закономерности человеческих восприятий также существенным образом зависят, с одной стороны, от трудовой деятельности предшествующих поколений, с другой стороны- – от трудовой деятельности данного человека. С этим положением неразрывно связано другое, согласно которому хорошо организованная тренировка в выполнении определенных заданий может довольно быстро усовершенствовать процессы восприятия, необходимым образом входящие в выполнение этих заданий. Важность этих двух положений для психологии восприятий была недавно отмечена и подчеркнута в статье Б. Г. Ананьева [14]. Вместе с тем в ряде экспериментальных исследований эти общие положения были подтверждены и конкретизированы. Измерения, проведенные Л. И. Селецкой [1491, показали, что у сталеваров пороги различения цветов значительно ниже, чем у лиц, в профессиональную деятельность которых различение цветов не входит, и что у рабочих-шлифовальщиков пороги различения просветов значительно ниже среднего уровня. Л. В. Благонадежина [35] и В. И. Кауфман [92] обнаружили, что у скрипачей, виолончелистов и у музыкантов, играющих на трубе, порог различения высоты тонов приблизительно в два раза меньше, чем у пианистов. В опытах В. И. Кауфмана [93] по вопросу о различении громкости звуков принимали участие: а) музыканты, врачи (для которых аускультация и перкуссия являются важными методами исследования больных), инженеры (из числа тех, кто имеет дело с моторами), логопед и научный сотрудник, работающие в области слуховых восприятий, б) лица, которым по роду их профессии н,е приходится иметь дело с различиями звуков по громкости. Оказалось, что у первой группы испытуемых пороги различения звуков по громкости значительно ниже, чем у второй группы. Исследование В. И. Киреенко [100] показало, что у хороших рисовальщиков порог различения пропорций в простых фигурах в 9 раз меньше, чем у лиц, не занимающихся рисованием.
Опыты Е. В. Лапшиной и М. Д. Александровой (см. статью Б. Г. Ананьева [7]) показали, что точно и аккуратно воспринимаются прежде всего те особенности предметов, которые включаются в структуру деятельности. Б. М. Теплов [171], [172] показал, что пороги различения тонов по высоте в результате сравнительно небольшой тренировки (от 2 до 8 часов) заметно снижаются у всех испытуемых: как у тех, у кого и до тренировки этот порог был низким, так и у тех, у кого он был исключительно высоким; как у тех, кто занимался музыкой, так и у тех, кто ею не занимался. Опыты А. Н. Леонтьева [119] показали, что 8 – 10 сеансов тренировки достаточно для того, чтобы учащийся, который не умеет напеть голосом слышимый тон, научился делать это. Следует иметь в виду, что, как указано в работе Б. М. Теплова и М. Н. Борисовой [1741, порог д и ф фе р енци р о в а н н о г о различения высоты звуков (т. е. такого различения, при котором испытуемый указывает, какой звук выше) есть собственно порог узнавания определенного отношения звуков. Л. И. Селецкая [1501 показала, что в результате 7 сеансов упражнения у некоторых испытуемых заметно расширяются поля цветового зрения. Было обнаружено, что в основе этого расширения лежит не ка- 116 кое-либо усовершенствование самого цветового аппарата зрения, а применение более удачных приемов различения. Работа С. Г. Геллерштейна [65] показала, что путем соответствующих упражнений можно значительно повысить точность оценки малых отрезков времени, протекающих между сигналом и ответным движением. Особо интересные результаты были получены в работах Л. А. Шварц [179], [180], [181]. В одной из этих работ была создана такая ситуация, в которой испытуемый, чтобы верно выполнить определенное действие, должен был установить, какое положение занимает разрыв в кольце Ландольта. Экран с кольцом находился при этом на таком расстоянии от испытуемого, которое для данного испытуемого был несколько больше порогового (т. е. испытуемому предъявлялась подпороговая угловая величина разрыва). В этих условиях в течение 3-4 экспериментальных сеансов острота зрения (измеряемая дистанцией наблюдения) увеличилась у 7 испытуемых в среднем вдвое. В другой работе испытуемые должны были указывать, в каком положении' (из четырех) находится фигура, сходная по форме с буквой Ш; фигура была белая, фон – черный; освещенность была очень малой и варьировалась; наименьшая величина освещенности, достаточная для узнавания положения фигуры, характеризовала соответствующее умение испытуемого. Перед испытуемым ставилась задача в течение определенного срока путем упражнения улучшить это умение в определенной (заданной) степени; когда испытуемый достигал этого улучшения, он получал новое задание того же типа и т. д. В этих условиях умение испытуемых узнавать положение фигуры к концу исследования улучшилось в 10 – 13,5 раза. По наблюдениям Л. А. Шварц, в основе этого улучшения лежит возникновение у испытуемых новых- условно-рефлекторных связей. В опытах А. И. Богословского (о которых сообщает С. В. Кравков [1121) умение опознавать формы очень сходных предметов в течение 9 сеансов усовершенствовалось у испытуемых в 3,6 раза.
С результатами всех этих исследований тесно связаны две работы Е. Н. Семеновской [151], [153], показавшие, что словесная инструкция, требующая внимания к раздражителям, сокращает время узнавания черного предмета на сером фоне (в условиях очень слабого освещения, к которому в начале эксперимента глаза испытуемого еще не адаптированы) и улучшает точность стереовосприятия. Материалы по вопросу о том, как развиваются у школьников (на уроках рисования, черчения, ручного труда, математики и географии) процессы восприятия различных пространственных свойств и отношений вещей, содержатся в работах О. И. Галкиной [58], [60], М. А. Гузевой [67], Н. М. Яковлевой [195], О. П. Сергеевич [154] и Б. Ф. Ломова [124].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.006 с.) |