Органы государственного управления специальной компетенции в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственного управления специальной компетенции в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов



 

В систему органов государственного управления в области организации природоохранной деятельности входят и государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь правомочны выполнять природоохранные функции в нашей стране. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. [14, c. 68]

Ведущим органом государственного управления Беларуси в области природольпользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Помимо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, являющегося основным органом государственного управления в области организации природоохранной деятельности, в республике имеются и иные государственные органы, наделенные правами государственного контроля за состоянием окружающей природной среды Беларуси.

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, а также осуществляет контроль за использованием и охраной земель и управляет землеустроительной службой.

К компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь и его органов государственного санитарного надзора отнесены вопросы гигиены труда, в том числе и в лесном хозяйстве, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания и соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.

На Министерство почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь государством возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий.

Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь ведет наблюдение за состоянием поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационным загрязнением окружающей природной среды.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выполняет природоохранные функции путем выявления незаконного вывоза животных и растений либо их частей и дериватов, торговля которыми регулируется международными соглашениями, и ввоза товаров, представляющих экологическую опасность для населения и окружающей природной среды Беларуси.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области окружающей среды в целом и особенно в сфере охраны лесов. В его составе имеются подразделения экологической милиции. Управления государственной автомобильной инспекции, а в каждом лесхозе республики - инспектора милиции по охране леса Управления охраны общественного порядка Главных управлений внутренних дел областей. Управление делами Президента Республики Беларусь осуществляет управление особо охраняемыми природными территориями, включающими в себя национальные парки и заповедники.

В целях совершенствования системы государственного контроля в области охраны и использования животного и растительного мира Указом Президента Республики Беларусь № 45 от 27 января 2003 г. образована Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Указанная инспекция создана на базе Департамента охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных, областных, межрайонных и районных инспекций охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. При этом данные департамент и инспекции выделены из структуры Минприроды, а их функции переданы названной инспекции.

Отраслевым республиканским органом государственного управления непосредственно в сфере охраны леса и его компонентов является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, которое подчиняется правительству республики.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь:

проводит единую государственную политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

разрабатывает государственные программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;

проводит единую научно-техническую политику в области лесного хозяйства, координирует прикладные научные исследования по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;

разрабатывает на научной основе нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства в лесном фонде;

по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает расчетную лесосеку;

определяет порядок проведения лесных аукционов;

выдает в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь о лицензировании, специальные разрешения (лицензии);

принимает решения о предоставлении участков лесного фонда для осуществления лесопользования в случаях, предусмотренных Лесным кодексом;

организует работы по ликвидации последствий стихийных бедствий в лесах, находящихся в его ведении;

утверждает Правила рубок леса, Правила подсочки и заготовки живицы, Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования и другие нормативные правовые акты;

ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;

организует ведение лесоустройства и охотоустройства, а также участвует в ведении государственных кадастров и мониторингов животного и растительного мира;

осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. [2, cт. 12]

Минлесхоз обобщает практику применения законодательства в лесном хозяйстве, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в Совет Министров, оказывает юридическим лицам, находящимся в его ведении, помощь в улучшении правовой работы.

Совместно с министерствами и иными республиканскими органами государственного управления Минлесхоз издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения юридическими лицами, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, физическими лицами, а также запрашивает у министерств и иных республиканских органов государственного управления, юридических лиц, имеющих право ведения лесного хозяйства, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лесопользование либо ведущих иные работы в лесах, и получает от них сведения по вопросам использования, охраны и защиты лесного фонда, древесно-кустарниковой растительности, не входящей в него, и воспроизводства лесов. [14, c. 76]

 


ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

правовой лес охрана государственный

Право лесопользования - это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины, заготовка живицы и т. д.). [13, c. 287]

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: обеспечения непрерывного, бережного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом); соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности землепользования. [2, cт. 35]

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды лесопользования:

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

) побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);

) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Сроки предоставления участков лесного фонда для лесопользования зависят от видов лесопользования и могут быть постоянными или временными. Постоянным признается пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования. Временное пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования, может быть краткосрочным - до одного года и долгосрочным - до пятнадцати лет. Конкретные сроки временного лесопользования устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования. В случае необходимости сроки лесопользования могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования.

В зависимости от оснований возникновения право лесопользования подразделяется на общее и специальное.

Общее лесопользование осуществляется без применения сооружений и технических устройств, влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользования предоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. [2, cт. 42]

Однако данное общее природопользование может быть ограничено в порядке, предусмотренном законодательством, в интересах пожарной опасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Специальное лесопользование осуществляется с применением сооружений или технических устройств, влияющих на состояние природного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но при этом оказывающих влияние на состояние лесных ресурсов. Такое лесопользование предоставляется по специальному разрешению.

Специальное пользование природными ресурсами, как правило, связано с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на природу. [16, c. 12]

В соответствии с действующим законодательством специальное лесопользование осуществляется за плату. Исключение составляет пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность которых финансируется из средств бюджета. Согласно ст. 94 Лесного кодекса законодательными актами могут предусматриваться иные льготы по платежам за лесные пользования. Размер платы за лесопользование определяется по таксам либо по договорным ценам. [12, c. 208]

Лесопользователем может быть юридическое или физическое лицо. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно в лесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанности природопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены. [13, c. 289]

В зависимости от вида осуществляемого лесопользования лесопользователи имеют различные права и обязанности, закрепленные в Главе 13 Лесного кодекса.

Следует также отметить, что лесное законодательство не только определяет права и обязанности лесопользователей, но и осуществляет их защиту. Права лесопользователей могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими законодательными актами. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные убытки в связи с нарушением их прав подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке.

С учетом значения лесов как источника различных ресурсов можно выделить следующие виды права лесопользования:

пользование растительными ресурсами леса, в том числе заготовка древесины, древесных ресурсов (живицы, второстепенных лесных ресурсов - пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.) и иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование - заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, дикорастущих, в том числе лекарственных, растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота);

пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, при этом лесное законодательство регламентирует лишь порядок использования лесов, в то время как законодательство об охране и использовании животного мира регулирует вопросы непосредственного пользования объектами животного мира;

использование лесных ресурсов невещественного происхождения (пользование лесом в научно-исследовательских, учебно-опытных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях). [12, c. 209]

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений: органов государственного управления (местных исполнительных и распорядительных органов, органов Минлесхоза); юридических лиц ведущих лесное хозяйство (путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов); а также договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, в том числе по результатам лесных аукционов. Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Минлесхозом.

Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов или их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, другими уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в случаях, установленных статьей 49 Лесного кодекса.

Право лесопользования прекращается в случаях:

истечения срока лесопользования;

отказа лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;

нарушения лесопользователем требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;

систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

систематического (более трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками лесного фонда;

невыполнения лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

изъятия в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

ликвидации юридического лица, которому участок лесного фонда был предоставлен в пользование; прекращения действия специального разрешения (лицензии);

в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. [2, cт. 50]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.024 с.)