Правовая основа использования и охраны леса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа использования и охраны леса



ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач.

Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне.

Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории Республики Беларусь. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования - естественную среду его обитания. Опасное нарушение природного равновесия биосферы республики, продолжающееся разрушение ее уникальных ландшафтов и природных резервантов, загрязнение атмосферы, вод, земель и леса, появление в окружающей природе новых агрессивных химических и биологических агентов привело к тому, что часть ее территории фактически является зоной экологического бедствия.

Для стабилизации сложившейся в настоящее время экологической ситуации в Беларуси первостепенное значение имеют леса.

Ведь лес - это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы ответровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищаетатмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состоянии, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.

Учитывая вышеизложенное, лесохозяйственную деятельность следует рассматривать как отрасль народного хозяйства, направленную не только на воспроизводство лесных ресурсов, но и на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Однако помимо производственных мер охраны и защиты лесов существуют также социальные, экономические, медико-биологические и целый ряд других мер, в том числе и меры правовые, которые играют важную роль в сохранении и восстановлении экологического равновесия в окружающей среде Беларуси, в том числе и ее лесах. Именно этим фактом и обусловлена актуальность темы, выбранной для исследования в курсовой работе.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.

Цель настоящей работы - комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

дать характеристику категории «лес»;

проанализировать различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса;

рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализировать их полномочия;

исследовать право лесопользования, его виды, субъекты и их правовое положение, основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения данного права;

дать понятие категориям «охрана леса», «защита леса», охарактеризовать и классифицировать меры по охране и защите леса.

В ходе проведенного исследования была проанализирована доступная литература по предлагаемой теме. Источниками для нашего исследований стали, во-первых, нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере использования и охраны леса; во-вторых, учебники белорусских авторов, в частности, Балашенко С. А., Ермолинского П. М, Демичева Д. М., Лизгаро В. Е., Макаровой Т. И., Шахрая И. С.и др.

Структура курсовой работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, пять разделов, заключение и список использованных источников.

 


ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

правовой лес охрана государственный

Право лесопользования - это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины, заготовка живицы и т. д.). [13, c. 287]

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов: обеспечения непрерывного, бережного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом); соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности землепользования. [2, cт. 35]

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды лесопользования:

) заготовка древесины;

) заготовка живицы;

) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

) побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);

) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Сроки предоставления участков лесного фонда для лесопользования зависят от видов лесопользования и могут быть постоянными или временными. Постоянным признается пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования. Временное пользование участками лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования, может быть краткосрочным - до одного года и долгосрочным - до пятнадцати лет. Конкретные сроки временного лесопользования устанавливаются органом, принимающим решение о предоставлении участка лесного фонда для осуществления лесопользования. В случае необходимости сроки лесопользования могут быть продлены органом, принявшим решение о предоставлении участка лесного фонда для лесопользования.

В зависимости от оснований возникновения право лесопользования подразделяется на общее и специальное.

Общее лесопользование осуществляется без применения сооружений и технических устройств, влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользования предоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. [2, cт. 42]

Однако данное общее природопользование может быть ограничено в порядке, предусмотренном законодательством, в интересах пожарной опасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Специальное лесопользование осуществляется с применением сооружений или технических устройств, влияющих на состояние природного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но при этом оказывающих влияние на состояние лесных ресурсов. Такое лесопользование предоставляется по специальному разрешению.

Специальное пользование природными ресурсами, как правило, связано с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, сопряжено с более значительным, чем при общем природопользовании, воздействием на природу. [16, c. 12]

В соответствии с действующим законодательством специальное лесопользование осуществляется за плату. Исключение составляет пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность которых финансируется из средств бюджета. Согласно ст. 94 Лесного кодекса законодательными актами могут предусматриваться иные льготы по платежам за лесные пользования. Размер платы за лесопользование определяется по таксам либо по договорным ценам. [12, c. 208]

Лесопользователем может быть юридическое или физическое лицо. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей. Содержание права лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно в лесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанности природопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены. [13, c. 289]

В зависимости от вида осуществляемого лесопользования лесопользователи имеют различные права и обязанности, закрепленные в Главе 13 Лесного кодекса.

Следует также отметить, что лесное законодательство не только определяет права и обязанности лесопользователей, но и осуществляет их защиту. Права лесопользователей могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими законодательными актами. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные убытки в связи с нарушением их прав подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке.

С учетом значения лесов как источника различных ресурсов можно выделить следующие виды права лесопользования:

пользование растительными ресурсами леса, в том числе заготовка древесины, древесных ресурсов (живицы, второстепенных лесных ресурсов - пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.) и иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование - заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, дикорастущих, в том числе лекарственных, растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота);

пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, при этом лесное законодательство регламентирует лишь порядок использования лесов, в то время как законодательство об охране и использовании животного мира регулирует вопросы непосредственного пользования объектами животного мира;

использование лесных ресурсов невещественного происхождения (пользование лесом в научно-исследовательских, учебно-опытных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях). [12, c. 209]

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений: органов государственного управления (местных исполнительных и распорядительных органов, органов Минлесхоза); юридических лиц ведущих лесное хозяйство (путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов); а также договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, в том числе по результатам лесных аукционов. Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Минлесхозом.

Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов или их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, другими уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в случаях, установленных статьей 49 Лесного кодекса.

Право лесопользования прекращается в случаях:

истечения срока лесопользования;

отказа лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;

нарушения лесопользователем требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;

систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

систематического (более трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками лесного фонда;

невыполнения лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

изъятия в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

ликвидации юридического лица, которому участок лесного фонда был предоставлен в пользование; прекращения действия специального разрешения (лицензии);

в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. [2, cт. 50]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания данной курсовой работы нами была исследована такая правовая категория, как «лес», отмечены различные подходы к ее определению; проанализированы конституционные основы использования и охраны лесов, различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса; рассмотрена система государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализированы их полномочия; исследовано право лесопользования, его виды, субъекты и их правовое положение, основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения данного права; даны понятия категориям «охрана леса», «защита леса», охарактеризованы и классифицированы меры по охране и защите леса.

В науке экологического права сложились различные определения категории «лес», однако белорусский законодатель определяет, что лес - это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Правовой режим лесов определен Конституцией Республики Беларусь, которая предусматривает что недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства; Лесным кодексом Республики Беларусь, который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также другими законами и подзаконными актами. В Республике Беларусь сложилась система органов общей и специальной компетенции в области управления использованием и охраной леса, при этом отраслевым органов в этой области является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1) Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. -№ 1.-1/0;

2) Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2000 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - 2/195;

) Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 24 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - 2/50;

) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г.: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - 2/946;

) О Совете Министров Республики Беларусь: Закон республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-3: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - 2/1521;

) О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-XII: с изм. доп.: текст кодекса по состоянию на 26 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - 2/285;

) Об образовании государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 45: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - 1/4357;

) О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - 1/8576.

) Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - 5/13979;

) Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462: с изм. доп.: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - 5/27442;

) Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042: текст по состоянию на 25 апреля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2008. - 5/28032;

Специальная литература:

12) Балашенко С. А., Макарова Т. И., Лизгаро В. Е. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова, В. Е. Лизгаро. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 318 с.

) Демичев Д. М. Экологическое право. Особенная часть: учебник / Д. М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 494 с.

) Ермолинский П. М. Лесное право Республики Беларусь / П. М. Ермолинский. - Минск: Тесей, 2007. - 248 с.

) Лизгаро В. Е. Экологическое право: ответы на экзаменационные вопросы / В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова. - 2-е изд., перераб. И доп. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 160 с.

) Шахрай И. С., Право специального лесопользования / И. С. Шахрай. - Минск: Бел. наука, 2006. - 314 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач.

Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне.

Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории Республики Беларусь. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования - естественную среду его обитания. Опасное нарушение природного равновесия биосферы республики, продолжающееся разрушение ее уникальных ландшафтов и природных резервантов, загрязнение атмосферы, вод, земель и леса, появление в окружающей природе новых агрессивных химических и биологических агентов привело к тому, что часть ее территории фактически является зоной экологического бедствия.

Для стабилизации сложившейся в настоящее время экологической ситуации в Беларуси первостепенное значение имеют леса.

Ведь лес - это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы ответровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищаетатмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состоянии, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.

Учитывая вышеизложенное, лесохозяйственную деятельность следует рассматривать как отрасль народного хозяйства, направленную не только на воспроизводство лесных ресурсов, но и на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Однако помимо производственных мер охраны и защиты лесов существуют также социальные, экономические, медико-биологические и целый ряд других мер, в том числе и меры правовые, которые играют важную роль в сохранении и восстановлении экологического равновесия в окружающей среде Беларуси, в том числе и ее лесах. Именно этим фактом и обусловлена актуальность темы, выбранной для исследования в курсовой работе.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.

Цель настоящей работы - комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

дать характеристику категории «лес»;

проанализировать различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса;

рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализировать их полномочия;

исследовать право лесопользования, его виды, субъекты и их правовое положение, основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения данного права;

дать понятие категориям «охрана леса», «защита леса», охарактеризовать и классифицировать меры по охране и защите леса.

В ходе проведенного исследования была проанализирована доступная литература по предлагаемой теме. Источниками для нашего исследований стали, во-первых, нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере использования и охраны леса; во-вторых, учебники белорусских авторов, в частности, Балашенко С. А., Ермолинского П. М, Демичева Д. М., Лизгаро В. Е., Макаровой Т. И., Шахрая И. С.и др.

Структура курсовой работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, пять разделов, заключение и список использованных источников.

 


ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.059 с.)