Оказывать помощь при острых стрессовых ситуациях нужно только в том случае, если это необходимо для ведения работ и если вы чувствуете, что обладаете необходимыми ресурсами для её оказания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оказывать помощь при острых стрессовых ситуациях нужно только в том случае, если это необходимо для ведения работ и если вы чувствуете, что обладаете необходимыми ресурсами для её оказания.



3. Пострадавшие часто некритичны к своим действиям, поэтому их поведение может быть опасным для окружающих – например, применение физической силы. Поэтому, прежде чем оказывать допсихологическую помощь, необходимо сделать всё возможное для обеспечения собственной безопасности. Ваша безопасность должна быть максимальной при имеющихся условиях.

4. Основной принцип оказания помощи – «не навреди». Воздержитесь от каких-либо действий, если не уверены в их правильности.

Если вы оценили состояние пострадавшего и понимаете, что у вас недостаточно ресурсов для оказания помощи или вы не можете справиться один, - обратитесь к коллегам за помощью. Это будет безопаснее и для вас, и для пострадавшего.

6. Находясь рядом с человеком с острой стрессовой реакцией, не теряйте самообладания. Вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга. Помните, что это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

 

Помощь при острых стрессовых реакциях осуществляется в следующем порядке:

- в первую очередь необходимо оказать помощь при истерике, агрессии, психомоторном возбуждении, поскольку эти реакции чреваты эмоциональным заражением и наиболее опасны: пострадавшие могут нанести вред себе и окружающим;

- далее помощь оказывается при ступоре, так как это состояние опасно для жизни и здоровья самого пострадавшего;

- в дальнейшем внимание обращается на состояние страха, поскольку оно может перейти в панику;

- следующей идёт реакции апатии, так как пострадавший частично утрачивает способность удовлетворять свои потребности;

- далее стоит обратить внимание на нервную дрожь и плач – наиболее адаптивные реакции, способствующие выходу негативных эмоций.

      Для того чтобы избежать указанных негативных последствий, очень важно уметь различать эти реакции между собой. Далее мы с вами рассмотрим каждый вид острых реакций в отдельности: по каким признакам можно различать эти реакции и какие особенности оказания допсихологической помощи необходимо учитывать в каждом отдельном случае.

Бред и галлюцинации.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Истерика – это активная энергозатратная поведенческая реакция человека.

Это одна из самых опасных реакций, так как может заразить окружающих. Такая реакция всегда происходит в присутствии зрителей, поэтому если удаётся изолировать пострадавшего от скопления людей, это может способствовать прекращению истерики. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Истерика – бытовое название истероидного поведения, характеризующегося бурной эмоциональной реакцией, психомоторным возбуждением с бушеванием и криками. Возможны обмороки, слабость. Для истерики характерно яркое проявление эмоций, театральность, потребность в зрителях, без которых истерика теряет всякий смысл.

Периодически находятся в предобморочном состоянии, могут потерять сознание. Могут резко оттолкнуть предложенную им воду или лекарство (движение рукой наотмашь). Склонны к искажению информации, «додумыванию», часто нелепому, приходят к нелогичным выводам.

Основные признаки:

• сохраняется сознание;

• чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

• крики, рыдания.

Помощь пострадавшему:

     1. Установить контакт с пострадавшим (называть по имени). Как бы ни проявлялась внешне реакция, человек остается контактен. Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем. Начать следует с установления визуального контакта. Найдите такое положение, чтобы находиться перед пострадавшим (лицом к лицу). Фразы должны быть короткими и понятными. Используйте в речи повелительное наклонение («Смотри на меня!»). Когда взгляд пострадавшего сконцентрировался на вас и вы понимаете, что человек вас видит, добейтесь аудиального контакта («Слушай меня!»). Возможно эти фразы придется повторить несколько раз. Дальше можно дать указания совершить простое, необходимое для нас действие («Выпей воды!», «Дыши!», «Сядь!» и т.д.). Тем самым вы полностью замкнули внимание пострадавшего на себе. С этого момента с пострадавшим можно начать диалог, т.к. острая фаза реакции снята. Однако необходимо помнить, что реакция циклична, имеет тенденцию повторяться, отреагировав подобным образом один раз, человек, скорее всего, и далее будет давать именно эту реакцию.

      2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

      3. Хорошо помогает следующий прием: в ваших руках бутылка с водой. Человек, выдающий истерическую реакцию, как правило, не один – он в окружении своих близких. Вы говорите родственнику: «Подставьте быстро свои руки, я налью вам воду. Затем вы также быстро умойте лицо, смочите руки вашего родного».

     4. Не потакайте желаниям пострадавшего.    

     5. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

       Помощь себе:

1. Если у вас возникла мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения.

2. Уйти от зрителей, остаться одному.

3. Умыться ледяной водой.

4. Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания 1-2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный вдох и т.д.

Агрессия.

Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основные признаки:

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесное оскорбление, брань;

• мышечное напряжение;

• повышение кровяного давления.

Помощь пострадавшему:

1. Разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи.

2. Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»

3. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

4. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

5. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

6. Не старайтесь переспорить или переубедить его.

    Помощь себе:

    Постарайтесь высказать свои чувства другому человеку, дайте себе физическую нагрузку.

Апатия – это реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.

Может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.

Наваливается ощущение усталости такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т. д.).

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основные признаки:

• безразличное отношение к окружающему;

• вялость, заторможенность;

• медленная, с длинными паузами, речь.

Помощь пострадавшему:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть, пить?».

2. Если это возможно, дайте такой реакции состояться, постарайтесь обеспечить

человеку те условия, в которых он мог бы отдохнуть.

3. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

4. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

5. Предложите ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей, пальцев рук.

6. Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки» и т.д. апеллируя к моральным нормам.

      Помощь себе:

1. Если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать делать что-то, дайте себе возможность отдохнуть.

2.Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться.

3. Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин.

4. Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых(10-15 мин.).

5. Помассируйте себе мочки ушей, пальцы рук – это места, где находится огромное количество БАТ.

6. Выпейте чашку сладкого чая.

7. Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе, приступайте к выполнению дел.

8. Не беритесь делать несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно, и сконцентрироваться трудно.

9. Постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Ступор.

Ступор одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основные признаки:

• резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

• отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

• «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;

• возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь пострадавшему:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию

ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение.

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основные признаки:

• резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

• ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

• часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

1. Используйте прием «Захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Используйте методику «Три Да», она состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит утверждением6 «ДА», а затем произносится фраза на выполнение необходимого действия. Например: «Ты меня понимаешь? Ты меня слышишь? Ты меня видишь? А сейчас ты встанешь и успокоишься!».

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Страх, тревога.

Страх - это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков.

Опасным страх становиться, когда он не оправдан (человек боится того, что не представляет для него опасности) или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать.

Между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных отличий. Источник страха, как правило, осознается человеком и носит конкретный характер. В то время как источник тревоги часто не осознается и не поддается логическому объяснению. Тревога чаще вызывает общее возбуждение организма (в частности – симпатической системы), а страх активирует парасимпатическую систему и, как правило, парализует деятельность. Тревога проецирована в будущее, а источником страха является прошлый психотравмирующий опыт.

Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.

Состояние тревоги – это одно из тех состояний, которое может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.

Основные признаки:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащенное поверхностное дыхание;

• сниженный контроль над собственным поведением.

Помощь пострадавшему:

1. Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.

2. Говорите о том, чего человек боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится - поддерживайте его, говорите на эту тему.

3. Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда».

4. Если страх настолько силен, что буквально парализует человека, то можно предложить ему сделать несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании.

5. Другой прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность, поэтому можно предложить человек простое интеллектуальное действие.

6. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

7. Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

8. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы

помочь. 

9. С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать), после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

       Помощь себе:

1. Попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх.

2. Дыхательные или физические упражнения.

3. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становиться меньше.

    Помощь пострадавшему при тревоге:

1. Постарайтесь «разговорить» человека, чтобы понять, что его тревожит.

2. Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий.

3. Можно предложить сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Нервная дрожь.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь - это частое судорожное сокращение мышц, дрожание, которое возникает при утомлении, стрессе, тревожных состояниях, возбуждении. Эта реакция адаптивна и естественна (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» излишнее мышечное напряжение, возникшее и накопившееся в ходе реакции стресса.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Основные признаки:

• дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;

• возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

• реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

• потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

      Помощь пострадавшему:

      1. Взять за плечи и потрясти 10-15 секунд.

      2. Нельзя обнимать или прижимать пострадавшего. Правильно дать этой реакции развиться и закончиться естественным путем.

     3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Слезы, плач.

Это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция является самой лучшей. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную.

Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки:

• человек уже плачет или готов разрыдаться;

• подрагивают губы;

• наблюдается ощущение подавленности;

• в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Помощь пострадавшему:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове).

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.063 с.)