Правовой режим космических объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим космических объектов.



Международно-правовой режим космических объектов и кос­монавтов определен целым рядом международно-правовых доку­ментов. К ним относятся как вышеуказанные общие документы международного космического права — Договор о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космиче­ского пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. и Соглашение о деятельности госу­дарств на Луне и других небесных телах 1979 г., так и целый ряд специальные документов, например Резолюция Генеральной Ас­самблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982 г. «Принципы использова­ния государствами искусственных спутников Земли для междуна­родного непосредственного телевизионного вещания», Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространст­во, 1975 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. и ряд других.

Под космическими объектами понимаются искусствен­ные тела, которые создаются человеком и запускаются в кос­мос (пилотируемые и непилотируемые спутники Земли, космические аппараты различных размеров и назначения, орбитальные станции, базы на естественных не­бесных телах и др.). Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации, а также служат целям производст­венных процессов, транспортировки грузов.

Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации космического объекта:

1) внесения его в национальный регистр и далее — в Реестр Гене­рального секретаря ООН;

2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной терри­тории в целях последующего возвращения собственнику. Косми­ческие объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Международное космическое право содержит правила на­хождения космических объектов на естественных небесных те­лах, в частности, на Луне. Государства могут осуществлять по­садку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, размещать свой персонал, космические аппараты, оборудова­ние, установки, станции и сооружения в любом месте поверх­ности Луны и ее недр. Персонал и указанные космические объ­екты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее недрах. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН об их месторасположении и целях размещения. Станции долж­ны располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы Луны.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому, если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю об­наружены за пределами государства — участника Договора, занесшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Со­глашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое простран­ство. По просьбе властей, осущест­вивших запуск, государство, на территории которого обнару­жен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения.

Государства и межправительственные организации, осу­ществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения иму­щества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность при­чинения ущерба сохраняется. Конвенция о международной устанавли­вает принцип абсолютной ответственности запускающего госу­дарства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объек­ту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причи­нен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъекта­ми выступают государства. Именно государство несет ответст­венность за космическую деятельность не только государствен­ных учреждений, но и физических и юридических лиц, находя­щихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

1) космическая деятельность государства, соответ­ствующая международному праву, но причинившая вред дру­гому государству. Это — ответственность за правомерную дея­тельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;

2) космическая деятельность государства, причи­нившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государ­ствам, то оно совершает международное правонарушение.

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб ис­пользуются дипломатические средства, но если дипломатиче­ские переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее призна­ния определяет сумму компенсации. Решение Комиссии явля­ется окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определе­ние, имеющее рекомендательный характер.

Космические экипажи. Международное космическое право рассматривает космо­навтов как посланцев человечества в космос.

Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам все­мерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их кос­мический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства — участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств — участников Со­глашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднаме­ренная посадка экипажа космического корабля привели к при­землению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участво­вать и власти, осуществившие запуск. Такие действия пред­принимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Правовые формы сотрудничества государств в космосе. Согласно ст. IX Договора 1967 г., при исследовании и ис­пользовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной по­мощи с должным учетом соответствующих интересов друг дру­га (т.е. обязанность не допускать потенциально вредных помех деятельности других государств, на равных основаниях рассматривать их просьбы о предостав­лении им возможности для наблюдения за полетом космиче­ских объектов, оказывать возможную помощь космонавтам дру­гих государств и др.).

Международными договорами регламентируются такие конкретные формы сотрудничества, как:

1) изучение космическо­го пространства;

2) космическая метеорология;

3) космическая связь;

4) космические биология и медицина.

 По каждому из направлений сотрудничества создаются смешанные рабочие группы.

В ряде договоров предусматриваются проведение совмест­ных экспериментов, создание станций оптических наблюдений искусственных спутников Земли, осуществление совместных пилотируемых полетов.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное госу­дарствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принци­пы сотрудничества:

-объединение усилий для эффективного ис­следования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств — участников Содру­жества;

-подтверждение необходимости строгого соблюдения международных обязательств в области исследования и использования космического простран­ства;

-осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств — участников Соглашения;

-координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.

Согласно Закону РФ "О космической деятельности" Рос­сия содействует развитию международного сотрудничества, а также поддержанию мира и международной безопасности пу­тем использования достижений космической науки и техники. Космическая деятельность, за­прещенная международными договорами РФ, не допускается.

Наиболее широкое сотрудничество по вопросам космоса осуществляется в международных организациях. ООН призва­на рассматривать наиболее общие, преимущественно полити­ческие по своей значимости вопросы, связанные с исследовани­ем и использованием космического пространства в мирных це­лях. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1986 г. сформулирова­ла принципы, касающиеся дистанционного зондирования Зем­ли из космоса.

Генеральная Ассамблея ООН определяет задачи по разра­ботке правовых проблем космоса, одобряет проекты соглашений по космосу, разработанные Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, решает ряд других вопросов.

Существенную роль в развитии международного сотруд­ничества по космосу играют многие специализированные учреждения ООН. Так, Международный союз электросвязи разра­батывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи; вопросами применения искусственных спутников в метеорологии занимается Всемирная метеоро­логическая организация.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним, в частности, относятся Междуна­родная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи "Интерспутник", Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ)

ИНМАРСАТ призвана обеспечить космический сегмент, необходимый для улучшения морской связи и содействия тем самым улучшению связи для оповещения о бедствиях и обеспе­чения охраны человеческой жизни на море; "Интерспутник" координирует усилия государств-членов по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию сис­темы связи через искусственные спутники Земли; целями ИНТЕЛСАТ являются коммерческое проектиро­вание, сооружение, эксплуатация и техническое обслуживание глобальной системы международной спутниковой связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.015 с.)