Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой статус территориальных вод
Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства. Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря по своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница — это государственная граница прибрежного государства на море. Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории является очевидность интересов данного государства в отношении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обеспечения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежащих районов. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили. Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются: 1.От линии наибольшего отлива. 2.От условной линии внутренних вод. 3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.
Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.). Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии. Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом. Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность. В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти договоренности были прияты по инициативе США.
Прилежащие зоны Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого морского пространства, — оно прилегает к территориальному морю прибрежного государства. Установление прилежащих зон в истории морского права связано с определением ширины территориальных вод. В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ширину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736—1876 гг. — принятие комплекса различных законов «о лавировании»). В XIX в. США принЯЛ1 закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону 12 морских миль в 1909 г. Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 2) определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина принадлежащей зоны — 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море. В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных законов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод. Установление прилежащей зоны преследует две цели: 1. Предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море. 2. Наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдикции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства. Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть открытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление "прилежащей зоны является правом прибрежного государства. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), некоторые из них, одну или ни одной. Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так называемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридического обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление прилежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу». За исключением таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных прав контроля прибрежного государства во всем остальном режим прилежащей зоны совпадает с режимом исключительной экономической зоны.
Правовой режим континентального шельфа Юридическое понятие континентального шельфа связано с его геологическим понятием. Геологическое определение: континентальный шельф — это покрытая водами окраинная часть материка (континента), т.е. его подводная окраина, которая по своему геологическому строению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка располагается ложе океана (абиссальная платформа). Состав подводной окраины материка.
1. Континентальный шельф — подводное продолжение континента, примыкающее к суше, с постепенным уклонением дна и небольшой глубиной покрывающих его морских вод. 2. Континентальный склон, в который переходит континентальный шельф. Резкий и значительный уклон морского дна. 3. Континентальный подъем (подножье) — возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзывающих с континентального склона. Континентальный шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до континентального склона. Глубина вод внешней границы континентального шельфа обычно составляет 100—200 м, иногда 1500—2000 м. Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значительные залежи минеральных ресурсов. В 1945 г. Президент США издал Прокламацию о юрисдикции за пределами национальных территорий. К 1958 г. более 20 государств приняли национальные законы о континентальном шельфе. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. фиксирует определение континентального шельфа — это поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря, до глубины в 200 м или до такой глубины, на которой имеется возможность вести разработку природных ресурсов. Острова имеют свой континентальный шельф (ст. 76). Конвенция четко не установила внешней границы шельфа: ее пределы зависят от технических возможностей прибрежного государства. В Конвенции 1958 г. предусмотрены суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных богатств шельфа (ст. 2 и 77). Эти права имеют исключительный характер, — если прибрежное государство не ведет разведку и не разрабатывает ресурсы континентального шельфа, то никакое другое государство не имеет таких прав без согласия прибрежного государства. Покрывающие континентальный шельф воды подчиняются режиму открытого моря — свобода судоходства, рыболовства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований. Права прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов не должны создавать помех международному судоходству, рыболовству и охране живых ресурсов моря. Прибрежное государство в целях разведки и разработки естественных богатств вправе возводить на континентальном шельфе установки и создавать вокруг них зоны безопасности радиусом 500 м, которые на должны быть препятствием на международных морских путях.
Конвенция по морскому праву 1982 г. внесла значительные изменения в понятие континентального шельфа. Континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. Основа установления его внешней границы — внешний предел подводной окраины материка: 1. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Такой способ установления внешней границы континентального шельфа является основным (ст. 76). 2. Государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. 3. Если внешняя граница подводной окраины материка простирается более, чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых. Учитывается ширина территориального моря, внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 морских миль от исходных линий, либо не далее 100 морских миль от 2500 м изобаты (вертикальной линии, условно проложенной от поверхности вод до 2500 м глубины океана). Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, его границы определяются на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (географических, исторических) для иной делимитации, континентальный шельф проходит по срединной линии между противостоящими государствами или по линии равного отстояния между соседними государствами. Срединные линии и линии равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек исходных лини принятых для отсчета ширины территориального моря. Конвенция 1982 г. расширила круг прав и обязанностей прибрежных государств в отношении континентального шельфа: при разработке естественных богатств за пределами 200 морских миль государства обязаны производить отчисления и взносы натурой в пользу других государств. Взносы делаются через Орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции 1982 г. на основе принципа справедливости. Данное положение Конвенции — одно из тех, которые были закреплены в ней по настоянию развивающихся государств и оказались абсолютно неприемлемыми для основных морских держав. В пределах 200 морских миль воды, покрывающие континентальный шельф, подчиняются режиму вод исключительной экономической зоны. За пределами исключительной экономической зоны воды континентального шельфа имеют статус вод открытого моря. За пределами 200 морских миль и до 350 морских миль от берега прибрежное государство не может по своему усмотрению отказать другим государствам в проведении научных исследований на континентальном шельфе, за исключением тех районов, в которых это государство ведет операции по разведке природных ресурсов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.02 с.) |