Лингвистические стратегии формирования положительного образа России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистические стратегии формирования положительного образа России



 

В 90-е годы, после распада СССР, отечественные ученые не сильно задумывались о международном имидже России. Изменения в этом вопросе начали происходить в 2000 году, когда В.В. Путин впервые пришел к власти. Стремительное и повсеместное повышение цен на энергоносители обеспечили приток финансовых средств в российский бюджет. Этот финансово-экономический подъем напомнил российскому руководству о роли России на мировой арене, ее участие в важных международных процессах.

На Западе, однако, подобное повышение интереса в возрождении России из руин и пепла, а вместе с ним - улучшение финансового положения в стране вызывало обеспокоенность. С началом второго президентского срока В. Путина усилились критические отзывы о действиях российских властей. Подобная перемена отношения к России дала начало широкому изучению проблемы построения образа государства в мировом сообществе.

Необходимо было противопоставить агрессивному настрою по отношению к внутренней и внешней политики России в информационном пространстве постепенное претворение в жизнь комплекса мер по созданию позитивного образа нашей страны за рубежом. В первую очередь, это было рассчитано на страны Западной Европы и Америки.

Сейчас никак нельзя упустить из виду тот факт, что Россия стала своеобразной ареной борьбы за природные ресурсы, которая в будущем может решить судьбу всего человечества. РФ находится прямо в центре международных противоречий, и чтобы обеспечить себе дальнейшее достойное развитие, необходимо опираться на научно обоснованные теории, в том числе, и по построению своего собственного положительного образа.

В создании преимущественно негативного имиджа России не последнюю роль играют СМИ - эффективнейшие инструменты формирования образа. Именно благодаря СМИ образ нашей страны за последние десять лет в значительной степени ухудшился.

Международный имидж России как экономически и социально отсталой страны по большей части был сформирован в результате информационной войны США против СССР. Парадокс заключается в том, что образ коммунистической "Империи зла" в зарубежных СМИ и общественном мнении был не так негативен, как образ побежденной постсоветской России в 90-е. СССР многие считали правопреемником Российской Империи, а заодно - и богатого культурного наследия. Теперь можно наблюдать обратную тенденцию - противопоставление нынешней России цивилизованному миру.

Исследования показывают, что применение PR технологий может способствовать продвижению позитивного имиджа России в сознание собственной и мировой общественности. Для этого необходимы объединенные усилия в теоретическом и профессиональном плане со стороны таких специалистов, как: социологов, экономистов, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, политологов и других профессионалов в деле построения положительного образа страны.

Эту программу следует поддерживать органам власти и российского правительства как ключевую задачу по внешней политике, которая поможет наладить более устойчивое и благоприятное, всестороннее вхождение России в глобальное мировое сообщество.

В настоящее время накоплен богатый практический опыт по использованию PR технологий в деятельности органов государственной власти по созданию имиджа страны. Оно строится на трех принципах:

)   Необходимо представлять образ страны как некий субъект, которой выполняет определенные функции, главная из которых - власть. Это подразумевает объяснение людям то, чем занимается правительство и президент, каковы их цели и задачи. Иными словами, первый принцип формирования образа напрямую зависит от заинтересованности и информированности граждан.

2) Страна должна иметь свою "репутацию", и неустанно демонстрировать свои положительные черты.

)   Последний принцип требует решения непростой задачи, а именно четкого формулирования национальной идеи, которая объединяет нацию и разъясняет саму сущность страны.

Как мы упомянули, СМИ являются главным мерилом, ключевым элементом в создании образа государства. При создании положительного имиджа страны при помощи языковых средств не стоит заново изобретать колесо, так как вполне допустимо, по нашему мнению, использование тех же средств, которыми оперируют западные журналисты при формировании образа России. Сравнительная и оценочная лексика, употребление метафор, на которые мы обращали внимание в предыдущих параграфах, также могут использовать и наши специалисты, лишь с учетом одной детали: необходимо поменять их окраску с отрицательного на положительный.

В качестве примера рассмотрим, как отражается в зарубежных СМИ процесс вхождения Крыма в состав России: подавляющее большинство использует термин "annexation " - аннексия, который трактуется не иначе, как "насильственное присоединение", и сразу же создается образ государства-агрессора. При создании положительного образа целесообразно заменить термин "annexation" на "accession" - вхождение, что подразумевает добровольный характер действия.

Другим ключевым моментом является то, что необходимо создавать этот новый положительный образ России в рамках следующих направлений:

. Стабильное положение России во всех сферах общественной жизни, устойчивость ее внутренней системы власти и управления, открытость России для международного сотрудничества;

. Привлекательность российской экономической системы для зарубежных инвесторов, которая подразумевает не только усовершенствование государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и правильным преподнесение потенциальным инвесторам информации и акцентирование их внимания на явные преимущества сотрудничества с Россией.

. Добродетельные и образованные российские люди, не имеющие ничего общего с характеристикой как отстающего и "вечно догоняющего".

Например, если мы пишем в ключе первого направления - стабильности, необходимо использование соответствующих языковых средств: в нашем случае это, скорее всего, использование таких эпитетов как надежный, устойчивый, доверительный.

Помимо этого, желательно отойти от использования стереотипных образов восприятия России или главы государства. Как мы показали в двух предыдущих параграфах, стереотипы, вкупе с негативно окрашенными языковыми средствами, способны сформировать целиком и полностью отрицательный имидж государства.

Что касается графических средств формирования положительного образа, то следует принять во внимание тот факт, что, если на бумаге шанс отказаться от использования стереотипов более высок, то в невербальной коммуникации восприятие РФ зачастую не может обойтись без стереотипов.

В подобных случаях необходимо решить проблему использования стереотипов нетрадиционным способом. Так как стереотипы едва ли поддаются изменению в сознании людей, необходимо посмотреть на них с другой стороны и постараться "расширить" их - добавить новые черты или добавить положительные краски в сам образ стереотипа.

Отличным примером хорошо продуманной работы имиджмейкеров является та же Олимпиада в Сочи. На церемонии открытия и закрытия игр перед организаторами стояла сложная задача - необходимо было представить Россию в ином свете, отличном от образа построенного СМИ для иностранцев, однако далеко отходить от традиционного образа, который близок самим россиянам, было невозможным.

Задача осложнялась и некоторыми неоднозначными событиями в истории России, например Сталинская диктатура в 30-е и 40-е годы 20 века. Также уникальное географическое положение России - и в Европе, и в Азии - обязано было представить как западную, так и восточную сущность России.

Создателям шоу необходимо было подчеркнуть также и державность России, показать ее в виде империи, что также вызывало трудности, ведь империя обычно предполагает определенную долю милитаризма. Вместо военной тематики, был сделан упор на культурную империю и делался акцент на искусстве.

Так, вместо войн 1812 года был показан бал Наташи Ростовой, а в неоднозначно принимаемом на Западе советском периоде - проблема решилась при помощи движения авангардистов в 20 - 30-х годах XX века.

Организаторы также подчеркнули такие важные для россиян моменты, как: Россия - страна больших просторов, Россия - многонациональное государство и Россия православная. В "Русской азбуке" было представлено большинство ассоциаций, связанных с Россией, однако стоит признать, что они были блестяще обыграны нестандартным образом - так, букву Ы - представляло слово мы, твердый знак - Пушкин, а последнюю букву в алфавите неожиданно представило само название России.

См. Приложение 8, рис.1 и 2.

Что касается более стереотипных образов - например, образа медведя - организаторы решили не отказываться от него и использовать его в качестве талисмана игр, однако при этом расширив образ - к олимпийскому мишке добавили также леопарда и зайца - своеобразная отсылка к русской тройке.

Как мы видим, создание положительного образа России за рубежом является достаточно кропотливой и трудоемкой работой. Ситуация осложняется тем, что в самих странах Запада, этот образ, благодаря многолетней пропаганде, которая часто повторяет слоганы времен холодной войны, и нелестным статьям в СМИ, хорошо закрепился в сознании граждан.

В нашей стране количество высококвалифицированных специалистов-имиджмейкеров в сфере СМИ невелико, по сравнению со странами Европы и Северной Америки. На решение этой проблемы уйдет не один год, и за это время вполне могут появится новые средства для создания образа государства или ведения информационной войны.


Заключение

 

В ходе проделанной работы была рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ.

В процессе анализа материалов были рассмотрены различные концепции о роли СМИ в формировании у людей отношения к своей собственной стране и ее президенту. Были изучены идеи таких видных ученых как, С.Г. Кары-Мурзы, Панарина И.Н., Романюхи С.А., Ноама Хомского и других. Нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия "Public relations", на основе которых мы сформировали свое собственное определение. Помимо этого, были изучены технологии создания образа президента и кандидата в президенты.

В рамках второй главы нами были рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ. На основе текстов последних 7 лет на английском языке, посвященным описанию и оценке действий России и конкретно В.В. Путина, с которым ассоциируется Россия мы выявили, что эти два образа по большей части являются негативными. Ситуация отчасти усугубляется тем, что на Западе образ России и образ ее президента являются практически тождественными. Действия В.В. Путина на мировой арене сопоставляются, таким образом, с действиями самой России.

Для каждого из образов нашей страны и президента были найдены три наиболее встречающихся клише и стереотипов. В случае России это - Россия = медведь, Россия = матрешка и Россия = Тюрьма. Образ Владимира Путина отражается в трех аспектах: Путин = диктатор, Путин = царь и Путин = преступник.

Основными языковыми средствами для создания этих двух образов, используемыми западными авторами, являются: оценочная лексика; языковая игра; из фигур речи - метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, антитезы; в синтаксисе имеют место быть параллельные конструкции.

Языковые средства, используемые при создании образа России, зачастую подпитываются стереотипами о нашей стране в сознании иностранцев. Вместе, они способны создать точную и ясную картину государства, которая закрепляется в представлении зарубежных читателей.

Так, например, образ России, который в свете драматических событий на Украине приобрел зловещий характер - с частым использованием стереотипов и отождествлением России с медведем, за рубежом формируется имидж России как дикой, опасной и далекой от цивилизации страной. Вдобавок к этому, все чаше и чаще образ Владимира Путина стал трактоваться именно в диктаторском ключе.

При выработке стратегий построения положительного имиджа России мы пришли к выводу, что самым подходящим решением этой проблемы является оперирование теми же языковыми средствами и приемами, которые используются западными журналистами, сменив их тональность с отрицательного на положительный. Следует работать над международным имиджем России в рамках таких направлений, как: стабильность России как делового партнера, финансовая привлекательность российской экономической системы и богатые культурные традиции нашей страны.

В заключении, стоит отметить, что имидж России в зарубежных СМИ уже закрепился в своем негативном ключе. Образ страны с имперскими замашками, во главе которой стоит жестокий тиран, не может не тревожить. Западное общество, читая подобные статьи, формирует точный и ясный образ врага, с которым необходимо бороться. Между Россией и Америкой так называемая "информационная война" ведется, почти не прекращаясь. К чему приведет такое противостояние, и какие средства будут еще использованы в будущем, покажет время.

 


Список литературы

1. Алексеева А.А. Образ современной России в отечественных и зарубежных СМИ. Новосибирский Государственный Университет, 2009.

2. Алтунян Александр. Лозунг в политическом дискурсе. Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/5-6/altunyan. htm <http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/5-6/altunyan.htm>

.   Васюков Д. Негативный образ России в зарубежных СМИ как угроза информационной безопасности, 2004. Режим доступа: <http://www.mediascope.ru/old/node/168>

4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М.: Прогресс, 1981. - 281 с.

5. Гаврилова М.В. Дискурсивный портрет В.В. Путина. Режим доступа: http://u6935.netangels.ru/index. php? option=com_content&view=article&id=131%3Adiscursologia-proyecto-enciclopedico&catid=134%3Adiscursologia-proyecto-enciclopedico-&Itemid=55 <http://u6935.netangels.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=131%3Adiscursologia-proyecto-enciclopedico&catid=134%3Adiscursologia-proyecto-enciclopedico-&Itemid=55>

.   Галумов Э.А. Имидж России в глобальном пространстве. Режим доступа: <http://www.contrtv.ru/common/165/>

.   Громыко, Алексей Анатольевич. Образы России и Великобритании: реальность и предрассудки: монография/ Ал.А. Громыко; Учреждение Росcийской акад. наук, Ин-т Европы РАН - М.: Ин-т Европы РАН: Русский сувенир, 2008. - 96 с. ISBN

8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2000. - 864 с.

.   Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные науки. - 2005. - № 3. - С.71 - 72.

.   Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2001. - 528 с.

.   Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2002 - 368 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

.   Лучкин Дмитрий. Почему пропаганда не есть PR, а PR не есть реклама // Русский журнал - 09.07.2001. Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/econom/20010709-lutch-pr.html

.   Лябухов И.В. О соотношении понятий "имидж государства" и "имидж страны" (к постановке проблемы) // Изв. Алтайск. гос. ун-та. - 2011. - № 4-1.

.   Лябухов И.В. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене: возможности и потенциал МИД России // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №3.

.   Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник/№1, 2012. - с.93 - 96.

.   Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - N6. - С.63-71.

.   Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с. - ил. - (Серия "Маркетинг для профессионалов")

.   Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с. - (Серия "Мастера психологии").

.   Орлова О.Г. Стереотипы "противостояния" в структуре концепта "Russia" - 2010.

.   Панарин И.Н. Информационная война и геополитика - М.: Издательство "Поколение", 2006. - 560 с.

.   Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны - М.: Поколение, 2012. - 411 с.

.   Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир - М.: Олма-Пресс, 2003. - 319 с.

.   Пекодини А.В. Структура имиджа руководства России и его проекция на политический образ страны в зарубежных СМИ // Мир и политика/№9 (60), 2011.

.   Петровский Г. Сеанс "черной" технологии. Режим доступа: http://www.neweurasia. info/cgi-иin/datacgi/database. cgi? file=News&report=SingleArticleRu2005&ArticleID=0007507

.   Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера. М.: Аспект Пресс, 2006. - 98 с.

.   Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2005. - 624 с.

.   Пузаков А.В. Стереотипы восприятия российской культуры англичанами в XX веке и попытки их развенчать. Режим доступа: http://study-english. info/article005. php

.   Романюха С.А. Психология пропаганды: сходства и отличия с PR - деятельностью, 2009. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/propaganda19. htm

.   Романюха С.А. Пропаганда и реклама - общий психологический фундамент. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article29713. htm <http://www.advertology.ru/article29713.htm>

.   Федорова Наталья. Влияние американских ценностей на трансформацию российского общества. Ч.3. Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/vliyanie-amerikanskih-cennostey-na-transformaciyu-rossiyskogo-obshchestva-ch-3#. U5cY5dEqglk <http://www.geopolitica.ru/article/vliyanie-amerikanskih-cennostey-na-transformaciyu-rossiyskogo-obshchestva-ch-3>

.   Хачатуров К.А. "Умение писать для зарубежной аудитории" // Информация. Дипломатия. Психология, 2002, с.489-521.

.   Ходанович Сергей. Образ России в зеркале западных СМИ // Российские вести/№ (16) 1866, 2007. Режим доступа: <http://rosvesty.ru/1866/interes/2906-obraz-rossii-v-zerkale-zapadnih-smi/>

.   Хомский Ноам. Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ. Перевод статьи. 2011. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20110517/169481135.html

.   Чубай С.А. Политическая реклама и политический PR: общее и отличия // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 7. - стр.163-164

.   Чурсова Надежда. Психология и бизнес онлайн: механизмы воздействия политической информации в СМИ на общественное сознание. Режим доступа: <http://www.psycho.ru/library/209>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.033 с.)