Языковая политика в программах общественно-политических и культурных движений и организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковая политика в программах общественно-политических и культурных движений и организаций



Проблемы языковой политики стали одним из ключевых вопросов, занявших свое место в программах различных осетинских национальных общественных организаций и движений, возникавших в этот политически активный период реформирования советского и постсоветского общества.

В их программных документах отражены проблемы родного языка, культуры и национального самосознания, их сохранения и развития.

Одним из первых документов является «Резолюция о первоочередных мерах по национальному спасению и возрождению осетинского народа», принятая Чрезвычайным съездом осетинского народа, прошедшим в г. Владикавказе 13–14 декабря 1991 г. Съезд определил в сфере национальной культуры следующие приоритеты:

«— признать необходимым разработку долгосрочной комплексной программы национального и культурного возрождения Осетии;

— направить значительные силы и средства на изучение осетинским народом родного языка, литературы и истории, в возможно более короткие сроки добиться обеспечения функций осетинского языка, соответствующих его государственному статусу, создать необходимые условия для пробуждения интереса к осетинскому языку и изучения его представителями других национальностей, проживающих в Осетии...» [Северная Осетия, 1991, 25 декабря].

Второй съезд осетинского народа, состоявшийся 21–22 мая 1993 г. в г. Владикавказе, подтвердил намерение:

«— признать главной социально-культурной целью возрождение и развитие осетинской исторической и культурной традиции;

— принять государственную программу сохранения, развития осетинского языка (его иронского и дигорского диалектов);

— добиваться всемерного расширения сферы применения осетинского языка, признанного государственным, в производственной, общественной и культурной жизни, возвращения ему функции языка делопроизводства, науки, обучения и т.д.;

— создать национальную систему образования, в том числе: сеть осетинских дошкольных учреждений, средних школ и профтехучилищ, отделений вузов с преподаванием на осетинском языке» [Северная Осетия, 1993, 9 июня].

Проблема осетинского языка нашла отражение и в программных документах отдельных общественных организаций. Так, программа общественного движения «Адамон Цадис», принятая 28 января 1989г., предусматривала следующие положения:

«5. Движение выступает за конституционное признание осетинского языка государственным языком СО АССР и добивается в перспективе всемерного расширения его применения в разнообразных сферах общественной, культурной и производственной жизни...

7. Движение считает неотложной задачей принятие государственной программы сохранения и развития осетинского языка. Необходимо вернуться к первоначальному осетинскому алфавиту. Необходимо также создать полномочную Терминологическую комиссию для подготовительной работы по возвращению осетинскому языку функции языка делопроизводства, науки, образования и т.д. Движение настаивает на необходимости защиты и развития дигорского диалекта осетинского языка;...

9. Система народного образования — база национальной культуры. Движение добивается создания в Осетии национальной системы образования, в том числе: создание сети осетинских детских дошкольных учреждений, открытия средних школ и профтехучилищ с преподаванием на осетинском языке, открытия отделений или групп с осетинским языком обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях;

10. Движение добивается возврата и утверждения норм осетинской ономастики (системы собственных имен), прежде всего — антропонимии (имен и фамилий) и топонимии (географических названий). Для этой цели необходимо создать Ономастическую комиссию» [Северная Осетия: Этнополитические процессы, II, 64–71].

Задачами республиканского общества «Уастырджи», устав которого был принят 14мая 1991 г., провозглашались:

«Консолидация осетинского народа, сохранение и развитие его языка, культуры (традиций и обычаев); воспитание национального самосознания...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 76].

Основными задачами моздокского городского культурного общества осетин «Фарн», созданного 12 декабря 1991 г., являлись: «пропаганда культурного наследия осетинского народа, укрепление национального единства; формирование национального самосознания; оказания влияния на развитие осетинской культуры и языка среди населения осетинской национальности...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 80].

Фонд развития осетинской культуры «Зилахар», созданный 23 января 1992 г., имел целью создание условий «для изучения, развития и популяризации национальной культуры» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 82].

Устав общественного исполнительного органа съезда осетинского народа «Стыр ныхас», зарегистрированный в мае 1993 г., определил, в числе прочих, задачу: «Укрепление национально единства осетинского народа, содействие его национальному, духовному, культурному и социально-экономическому развитию;...содействие формированию национального самосознания осетинского народа, содействие в развитии его культуры, науки, образования, искусства, языка...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 82–87].

Культурно-просветительское общество осетин-выходцев из Казбекского района Грузии «Къобы ныхас» (зарегистрировано в феврале 1994 г.) среди своих главных задач определяло: «осуществление мер, направленных на возрождение многогранной осетинской культуры и быта; активное включение в процессы по сохранению языка и культуры осетинского народа, повышения национального самосознания» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 93–94].

В Уставе общественно-политической организации «Союз национального возрождения Алании», зарегистрированном 28 апреля 1991 г., устанавливается задача: «национально-культурное и культурное возрождение, прежде всего основной этнической части населения республики путем внедрения в быт, искусство и литературу основных диалектов осетинского языка, а также путем поощрения научной историко-исследовательской деятельности представителей ученой общественности и пропаганды ее результатов...; способствовать консолидации осетинского народа, укреплению его единства и повышению национального самосознания» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 182].

Следует отметить место русского и других языков в программах осетинского национального движения.

Второй съезд осетинского народа постановил «считать необходимым обеспечение культурной автономии для представителей всех национальных групп, проживающих в Осетии» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 52]. Декларация о принципах национального согласия в Северной Осетии, принятая вторым съездом народов Северной Осетии, гласила: «Наиболее полное обеспечение равноправия представителей всех народов, проживающих в Северной Осетии, независимо от их численности, национальности, этнических особенностей, религии, культуры, языка, подлинное уважение, охрана и свободное развитие их национальной самобытности, традиционных культурных ценностей и жизненного уклада». [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 109].

В программе движения «Адæмон цæдис» указано: «4. Движение считает возможным гармоничное развитие нашего общества только при обеспечении подлинного равноправия всех граждан, населяющих республику, вне зависимости от национальности; 5. Движение считает, что национальное равноправие в республике может быть достигнуто только при условии признания всеми национальными группами государственности и суверенитета Северо-Осетинской АССР, территориальной целостности, уважения осетинской истории, культуры, языка. 6. Движение борется со любыми проявлениями национализма и шовинизма, с попытками разжигания национальной розни и унижения национального достоинства... Движение выступает за культурную автономию для представителей национальных групп, проживающих в Осетии (обучение родному языку, национальная школа, культурно-просветительные общества, издание литературы и т.д.)... Движение считает, что русский язык должен оставаться общегосударственным языком межнационального общения» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 68–69].

В уставе республиканского общества «Уастырджи» наряду с воспитанием национального самосознания устанавливается задача — «борьба против проявления национализма, эгоизма и шовинизма» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 75].

В Уставе «Стыр ныхас» определен приоритет — «укрепление дружбы и взаимопонимания между всеми национальностями в Осетии» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 84].

В основных направлениях предвыборной программы кандидата в президенты республики А.Х. Галазова четко сформулировано языковое кредо осетинского народа: «Разработка и реализация широкомасштабной государственной программы возрождения и дальнейшего развития языка, культуры, прогрессивных традиций осетинского народа должны сочетаться с полным учетом интересов русского, армянского, грузинского, азербайджанского, греческого, кумыкского, еврейского, татарского и другого населения республики» [Северная Осетия, 1994,11 января].

Цели сохранения языковой, культурной и этнической самобытности заявлены в программных документах 26 национально-культурных объединений: славянского «Русь», армянского «Эребуни», татарского им. Г. Тукая, азербайджанского «Азери», еврейского «Шолом», греческого «Прометей», грузинского «Эртоба», терского казачества, корейского, чеченского «Барт», кабардинского «Мэз-дэгу Адыгэ», немецкого, дагестанского, кумыкского «Намус» и других.

Программы политических партий и движений уделяли меньше внимания этноязыковым вопросам.

Прогрессивно-Демократическая партия Северной Осетии выступает «за создание условий для формирования свободной и нравственной личности, развития семейной, правовой, экологической культуры, сохранения и развития языка, культуры, традиций и обычаев всех народностей, населяющих республику» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 174]. В уставе Республиканского Клуба избирателей — движения «Гражданское согласие» заложена задача: «Защита национально-культурных интересов всех народов, проживающих на территории республики» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 180].В программе Северо-Осетинской организации Республиканской партии Российской Федерации указано намерение бороться «за сохранение и развитие языка, культуры, традиций и обычаев всех народностей, населяющих республику» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 193].Республиканское народное движение «Осетия» в качестве одной своих целей видит «возрождение языков, многовековых традиций и обычаев всех народов, населяющих Северную Осетию» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 202].

Хартия Народной партии Северной Осетии намерена содействовать возвращению «к духовным истокам жизни народа. Обеспечение права народов республики на свободное выражение и развитие своей этнической, религиозной, культурной самобытности» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 208].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.011 с.)