Церковь нотр Дам ла гранд в пуатье. 12 В.   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь нотр Дам ла гранд в пуатье. 12 В.  



  Особенности школы.    

1. Западный фасад играет ведущую роль: плотная застройка в городе, но западным фасадом собор выходил на главную городскую площадь.

2. Композиция западного фасада состояла из двух башен, одного или двух перспективных порталов, над центральным – окно, галерея королей.

3. Богатый скульптурный декор западного фасада.

Индивидуальные черты храма:

Щипец – двускатный фронтон на фасадной торцевой части здания, не отделенный карнизом, в данном случае выше уровня реальной двускатной крыши.                                                    Мандорла (миндалина) – форма на щипце, в которой изображен Христос в окружении символов евангелистов (ангела - Матфея, крылатого льва - Марка, тельца - Луки и орла - Иоанна).

 

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА

Собор святого Петра в Вормсе. 2 пол. 12 в.                                                                       Особенности школы:

1. Двухсторонняя ориентация, наличие западного хора.

2. Вход сбоку.

3. Мощь, тяжеловесность, суровость.

Индивидуальные черты храма: cкульптурный декор: звериные маски, лев, терзающий человека; круглые окна, асимметрия башен. Романский и готический порталы.

                                                                     

ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА.

Ансамбль в Пизе. 11-12 вв.                                                                                                  Особенности школы:

1.  Ансамблевость. Включает в себя собор, колокольню (Падающая башня), баптистерий (крещальня).

2. Инкрустационный стиль (облицовка мрамором, белый фон, зеленый – геометрические фигуры).

3. Влияние классической архитектуры (купол вместо башни).

4. Арочный декор.

5. Нарядность.

Индивидуальные черты: ансамбль построен вне жилых кварталов на обширной площади, наклон башни вызван подвижным песчаным грунтом. Попытки выправить башню неудачны.

                                                                                                                                              

СКУЛЬПТУРА

Подчинена архитектуре.                                                                                                       Украшает храм: западный фасад, порталы, тимпан (полукруглое поле над дверью под малой аркой перспективного портала), капители, алтарные преграды, - и культовая утварь (купели, пюпитры и т.д.).

 

Ведущей школой является

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА

Ветхозаветные цари. Шартрский собор.                                                                                              Форма фигур вторит колонне (столбообразность фигур). Фигуры зависают, а не стоят. Плоскостность фигур и объемность лиц. Вытянутые пропорции.

Страшный суд. Собор св. Лазаря в Отене.                                                                        Тимпан. Автор – мастер Гислебертус (Жильбер). Общее симметричное построение композиции. Поза сидящего Христа как выражение плоскостности и отсутствие глубины в рельефе. Выразительность фигур. Сцена взвешивания душ, жизненные наблюдения в фигурах ангела и черта, фигурах душ.

Ева. Собор св. Лазаря в Отене.                                                                                                   Построение композиции по горизонтали в зависимости от местонахождения камня. Волнообразное движение в композиции. Фронтальная и боковая плоскости плохо связаны (кривое лицо Евы).

Общие черты скульптуры:

1. зависимость от архитектуры;

2. постановка фигур без опоры;

3. вытянутость пропорций;

4. плоскостность фигур, пространства;

5. гротескность;

6. экспрессия (выразительность);

7. жизненные наблюдения.

 

                                                                     

 

 

                                                               

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

13-15 века

 

I.  Термин сформировался в Эпоху Возрождения (15-16 века), когда средневековье было синонимом варварства.

Возникновение термина объясняли следующим образом:

 Готы строили шатры из молодой поросли, вырубая ее в круге и связывая макушки молодых деревьев, стоявших на корню по периметру этого круга. Это был каркас жилища, который по силуэту напоминал стрельчатую арку, характерную для готического периода

II.  13-15 века – период зрелого средневековья, историческая ситуация в данный период характеризуется следующим:

1. Расцвет городов-коммун. Королевская власть, опираясь на свободные города, ведет объединительную политику, преодолевая феодальную разобщенность.

2. Подъем экономики (развитие ремесел, торговли).

3. Как следствие – усиление эксплуатации простого народа, приведшее к крестьянским революциям. Они проходили под религиозными еретическими лозунгами. Развивается инакомыслие («Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда господином?»).

4.  Мировоззрение остается религиозным, но влияние церкви ослабляется. Развиваются науки, появляются первые университеты: в Болонье (Италия), Саламанке (Испания), Сорбонна во Франции, Оксфорд в Англии и т.д.

III. Особенности культуры.

1. религиозный характер культуры сохраняется;

2. сочетание религиозного мистицизма и реализма;

3. складывается общеевропейский готический стиль;

4. продолжают существовать местные школы: французская (ведущая), немецкая, итальянская, формируется английская.

                                           

АРХИТЕКТУРА

Архитектура по-прежнему сохраняет ведущий характер. Более многообразными становятся светские постройки (ратуши, биржи, рынки, больницы, странноприимные дома).

Cобор, являющийся олицетворением божественной вселенной, становится одновременно сосредоточением городской жизни: кроме богослужений здесь проводятся диспуты, проходят собрания горожан, перед собором разыгрываются мистерии.

Храмы значительно меняют свой вид благодаря изменению конструкции. На смену стеновой приходит каркасная.

 

I. Основные элементы каркасной конструкции готического храма:

  1. Нервюры – ребра свода, главная опора свода. Части свода между ними – распалубки, которые по сравнению с романским сводом стали намного тоньше.
  2. Полуколонны
  3. Пучок полуколонн, или сложнопрофилированный столб.
  4. Аркбутаны – арки, которые переносят распор (вес) свода центрального нефа на наружный опорный столб.
  5. Контрфорс – наружный опорный столб.
  6. Пинакль – башенка на вершине контрфорса, усиливает давление вниз, противостоит силам распора.                                                                                                                                

II. Новые и декоративные элементы готического храма:

1. Стрельчатая арка. Заимствована на арабском Востоке, распространена там как наиболее сейсмоустойчивая форма.

2. Окно-роза. Ажурная розетка с каменным переплетом и витражами. Располагалась чаще всего на западном фасаде, а так же на торцах поперечного трансепта.

3. Вимперг – угол над стрельчатой аркой, усиливал движение вверх. Характерен для зрелой готики.

4. Краббы – загибающиеся вниз завитки в виде стилизованных листьев, идущие по ребрам шатров и стен.

5. Крестоцветы – крестообразные цветки на вершинах вимпергов, шпилей.

6. Квадрифолий (четырехлистник) и трифолий (трехлистник), часто вписанные в круг.

7. Гаргульи – водосливы (часто в виде животных, людей, фантастических существ).              

III. Следствия применения каркасной конструкции:

· облегчаются своды;

· увеличивается высота здания;

· появляются большие окна с витражами (вмести росписей);

· «исчезают» стены, появляется связь с окружающим пространством;

· движение вверх, динамика, легкость, декоративность.

                                                                                                                                                                                                                                  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.63 (0.009 с.)