Детей и их роль в решении проблем семейного неблагополучия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей и их роль в решении проблем семейного неблагополучия



Система социального обслуживания населения характеризуется не просто суммой учреждений, действующих на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как:

§ определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку тех или иных слоев населения;

§ форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональных учреждений, объединенные общими целями и задачами;

§ финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности социальных учреждений, многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных служб;

§ степень сформированности нормативно-правовой базы;

§ соотнесение усилий по становлению и функционированию социальных служб и полученных результатов социального обслуживания населения [42, С.389].

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания [тамже, С.393]:

1) сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптивная, социальный патронаж и другие);

2) нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социо-гуманистическая).

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в федеральном законе № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. В нем установлено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [35, ст.1]. Под трудной жизненной ситуацией можно понимать безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, конфликты и жестокое обращение в семье, безработица и тому подобное [тамже, ст.3, п. 4].

В вопросе об организации социального обслуживания населения важна статья 17 федерального закона. В ней дан перечень учреждений и предприятий социального обслуживания, состоящий из 14-ти пунктов. Среди них можно выделить центры и учреждения, оказывающие помощь семье и детям. Это: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению. Они оказывают различные виды помощи.

Также в ст. 3 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет следующие понятия:

1) клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

2) социальные услуги – действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи;

3) социальные службы – предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Так, в отечественной научной литературе социальную службу рассматривают обычно как организационную форму социальной работы. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социальное пространство, внутри которого она существует. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой отражают все основные сферы жизнедеятельности населения.

Отдельные авторы подчеркивают, что внутри социальной службы множество подсистем и элементов, выполняющих разнообразные функции и находящихся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. В литературе выделяется, с одной стороны, службы помощи семье, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения и другие, а с другой стороны, − территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные [42, С.391].

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Кроме того, в социальной политике вообще и социальном обслуживании в частности очень важен принцип обратной связи. При этом, как справедливо отмечает Л.Г. Зубова, учет общественного мнения может быть адекватно реализован через многообразие технологий в области организации социальной политики и социальной поддержки по отношению к лицам, испытывающим социальные трудности и не имеющим возможности самостоятельно их преодолевать. Инструментом эффективного взаимодействия социальной политики и общественного мнения является организация социальной работы, основная функция которой состоит в оказании социальной и психологической помощи, консультации, социальной коррекции и реабилитации, информировании населения о возможных вариантах поведения в трудной жизненной ситуации.

В последнее время наметилась тенденция развития организаций некоммерческого сектора, способных усилить адресность и объемность социальной помощи и обеспечить обратную связь – от потребителей социальной помощи к законодательным возможностям государства [9, С.195].

 Система социальной защиты семьи и детства на региональном уровне сегодня представлена органами управления социальным обслуживанием и комплексом специализированных учреждений с различными видами социальных услуг и формами работ, направленными на уменьшение социально-психологической напряженности в семьях, создание благоприятной среды для раскрытия ресурсного потенциала семьи. К ним относятся: территориальный центр помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков.

В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения РФ №47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям. [26, п. 1.1]. В нем дано определение центру. Это учреждение государственной системы социальной защиты населения, предназначенное для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и иной.

Целью деятельности центра определено следующее: способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами центра являются:

§  выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

§ определение и предоставление конкретных видов и форм социальных услуг и помощи;

§ социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

§ участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

§ анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

§ привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

К категориями и группами населения, которым центр оказывает социальные услуги, относятся: семьи (многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей и другие), дети и подростки (оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в устройстве; имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение, беспризорные, переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми), а также взрослые граждане: беременные женщины и кормящие матери; матери, желающие найти временную работу, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми.

 Функционирование учреждения социального обслуживания семьи и детей позволяет увеличивать численность несовершеннолетних, получающих социальную поддержку и помощь; расширять спектр и повышать качество предоставляемых социальных услуг семьям. В них ведется деятельность по восстановлению и сохранению семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройству и благополучию.

Определяющим условием эффективной деятельности центра социального обслуживания семьи и детей является их кадровая обеспеченность, наличие квалифицированных специалистов по социальной работе, владеющих современными технологиями и методами работы с семьей и детьми.

Кроме того, для детального рассмотрения проблем детей и подростков и наиболее полного их решения созданы и функционируют специализированные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних оказывает социально-педагогическую и социально- психологическую помощь детям из неблагополучных семей и семей группы социального риска, осуществляет социальный патронаж неблагополучных семей, предоставляют временный приют детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Учреждение создано в целях осуществления профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также их социальной реабилитации для выхода из трудной жизненной  ситуации.

Основной деятельностью центра является:

§ проведение социального диагностирования несовершеннолетних с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и осуществление контроля над их реализацией;

§ обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

§ обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

§ восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

§ оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

§ содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

§ оказание комплексной медико-психолого-педагогической, социальной и юридической помощи;

§ содержание несовершеннолетних на полном государственном обеспечении.

Социальные учреждения и службы для успешной реализации своих задач и функций тесно взаимодействуют со многими другими учреждениями. Свою работу они строят на основе и с помощью данных из этих учреждений, так или иначе взаимодействующих с семьей. К ним можно отнести, например, женские консультации. Большинство беременных женщин находятся на учете в консультации по месту жительства, и медицинские работники, наблюдающие женщину, могут заметить первые признаки семейного неблагополучия. Работа в женской консультации ведется совместно с социальным и медицинским учреждениями, что позволяет комплексно решать медико-психо-социальные проблемы.

 Следующим учреждением, информирующем о состоянии семьи, являются детские поликлиники и больницы. Они могут стать источником информации о медико-социальном неблагополучии семьи.

Также с семьей взаимодействуют дошкольные учреждения и непосредственно школа. Так, воспитатели детских садов чаще всего обладают информацией о социально-бытовой и психологической обстановке в семье, на основе которой можно выстраивать коррекционную и поддерживающую социальную работу. А в школах на сегодняшний день существует должность социального педагога. В его профессиональные основные задачи входит контроль условий жизни и воспитания детей, выявление и профилактика семейного неблагополучия. То есть социальный педагог обладает данными о детях из семей группы риска, которые обучаются в школе.

Особый источник информации – это комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). В них создается своя база данных на семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление. В этом случае семья становится на профилактический учет, как правило, на 1 год. Участие специалистов социальных служб в коррекционной и реабилитационной работе с ребенком повышает возможность его скорейшего социального восстановления. Также данные из КДН важны для организации помощи семье, так как чаще всего в ней воспитываются и другие малолетние дети, которые потенциально более подвержены риску совершения правонарушения.

Сотрудничество социальных учреждений ведется и с отделом записи актом гражданского состояния. В функции последнего входит информирование о возможностях социальных служб помощи семье, находящихся на разных этапах развития (при решении о вступлении в брак, рождении ребенка, разводе и т.д.), оценка статистических данных о демографических характеристиках семьи. Также ЗАГС проводит массовые акции, призванные повысить роль семьи как социального института, участвует в мероприятиях по случаю чествования многодетных родителей и семей, имеющих продолжительный супружеский стаж.

Не менее важный вклад в решение проблемы семейного неблагополучия вносят учреждения культуры и досуга. В первую очередь они организуют и проводят мероприятия по развитию системы семейного досуга в городе и области. Проведение ими творческих конкурсов, фестивалей, марафонов, выставок, спектаклей содействует пропаганде значимости семейных ценностей, а также популяризации культурного наследия русского народа в части семейных устоев, традиций, ведения совместного домашнего хозяйства и прочее.

И, тем не менее, первостепенную, главную роль в решении проблем семьи и детей играют социальные службы. Они, по сути, имеют двойственный характер. С одной стороны, они сами выступают источниками информации о неблагополучии семьи. Обращение граждан по различным социально-бытовым, социально-психологическим, социально-правовым и иным проблемам может стать поводом для постановки семьи на учет и включения в общую базу данных о семьях группы риска.

С другой стороны, социальные службы выступают в качестве инициатора и организатора сбора информации о семьях, находящихся в социально опасном положении. Они также являются основной площадкой для проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий с семьей и возвращения ее к нормальной жизнедеятельности.

 Таким образом, процесс организации социальной работы с неблагополучными семьями происходит на двух уровнях: организационно-управленчес-кий (министерство здравоохранения и социального развития РФ) и исполнительный (социальные учреждения, центры). Можно говорить о довольно сложном, многостороннем межведомственном взаимодействии и партнерстве между учреждениями. Но здесь важно отметить, что такое партнерство не носит характер обязательного и стандартизированного юридического оформления. Законодательные акты на федеральном уровне не представляют конкретных механизмов взаимодействия социальных партнеров по профилактике семейного неблагополучия, оставляя их проработку на усмотрение региональных законодательных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В связи с этим особое значение приобретают разработка и заключение договоров между конкретными исполнителями мероприятий, направленных на оптимизацию внутрисемейных отношений и предупреждение причин семейного неблагополучия. Такое оформление отношений сотрудничества выполняет как функцию правового регулирования, так и воспитывающую функцию. Договор может стать фактором стабильности и завершенности намеченного процесса профилактики.

Организация социальной работы с неблагополучными семьями это есть практическое воплощение государственной семейной политики. Можно сказать, что решение проблем неблагополучной семьи – процесс сложный, длительный, и поэтому к нему следует подходить комплексно. Это значит, что работа с неблагополучной семьей в целом и с каждым ее членом отдельно должна осуществляться не только в рамках того или иного социального центра, но и в сотрудничестве с другими социальными учреждениями. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.018 с.)