Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детей и их роль в решении проблем семейного неблагополучия
Система социального обслуживания населения характеризуется не просто суммой учреждений, действующих на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как: § определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку тех или иных слоев населения; § форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональных учреждений, объединенные общими целями и задачами; § финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности социальных учреждений, многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных служб; § степень сформированности нормативно-правовой базы; § соотнесение усилий по становлению и функционированию социальных служб и полученных результатов социального обслуживания населения [42, С.389]. Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания [тамже, С.393]: 1) сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптивная, социальный патронаж и другие); 2) нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социо-гуманистическая). Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации закреплены в федеральном законе № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. В нем установлено, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [35, ст.1]. Под трудной жизненной ситуацией можно понимать безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, конфликты и жестокое обращение в семье, безработица и тому подобное [тамже, ст.3, п. 4]. В вопросе об организации социального обслуживания населения важна статья 17 федерального закона. В ней дан перечень учреждений и предприятий социального обслуживания, состоящий из 14-ти пунктов. Среди них можно выделить центры и учреждения, оказывающие помощь семье и детям. Это: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению. Они оказывают различные виды помощи.
Также в ст. 3 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет следующие понятия: 1) клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; 2) социальные услуги – действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи; 3) социальные службы – предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Так, в отечественной научной литературе социальную службу рассматривают обычно как организационную форму социальной работы. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социальное пространство, внутри которого она существует. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой отражают все основные сферы жизнедеятельности населения. Отдельные авторы подчеркивают, что внутри социальной службы множество подсистем и элементов, выполняющих разнообразные функции и находящихся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. В литературе выделяется, с одной стороны, службы помощи семье, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения и другие, а с другой стороны, − территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные [42, С.391]. Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Кроме того, в социальной политике вообще и социальном обслуживании в частности очень важен принцип обратной связи. При этом, как справедливо отмечает Л.Г. Зубова, учет общественного мнения может быть адекватно реализован через многообразие технологий в области организации социальной политики и социальной поддержки по отношению к лицам, испытывающим социальные трудности и не имеющим возможности самостоятельно их преодолевать. Инструментом эффективного взаимодействия социальной политики и общественного мнения является организация социальной работы, основная функция которой состоит в оказании социальной и психологической помощи, консультации, социальной коррекции и реабилитации, информировании населения о возможных вариантах поведения в трудной жизненной ситуации. В последнее время наметилась тенденция развития организаций некоммерческого сектора, способных усилить адресность и объемность социальной помощи и обеспечить обратную связь – от потребителей социальной помощи к законодательным возможностям государства [9, С.195]. Система социальной защиты семьи и детства на региональном уровне сегодня представлена органами управления социальным обслуживанием и комплексом специализированных учреждений с различными видами социальных услуг и формами работ, направленными на уменьшение социально-психологической напряженности в семьях, создание благоприятной среды для раскрытия ресурсного потенциала семьи. К ним относятся: территориальный центр помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков. В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения РФ №47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям. [26, п. 1.1]. В нем дано определение центру. Это учреждение государственной системы социальной защиты населения, предназначенное для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и иной. Целью деятельности центра определено следующее: способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. Основными задачами центра являются: § выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи; § определение и предоставление конкретных видов и форм социальных услуг и помощи; § социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
§ участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; § анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг; § привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей. К категориями и группами населения, которым центр оказывает социальные услуги, относятся: семьи (многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, несовершеннолетних родителей и другие), дети и подростки (оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в устройстве; имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение, беспризорные, переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми), а также взрослые граждане: беременные женщины и кормящие матери; матери, желающие найти временную работу, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей; испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами и другими людьми. Функционирование учреждения социального обслуживания семьи и детей позволяет увеличивать численность несовершеннолетних, получающих социальную поддержку и помощь; расширять спектр и повышать качество предоставляемых социальных услуг семьям. В них ведется деятельность по восстановлению и сохранению семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройству и благополучию. Определяющим условием эффективной деятельности центра социального обслуживания семьи и детей является их кадровая обеспеченность, наличие квалифицированных специалистов по социальной работе, владеющих современными технологиями и методами работы с семьей и детьми. Кроме того, для детального рассмотрения проблем детей и подростков и наиболее полного их решения созданы и функционируют специализированные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних оказывает социально-педагогическую и социально- психологическую помощь детям из неблагополучных семей и семей группы социального риска, осуществляет социальный патронаж неблагополучных семей, предоставляют временный приют детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Учреждение создано в целях осуществления профилактики безнадзорности несовершеннолетних, а также их социальной реабилитации для выхода из трудной жизненной ситуации. Основной деятельностью центра является: § проведение социального диагностирования несовершеннолетних с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и осуществление контроля над их реализацией; § обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних; § обеспечение защиты прав и законных интересов детей; § восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи; § оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; § содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей; § оказание комплексной медико-психолого-педагогической, социальной и юридической помощи; § содержание несовершеннолетних на полном государственном обеспечении. Социальные учреждения и службы для успешной реализации своих задач и функций тесно взаимодействуют со многими другими учреждениями. Свою работу они строят на основе и с помощью данных из этих учреждений, так или иначе взаимодействующих с семьей. К ним можно отнести, например, женские консультации. Большинство беременных женщин находятся на учете в консультации по месту жительства, и медицинские работники, наблюдающие женщину, могут заметить первые признаки семейного неблагополучия. Работа в женской консультации ведется совместно с социальным и медицинским учреждениями, что позволяет комплексно решать медико-психо-социальные проблемы. Следующим учреждением, информирующем о состоянии семьи, являются детские поликлиники и больницы. Они могут стать источником информации о медико-социальном неблагополучии семьи. Также с семьей взаимодействуют дошкольные учреждения и непосредственно школа. Так, воспитатели детских садов чаще всего обладают информацией о социально-бытовой и психологической обстановке в семье, на основе которой можно выстраивать коррекционную и поддерживающую социальную работу. А в школах на сегодняшний день существует должность социального педагога. В его профессиональные основные задачи входит контроль условий жизни и воспитания детей, выявление и профилактика семейного неблагополучия. То есть социальный педагог обладает данными о детях из семей группы риска, которые обучаются в школе.
Особый источник информации – это комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). В них создается своя база данных на семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление. В этом случае семья становится на профилактический учет, как правило, на 1 год. Участие специалистов социальных служб в коррекционной и реабилитационной работе с ребенком повышает возможность его скорейшего социального восстановления. Также данные из КДН важны для организации помощи семье, так как чаще всего в ней воспитываются и другие малолетние дети, которые потенциально более подвержены риску совершения правонарушения. Сотрудничество социальных учреждений ведется и с отделом записи актом гражданского состояния. В функции последнего входит информирование о возможностях социальных служб помощи семье, находящихся на разных этапах развития (при решении о вступлении в брак, рождении ребенка, разводе и т.д.), оценка статистических данных о демографических характеристиках семьи. Также ЗАГС проводит массовые акции, призванные повысить роль семьи как социального института, участвует в мероприятиях по случаю чествования многодетных родителей и семей, имеющих продолжительный супружеский стаж. Не менее важный вклад в решение проблемы семейного неблагополучия вносят учреждения культуры и досуга. В первую очередь они организуют и проводят мероприятия по развитию системы семейного досуга в городе и области. Проведение ими творческих конкурсов, фестивалей, марафонов, выставок, спектаклей содействует пропаганде значимости семейных ценностей, а также популяризации культурного наследия русского народа в части семейных устоев, традиций, ведения совместного домашнего хозяйства и прочее. И, тем не менее, первостепенную, главную роль в решении проблем семьи и детей играют социальные службы. Они, по сути, имеют двойственный характер. С одной стороны, они сами выступают источниками информации о неблагополучии семьи. Обращение граждан по различным социально-бытовым, социально-психологическим, социально-правовым и иным проблемам может стать поводом для постановки семьи на учет и включения в общую базу данных о семьях группы риска. С другой стороны, социальные службы выступают в качестве инициатора и организатора сбора информации о семьях, находящихся в социально опасном положении. Они также являются основной площадкой для проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий с семьей и возвращения ее к нормальной жизнедеятельности. Таким образом, процесс организации социальной работы с неблагополучными семьями происходит на двух уровнях: организационно-управленчес-кий (министерство здравоохранения и социального развития РФ) и исполнительный (социальные учреждения, центры). Можно говорить о довольно сложном, многостороннем межведомственном взаимодействии и партнерстве между учреждениями. Но здесь важно отметить, что такое партнерство не носит характер обязательного и стандартизированного юридического оформления. Законодательные акты на федеральном уровне не представляют конкретных механизмов взаимодействия социальных партнеров по профилактике семейного неблагополучия, оставляя их проработку на усмотрение региональных законодательных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления. В связи с этим особое значение приобретают разработка и заключение договоров между конкретными исполнителями мероприятий, направленных на оптимизацию внутрисемейных отношений и предупреждение причин семейного неблагополучия. Такое оформление отношений сотрудничества выполняет как функцию правового регулирования, так и воспитывающую функцию. Договор может стать фактором стабильности и завершенности намеченного процесса профилактики. Организация социальной работы с неблагополучными семьями это есть практическое воплощение государственной семейной политики. Можно сказать, что решение проблем неблагополучной семьи – процесс сложный, длительный, и поэтому к нему следует подходить комплексно. Это значит, что работа с неблагополучной семьей в целом и с каждым ее членом отдельно должна осуществляться не только в рамках того или иного социального центра, но и в сотрудничестве с другими социальными учреждениями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.018 с.) |