Характеристика неблагополучных семей, критерии и показатели семейного неблагополучия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика неблагополучных семей, критерии и показатели семейного неблагополучия



Рассмотренные в первом параграфе противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа разводов, изменение функций семьи, снижение рождаемости и воспитательного потенциала и т.д. – заставляют специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи, что находится в тесной взаимосвязи с семейным неблагополучием.

Рассмотрев характеристику благополучной семьи, следует остановиться на изучении понятия «неблагополучная семья». Единое определение этому понятию дано в федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Он определяет понятия «семья, находящаяся в социально опасном положении», – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними», а также «индивидуальная профилактическая работа» – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся  в социально  опасном  положении,  а  также по их  социально-педагогической

реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и ограничения их в родительских правах [36, ст.1].

 Т.И. Шульга дает следующее определение этому понятию: «под неблагополучной семьей понимается семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие, где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи не имеет значения. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [49, С. 12].

Понятие «неблагополучная семья» − понятие очень сложное и многостороннее. Иногда его отождествляют с такими понятиями как асоциальная семья, семья «группы риска» и другие [1, С.45]. Но при более детальном изучении их можно охарактеризовать как виды семейного неблагополучия. При этом их описывают следующим образом:

асоциальная семья − тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка;

семья «группы риска» − это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первых вид риска связан с опасностью для общества ввиду своих ценностей, норм, правил, особого направления воспитания детей, чаще всего асоциального. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, так как отсутствуют нормальные условия для психического и физического развития ребенка. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.

Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает функциональной ценностью. Специалисты обращают внимание на то, что каждый член семьи занимает в ней определенную «экологическую» нишу. То есть выполняются необходимые для поддержания баланса системы функции. Потенциальная напряженность и сложность в семье и как следствие ее неблагополучие может быть связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде случаев:

· функциональная ценность члена семьи понимается по-разному;

· функция выполняется не полностью или искажается;

· поведение члена семьи игнорируется или используется нежелательное для него подкрепление;

· функция не соответствует индивидуальным особенностям члена семьи;

· требуется резкое изменение обязанностей.

Такие семьи не выполняют своего предназначения. Здесь используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в снижении роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лишается своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна и, как итог, теряется смысл совместного существования [25, С.40].

Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия:

· через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;

· через изменения в поведении детей и подростков;

· через изучение отношений детей и подростков к оценке своего                     поведения [49, С.16].

Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные взаимоотношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Своевременная помощь семье в построении супружеских отношений играет важную роль в ранней профилактике семейного неблагополучия [11, С.168].

Изучение процесса взаимодействия родителей с детьми позволяет определить степень близости (дистанцированности, зависимости – независимости, симпатии – антипатии) родителей и детей. Эти данные важны для организации профилактических тренингов, предупреждающих семейное неблагополучие.

Ряд ученых – Л.Я. Олиференко, И.О. Дементьева, В.Д. Москаленко,    В.М. Целуйко – считают, что неблагополучная семья характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены, в силу этих причин семья не справляется с возложенными на нее функциями. Статус семьи – комплексная характеристика, отражающая положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в данный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогические функции в отношение детей, взаимоотношения между членами семьи и отношение к детям, отражающая уровень ее культуры, соответствие ее ценностей нормам и правилам жизни в общества. 

В качестве критериев семейного неблагополучия выделяют семь факторов, влияющих как на каждого члена семьи, в том числе и на несовершеннолетнего, так и на семью как на функциональную систему. Это такие факторы: структурные дефекты семьи, дефекты социально значимых качеств личности родителей, дефекты стабильности брака, дефекты социально-бытовых условий, дефекты супружеских отношений, дефекты социально значимых качеств личности детей и дефекты воспитательных позиций.

Характеристики неблагополучной семьи показывают, что, как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, педагогической, психологической и других сторон их жизни [41, С.9]. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. То есть невыполнение семьей части своих функций не всегда влечет за собой ее неблагополучие. Большинство семей довольно успешно преодолевают невзгоды, что сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей. Это негативно сказывается как на семье в целом, так и на ее членов.

Таким образом, несмотря на сложность понятия «неблагополучная семья», главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений. Именно дети наиболее уязвимы. Поэтому душевное состояние и поведение ребенка является индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формирует соответствующий образ жизни, который усваивают и дети            [49, С.15]. Под неблагополучной семьей также можно подразумевать семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

Под неблагополучием понимаются его различные проявления [см. тамже, С.40]: психическое (угрожают, подавляют, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, заставляют зарабатывать деньги разными незаконными способами, а затем их отбирают, принуждают и т.д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без жилья и другое). Опыт работы специалистов, работающих в социальных учреждениях и службах, показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявления неблагополучия, что делает их жизнь очень сложной, порой даже невыносимой.

Специалистами в области социологии, психологии, педагогики выделена следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, усыновителей; по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - алкоголичная, семья наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптированная. Особенно выделяются семьи педагогически несостоятельные.

Однако В.М. Целуйко отмечает, что с учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей [44, С.10]. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминогенные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные). Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общественными моральными ценностями. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производит благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд не заметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Такие семьи отнесены специалистами к категории внутренне неблагополучных.

В.В. Юстицкис предложил классифицировать внутренне неблагополучные семьи так: «недоверчивая семья» «легкомысленная семья» и «хитрая семья». Характерная черта «недоверчивой семьи» − повышенная настороженность по отношению к окружающим. Члены ее заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными. Такая семья слабо поддерживает контакты окружающими людьми. «Недоверчивая семья» всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Дети обычно агрессивны.

«Легкомысленная семья» отличается беззаботным отношением к будущему. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, не определены. Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-либо изменить. «Легкомысленная семья» почти всегда находится в состоянии внутреннего разлада. Дети вырастают слабовольными.

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Отмечается стремление использовать окружающих в своих целях, создание широкого круга полезных знакомых. Пренебрегаются такие качества как терпение, трудолюбие. Для таких семей характерен дух авантюризма.

Характеристики неблагополучных семей не укладываются в определенные рамки. Типологию «скрытое – открытое неблагополучие» можно дополнить еще одной разновидностью: семьи «пограничного характера». Переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом. Особую группу в этой разновидности составляют семьи с недееспособными членами (родители-инвалиды, дети-инвалиды). Семейная обстановка с появлением больного становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения. 

Тесно взаимосвязано неблагополучие семьи с таким понятием как проблемная семья. К проблемным семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения жизненных проблем, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

По С. Минухину, особенности проблемных (дисфункциональных) семей могут быть описаны следующим образом [25, С.209]: отрицается существование проблем в семье; существует недостаток духовной близости; чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения; семейные роли ригидны; индивидуальные потребности подавляются потребностями семьи; общение членов семьи в целом на низком уровне; конфликты протекают в закрытой форме (боязнь открытого общения); редкостью является юмор, оптимизм, забота друг о друге; существует неприязнь одних членов семьи к другим.

В отличие от проблемной семьи, гармоничная семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья – система в движении. Семейные правила открыты и служат позитивными ориентирами для роста.

Выделяют следующие типы проблемных семей:

1) дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью [44, С.12]. Одним из самых мощных и неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкогольная зависимость родителей. В нашем обществе нет статистических данных о том, сколько людей является алкогольно зависимыми и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях. Но совершенно очевидно, что число детей «группы риска» увеличивается ежегодно. В этом процессе немалую роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей, ведет к социальной и духовной деградации.

Исследователи отмечают такие основные признаки этих семей: размытость, нечеткость границ своего «Я», поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, то дети часто не знают, какие их чувства нормальные, а какие нет; отрицание происходящих негативных событий, т.е. многое в семье построено на лжи; непостоянство, так как потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю и не в полном объеме; недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.

2) семья с нарушением внутрисемейной коммуникации (конфликтная семья) [см. тамже, С.31]. Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушением общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо, не через образцы аморального поведения родителей, а косвенно, из-за отсутствия уважения и понимания между супругами, эмоционального отчуждения между ними, частых конфликтов.

Конфликтной семья становится не сразу. Все зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации в семье и каково отношение к ней каждого из членов семьи, от их ориентированности на конструктивный или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует различать такие понятия, как «семейный конфликт» и «конфликтные семьи», т.к. конфликт в семье еще не означает, что это конфликтная семья, и не всегда свидетельствует о ее неустроенности.

В становлении и развитии любой семьи возникают определенные сложности, трудности и противоречия, которые могут много успешно разрешить, либо приводить к усилению разногласий, спорам т.к. каждая семья является некоторой системой, содержащей в различия (в образовании, нравственных представлениях, отношении к работе, отдыху, в потребностях).

Таким образом, конфликтными называются семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников), порождая сильные и продолжительные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу.

3) семья с больным ребенком или другим членом семьи. Такая семья превращается в проблемную в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Реальные внутренние проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке. Накопившееся, но тщательное скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: необоснованные скандалы, депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлечении различными околонаучными учениями и т.п. [25, С.210].

Д.Н. Исаев исследовал семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека (причем таким мог быть и ребенок, и родитель). Автор подчеркивает, что физическая или психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие членов семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом.

Американский ученый К. Теркельсон разработала концепцию «трех уровней вовлечения», описывающую типичную ситуацию в семье с больным человеком. Появление в семье больного изменяет сложившуюся структуру отношений. В результате этих изменений семья как малая группа делится на три слоя, окружающих больного человека: внутренний, внутрисемейный, наружный.

4) семья в разводе. Сюда относятся семьи, находящиеся на грани развода, а также семьи с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с нарушением стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения. Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей до шести лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей в случае ухода из семьи отца [см. тамже, С.219].

 В гармоничных семьях все проблемы открыто решаются, каждый член семьи – самоценная личность, с которой считаются и которую не используют для удовлетворения интересов других близких. В случае развода в такой семье ребенку сообщают известие о возможных переменах в семье, выстраивая с ним честное, открытое общение.

5) неполная семья. Если после развода один из супругов не заключает второго брака и начинает жить только с ребенком, возникает неполная семья. Ее традиционно рассматривают как проблемную семью, отличающуюся некоторыми особенностями, возникающими в результате «диагностики» ее существования и отсутствия в семейной системе   супружеских отношений. Принято считать, что одинокие матери и отцы, в силу сходных обстоятельств семейной жизни, заставляющих выполнять и женские, и мужские роли по отношению к ребенку, имеют сходные характеристики поведения:

·    их социальная жизнь более ограничена;

· для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком;

· у них со временем нарастают психологические барьеры, мешающие их вступлению в повторный брак.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что одной из характеристик жизнедеятельности семьи является ситуация семейного неблагополучия. Это явление, объективно существующее и довольно распространенное в настоящее время. Оно имеет множество видов и форм проявления, которые отличаются друг от друга своей спецификой.

Ряд ученых из различных областей научного знания предлагают свое понимание этого понятия, виденье данной проблемы, выделяя те или иные критерии неблагополучия. Но, так или иначе, единого, универсального и емкого определения этому сложному понятию «неблагополучная семья» сегодня в научном мире не дано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.032 с.)