Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра: «СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Направление подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Профиль: «Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

Студента 5 курса заочной формы обучения

Емельянова Николая Сергеевича

___________________________________________________________________

Научный руководитель

к.ф.н., доцент

Казакова Светлана Петровна

 

 

КАЛУГА 2020 г


Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейного

   неблагополучия ………………………………………………………….  8

1.1. Понятие «семья», ее функции и типология.………………..8

1.2 Характеристика неблагополучных семей, критерии и                     показатели семейного неблагополучия…………….…………………...18

Глава II. Государственная система органов социальной работы с                                       неблагополучными семьями………………………………….………….29

2.1 Социальная политика в отношении

неблагополучных семей ………………………………………………....29

2.2 Система органов социального обслуживания семьи и

  детей и их роль в решении проблем семейного неблагополучия……...38

Глава III. Организация деятельности социальных служб помощи                             семье и детям в Калужской области……………….……………............48

3.1 Положение семьи и детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, и организация работы с ними в Калужской

области.........................................................................................................48

3.2 Сравнительный анализ деятельности учреждений

   социального обслуживания семьи и детей Калужской области по

   организации социальной работы с неблагополучными семьями …….57

             3.3 Исследование эффективности деятельности Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие» ……...……….  70

Заключение……………………………….…………………………….81

Список литературы…………………………………………………… 85

Приложения…………………………………………………………….90

 

                                                                               

                                

Введение

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, наряду с институтом политики, экономики, религии, образования. Одновременно она выступает малой группой – сплоченной и стабильной, первичной средой индивида. В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения жизненных потребностей своих членов. Но в результате значительных перемен последних лет в обществе и соответственно в жизни каждой семьи произошли глубокие изменения. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семьи, возрастает нестабильность браков. В таких условиях эффективность выполнения семьей своих обязанностей и функций снижается. Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов.

Процесс развития и изменения семьи, обеспечивающий трансляцию социальных  ценностей от поколения к поколению, тесно связан с вопросами стабильности общества. Кризис состояния семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства, общественных организаций, всего общества. Именно с решения острейших проблем этого социального института, с пониманием причин их возникновения возможно повышение благосостояния людей.

 Наиболее распространенным является определение семьи, данное А.Г.Харчевым, – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [17, С.129, 132]. Здесь, с социологической точки зрения, семья рассматривается как сложная система социального функционирования индивидов, как основной элемент общества среди других его институтов. При этом в социологической литературе существует много типологий семьи, где наряду с такими видами семьей, как молодая семья, семья среднего возраста, старшего возраста, бездетные семьи, нуклеарные семьи и другие, выделяют семьи, которые можно отнести к неблагополучным. Это такие семьи, как неполная семья – в ней отсутствует один из супругов, что оказывает влияние на морально-психологическое состояние ребенка. Также это девиантные семьи, где их члены алкогольно - или наркозависимы или являются правонарушителями; конфликтные семьи – в них причиной внутрисемейных проблем социологи видят и экономические трудности совместной жизни, и психологические мотивы, возникающие с течением времени из-за несовместимости и антипатии [47, С.69].

Отечественный психолог В. Дружинин определяет понятие «нормальная семья», понимая под этим семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Все остальные типы семей, где эти условия не выполняются, Дружинин считает аномальными [8, С.14].

Н.Н. Посысоев, с психолого-педагогической точки зрения, отмечает сущность содержания понятия «проблемная семья». Это те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии своего жизненного цикла ввиду нарушенного функционирования. Он же характеризует дисфункциональную семью, как плохо или вовсе не выполняющую основные семейные функции, что может явиться причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения членов семьи [25, С.208].

В специальной литературе по работе с неблагополучной семьёй дается определение понятия семья «группы риска» – тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее определить ее как благополучную. Отклонения не являются дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Такие семьи занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями [49, С.13].

Таким образом, в психологической, социологической, педагогической литературе существуют разные точки зрения к пониманию сущности неблагополучной семьи. В ряде случаев можно встретить характеристику таких семей как: проблемная, дисфункциональная, семья «группы риска», конфликтная семья, неполная семья и другие.

В федеральном законе № 120 – ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под неблагополучной семьей понимается семья, где возникают определенные сложности в условиях воспитания детей и жизнедеятельности в целом. В данном нормативно-правовом акте в качестве источника социально опасного положения семьи рассматривается не только состояние субъектов – родителей, но и состояние объекта – детей. Таким образом, под неблагополучными семьями понимают семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [35, ст. 1].

Однако какие бы характеристики и виды неблагополучных семей ни определяли, это явление имеет место быть во многих семьях. То есть семейное неблагополучие в различных своих аспектах явление нелокальное. На территории многих субъектов Российской Федерации проживают неблагополучные семьи. Специфика их жизнедеятельности, проблем, причин неблагополучия схожа у многих семей.

Сегодня социальная работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, строится на основе современного гуманистического подхода к общественным отношениям, который предусматривает поддержку членов семьи в их самоощущении, самопознании, рефлексии и самосовершенствовании; содействие в создании психологических, нравственных, гуманистических и культурных условий, необходимых семье для существования и развития; помощь в построении нормальных гуманистических отношений, установления стабильного и благоприятного психологического климата в семье [18, С.17].

В целом, мы можем отметить, что указанные выше точки зрения, подходы к пониманию проблемы семейного неблагополучия создают определенное представление о тех семьях, которых можно отнести к неблагополучным. Тем не менее, на наш взгляд, остаётся недостаточно исследованным и раскрытым процесс организации социальной работы с такой семьей. Данное обстоятельство повлияло на выбор нами темы исследования: «Организация социальной работы с неблагополучными семьями».

Цель исследования – описать процесс организации социальной работы с неблагополучными семьями.

Объект исследования – социальная работа с неблагополучными семьями.

Предмет исследования – организация деятельности органов социальной защиты по работе с неблагополучными семьями.

 Цель, объект и предмет исследования способствовали определению      таких задач исследования как:

1. Рассмотреть институт семьи, определить его функции и типологию;

2. Выявить специфику семейного неблагополучия;

3. Раскрыть направления социальной политики в отношении неблагополучных семей;

4. Описать систему органов социального обслуживания семьи и детей;

5. Провести сравнительный анализ деятельности учреждений Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями;

6.  Исследовать эффективность деятельности Калужского областного центра помощи семье и детям «Доверие» и выработать рекомендации по повышению эффективности их деятельности.

 Характер работы, ее цель и задачи определили выбор таких методов как источниковедческий и сравнительно-аналитический, метод реконструкции целого по частям (синтез), который позволяет свести в единое целое наиболее важные взаимосвязи данной проблемы, а также метод анкетного опроса.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации знаний о проблеме семейного неблагополучия, в описании системы органов социального обслуживания неблагополучных семей, в определении эффективности их работы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке специальных социальных программ, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, снижение его негативных последствий, а также при написании студентами курсовых работ и рефератов.

Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, из которых первые две включают два параграфа и третья глава – три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава – «Теоретические аспекты семейного неблагополучия». В ней рассмотрено понятие «семья», ее функции и типология, а также дана характеристика неблагополучных семей.

 Во второй главе –   «Государственная система органов социальной работы с неблагополучными семьями» раскрыты направления социальной политики в отношении неблагополучных семей, установлена система органов социального обслуживания семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Третья глава  – «Организация деятельности социальных служб помощи семье и детям в Калужской области» посвящена описанию положения семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Калужской области, сделан сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Калужской области по организации социальной работы с неблагополучными семьями, а также проведено исследование эффективности деятельности центра социального обслуживания семьи и детей.

В заключении сделаны соответствующие выводы, подведены итоги проведенного исследования.

 

 

Заключение

Семья считается одним из основных институтов общества, который имеет долгую историю развития и функционирования. Выполняя ряд функций, она обеспечивает стабильное развитие нашего общества, успешную жизнедеятельность своих членов, удовлетворение их основных потребностей.

Процесс развития и изменения семьи тесно связан с вопросами стабильности общества. Наиболее эффективное развитие общества, всего государства возможно тогда, когда каждая отдельная семья будет успешно выполнять свои функции, сама быстро решать те или иные возникающие проблемы, то есть будет благополучной.

Важность института семьи в целом и современные проблемы семьи, в частности, побудили нас к более глубокому и системному изучению данного вопроса.

В результате проведенной работы нами были сделаны выводы о том, что социальный институт семьи – понятие многостороннее. Существует множество его определений и трактовок, которые даются различными науками. Но, так или иначе, все они основываются на том, что семья – один из главных и древних институтов общества и, вместе с тем, та его маленькая часть, которая сплачивает нескольких индивидов в единое целое или малую группу. Успешное развитие семьи обеспечивается за счет гибкого изменения во времени ее видов и форм брака и отлаженного механизма выполнения специфических функций данной системы. Однако одной из негативных сторон в жизни семьи является семейное неблагополучие. Это явление, объективно существующее и распространенное в настоящее время. Единого определения ему специалистами и учеными не дано. Оно представлено множеством видов и форм существования, функционирования, которые определены на основе выделения различных критериев неблагополучия. Среди них: структурные проблемы семьи, дефекты супружеских отношений, воспитательный потенциал родителей, материальное положение и другое.

Также мы определили, что государственная политика в отношении семьи выражается в положениях государственной семейной политики, призванной системно решать задачи укрепления семьи, семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития, защиты социально уязвимых семей и включает организационный, экономический, научный, информационный, пропагандистский и правовой аспекты, в соответствующих программах, технологиях работы с семьями и детьми в рамках того или иного социального учреждения.  В целом, семья признается в качестве центра общественной системы, основного ресурса «самореабилитации» и в то же время наблюдается сфокусированность системы мероприятий «на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций, что указывает на избирательность деятельности субъектов семейной политики.

Сегодня еще не разработан закон, который бы устанавливал статус, правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки неблагополучных семей. Поэтому действие любого нормативного и правового акта, касающегося института семьи в целом, можно рассматривать и в отношении неблагополучных семей в том числе. Пробелы и недостающие звенья в законодательной базе в какой-то мере восполняются региональным социальным законодательством, разрабатываемым и принимаемым на уровне субъектов федерации в рамках их законодательных полномочий.

Решению проблем семейного неблагополучия способствует созданная и развивающаяся система социального обслуживания населения, сеть социальных учреждений, в том числе для семьи и детей. Среди основных можно выделить: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению. Именно их деятельность, направлена на выявление истоков неблагополучия, его преодоление, а работа скоординирована, имеет комплексный, системный характер.

  Положение семьи и детей в Калужской области в целом отражает ситуацию, сложившуюся в современной России. Вопросы улучшения сложившейся ситуации в области решаются в рамках действующих Законов Калужской области.

Важным элементом стратегии социальной защиты семьи и детей в Калужской области является развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Наше внимание привлекла деятельность специалистов двух центров, работающих с семьей и детьми. Это областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие» и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда».

 В «Доверии» ведется целенаправленная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и требующих особой социальной поддержки. В целях предупреждения семейного неблагополучия ими организовывается работа выездных консультативных групп с участием квалифицированных специалистов (психологи, юристы, врач-нарколог и др.), осуществляется индивидуальный прием семей, проводятся лекции, беседы, тренинги с родителями, а также разрабатываются и внедряются специальные программ работы с родителями и детьми.

Мы пришли к выводу, что используемая специалистами центра технология раннего выявления семей, находящихся в состоянии семейного неблагополучия может способствовать торможению процесса перехода такой семьи в иную группу, а именно – семью, находящуюся в социально опасном положении.

Также мы обратили внимание на осуществление работы специалистами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда». Несовершеннолетние получают в центре комплексную помощь в течение времени, необходимого для их адаптации, реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ. Содержательная часть работы – реабилитация – ведется, прежде всего, с ребенком, а во вторую очередь – со всеми остальными членами семьи.

Центр «Надежда» принимает участие, в пределах своей компетенции, в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, приглашает на обсуждение проблемных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

Таким образом, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» специалисты работают с детьми и подростками из неблагополучных семей, уже попавших в трудную жизненную ситуацию. В центре помощи семье и детям «Доверие» оказывают поддержку семьям, испытывающим трудности и помогают самостоятельно преодолеть их. То есть ведется коррекционная, профилактическая работа с семьей, работа на опережение возникновения проблем.

В заключение нашего исследования была проведена работа по изучению результативности деятельности одного из социальных центров, работающих с неблагополучными семьями. В «Доверии» был проведен анкетный опрос, который дал нам довольно обширные и интересные сведения о работе данного социального учреждения. На основе анкетирования были выработаны некоторые рекомендации по повышению эффективности деятельности центра. А именно:

1. Расширить круг предоставляемых услуг на основе мнения клиентов;

2. Увеличить активность специалистов центра в области внедрения новых технологий работы с клиентами;

3. Совершенствование личностных и профессиональных качеств специалистов центра с учетом анализа собственной деятельности.

Итак, мы может заключить, что поставленные нами задачи решены, цель нашего исследования достигнута.

 

Список литературы

1. Аллаярова, А.Д. Осознанное родительство как условие профилактики социального неблагополучия детей// Социол. технологии и исследования. – 2007. − № 6. − С. 48;

2. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов //Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2005.

3. Древко, Ю.Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях  группы «риска / Ю.Ю. Древко.– Психология в экономике и управлении 2014, №1  – 155 с.;

4. Бурлак, Г.Ю. Формирование профессиональной культуры работников социальных служб. Работник социальной службы//Профессиональный журнал Ассоциации работников социальных служб. – 2006. – № 2, С.35;

5. Вишневский, А.Г. Демографические вызовы России  - Экспертно-аналитический доклад/А.Г. Вишневский, Е.М. Андреев. – М.: Центр стратегических разработок, 2017. – 71 с.;

6. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях// Социол. исслед. – 1997. – №1. − С. 38;

7. Дармодехин, С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития// Семья в России. – 2008. – № 1. − С.8-10;

8. Дружинин, В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 199 с. - (3-е изд. испр. и доп.);

9. Зубова, Л.Г. Роль общественного мнения в реформировании социальной сферы// Территориальные проблемы социальной политики. – М.: ГУВШЭ, 2000. С.195;

10. Кальянов, И.В., Шахина, Н.А. Программы и технологии оценки качества услуг в специализированном учреждении для несовершеннолетних. Методич. сборник. – М.: Инфра – М, 2008. – 104 с.;

11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования/ под редакцией О.А. Карабановой. – М.: Гардарики, 2007. – 320 с.;

12. Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков / Карцева Л.В. – Казань, 2006. – 179 с.;

13. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: научно-методическое пособие/ под редакцией В. Ю. Меновщикова. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2001;

14. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237;

15. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента/ под. общей ред. Н.И. Васильева. – М.: Издательско-консалтинговое предприятие ДеКА, 2004. – 255 с.;

16. Ляшенко, Л.И. Организация и управление социальной работой в России: учеб. Пособие/ Л.И. Ляшенко. – М.: Наука, 2005. – 267 с.;

17. Маршак, А.Л. Социология: учеб. пособие/А.Л. Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.: ил.;

18. Медведева, Г.П. Сущность социальной работы: социально-философский подход// Социол. исслед. – 2008 − № 7. – С.17;

19. Никитин, В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности // Социол. исслед. – 2008 − № 3. – С.8;

20. Никитин, В.А. Проблемы развития теории социальной работы в России //Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 10-11 октября 2006 г. В 2 кн. Кн.1/ под общей редакцией Е.Д. Катульского. – М.: Изд-во Мос. ГУ, 2007. − 317 с.;

21. Олифрович, Н.И. Психология семейных кризисов /Н.И. Олифрович. – СП-б.: Речь, 2007. – 123 с.;

22. Панкратова, Н.В. Социальные и биологические аспекты родительства// Социол. исслед. – 2006 - № 10. – С. 117;

23. Положение детей в Калужской области. Доклад / Министерство по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области. – Калуга, 2008, 92 с.;

24. Попов, А.Г. Эффективность социальной работы. Общий взгляд // Российский журнал социальной работы. – 1997 − № 1. – С.35;

25. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Посысоев. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 328 с.;

26. Приказ Министерства социальной защиты РФ от 14.04.1994 г. № 47 «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социальной помощи семье и детям»;

27. Программа по внедрению технологий работы по взаимодействию социальной службы и семьи по ранней профилактике семейного неблагополучия // Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области, ГУ «Калужский областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие». – Калуга, 2011. – 80 с.;

28. Римашевская, Н.М. Исследование жизнедеятельности семьи как теоретическая основа семейной политики //Семья в России. – 2005 − № 5. – С.26;

29. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г.//Федеральный закон № 223 –ФЗ. Принят ГДФС РФ 08.12.1995 г. Редакция от 06.02.2020 г.;

30. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика – между экономикой и современностью //Общественные науки и современность. – 2005 − № 6. – С. 102;

31. Слободняк, Н.П., Худенко, Е.Д., Поташев, И.И. Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних «группы риска». Метод. сборник. – М., 2008. – 161 с.;

32. Тарасов, А.Н. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии /А.Н. Тарасов. – М.: Инфра-М, 2007. – 277 с.;

33. Топчий, Л.В. Кадры социальных служб России. Сер. энциклопедия социального образования/ под общей редакцией Жукова В.И. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2006. – 365 с.;

34. Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14 мая 1996 г. N 712 // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.05.1996. N 21. Ст. 2460;

35. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

36. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. –1999. – № 26, ст. 3177;

37.  Областная целевая программа «Семья и дети Калужской области (2019 – 2024 годы)» ред. Постановления Правительства Калужской области от 29.08.2019 N 544;

38. Паспорт социальный г. Калуги: сборник статистических материалов.2018. – Калуга, 2019;

39. Хантрайз, Л., Летаблиер М.-Т. Семьи я и защита семьи в Европе. – Нью-Йорк, Лондон: Лонгман. – 1998;

40. Хантрайз, Л. Социальная защита в европейских странах. – Нью-Йорк, Лондон: Макмиллан. – 1995;

41. Хардинг, Л. Ф. Семья, государство и социальная защита. – Нью-Йорк, Лондон: Макмиллан. – 1996;

42. Холостова, Е.И. Социальная политика/ Холостова Е.И. – М.: Социально-технологический институт, 2003. – 346 с.;

43. Хубиев, Б.Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека // Социол. технологии и исслед. – 2009 − № 2. – С. 14;

44. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 272 с. ил.;

45. Циткилов, П.Я. Семьеведение: учеб. пособие для вузов / П.Я. Циткилов. – Ростов н/Д, 2002.;

46. Черников, А.В. Введение в семейную психотерапию /под ред. Н.Н. Лебедевой. – М.: Дрофа, 2008. – 122 с.;

47. Черняк, Е.М. Социология семьи /Е.М. Черняк. – М.: ИТК «Дашков и К*», 2005. – 238 с.;

48. Шеляг, Т.А. Сложный и противоречивый мир семьи //Социальная педагогика. – 2006 – № 2. – С. 30;

49. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пос. / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.;

50. Эффективность учреждений социального обслуживания семьи и детей. – М.: Министерство труда РФ, Ассоциация работников социальных служб, Институт социальной работы, 1997. – 187 с.;

51. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: ИНИОН РАН, 2014. – 456 с. ил.

Приложения

 

Приложение 1.

Населения г. Калуга

 

 

                                                                                                          

 

Приложение 2.

 

 

Численность семей, получивших социальную помощь в Центре «Надежда», чел.

2017 г. 2018 г. 2019 г.
947 1019 1049

 

Приложение 4.

Анкета

Блок А

1. Сколько лет Вы работаете в центре «Доверие»?

• менее 1года; • 1-2 года; • 3-5 лет; • 6-10 лет; • 11-15 лет; • более 15 лет.

2. Работаете ли Вы по специальности?

       • да    • нет

3. Насколько Вас устраивают нижеследующие положения? Напротив числовой позиции укажите буквенный вариант.

1) выполняемая работа    - ___        а) полностью устраивает                 

2) заработная плата          - ___        б) скорее устраивает

3) социальный пакет            - ___        в) скорее не устраивает

4) отношения в коллективе - ___        г) не устраивает

5) условия труда               - ___        д) затрудняюсь ответить

4. Есть ли у Вас желание сменить место работы?

       • да    • нет • затрудняюсь ответить

5. Укажите причины (от более важных к менее важным), которые побудили бы Вас сменить место работы:

        а) отсутствие материальной удовлетворенности от труда;

        б) незащищенность в сфере трудовых отношений;

        в) работа не по специальности;

        г) отсутствие условий для профессионального роста;

        д) грубость со стороны коллектива, руководства;

        е) невостребованность творческого потенциала;

        ж) нарушение трудового законодательства.

    6.       На Ваш взгляд, каков Ваш уровень «синдрома профессионального выгорания» на рабочем месте?

       • низкий;  • средний; • высокий; • отсутствует

7. Укажите несколько любых федеральных/региональных программ в области поддержки семьи и детей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 8.      Какова мотивация Вашей деятельности?

        а) не имеет цели;                      г) выполняю работу с желанием; 

        б) безразличие;                            д) амбициозность.

          в) средняя мотивация;

 9. Всегда ли достигаются конечные цели работы с клиентом?

     • да    • не всегда • нет

    

10.    Реально достигнутые результаты работы с клиентом соответствуют заранее планируемым?

            • да      • не всегда • нет

 11.    Насколько Вы удовлетворены результатами работы с клиентом?

а) удовлетворен (-а);                      в) скорее не удовлетворен (-а);

б) скорее удовлетворен (-а);          г) не удовлетворен (-а).

 12.    Насколько клиент активен при решении его проблем?

 • очень активен  • довольно активен • слабо активен  • не активен

 13.     Чувствуете ли вы ответственность за результат работы с клиентом?

     • да    • нет  • затрудняюсь ответить

 14.     Хотели бы Вы продолжать работать в центре «Доверие»?

           • да    • нет • затрудняюсь ответить

  15.    Проранжируйте виды обеспечения учреждения от наиболее важного,   на Ваш взгляд, к наименее важному:

        а) нормативно-правовое обеспечение деятельности;

        б) кадровое обеспечение;

        в) информационно-аналитическое обеспечение;

        г) материально-техническое обеспечение;

        д) иной вид обеспечения _________________________________.

 16.    Как Вы оцениваете работу своего коллектива?

    • довольно хорошо   • удовлетворительно • не удовлетворительно

 17.      Каковы взаимоотношения внутри коллектива?

        а)  очень хорошие;

        б) хорошие (дружественные);

        в) безразличные;

        г) недружественные;

        д) взаимодействие по ситуации.

   18.   Я, как сотрудник/руководитель центра, понимаю руководителя/сотрудников центра (продолжите утверждение, выбрав вариант ответа):

        а) очень хорошо;

        б) у нас возникают некоторые расхождения, но их легко устранить;

        в) мы полностью не понимаем друг друга;

                     г) иное _______________________________.

 

19.     На Ваш взгляд, каково отношение других специалистов к клиентам центра?

                   • заинтересованное   • ситуативное  • безразличное

20. Как Вы думаете, насколько эффективна деятельность центра?

         • высокий уровень эффективности;

         • средний уровень эффективности;

         • невысокий уровень эффективности;

         • не эффективная деятельность;

         • затрудняюсь ответить.

 

                                                      

Блок Б

1. Укажите Ваш возраст ___________________.

2. Проранжируйте проблемы, с которыми сталкивается Вы/Ваша семья, от наиболее острых к наименее острым. Соответственно напротив варианта обозначьте цифру от 1 до 9.

а)   низкий заработок, невысокое материальное положение  

б) ощущение незащищенности, безразличия со стороны государства   

в) состояние здоровья, отсутствие возможностей для хорошего лечения

г) плохие жилищно-бытовые условия                                                      

д) ограниченные возможности получения хорошего образования       

е) проблемы в воспитании детей                                                              

ж)  сочетание работы с уходом за детьми                                                  

з) проблемы на работе                                                                                

 и) отношения в семье                                                                                 

3. На помощь каких субъектов Вы можете рассчитывать в трудной жизненной ситуации? Выберите любые варианты.

       а) органы власти Калужской области;

       б) учреждения социальной защиты г. Калуга;

       в) администрация предприятия/учреждения, где Вы работаете;

       г) профсоюз, общественные и благотворительные организации;

      д) знакомые;

      е) родственники.

4. Выберите то суждение, которое Вам наиболее близко:

     а) государство должно заботиться обо всех семьях, гарантировать им минимум материальных и социальных благ;

     б) государство должно помогать только тем, кто сам не в состоянии обеспечить прожиточный минимум;

     в) государство должно помогать семьям научиться жить самостоятельно (содействие трудоустройству, профориентации, организации семейного бизнеса и др.);

    г) надо надеяться не на государство, а на себя, самим обеспечивать жизнь семьи.

 

5. Ощутили ли Вы на себе/своей семье влияние финансово-экономического кризиса?

          • да    • нет • затрудняюсь ответить

6. Считаете ли Вы, что в центре предоставляется недостаточное количество услуг?

          • да    • нет • не задумывался (-ась)

7. Какие иные виды услуг, работ Вы бы хотели получать в центре?

____________________________________

____________________________________.

8. Какова Ваша потребность в услугах центра?

                  • высокая   • средняя       • не значительная      • отсутствует

9.  Проранжируйте условия, от которых зависит, на Ваш взгляд, эффективность деятельности специалистов центра? Соответственно напротив варианта обозначьте цифру от 1 до 6.

а) профессионализм и квалификация                                   __;

б) стаж и опыт работы                                                            __;

в) уровень заработной платы работника                              __;

г) социально-психологический климат в учреждении        __;

д) материально-техническая обеспеченность учреждения __;

е) состояние проблем клиента                                               __.

10. Вы удовлетворены качеством социального обслуживания в учреждении?

                  • да    • не всегда и не полностью      • нет

11. Какие из перечисленных ниже качеств присутствуют у работников центра в большей степени (А), в меньшей степени (Б), а какие отсутствуют (В)? Распределите эти качества по графам таблицы, указав только их числовую позицию в списке.


1) доброжелательность, доброта           

2) умение выслушать

3) отзывчивость

4) компетентность, широкий кругозор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.179 с.)