Технология проведения консультативной беседы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проведения консультативной беседы



 

Общая характеристика этапов консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса (эклектическая модель Б. Джилленда, четырехступенчатая модель кристаллизации проблем, проблемно-ориентированная модель, ретроспективная модель, пятишаговая модель принятия решений ).

Структурирование и установление консультативного контакта. Задачи психолога-консультанта на этапе установления контакта. Корректировка ожиданий клиента от консультирования. Двумерное определение проблемы. Анализ жалобы. Типология жалоб. Перевод жалобы в проблему. Задачи психолога на этапе проработки проблемы. Фокус на эмоциях, фокус на мыслях и фокус на поведении клиента. Построение гипотез. Формулирование запроса. Критерии запроса. Трансформация запроса. Поиск альтернативных решений. Список возможностей и поиск ресурсов. Определение потенциала клиента. Составление плана действий. Экологическая проверка. Завершение рабочего альянса и оценка эффективности психологического консультирования.

Первичное интервью и анамнез. Вида анамнезов в психологическом консультировании и сбор анамнестических данных. Первичное интервью: информационно-ориентированное и ориентированное на установление отношений. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоанализ, бихевиоризм, когнитивное, гуманистическое и постмодернистское направление.

Роль понимания внутреннего мир клиента, его «мифологии» для консультативной практики. Анализ текста и подтекста в рассказе клиента. Определение уровня проблемной рефлексии клиента (по Г.С. Абрамовой).

Анализ речи клиента. Картины мира клиента и ее значение в консультативной практике. Ее исследование и понимание посредством анализа языковой картины мира. Способы выделения ведущих модальностей и репрезентативных систем клиента.

Диагностическое обследование в психологическом консультировании. Психологическая информация и способы ее получения. Понятие психологического диагноза и понятие психологического прогноза. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.

Речевая стилизация беседы. Ограничение удельного веса речи консультанта в диалоге. Особенности речи консультанта: управление различными уровнями понимания. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Параметры анализа консультативной беседы.

Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ проблемы ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ

Консультирование по поводу трудностей в общении. Основные группы проблем общения (по Ю. Алешиной): поведение, осложняющее процесс общения; эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения; установки, деструктивно влияющие на процесс общения. Направления и методы оказания помощи. Ролевые игры. Переориентация клиента.

«Трудные» и «немотивированные» клиенты. Классификации «трудных» клиентов (по Е.Г. Вельской, К. Серебряковой, С.Ф. Файн, П.Г. Глассер). Особенности работы с «трудными» клиентами. Трудная ситуация для консультанта. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов. Манипулятивные клиенты. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Стратегии работы: вмешательство на когнитивном уровне; акциент на позитивных изменениях; парадоксальные вмешательства; создание терапевтического окружения. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. Консультирование тревожных клиентов. Особенности консультирования плачущих клиентов. Субъективные трудности психолога-консультанта.

Консультирование при переживании утраты. Характерные проявления горя (Э. Линдеманн). Стадии переживания горя (Ф. Василюк, Э. Кюблер-Росс). Нормальные и болезненные (патологическое горе) реакции горя. Формы осложненного горя.Специфика оказания психологической помощи на раных стадиях переживания горя (С.А. Шефов, Дж. Ворден).Особенности беседы с умирающим человеком. Принципы работы консультанта при оказании психологической помощи умирающему человеку

Консультирование при переживании вины.

Консультирование клиентов из «группы риска». Общая характеристика группы риска. Направления и способы работы с клиентами с эмоционально-волевыми нарушениями.Консультирование асоциальных личностей.

 

 


Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины (для дневной формы получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Литература

Формы контроля занятий

Лекции Практические занятия Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  психологическоЕ консультированиЕ (64часа) 32 20 12 44    
1. Введение в консультативную психологию 4 2 2 6    
  Введение в консультативную психологию 1. Понятие и предмет психологического консультирования. 2. Цели и задачи психологического консультирования. 2         [1] [5] [7] [8] [16]  
  Введение в консультативную психологию 1. Место консультирования в системе психологической помощи. 2. Модели консультирования. 3. Виды психологического консультирования. 2         [1] [5]  [7] [8] [16]  
  Введение в консультативную психологию 1. Становление и развитие психологического консультирования. 2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. 3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. 4. Проблема методов исследования в консультативной психологии. 5. История консультативной психологии.     2   3 [1] [7] [15] Рейтинговая контрольная работа
  Введение в консультативную психологию I уровень: конспектирование первоисточников (В. Каган, Р. Кочюнас, А.Г. Лидерс, Н.М. Манухина, В.Ю. Меновщиков). II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме. III уровень 1. Провести анализ места консультирования в системе психологической помощи.       2 3 [1] [7] [15] [44] [45] [47] [48] [49] Реферат
2. Профессионализм психолога-консультанта 4 4 4    
  Профессионализм психолога-консультанта 1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. 2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. 4         [5] [7] [23]  
  Профессионализм психолога-консультанта 1. Профессиональные умения психолога-консультанта. 2. Принципы работы психолога-консультанта. 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 4. Профессиональная подготовка консультанта. 5. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта.     4   4 [5] [7] [11] [12] Опрос
3. Основные базисные модели современной практики консультирования 10 6 6 14    
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психоаналитическое направление консультирования. 2. Адлерианская модель консультирования. 3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. 4. Когнитивное направление консультирования. 4         [1] [6] [7] [9] [17] [19] [21] [43] [44] [45]  
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Гуманистическое направление консультативной помощи. 2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика. 3. Постмодернистское направление консультирования. 4. Интеграция подходов и методов. 6         [14] [25] [27] [29] [35] [38] [40]–[42] [46]  
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии. 2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. 3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры. 4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование.     4   4 [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] Рейтинговая контрольная работа
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия. 2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.     2   4 [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] Опрос
  Основные базисные модели современной практики консультирования I уровень: конспектирование первоисточников (Э. Досамантес-Альперсон, А. Лазарус, Х.С. Салливан, М. Уайт, Дж. Фридман, Д.Н. Хломов, К. Хорни, А. Эллис, И. Ялом). II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме. III уровень: 1. Написать эссе на тему «Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования»       6 6 [1] [4] [8] [37] [43] [46] [50] [52] [53-57] Коллоквиум 
4. Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 6 2 6    
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Консультативный контакт и его основные параметры. 2. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 4       1 [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]  
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. 2. Сопротивление в консультативном процессе. 2       1 [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]  
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним. 2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.     2   4 [1] [4] [7] [10] Рейтинговая контрольная работа
5. Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 8 2 6    
  Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 2. Первый и второй этапы консультативного процесса. 3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса. 4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса. 4       1 [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44]  
  Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Анализ жалобы клиента. 2. Диагностическое обследование в психологическом консультировании. 3. Речевая стилизация беседы. 4       1 [5] [10] [23]  
  Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском). 2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза. 3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.     2   4 [3] [4] [6] [23] Опрос
6. Специальные проблемы психологического консультирования 4 4 8    
  Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование по поводу трудностей в общении. 2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты. 3. Консультирование при переживании утраты. 2. Особенности беседы с умирающим человеком 4. Консультирование при переживании вины. 5. Консультирование клиентов из «группы риска». 6. Консультирование асоциальных личностей.     4   4 [5] [13] [24] [30] Опрос
  Специальные проблемы психологического консультирования I уровень: составить список литературы для углубленной проработки следующих вопросов: 1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. 2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. 3. Консультирование тревожных клиентов. 4. Особенности консультирования плачущих клиентов. II уровень: подобрать отрывки фильмов, в которых демонстрируется работа консультантов с клиентами. III уровень: 1. Изучить основные техники в работе консультанта, представить презентацию. 2. Разработать план действий, а также алгоритм работы для консультанта, осуществляющего помощь враждебно настроенным, агрессивным, тревожным, плачущим, переживающим горе и утрату (выбор проблемы на усмотрение студента) с последующим анализом.       4   4 [5] [13] Защита учебных заданий
  Всего за 6 семестр 32 20 12 44   Экзамен
  Итого 32 20 12 44    

 

 

         Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины (для заочной формы получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

 

Литература

Формы контроля занятий

Лекции Практические занятия Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  психологическоЕ консультированиЕ (16 часов) 10 6        
1. Введение в консультативную психологию 1        
  Введение в консультативную психологию 1. Понятие и предмет психологического консультирования. 2. Цели и задачи психологического консультирования.     0,5     [1] [5] [7] [8] [16] Сообщение
  Введение в консультативную психологию 1. Становление и развитие психологического консультирования. 2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. 3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. 4. Проблема методов исследования в консультативной психологии.     0,5     [1] [7] [15] Сообшение
2. Профессионализм психолога-консультанта 1        
  Профессионализм психолога-консультанта 1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. 2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта.     0,5     [5] [7] [23] Дискуссия 
  Профессионализм психолога-консультанта 1. Профессиональные умения психолога-консультанта. 2. Принципы работы психолога-консультанта. 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 4. Профессиональная подготовка консультанта.     0,5     [5] [7] [11] [12] Дискуссия  
3. Основные базисные модели современной практики консультирования 6 1        
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психоаналитическое направление консультирования. 2. Адлерианская модель консультирования. 3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. 4. Когнитивное направление консультирования. 2         [1] [6] [7] [9] [17] [19] [21] [43] [44] [45]  
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Гуманистическое направление консультативной помощи. 2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика. 3. Постмодернистское направление консультирования. 4. Интеграция подходов и методов. 2         [14] [25] [27] [29] [35] [38] [40]–[42] [46]  
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования     0,5     [1] [4] [8] [37] Реферат
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии. 2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. 3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры. 4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование.     0,5     [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] Сообщение  
  Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия. 2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы. 2         [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44]  
4. Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 2 1        
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Консультативный контакт и его основные параметры. 2. Процедуры и техники в психологическом консультировании. 1         [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]  
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. 2. Сопротивление в консультативном процессе. 1         [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21]  
  Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним. 2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.     1     [1] [4] [7] [10] Реферат
5. Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 2 2        
  Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 2. Первый и второй этапы консультативного процесса. 3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса. 4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса. 2         [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44]  
  Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском). 2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза. 3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.     2     [3] [4] [6] [23] Реферат
6. Специальные проблемы психологического консультирования 2        
  Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование по поводу трудностей в общении. 2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты. 3. Консультирование при переживании утраты. 2. Особенности беседы с умирающим человеком 4. Консультирование при переживании вины. 5. Консультирование клиентов из «группы риска». 6. Консультирование асоциальных личностей.     1     [5] [13] [24] [30] Реферат
  Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. 2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. 3. Консультирование тревожных клиентов. 4. Особенности консультирования плачущих клиентов.     1     [5] [13] Реферат
  Всего за 8 семестр 10 6        
  Всего за 9 семестр             Экзамен
  Итого 10 6        

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.014 с.)