Психологическое консультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое консультирование



УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

_______________________ С.И.Коптева

 

________________________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/уч.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

1-23 01 04 Психология

 

 

2016 г.


Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 04 Психология», утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88.

 

Составитель:

С тепанова Л.Г., старший преподаватель, кафедры клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». _________________________________________

 

 

Рецензенты:

Пергаменщик Л.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и семейной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», профессор; _____________________

 

Трухан Е.А., доцент кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент _______

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № __ от ________2016 г.) ________________________ Е.С.Боброва;

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № __ от ________2016 г.)

 

Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

 

                                                                      Методист УМУ БГПУ

                                                             ________С.А. Стародуб

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Психологическое консультирование» предназначена для реализации на I ступени высшего образования.

Учебная программа дисциплины «Психологическое консультирование» разработана в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом по специальности 1-23 01 04 Психология.

В современных условиях отечественного психологического образования консультативная психология становится важной профессионально специализированной дисциплиной для будущих психологов, предназначенной не только для их общей осведомленности в сфере истории и теории, но и для знакомства с основными технологиями и методиками профессионального психологического консультирования. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Для успешного усвоения данной учебной дисциплины необходимы знания по философии, истории психологии, общей психологии, социальной психологии, психологии семьи, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, теории и практике психологической помощи.

Цель учебной дисциплины – усвоение теоретических знаний по дисциплине «Психологическое консультирование», закономерностей, принципов, условий консультативного процесса, факторах, влияющих на характер его протекания; формирование у них целостной системы знаний об основных параметрах консультативной беседы, ее структуре, разновидностях; подготовка личности к будущей профессиональной деятельности; а также развитие профессионального мышления и мировоззрения психолога, его готовности к самообразованию.

Задачи учебной дисциплины:

– усвоение студентами базовых понятий, отражающих содержание дисциплины;

– усвоение основных представлений о различных теоретических направлениях психологического консультирования;

– усвоение знаний относительно процедур и техник психологического консультирования;

– теоретическое овладение технологией проведения консультативной беседы;

– овладение знаниями консультирования по специальным проблемам.

Программа учебной дисциплины содержит вопросы, разработанные на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований в области консультативной психологии, на основе накопленного в литературе опыта консультативной практики. Для каждой темы определены формы работы: лекции, семинарские занятия.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Психологическое консультирование» определены в соответствии с образовательным стандартом высшего образования I ступени.

Изучение учебной дисциплины должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Требования к академическим компетенциям специалиста

Специалист должен:

– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

– АК-4. Уметь работать самостоятельно.

– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

Специалист должен:

– СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

Требования к профессиональным компетенциям специалиста

Специалист должен быть способен:

Обучающая деятельность

– ПК-2.Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов.

– ПК-3. Владеть системой знаний об истории и современных направлениях развития психолого-педагогических наук и их методах.

Воспитательная деятельность

– ПК-8. Планировать, организовывать и осуществлять воспитательную и идеологическую работу.

– ПК-10. Владеть эффективными способами коммуникаций с учащимися, родителями, представителями общественных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. – М: Класс, 2001. – 336 с.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

3. Гулина, М. Терапевтическая и консультативная психология / М. Гулина. – СПб.: Речь, 2001. – 352 с.

4. Кочунас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочунас. – М.: Академический проект, 2005. – 464 с.

5. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб: Питер, 2000. – 464 с.

6. Олифирович, Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н.И. Олифирович. – Минск: Тесей, 2005. – 264 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

7. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.

8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический проект, 2007. – 240 с.

9. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг. – М., 2000. – 487 с.

10. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 1999. – 208 с.

11. Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен. – М.: Класс, 2001. – 272 с.

12. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Дж. Бьюдженталь. – М.: Класс, 2007. – 336 с.

13. Глассер, У. Терапия реальностью / У. Глассер // Эволюция психотерапии: сборник статей в 4-х т.; под ред. Дж.К. Зейга. – М.: Класс, 1998. – Т. 4. Иные голоса. – С. 200–216.

14. Джорж, Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джорж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2002. – 200 с.

15. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О. Кернберг. – М.: Класс, 2005. – 464 с.

16. Котлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж. Котлер, Р. Браун. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

17. Коттлер, Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами / Дж. Котлер. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

18. Кохут, Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр, 2003. – 308 с.

19. Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. – СПб: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.

20. Лысюк, Л.Г. Эмпирическая классификация случаев обращения клиентов к психологу-консультанту / Л.Г. Лысюк // Псiхалогiя. – 2001. – № 3. – С. 70–83.

21. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. – М.: Класс, 2015. – 592 с.

22. Мастерство психологического консультирования; под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

23. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2004. – 109 с.

24. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2008. – 224 с.

25. Николс, М. Семейная терапия. Концепции и методы / М. Николс, Р. Шварц. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.

26. Олешкевич, В.И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера / В.И. Олешкевич. – М.; Обнинск, 2010. – 336 с.

Литература для обязательного конспектирования

42. Вшивкова, И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании / И.В. Вшивкова // Психологическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 78–87.

43. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия / Э. Досамантес-Альперсон / Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47–69.

44. Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С. 159–175.

45. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37–49.

46. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112.

47. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.

48. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.

49. Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132.

50. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.

51. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 74–88.

52. Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109.

53. Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117.

54. Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15.

55. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.

56. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82.

57. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 2012. – 288 с.

 


ПРИМЕРНЫй перечень заданий

управляемой самостоятельной работы обучающихся

По учебной ДИСЦИПЛИНЕ

УСРС 1.

I модуль (уровень узнавания): конспектирование первоисточников:

Литература:

1. Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С. 159–175.

2. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37–49.

3. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.

4. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.

5. Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132.

 

II модуль (уровень воспроизведения): составить тестовые задания по изучаемой теме, включающие следующие блоки:

1. Понятие и предмет психологического консультирования.

2. Цели и задачи психологического консультирования.

3. Модели консультирования.

4. Виды психологического консультирования.

5. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.

6. История консультативной психологии.

III модуль (уровень применения полученных знаний):

1. Провести анализ места консультирования в системе психологической помощи.

Дополнительная литература к теме:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.

2. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг. – М., 2000. – 487 с.

3. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.

4. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

5. Паттерсон, С. Теории психотерапии / С. Паттерсон, С. Уоткинс. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.

6. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

Форма контроля – обсуждение рефератов.

УСРС 2.

I модуль (уровень узнавания): конспектирование первоисточников:

Литература:

1. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия / Э. Досамантес-Альперсон / Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47–69.

2. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112.

3. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.

4. Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109.

5. Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117.

6. Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15.

7. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.

8. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82.

9. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 2012. – 288 с.

 

II модуль (уровень воспроизведения): составить тестовые задания по изучаемой теме, включающие следующие блоки:

1. Психоаналитическое направление консультирования.

2. Адлерианская модель консультирования.

3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

4. Когнитивное направление консультирования.

5. Гуманистическое направление консультативной помощи.

6. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика.

7. Постмодернистское направление консультирования.

8. Интеграция подходов и методов.

III модуль (уровень применения полученных знаний):

1. Написать эссе на тему « Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования».

Дополнительная литература к теме:

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический проект, 2007. – 240 с.

2. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – М.: Когито-Центр, 2003. – 478 с.

3. Джорж, Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джорж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2002. – 200 с.

4. Кутузова, Д. Введение в нарративную практику / Д. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2011. – № 2. –С. 23–41.

5. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. – М.: Ин-т Общегуманитарных Исследований, 2008. – 224 с.

6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

7. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс. – М.: Психотерапия, 2007. – 560 с.

8. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

9. Степанова, Л.Г. Нарративный подход в консультировании и психотерапии: теоретическое основание /Л.Г. Степанова // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2014. – № 2. – С. 5–15.

Форма контроля – коллоквиум.

УСРС 3.

I модуль (уровень узнавания): составить список литературы для углубленной проработки следующих вопросов:

1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

3. Консультирование тревожных клиентов.

4. Особенности консультирования плачущих клиентов.

II модуль (уровень воспроизведения): подобрать отрывки фильмов, в которых демонстрируется работа консультантов с клиентами.

III модуль (уровень применения полученных знаний):

1. Изучить основные техники в работе консультанта, представить презентацию.

2. Разработать план действий, а также алгоритм работы для консультанта, осуществляющего помощь враждебно настроенным, агрессивным, тревожным, плачущим, переживающим горе и утрату (выбор проблемы на усмотрение студента) с последующим анализом.

Дополнительная литература к теме:

1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 2004. – 208 с.

2. Василюк, Ф.Е. Пережить горе / Ф.Е. Василюк // О человеческом в человеке; под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – С. 230–247.

3. Иванова, Т. Немотивированный клиент: от проблемы к задаче / Т. Иванова // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С. 176–187.

4. Кочунас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочунас. – М.: Академический проект, 2005. – 464 с.

5. Крукович, Е.И. Кризисное вмешательство / Е.И. Крукович, В.Г. Ромек. – Минск: ЕГУ, 2003. – 92 с.

6. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – К.: София, 2001. – 320 с.

7. Линдерманн, Э. Клиника острого горя / Э. Линдерманн // Психология эмоций. Тексты; под ред. В.К. Вилюноса, Ю.Б. Гиппенрейтор. – М.: МГУ, 1993. – С. 224–232.

8. Меновщиков, В.Ю.Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

9. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование / А.Н. Моховиков. – М.: Смысл, 2001. – 492 с.

10. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

11. Шефов, С. Психология горя / С.А. Шефов. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

 

Форма контроля – защита учебных заданий.

 

Выполнение заданий I модул я (уровень узнавания) – оценивается в пределах 4-5 баллов.

Выполнений заданий II модул я (уровень воспроизведения) – оценивается в пределах 6-7 баллов.

Выполнение заданий III модуля (уровень применения полученных знаний) – оценивается в пределах 8-10 баллов.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов – это вид учебной деятельности студентов в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории с использованием различных средств обучения и источников информации.

Целью самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психологическое консультирование» является:

– создание условий для реализации творческих способностей студентов;

– развитие академических, профессиональных, социально-личностных компетенций;

– активное включение в учебную, научную, общественную и инновационную деятельность;

– овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, умениями и навыками выполнения самостоятельной работы, углубленное и творческое освоение учебного материала;

– формирование у студентов умений и навыков самостоятельного решения актуальных учебных, научных и инновационных задач;

– личностное развитие студентов в качестве субъектов образовательной и профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа как важная составная часть образовательного процесса должна опираться на мотивацию студентов, доступность и качество научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

1. подготовительный (определение целей, подготовка методического обеспечения);

2. основной (использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

3. заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, выводы о направлениях оптимизации труда).

При выполнении самостоятельной работы создаются условия, при которых обеспечивается активная позиция студентов в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя, студент должен:

-  освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем;

-  планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;

-  самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя;

-  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психологическое консультирование» без участия преподавателя являются:

· написание рефератов на основе информационных образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.).

Основными видами самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психологическое консультирование» с участием преподавателя являются:

· текущие консультации;

· коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания учебной дисциплины;

· выполнение учебно-исследовательской работы.

 


ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к экзамену

по ДИСЦИПЛИНЕ «психологическое консультирование»

 

1. Цели и задачи психологического консультирования.

2. Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи.

3. Модели консультирования. Виды психологического консультирования.

4. История консультативной психологии. Становление и развитие психологического консультирования.

5. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования.

6. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.

7. Проблема методов исследования в консультативной психологии.

8. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.

9. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Развитие профессионального мировоззрения консультанта.

10. Профессиональные умения психолога консультанта. Принципы работы психолога-консультанта.

11. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Способы поддержания психологического здоровья консультанта.

12. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта.

13. Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.

14. Основные процедуры психоаналитической модели. Виды интерпретации.

15. Современные подходы к консультированию в психодинамическом направлении. Система критериев здоровой личности в рамках эго-психологии.

16. Адлерианская модель консультирования: сущность, цели, этапы работы, основные понятия и технологии.

17. Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Стратегия предотвращения рецидивов.

18. Когнитивное направление консультирования: сущность, цели, задачи, этапы работы.

19. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры.

20. Гуманистический подход к психологическому консультированию: методология, цели, задачи.

21. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса и гештальт-консультирование: особенности, этапы проведения.

22. Экзистенциальный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Процесс экзистенциального консультирования.

23. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.

24. Постмодернистский подход в консультировании. Модернистское и постмодернистское мировоззрение.

25. Социальный конструкционизм, как методология постмодернистского направления в психологическом консультировании.

26. Общие черты большинства подходов к оказанию психологической помощи. Проблема интеграции подходов и методов.

27. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования.

28. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.

29. Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.

30. Консультативный контакт и его основные параметры. Приемы установления и поддержания консультативного контакта.

31. Специфика консультативного контакта в различных психологических школах.

32. Сравнительный анализ причин трудностей клиентов в различных концептуальных моделях.

33. Технологии слушания и воздействия в психологическом консультировании.

34. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании: их виды и факторы возникновения. Показатели позитивного и негативного переноса и контрпереноса. Ограничения в работе с переносом.

35. Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления.

36. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.

37. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.

38. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.

39. Процесс психологического консультирования: этапы, их задачи.

40. Первый и второй этапы консультативного процесса: установление контакта и двумерное определение проблемы.

41. Третий и четвертый этапы консультативного процесса: формулировка запроса и поиск альтернативных решений.

42. Пятый и шестой этапы консультативного процесса: список возможностей и экологическая проверка.

43. Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса.

44. Вопросы в психологическом консультировании и их типология.

45. Специфика диагностического обследования в психологическом консультировании. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.

46. Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.

47. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском.

48. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза.

49. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.

50. Консультирование по поводу трудностей в общении.

51. «Трудные» клиенты и особенности работы с ними.

52. «Немотивированные» клиенты и работа с ними.

53. Консультирование при переживании утраты.

54. Психологическая помощь в ситуации горя.

55. Особенности беседы с умирающим человеком.

56. Консультирование при переживании вины.

57. Консультирование клиентов из «группы риска».

58. Консультирование асоциальных личностей.

59. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

60. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.

61. Консультирование тревожных клиентов.

62. Особенности консультирования плачущих клиентов.

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номером протокола)
1 2 3 4
Теория и практика психологической помощи   Клинической и консультативной психологии   Протокол № 9 от 28.04.2016 г.
         
         
         
         

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

_______________________ С.И.Коптева

 

________________________________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/уч.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

1-23 01 04 Психология

 

 

2016 г.


Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 04 Психология», утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88.

 

Составитель:

С тепанова Л.Г., старший преподаватель, кафедры клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». _________________________________________

 

 

Рецензенты:

Пергаменщик Л.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и семейной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», профессор; _____________________

 

Трухан Е.А., доцент кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент _______

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой клинической и консультативной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № __ от ________2016 г.) ________________________ Е.С.Боброва;

 

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № __ от ________2016 г.)

 

Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

 

                                                                      Методист УМУ БГПУ

                                                             ________С.А. Стародуб

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Психологическое консультирование» предназначена для реализации на I ступени высшего образования.

Учебная программа дисциплины «Психологическое консультирование» разработана в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом по специальности 1-23 01 04 Психология.

В современных условиях отечественного психологического образования консультативная психология становится важной профессионально специализированной дисциплиной для будущих психологов, предназначенной не только для их общей осведомленности в сфере истории и теории, но и для знакомства с основными технологиями и методиками профессионального психологического консультирования. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у человека, обратившегося за помощью, могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Для успешного усвоения данной учебной дисциплины необходимы знания по философии, истории психологии, общей психологии, социальной психологии, психологии семьи, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, теории и практике психологической помощи.

Цель учебной дисциплины – усвоение теоретических знаний по дисциплине «Психологическое консультирование», закономерностей, принципов, условий консультативного процесса, факторах, влияющих на характер его протекания; формирование у них целостной системы знаний об основных параметрах консультативной беседы, ее структуре, разновидностях; подготовка личности к будущей профессиональной деятельности; а также развитие профессионального мышления и мировоззрения психолога, его готовности к самообразованию.

Задачи учебной дисциплины:

– усвоение студентами базовых понятий, отражающих содержание дисциплины;

– усвоение основных представлений о различных теоретических направлениях психологического консультирования;

– усвоение знаний относительно процедур и техник психологического консультирования;

– теоретическое овладение технологией проведения консультативной беседы;

– овладение знаниями консультирования по специальным проблемам.

Программа учебной дисциплины содержит вопросы, разработанные на основе анализа современных отечественных и зарубежных исследований в области консультативной психологии, на основе накопленного в литературе опыта консультативной практики. Для каждой темы определены формы работы: лекции, семинарские занятия.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Психологическое консультирование» определены в соответствии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.193 с.)