Право и власть в системе социального регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и власть в системе социального регулирования



План лекции:

1. Власть: понятие, виды и функции. Происхождение власти. Основные подходы к сущности власти.

2. Регулирование: сущность, виды, функции и структура. Социальное и техническое, нормативное и ненормативное регулирование.

3. Власть и нормирование социальных отношений. Норма: этимологическое значение, виды и функции. Взаимозависимость и взаимообусловленность видов власти и видов норм.

4. Функции, признаки и система нормативных социальных регуляторов: человеческого сообщества, брачно-семейный, корпоративно-групповой, религиозный, моральный, правовой. Место права в системе социальных регуляторов.

5. Право и мораль. Мораль как оценочный и непосредственно регулятивный фактор. Соотношение права и морали. Воздействие морали на право и права на формирование общечеловеческой морали.

6. Право и религия. Зависимость соотношения права и религии от типа и вида религии. Религиозные правовые системы.

7. Христианство как религия, определившая содержание европейского права, его источники. Христианство и общечеловеческие моральные принципы. Каноническое право.

8. Каноническое право, его сфера действия, предмет, роль и значение в различных типах права.

 

Власть — это общественное отношение, характеризующееся способностью отдельных субъектов (людей или групп (властвующие)) добиваться осуществления своей воли над другими субъектами (подвластными); это возможность и способность навязать свою волю (властвующего субъекта), воздействовать на деятельность и поведение других людей (подвластных), даже вопреки их сопротивлению.

 

Макс Вебер дал классическое определение власти (1922 г.): «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».

Власть составляет антитезу безвластию, отсутствию власти. Н.И. Конрад писал:...началу "архэ" (власти) как символа необходимости для существования человечества какого-то организованного порядка, регулируемого общеобязательными нормами, противопоставлялось “анархэ«(безвластие) как символ общественного устройства, свободного от всякого принуждения. Римлянин Овидий "золотым веком"считал эпоху, "когда люди без всяких судей сами, по собственной воле соблюдали честность и справедливость.

 

Происхождение власти таково. Вместе с обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый, систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Власть существовала задолго до возникновения государства и будет в той или иной форме всегда сопутствовать развитию общества. В первобытно-общинном обществе власть носила общественный (потестарный), публичный характер и осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. Власть придает общественным отношениям: целенаправленность, управляемость и контролируемость связей, организованность совместной жизни, обществу - целостность.

Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе.

С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшины пришел авторитет публичной государственной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним.

Много позже добавляется политическая общественная власть – партии, профсоюз, СМИ, др. негосударственные структуры.

Социальная власть бывает 2 видов: неполитическая; политическая (государственная), которая непосредственно с населением не совпадает и осуществляется особым аппаратом посредством властвования.

Классификацией политической власти охватываются:

1. Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) осуществляется государством в форме формальных законов, указов и правовыми с санкциями за их неисполнение;

2. Общественная (партийная, профсоюзная, СМИ, др. негосударственных структур) — осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение. Иногда ее тоже называют политической. Это более широкое понятие, чем публичная власть.

По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная и др. власть.

По широте распространения власть охватывает:

· международные организации (мегауровень),

· центральные органы государства (макроуровень),

· региональные организации (мезоуровень),

· власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

По режиму правления: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

Три исторических типа верховной власти (по Аристотелю): монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица; аристократическая - верховная власть принадлежит знати; демократическая - верховная власть принадлежит народу.

Теория господства М. Вебера различает виды власти и соответствующие виды права:

1. традиционный, основанный на авторитете вечно вчерашнего, право новизной не отличается;

2. харизматическое господство, основанное на личной преданности и доверии неординарному лидеру, который творит личное право;

3. рациональное легальное господство, основанное на обязательности рационально выведенных законов и установлений, обязательные для управляющих и управляемых, право создается специализированным правовым персоналом.

М. Вебер поднимает отношения власти до уровня социального (а не просто психологического) явления. Именно это обусловило популярность данного подхода.

       Власть сильна поддержкой, доверием народных масс, т. е. опирается на силу авторитета. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Государственная власть —это разновидность политической, социальной власти; способность государства в лице государственных органов и должностных лиц – представителей государственной власти – подчинять себе волю и поведение субъектов (индивидуальных и коллективных) в интересах всего государственно организованного сообщества или отдельных его частей.

Структура государственной власти такова: субъект власти, объект власти, властеотношения – содержание властной деятельности, средства, приемы и способы осуществления государственной власти, ресурсы власти.

Субъект власти — это непосредственно ее носитель. Он предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект.

Объект власти — индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом - резко разграничены.

Содержание властеотношений (властной деятельности) — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.

Средства, методы (приемы), способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию власти. Утилитарные — материальные и иные социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.     Принудительные — это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Виды принуждения: физическое (лишение свободы), психологическое (боязнь наказания), материальное (штраф). Нормативные ресурсы — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе.

Публичная власть – это универсальное средство организации совместной деятельности людей и регулирования их социальных отношений. Имела место и в догосударственный период (у старейшин в племени потестарная), т.к. она безлично обращена ко всем. Уровни публичной власти охватывают:

· международное публичное управление;

· государственное публичное управление;

· особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях;

· в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Фазы процесса властвования включают в себя волевую фазу ( состоит в постановке цели властвующего субъекта); инструментальную фазу   —практические действия по реализации поставленной цели при помощи средств властного воздействия.

Выделяют функции власти:

1. Интеграционно-регулятивные функции — связаны с организацией взаимоотношений субъектов политики с различными политическими целями: а) достижение общественного согласия; б) поддержание общественного порядка и стабильности; в) социальный арбитраж (координация, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами); г) выявление и разрешение конфликтов и др.

2. Функция управленческая (руководства и управления) — обеспечивает выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: а) подготовка, принятие и реализация решений; б) организация их выполнения; в) контроль за реализацией принятых решений; г) оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений.

Функции власти в Википедии — это: коммуникативная; координационная; управленческая; контрольная.

Основные принципы устойчивости политической власти: легитимность – процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций (классификация легитимности и власти по М. Веберу та же, что и типы господства) и результативность.

Различают следующие подходы к пониманию сущности власти (теории): бихевьеристкая; психологическая; системная; структуралистская; постструтурализм; структурно-функциональная; релятивизм; инструменталисткое.

Бихевиористские трактовки власти рассматривают власть как тип поведения, где одни командуют, а другие подчиняются. Понимание власти индивидуализируется, выводится из природы и естественных свойств человека, сводится к взаимоотношениям конкретных личностей. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе действий которого лежит неосознанное стремление к власти.

 

Психологические интерпретации власти раскрывают субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в (под)сознании, например, через психоанализ. Он трактует волю к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» других. По Фрейду, в психике человека имеются структуры, в силу которых он предпочитает рабство свободе ради личной защищенности и успокоения.

Системная трактовка власти создана какпротивоположность бихевиористской и психологической теориям власти. Если первые два направления идут от индивидов к обществу, то системный подход исходит от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Н. Луман как представитель системного подхода трактует власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

  Структурализм — власть как ассиметричное отношение между управляющими и управляемыми. Постстуктурализм – все в мире есть власть.

Инструментальный подход  рассматривает власть как способность проводить внутри отношений собственную волю, независимо от того, на чем такая возможность основана.

Структурно-функционалистские трактовки власти рассматривают ее: как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли.

Реляционисты («геlasiоn» – отношение) рассматривают власть как отношение между двумя субъектами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Все указанные трактовки власти можно условно разделить на два основных подхода к пониманию власти. Согласно первому подходу, власть понимается как всякая способность индивида совершить то или иное действие. В этом случае власть понимается как свойство субъекта безотносительно к объекту. Другими словами, чтобы обладать властью, человеку не нужен другой человек.Другой подход—более распространенный в западной политологи. Власть понимается как всякая способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других людей. Власть усматривается в каждом межиндивидуальном ассиметричном взаимодействии, если имеет место несовпадение, разнонаправленность воль, подчинение воли одного человека воле другого. Властные отношения сводятся к межиндивидуальным, межличностным отношениям и психологизируются. При этом: а) власть подменяется влиянием; б) речь идет не о политической, а о социальной власти;

в) вопрос об экономических основаниях власти не ставится.

Регулировать (в социальной жизни)  направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. В обществе действуют 2 закономерные, но противоположные тенденции: стремление к беспорядку (стихийность, неурегулированность, неорганизованность, хаос); стремление к порядку как необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Порядок не возникает сам по себе, он — следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.

  Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте изменения, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений. Социальный регулятор – норма (мера, масштаб), правило поведения, нормативное установление. Cоциальные регуляторы стремятся к непротиворечивости и построению на единых принципах.     Но если противоречие в социальных регуляторах все-таки возникает, то срабатывает иерархия социальных регуляторов.

Социальное регулирование – упорядочение общественных отношений;

целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью: 1. персонифицированных указаний к отдельным индивидам (ненормативное, казуальное); 2. или неперсонофицированных правил поведения, норм поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (нормативное).

Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития.

 таб. Соотношение нормативного и индивидуального регулирования

Индивидуальное (ненормативное, казуальное) регулирование – Нормативное регулирование
Это упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к конкретным обстоятельствам и лицам. Это упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил.
Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. Социальные нормы
Положительное: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Плюсы нормативного социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия.
Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта. Недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах, неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.
простейшее социальное регулирование  

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ включает: нормативное (с помощью социальных норм), прямое; и ненормативное, казуальное регулирование (ценностное, директивное и информационное регулирование), косвенное. Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, они сочетаются и компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере усложнения общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает.     Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

таб. Соотношение социального и несоциального регулирования

Социальное регулирование Несоциальное (технческиое, экономическое и др.)
Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сущность – в трансформации мировоззрения (понятий добра и зла, должного и сущего) в нормах и стереотипах поведения. Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами; с механизмами и процессами на основе физических, химических и иных свойств материи. Они отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях.

Технические нормы в широком смысле — биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, научно-технические, экологические и др. Их сущность заключается в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека во взаимодействии с окружающей средой. Эти нормы несоциальные, но их последствия могут иметь социальный резонанс. При закреплении в НПА они становятся технико-юридическими нормами.

Нормы права могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которых признается юридической обязанностью (правила техники, безопасности). Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (имущественную, административную, уголовную).

Закон и власть исторически соотносились по-разному. В античности закон — выражение политической власти, а не ее ограничение. Но в варварских королевствах закон — это унаследованный от предков обычай, который никто не вправе изменить. Короли не издают законы, а осуществляют их: и законы связывали королей не меньше, чем их

подданных.    Идея связанности власти законом развита в концепции естественного права, сформулированной стоиками и христианскими мыслителями. Аристотель: не семья и другие простейшие человеческие реальности должны приспосабливаться к государству, а, наоборот, государство должно приспосабливаться к ним.

В средние века короли были подотчетны трем различным формам права: божественному закону, естественному праву разума, и обычному праву страны.

Причем законы были не продуктом, а источником законной власти, и любой суверен, который нарушал их, рассматривался как тиран, а не как законный правитель. Уже со времен античности все настойчивее пробивала себе дорогу мысль, что власть или государство должны служить народу, а не наоборот.

Эта мысль получила дальнейшее развитие на рубеже средних веков и Нового времени. Через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда были уничтожены тысячи гугенотов, Т. Беза опубликовал анонимно работу "О правах властителей по отношению к своим подданным", где было сформулировано положение, ставшее одним из основных в теории общественного договора: Следует ли подчиняться властителям так же безоговорочно, как воле божьей? Нет. Если короли несправедливы и нарушают божественные заповеди, то народ вправе не подчиняться им. Не народы существуют для правителей, а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха. Г.Гроций писал, что верховная власть —результат добровольного общественного договора "ради права и общей пользы". Он разработал учение о народном суверенитете: поскольку всякая власть исходит от народа, за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является.

Норма (от лат. regula) означает буквальнo — руководящее начало, правило, образец. Социальная норма —общепризнанное абстрактное неперсонофицированное правило поведения в типичной ситуации; исторически сложившаяся в данном обществе мера допустимого, должного или дозволенного поведения индивидов, социальных групп или организаций; для человека является мерой и правилом его поведения в обществе. Она призвана обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Признаки нормы (это общие признаки всех норм, в т.ч. правовых): неопределенный круг лиц, на которые распространяется; нормативность – с целью нормирования общественных отнощений; формальная определенность; оценочность; конкретность; обязательность.

Власть и норма — неразрывные феномены в социальном регулировании. Имеется взаимозависимость и взаимообусловленность видов власти и видов норм.

С точки зрения социологии правовые нормы: складываются добровольно, равенство сторон, общезначимые. В социальном поведении человек всегда ограничен нормами. Мы их можем не замечать, как силу земного притяжения. Но, сами нормы не ограничивают поведение. Знание норм помогает добиться законного приемлемого результата. Т.е. нормы – инструмент достижения цели.

Нормы обеспечивают человеку социализацию, помогают взаимодействию людей, являются основой слаженной работы социальных институтов. Благодаря нормам люди знают, как надо себя вести в группе, чего другие ждут от них (социальная экспектация).      Норма — это статический элемент социального регулирования.

Различают следующие виды социальных норм: официально установленные (создаются законодателем или иными уполномоченными лицами) и фактически сложившиеся (возникают стихийно или в процессе исторического развития общностей или под воздействием стечения обстоятельств); нормы-идеалы (ориентир, пример с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность), нормы- образцы поведения (в отличие от идеалов играет роль средства достижения какой-либо цели); профессиональные корпоративные нормы(регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей), статистические нормы (выражают некие свойства, присущие большинству людей. Так, например, (самые важные для общества, поэтому предусматривают суровые санкции) и нормы-ожидания (допускают определенные виды поведения; нормы прямого воздействия и косвенные; нормы с репрессивными и реститутивными санкциями; писаные нормы и неписаные; нормы обычая и статутные отражают разные способы создания норм (одни сверху вниз, другие снизу вверх).

Обычные поддерживаются силой общественного мнения, развиваются спонтанно, т.к. конвенционные по характеру, то являются юридическими. Статутные происходит от воли законодателя. Современное право в безудержной позитивации норм, их процедурализации увеличивает число статутных норм за счет обычных.

Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы государством, охраняются им, регулируют наиболее важные общественные отношения. Они занимают ведущее место среди всех социальных норм.

1. С.А. Калинин пишет, что «сущность права внешне выражается в признаках, среди которых следует выделять: общеобязательность, нормативность, формальную определенность, создание либо придание норме качества права посредством компетентной деятельности государства, верховенство, регулирование внешних наиболее значимых общественных отношений, оценочность, отражение ценностей определенного мировоззрения, доминирующего в социуме, неперсонифицированность, абстрактность, многократность применения, конкретность субъектов предписания, обеспечение исполнения путем государственного принуждения, системность». Право формально и инструментально. Формальность права первоначально была по принципу талиона (равное за равное) для рационального окончания конфликта, что заложило основу принципа соразмерности.

Право как совокупность норм можно отразить так:     

1. Нормы-права человека. Это наиболее общие и важны правовые нормы, составляющие глубинный слой права, его «гены и ДНК» и являющиеся основой всего позитивного права, исходящего от государства. Если ранее права человека существовали как идей и представления, то нынешняя тенденция состоит в их первоначальном закреплении в международных правовых документах и последующем имплементировании в национальное, внутреннее законодательство.

2. Нормы-принципы — это руководящие начала, основные идеи, выражающие суть права.

3. Нормы, принятые референдумом. Референдумное право относится к праву позитивному, регулируют наиболее важные принципиальные вопросы жизни общества, которые не допускают посредников в виде парламента.

4. Государственные централизованные нормы.

5. Корпоративные нормы развитого права — это правила поведения, разрабатываемые внутри организаций для внутреннего пользования.

6. Договорные нормы создаются, когда законодатель молчит или дает субъектам право возможность определиться самостоятельно. Суды обязаны решать спор на основании положений договора.

К публичному относятся референдумные нормы, государственные централизованные нормы; к частному праву — договорные и корпоративные нормы. Такое деление не безупречно — межгосударственный договор трудно отнести к частному праву.

Различают нормы государственного права, подгосударственного и надгосударственного права. Подгосударственным считают корпоративное и договорное право, хотя и это не верно. Надгосударственным правом являются международное публичное и частное, а также религиозное право (каноническое, то есть католическое и протестантское, мусульманское, право древних евреев и религий Дальнего Востока.

Соционормативная система, включает в себя моральные, правовые, религиозные, этические, корпоративные нормы и др. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Также различают: нормы человеческого сообщества; брачно-семейные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

Обычаи — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Функции социальных регуляторов бывают: регулятивная, охранительная, контролирующая, коммуникативная, информационная, оценочная, воспитательная или социализации и др. Эти функции есть и у права, а есть и еще свои специфические.

Функции социального регулирования

1. Социально-экономическая функция- раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую активность человека, его творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда.

2. Социально-политическая функция. Одна ее составляющая отражает содержание политики, которая выражается в ее социальных целях, проведении их в жизнь. Другая показывает, каким способом политика претворяется в жизнь.

3. Духовно-идеологическая функция. Социальное управление использует субъективные факторы поведения человека и его отношения к деятельности.

4. Социальная функция управления в собственном ее понимании осуществляется по средством регулирования отношений между отдельными общностями людей в соответствии с главными целями развития того или иного общества.

таб. Соотношение права с иными социальными регуляторами

Право   Мораль   Обычай   Религия   Корпоративные нормы  
специально закрепляется государством (правотворчество) возникает спонтанно в процессе общения складывается в силу длительной практики складывается в процессе веры в сверхъестественное создаётся в процессе организации и внутренней деятельности сообществ людей
в письменных источниках в сознании людей поведенческая традиция, обыкновения в письменных источниках и сознании людей в письменных источниках
меры государственного принуждения (юридическая ответственность) общественное осуждение (порицание) обеспечивается самим фактом существования церковное порицание и наказание в потусторонней жизни корпоративное принуждение организационного характера (предупреждение, выговор, исключение из сообщества)
регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их прав и обязанностей через сознание деятельность, вошедшая в привычку определяется вероисповеданием определяется членством в конкретной организации
определяется членством в конкретной организации

определяется членством в конкретной организации

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные организациями (корпорацией, общественными объединениями, трудовыми коллективами, учебными заведениями, предпринимательскими союзами, клубами и т. д.)

в корпоративном документе (устав, ПВТР, должностные инструкции, кодекс чести cудьи, спортсмена и др.), обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения (морального и дисциплинарного воздействия), в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации или исключения из организации.

Корпоративные нормы закрепляют порядок организации управления, функционирования, членства, права и обязанности членов этих организаций, отношения между участниками и корпоративными образованиями, их органами управления, с государством; не противоречат морали и праву (ни национальному, ни международному). «Юридические ли корпоративные нормы?» — открытый вопрос.

таб. Подходы к юридическому характеру корпоративных норм

 

Россияне (в силу советских традиций): Корпоративные – неюридические. Отличаются от норм локальных НПА, действующих внутри определенных организаций. Локальные – юридические, т.к. порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами, т.е. в случае нарушения локальных НПА можно обращаться в правоохранительные органы. В.А.Витушко – юридические. Это внутреннее и локальное право корпораций (хозяйственных обществ, товариществ, кооперативов, холдингов, общественных организаций, церкви, спорта и т.д.), это комплексные подотрасли гражданского права (типа спортивного права); локальный юридический характер, дополняет государственное право.

Корпоративное право чаще всего понимают в двух смыслах: в широком смысле — это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок деятельности и создания корпораций (хозяйственных обществ и товариществ); в узком смысле — система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующих правоотношения внутри данной организации.

Отраслевая принадлежность корпоративного права также неоднозначна: подотрасль гражданского права, совокупность норм, регулирующих на основе частно-управленческих методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций (корпоративных форм юридических лиц); или предпринимательского права; или самостоятельная отрасль права.

Корпоративное право тесно связано также с хозяйственным, акционерным, кооперативным правом. Некоторые считают, что корпоративное право включает в себя их все.

· Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты — это регламенты, положения об органах, должностные инструкции, коллективный договор, соглашение по оплате труда и др. Они издаются государственными органами (в широком смысле) и органами местного самоуправления в целях упорядочения своей внутренней управленческой жизнедеятельности. По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» отнесены к таковым.

Локальные нормативные акты — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель.

      

Место права среди иных социальных регуляторов четко описал С.А.Калинин: оно верховенствующий регулятор, наблюдается взаимовлияние права на содержание регуляторов; право охраняет другие регуляторы (прямо или субсидиарно, даже иногда отдавая приоритет иным регуляторам. Например, в современной Великобритании право разрешает применять шариат в регулировании отношений между мусульманами), право использует иные регуляторов как оценочные категории в правотворчестве и правоприменении, право обеспечивает социальное регулирование в купе с иными регуляторами, отличается предметом, сферой и методами регулирования, т.к. право регулирует только внешние поступки в наиболее важных областях, оно обеспечивается государственным принуждением и моралью (или религией), которые снижают государственное принуждение. Возможны конфликты права и иных регуляторов (особенно в эру технического прогресса – биотехнологии). Право отказалось от аппелирования к христианству и обратилось к абстрактным правам человека, добру и справедливости. Т.е. право принудительно навязывает иное мировоззрение – квазирелигию, принижая традиционные ценности (например, через легализацию автоназии, сурогатного материнства и проституции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.067 с.)