Теории сущности государства и права (правопонимания) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории сущности государства и права (правопонимания)



План лекции

1. Основные исторические и современные стратегии определения и выявления сущности права (определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм) и их отражение в соответствующих школах права.

2. Теологические взгляды о сущности права и государства. Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские).

3. Естественная школа права. Античные представления о естественном праве. Христианские доктрины естественного права (Отцы Церкви, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.). Атеистические и религиозные подходы к естественному праву. Классическая школа естественного права.

4. Историческая школа права. Судьба исторической школы и ее методологическое воздействие на последующие учения.

5. Юридический позитивизм. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права. Нормативистская школа права.

6. Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты.

7. Историко-материалистическое учение о праве и государстве. Право как надстроечный элемент социально-экономической формации. Классовый подход к пониманию права.

8. Психологическая школа права.

9. Реалистическая школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Правовой прагматизм (инструментализм).

10. Основные подходы к пониманию сущности государства.

Основными историческими и современными стратегиями определения и выявления сущности права есть определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм. Все они отражены в соответствующих школах права. Наблюдается развитие, взаимодействие и взаимопроникновение учений о сущности права.

Типы правопонимания (Шагиева) — это философско-юридические концепции, содержащие исходные мировоззренческие принципы объяснения права как самостоятельного явления.

Выделяют два типа правопонимания и их теории правопонимания, которые раскрывают соотношение права и закона:

таб. Основные типы правопонимания (типы государствопонимания)

Позитивизм Непозитивизм
Классический юридический позитивизм (легизм) Социологическая теория (социальное учение о праве)
Марксисткое учение Психологическая школа права
Неопозитивизм (нормативизм) Философское, оно же естественно-правовое. нравственное, этическое относится к юридическому понятию права.
Легисткое (этатический легизм) Юридическое понятие права (либертарное)

Историческая

Теологическая

Реалистическая

Интегративный подход

Коммуникативный подход

Теологические взгляды о сущности права основаны на интерпретации права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти.

 Устойчивое теократическое представление С.Г. Дробязко объясняет: стремлением придать праву в обществе самый высокий авторитет; феномен нельзя до конца объяснить, кроме как через непознанное божественное; научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами и может иметь и теологический аспект, научно-фантастический, облекаемый в религиозную форму.

Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и религиозные организации.

Сущность государства, согласно теологической теории, — обеспечение установленного Богом иерархического порядка.

Недостатки в том, что теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, т.к. ставит государство и право в зависимость от воли Бога; идея божественной природы власти в государстве одновременно оправдывала жестокость и произвол «земных» властей, преследование политического инакомыслия, сдерживала общественную инициативу и демократию.

Положительный момент — теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное; многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными догматами, либо вытекали из последних.

Христианский подход к сущности государства представлен в православной, католической и протестантской концепции сущности государства. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а ее решениям — характер обязательных, осуждало преступность.

Ф.Аквинский писал, что сущность государства — обеспечение общего блага, условия для достойной и разумной жизни; процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом. Все сущее укладывается в созданный Богом иерархический порядок. Существует высший божественный закон естественного права, составляющий основу права действующего. В 1879 г. его учение и система объявляются «единственно истинной философией католицизма» и до сих пор оказывают значительное влияние на духовную жизнь общества.

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВУ – согласно Священному писанию, один, а толкования, согласно Священному преданию, разнятся по конфессиям:

· Ватикан позиционирует себя как квазигосударство в публичной сфере, обладающее светской властью. В сакральном смысле Папа — намесник Христа;

· Протестанты в силу отрицания Священного предания и принципа апостольского преемства епископов церковью считает любую общину, для них территориальный принцип не столь важен;

·  Православные: государство и церковь не едины, но сотрудничают. Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Христианский подход исходил из божественной природы государства и права, ниспосланных людям, испорченным пороком. Государство как явление «от мира сего» — явление временное, для грешного человека, в Царстве Божиим будет отсутствовать. Государство есть противодействие порокам человека и грехам, ограничения зла и поддержания добра, придает нравственный смысл государству, необходимому в испорченном грехом мире, т.е. не признает абсолютную самоценность государства. И не хочет его превращения в самодавлеющий политический институт.

Есть учение об «интегральном гуманизме», которое проводит идею возвращения современного человечества к справедливому государству и праву в том виде, в каком они были созданы Богом.

 «Противящийся власти противится Божию установлению...». Но христиане не должны подчиняться власти, если она принуждает к нарушению заповедей, но неподчинение только мирное и в законных рамках. Соотношение церкви с властями — диалог.

Подходы к пониманию государства христианами:

· подход, согласно которому церковь создана Христом как богочеловеческий организм, является «телом Христовым»;

· подход, согласно которому, церковь есть форма объединения верующих и территориально-религиозная корпорация, юридическое лицо.

Государство и церковь отличаются по целям и организационно, что догматически вытекает из различия сакральной сферы и светской. Действуют на одной территории, не сливаясь и не могут быть разделены в силу общей территории и воздействия на одних субъектов. Никто из них не вмешивается в дела друг друга. 

Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Христианство — это вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и основанное на Библии как общем для всех христиан источнике. Ветхий и Новый Заветы объединены в единый семантический комплекс Библии.

Есть следующие подходы к соотношению христианства и права:

· довольно распространено мнение о несовместимости права и христианства (если брать христианские идеалы и правовую реальность);

·  и о сильном взаимовлиянии (в п.о., доктринальном).

Во многом благодаря воздействию христианства Европа пошла по пути завоевания прав человека. Христианство в средние века совершило революцию мировоззрения, т.к. оно ставило естественные законы выше государства и позитивного права. Единственной христианской социальной философией было средневековое естественное право; более того: обязывало нарушать закон, если он противоречил воле Божьей; изменило отношение к труду – призывает честно трудиться, труд есть необходимый способ существования личности; через идею самосовершенствования для спасения души способствовало повышению значимости человеческой личности; в отличие от ислама и индуизма у человека есть права, а потом обязанности, т.е. персоноцентризм, автономия личности; через равенство всех перед Богом пробивает себе дорогу идея равенства всех перед законом даже в условиях жесточайшей зависимости угнетенных классов и сословно-классовой структуры; обусловило источники: европейское право-писаное, роль доктрины.

Церковь считала создание христианского права бесполезным, и даже не считала себя правомочной на это.

Современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть) благодаря христианству: оно не обязывает служить государству, но Богу. Христос человека поставил превыше всего, а не слепое подчинение законам - в этом его конфликт с властью; не связано ни с какой политической системой, не отрицает, но и не принимает безрассудно какую-либо из них, зная, что Царство Божье — это реальность будущего и оно не может быть воплощено в какой-либо социальной системе или в политическом режиме, не отказывается от какой-либо формы власти в государстве, за исключением, если эта власть не становится беззаконной и тоталитарной. «Мое царство, – сказал Христос, – иной мир».

Если вообще существует христианское учение о праве, то оно в Новом Завете и выражено в поступках и словах Христа.

Естественная школа права (юснатурализм, от лат. jus naturale) основано на естественном праве. Оно — совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву: во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления. Оно ставится над позитивным (непозитивизм) или является лишь частью позитивного права (позитивизм).

Естественная школа права (естественно-правовая, философская, нравственная, этическая, либертарная) основана на следующих положениях:

· Высшим началом, независимым от государства являются принципы высшего разума, справедливости, объективного порядка ценностей, мудростей Бога, действующих напрямую и обязательных для законодателя;

· Существует идеальное правовое начало, не требующее никакой фиксации — естественные права человека. Источник прав человека находится в самой природе человека;

· Деление права на естественное (свойственное природе человека, мироздания, данное извне, природное явление) и волеустановленное (позитивное, устанавливаемое, санкционируемое государством), различие права и закона по содержанию;

· Необходимость соответствия позитивного права праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, воле Бога, высшей справедливости, общечеловеческих идеалах и ценностях;

· Закон бывает и несправедливым. Не всякий безупречный по форме закон содержит в себе право, т.к. право оценивается по критерию справедливости и соответствия правам человека.

Философско-этическое понятие права: право — это справедливость. Справедливость есть соразмерность, эквивалентность в отношениях социального обмена. Право и мораль концептуально едины. Так, С.Г. Дробязко пишет: «Право – общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса».

Концепции о естественном праве содержались уже в этическом учении античных мыслителей: Конфуций, Лаоцзы (даосизм), Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, 5 римских юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай). «Jus naturale» — естественные права в отличие от международного и гражданского.

В средние века те же идеи подкреплялись авторитетом церкви (Грациан, Ф. Аквинский). Теория же естественного права, т.е. сформированное теоретическое знание (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо) создана усилиями буржуазных идеологов в XVII-XVIII вв. Общепризнанным «отцом естественного права» считается Гуго Гроций. В отличие от античных мыслителей, считавших естественное право как действие законов природы, создатели классической школы под естественным правом понимали как требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека.

Естественными правами считают: жизнь, честь, достоинство, частная собственность, труд, свободное развитие, свобода информации, участие в делах общества и др.

Имеется влияние теологической теории на естественно-правовую. По типу мировоззрения различают: атеистические; религиозные подходы к естественному праву.

Выделяются школы естественного права: классическая школа естественного права. мыслители XVII-XVIII вв. и Кант; возрожденная (современная) естественная школа права с XX в. как самостоятельные теории: неотомистское, экзистенциалистское, феноменологическое, герменевтическое, онтологическое направления. 

В современной российской теории права получило развитие понимание либертарной сущности права как меры свободы (либертарная теория — B.C. Hepсесянц) либо справедливости (этическая концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. Таким образом, право и закон здесь четко разведены.

Либертарно-юридическое понимание права (Нерсесянц) включает признаки права: свобода, равенство, справедливость. С ее точки зрения, исторически свобода представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Историческая школа права возникла в сер. XIX в. как реакция на умозрительность и отвлеченность доктрины естественного права. Она выступала против дуалистического понимания права (естественного и позитивного), за монизм, а именно за единое позитивное право, независимое от сознания и воли людей, в нем отражен духа народа, нации. Суть права – дух и убеждения народа. Гармония права нарушается, когда произвольно вклинивается законодатель. Основателем исторической школы права считается Савиньи, а предвестником является проф. Густав Гуго.

Право формируется стихийно, как правила игры и язык. Согласно Пухте, развитие права имело три стадии: обычай, законодательство (персонификация общей воли), право юристов (когда юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе национального права, но еще не обнаруживающиеся ни в обычае, нив законе). Согласно Ф.Савиньи, право прошло стадии природного обычного права; ученого права как научная обработка природного права и живущее двойной жизнью (и природного, и ученого), но оно единое, т.к. его источник один — народный дух, кодификации, упорядочивающей первые стадии.

Минус исторической школы прав: преувеличение роли общественного сознания. Плюс состоит в историческом подходе к этническим факторам, формирования государства и права.

Значение исторической школы велико: она поставила вопрос о преемственности современного права и права предшествующих эпох. Стали изучать римское право, что привело к формированию правоведения как отдельной науки; перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Так появился юридический позитивизм и переход к нему в нач. XX в.; кодификация шла под влиянием исторической школы права; по личной договоренности Сперанского и Ф.Савиньи русские студенты стали учиться в Берлине, в силу чего русская школа цивилистов полностью повторяла идеи немецких цивилистов.

В конце XIXв. в юриспруденции господствующим направлением стал классический позитивизм, т.к. общество стабильно, право активно кодифицировалось. Философской основой позитивизма стали учение И.Канта о категорической императиве и О.Конта о позитивной философии, далее Л.Дюги о гармонии и солидарности и социологическая теория Э.Дюркгейма.

Представители классического позитивизма (Д.Остин, Р.Иеринг, П.Лабанд, К.Бергбом, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, Э.Дюркгейм): отождествляли право и закон, т.к. официально установленный закон объективен и доступен для изучения. С их точки зрения, закон — это абстрактные общеобязательные нормы, установленные государством и обеспеченные его принудительной силой. Основной источник права – закон в широком смысле, НПА. Позитивисты не признавали международного права и в отличие от марксистов не указывали, чью именно волю выражает закон. Его содержание не важно. Противоречащие закону акты будут исполняться, пока не отменены вышестоящим государственным органом. Любой приказ наделенного властью лица- закон, пока вышестоящее лицо не отменит его; рассматривали государство как главенствующую, вездесущую силу в обществе. Государство первично, право вторично. Нет правоотношений, прав человека вне закона;

Слабость: преувеличивали роль закона и власти, т.к. как будто они могут решить любую задачу путем приказа (закон определяет жизнь общества).

таб. Соотношение права и закона в позитивизме и непозитивизме.

Право и закон отождествляются; Право — любые властные акты, правильные по форме и процедуре; Государство творит право и им не связано; Сущность права — возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью; Естественные права вне закона не признаются. Право шире закона; Право — содержание, а закон – форма; Право верховенствует над государством, которое должно искать право и зафиксировать в законе;  сущность права — система естественных, неотъемлемых прав человека;  закон должен содержать права человека.

 

позитивизм   непозитивизм  
· Узко; · Право есть закон; · Правовой режим всеобщего соблюдения законов и издания подзаконных актов во их исполнение; · Принцип верховенства закона. · Широко; · Право шире закона; · Более современный подход (переодически всплывает, когда закон устарел); · Принцип верховенства права.

Право в этатическом позитивизме (этатическом легизме) — это: тотальный государственный регулятор общественных отношений, закон, возведенная в закон воля социальной группы, обладающей властью; иерархичная, полная, непротиворечивая и согласованная система неперсонофицированных норм, исходящих от государства и им охраняемых; позитивно закрепленное стабильное законодательство как идеал.

Классический юридический позитивизм породил:

· французскую школу права (право есть нормы закона, изданные по воле законодателя. Модель права: кодекс).

· германскую школу права (правовые нормы выработаны учеными, юридической доктриной. Модель права: догматические конституции).

· англо-саксонскую школу права (право есть нормативные принципы в судебных решениях или прецедентах. Правовая модель: юридическая казуистика, прецеденты).

В первой пол. XX рамках позитивизма сформировался новый позитивизм — нормативизм (неопозитивизм) (Г. Кельзен (1-ый в мире австрийский конституционый суд), Х.Л.А. Харт, Р.Штаммер). Право — иерархическая система непротиворечивых норм должного поведения, обязанностей, а не субъективных прав. Его основу составили идеи о том, что: главное в праве — режим законности, т.к. источник права — только государство. Права человека остаются на усмотрении государства; «право изучается как оно есть, т.е. законы и подзаконные акты без учета классовой или иной оценки содержания, вне влияния экономики, психологии, морали и др. факторов («чистое» учение о праве). Для практики не важно, откуда берется первичная норма и каково содержание акта; правом признается государственная воля, выраженная в нормативном акте, обязательном к исполнению; право — это иерархия принудительных норм, основанных на др. принудительных нормах во главе с абстрактной первичной нормой («правило признания» у Х.Л.А. Харта и «grundnorm» у Г.Кельзена). Международное право выше национального права, если норма конституции предписывает ему подчиняться; правоприменительная практика осуществляется только в рамках закона. Судья — только «уста, произносящие закон», а не правотворец; юриспруденция изучает только государственные нормы.

Плюсы у нормативизма существенные: подчеркивает нормативность права, его формальная определенность, противостоит произволу и беззаконию,

Минусы также немалые: фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения, чрезмерно широкое влияние государства, косвенная ориентация на справедливость и прогрессивность возведенной в закон воли.

Социологическая школа права возникла в к. XIX- нач. XX ст. под влиянием социологии как новой науки об обществе, когда в юриспруденции стали разрабатываться социологически ориентированные концепции правопонимания. Таким образом, социология права зародилась в юриспруденции.

В юриспруденции под социологической теорией права подразумевают эклектику положений различных, даже противоборствующих течений преимущественно в американской школе социологии права. Из виду упускается существенное отличие американской и европейской школы социологии права. В обобщенном виде социологическое правопонимание вытекает из следующих направлений юридико-социологической концепции:

· право как сумма реальных правоотношений в обществе, т.е. как правовой порядок в обществе (живое право, мертвый закон);

· право как порождение индивидуального или коллективного правосознания;

· право как «идея образа действия, осуществляемого в действительности»;

· «правовой плюрализм» («институционализм в праве»);

· право как средство социального контроля;

· право как прагматический инструмент, когда оно рассматривается как «средство социальной инженерии».

Социологическая трактовка право рассматривает не как систему абстрактных норм, а как конкретные правоотношения, как нормы, фактически применяемые на практике.

Социологическое правопонимание предполагает широкое, прагматическое отношение к наказанию и праву (правонарушению).

Данный подход не дает четких ориентиров правоприменителям и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он важен для законотворчества и служит законодателю ориентиром на практику.

В рамках социологического правопонимания выделяются социологические школы права: американская — правовой реализм и прагматизм (О. У. Холмс, Р.Паунд, Дж.Френк); европейская школа (Е.Эрлих, М.Вебер, Э.Дюркгейм).

Историко-материалистическая концепция (марксистская теория) утверждает оклассовой сущности государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Марксистское понимание права основано на следующих идеях: сущность права — это воля экономически господствующего класса (позднее — всего народа), которую он с помощью государственной машины навязывает обществу и которая определяется материальными условиями жизни. Право и государство являются надстроечными явлениями, обусловленные базисными (экономическими) отношениями частнособственнического общества. Государство — политическая организация господствующего класса, классового насилия.

Критика марксисткого истмата чаще всего указывает, на то, что право в контексте марксизма не имеет единой сущности, а есть лишь сущности исторических типов права различных ОЭФ (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Уничтожение собственности в фазе коммунизма приводит к отмиранию права. Характеристика закона как правового неуместна, т.к. есть лишь закон, соответствующий и не соответствующий экономическому строю. И классовые характеристики отдельных НПА не могут определять сущности права и происхождение этого социального института и его качества.

Психологическая теория правопонимания (З.Фрейд, Дж.Фрезер, П.Сорокин) отпочковалась от социологии и основана уроженцем Беларуси Л.И. Петражицким. Согласно Л.И. Петражицкому, право — это результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций (двусторонние, обязательно-притязательные переживания). Психологические процессы — такая же реальность как и политическая или экономическая. Из императивно-атрибутивных эмоций индивида, которые выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), складывается интуитивное право как продукт человеческой психики, обусловленного социокультурной средой, индивидуальными переживаниями. В интуитивном праве отсутствует грань между правом и правосознанием Поведение индивида обусловлено двумя мотивациями: пассивной, моральной (должествование, которое действует индивидуально) и активным, правовым правомочием, через поощерение и принуждение, которое действует через коллективное сознание на индивида. Эмоции мешают отношениям и свободе, нормы их упорядочивают. Право и государство возникли из свойств психики (тяги к подчинению, подражанию элите).

Американская социальная концепция права имеет два крыла:

1. Реалистическая школа права: крайние реалисты (Дж.Фрэнк, Д.Бингам, Т.Арнольд, Оллифэнт) и умеренные (К.Ллевеллин, Гэрлэн, Кук).

2. Правовой прагматизм (инструментализм) (Р.Паунд, Н.Смелзер, О.В. Холмс, Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи)

ПРАГМАТИКИ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ продвигали идеи отказа от дедуктивного метода в правоприменении; концепции судейского права: критерии оценки права – эмпирический опыт, интуиция и целесообразность, усмотрение судьи. Судьи могут творить право по своему усмотрению, расширение судейского нормотворчества по собственной инициативе; правосознание основывается не на строгом соблюдении требований, а на выяснении целесообразности применения данного закона; в правоприменении важно не точное соблюдение буквы закона, а целесообразность. Право понимается как инструмент управления социальными процессами, то есть его можно «оттачивать» согласно потребности. Правовые нормы и институты рассматриваются исключительно через призму эффективности достижения социальных целей. Р. Паунд (1870-1964):

· создал теорию юридической социально-психологической инженерии: цель — примирение и гармонизация сталкивающихся и интересов (публичные, индивидуальные, общественные) и требований, надо обеспечить «защиту интересов» с помощью правового инструмента;

·   понимал право как высоко специализированное средство социального контроля инструмент регулирования обществом, поэтому адаптируется к обществу, допускается дискретное, вольное обращение с правом;

· считал, что социология права должна выявлять социальный результат (эффективность) законодательства.

Современная же «реалистическая» школа права понимает право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Искусством считается не только судебная деятельность, но и всякое правовое мышление, как результат нерационального мышления, эмоций и интуиции правоприменителя. Реалисты активно используют гибридизацию разнопорядковых методов и заимствование знаний о праве из смежных дисциплин, юриспруденция интересов противостоит «юриспруденции понятий». Это — единственная концепция прямо противоположная позитивизму и нормативности права.

Элементы права, согласно правовому реализму, таковы:

1. общественный порядок регулирования социальных отношений,

2. официальные источники, содержащие правовые нормы для вынесения судебных и административных решений;

3. судебный и административный процесс,

4. требование исследования права в действии, жизни, а не в книгах;

5. деятельность юристов как ведущее правотворчество.

Из общего анализа теорий происхождения государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1. Одни исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права;

2. Другие отождествляют государство и общество, полагая, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним;

3. Третьи различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. Далее, основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других;

· с позиций социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего. В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое, социалистическое и т.д.по конкретным теория). Еще можно выделить подходы к определению сущности государства:

1. Классовый подход, где сущность государства состоит в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

2. Общесоциальный подход, где сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым. Роль государства заключает в том, что бы служить обществу – оно управляет обществом. 

Классовый подход при раскрытии сущности государства – широко применяли задолго до К. Маркса. Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу. Классовый характер деятельности государства как его сущностная сторона доминирует лишь в недемократических государствах. Но даже при острых классовых конфликтах государство удерживает классы от взаимного уничтожения в борьбе, а общество – от разрушения, т.е. сохраняет его целостность и выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В демократических странах государство есть эффективный механизм преодоления конфликтов путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса.

Само существование государства сейчас связано не с классами и классовой борьбой, а с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество даже противоборствующих сил. В современном государстве классовость отошла на второй план, а на первое место вышла общесоциальная сторона — деятельность по обеспечению социального компромисса, на управлении делами общества. Поэтому анализ сущности государства требует учета обоих начал, иначе характеристика сущности будет односторонней.

Кроме того, на сущность государства наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Современные подходы к сущности государства охватывают следующие подходы:

1. теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (ислам: теория халифата);

2. арифметический (классический) подход: государство — это совокупность трех элементов: власти, территории и населения;

3. юридический подход: государство — это юридическая персонификация нации (нация — это все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

4. социологический подход охватывает наибольшее число школ, в т.ч. марксизм;

5. информационно-кибернетический подход: государство — структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемых населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно.

 


Сущность права

План лекции

1.  Категория сущности в философии и теории права. Отражение сущности права в основных исторических закономерностях возникновения и развития.

2.  Право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений.

3.  Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле (объективное и субъективное право).

4.  Функции права (регулятивная, охранительная, коммуникативная, воспитательная, ценностная, информационная и т.д.), их общая характеристика.

5.  Принципы права, их классификация.

6.  Закономерности права: понятие, содержание и структура.

7.  Право и закон социального развития. Механистический и органический подходы к сущности права. Эффективность права.

8.  Право, интересы и ценности. Соотношение в праве общечеловеческих, классовых, групповых, национальных ценностей и интересов.

9.  Право и национальная структура общества.

10. Право и экономика, их соотношение. Пределы, способы и уровень влияния экономики на право и права на экономику. Глобальная экономика и ее воздействие на национальное право.

11. Право и политика. Обусловленность политики правом и его принципами. Воздействие политики на право.

 

Сущность — единство объективных, устойчивых, необходимых внутренних существенных сторон объекта, неизменное (для права — общесоциальная политическая справедливость); то, что остается неизменным, стержень, сердцевина. 

Конкретизация сущности (для права – это нормы, предписания) идет через содержание права, которое изменяется по ходу изменения социальных задач права. Отражение сущности права наблюдаем в определении, признаках, закономерностях и принципах права, в основных исторических закономерностях возникновения и развития.

Сущность права, согласно С.Г. Дробязко, — общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса. Сущность и изменяется (содержательно через нормы, т.е. конкретизация), и не изменяется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.078 с.)