Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология юридической наукиСтр 1 из 15Следующая ⇒
План темы 1. Методология как наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности. Развитие методологии юридической науки. Особенности современной методологии. 2. Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права. 3. Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Диалектический и метафизический методы познания права. 4. Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права. Особенности догматического и нормативного способов изучения права. 5. Логический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы изучения права. Синергетический подход к познанию права. 6. Системный анализ в изучении права. Государство и право как системные объекты. 7. Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект. 8. Моделирование, эксперимент и иные частные методы научного познания в сфере права. 9. Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включенное наблюдение. Методология — наука о принципах, формах и способах познания объективной реальности; (греч.-methodos- подход, образ действия, способ, приемосуществление; logos- учение о познавательных процедурах и их результатах). Методология ОТП — это: · всеобщее научное руководство, включающее в себя мировоззренческую позицию и все многообразие конкретных методов познания истины о праве, · знание о том, как нужно изучать предмет ОТП. Основная задача методологии — найти оптимальный способ познания правовой действительности. Структура и уровни методологии (и для ОТП): научные парадигмы, т.е. мировоззрение, философские основания, теории, концепции,принципы, аксиомы и презумпции, методы познания и др. Философские основания науки позволяют разделить ее на этапы: · классическая наука – XVI-XIX в. классическое естествознание, механическая картина мира, линейность, простое-сложное, целое = сумма частей, жесткая детерминированность взаимодействий. Так, Гоббс рассматривал государство как механического человека, Спиноза метематически доказывал естественное право. Конституции XVIII в. представляют собой требование рационализировать социальную жизнь правом;
· неклассическая наука к. XIX-1 пол. ХХв. представлена неклассическим естествознанием, нелинейностью, зависимостью познания от типа субъекта и объекта. Историческая школа провозглашала поступательное развитие права, О.Конт — развивающееся общество; · постнеклассическая наука. Социально-исторические и психологические свойства субъекта определяют свойства объекта («красота в глазах смотрящего»). Ее свойства: динамичность, нелинейность, самоорганизация неравновесных систем, многоуровневость, многомерность, интеграция различных типов знания. Постнеклассическая наука характеризуется тем, что: · исследует уникальные открытые сложнодинамические саморазвивающиеся системы, включенные в конкретный социокультурный контекст; · в данной парадигме пересматривается роль субъекта, социально-исторические и иные характеристики которого определяют особенности познаваемого объекта; · междисциплинарная интеграция знаний, трансляция идей, принципов и представлений из одной науки в другую с последующим включением полученных новых фундаментальных результатов в общенаучную картину мира; · возможность создания противоречащих друг другу, но одновременно истинных концепций. Это обусловливается возможностью использования различных методологических подходов и стандартов, обладающих различными изначальными установками, направленных на изучение лишь определенного типа взаимодействий; Методология ОТП есть методология всей юриспруденции, т.к.: 1. дает мировоззрение, 2. ее философский уровень познает сущность и закономерности права, 3. функцией метода обладает любая теоретическая доктрина, т.к. она всегда создается на основе нового методологического подхода. Так, противоставление должного и сущего привело к социологии и позитивизму, психологический анализ к психологической теории, замена мирного развития в исторической школе – на теорию борьбы Р.Иеринга. СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОТП свойственны: деидеилогизация (спорно, т.к. есть отказ от диамата, но в возникла новая «религия»- права человека), плюрализм и свободомыслие, гуманистическая направленность, кризис гуманитарных наук, т.е. чрезмерная дифференциация и исчерпанность ресурсов методов эпохи модерна, конвенционализм, т.е. соглашательство ученых о содержании и сущности основных категорий, постоянный поиск, слабая разграниченность уровней методов (отсутствие разработанных критериев разграничения уровней исследования и как следствие путаница в построении иерархии методов); длительное противоборство рационализма и иррационализма.
Рационалисты строят свою модель права на разуме, признавая возможность постижимости человеческой природы и социальных свойств личности. Поэтому с методологической точки зрения возможно построить идеальную модель правовой организации, правопорядка, исходя из рациональности человеческой природы. Иррационалисты исходят от обратного: у права и правовых явлений нет общезначимой ценности a prori. Следовательно, в господствующем правопорядке и существующих правоотношениях нет заранее установленной абсолютно развитой идеи, и все действительно разумное постигается опытом и апробированными положениями из правовой практики. В результате столкновения рационализма с иррационализмом противостоят два методологических начала: · Логико-гносеологическое, где вырабатываются т.н. «теории среднего уровня» позволяющие соединить теорию с практикой. · Рационально-прагматическое, где предпочтение отдается эксперименту, практическому опыту в использовании права как инструмента управления социально-правовыми процессами. МЕТОДОЛОГИЯ ОТП ПО СТРУКТУРЕ включает следующие методы: 1. Общефилософские — диалектика и метафизика, идеализм и материализм и др., которые позволяют изучать закономерности, 2. Общенаучные (общелогические) используются во всех или в большинстве наук, 3. Специальные методы (для нескольких наук) – это факультативный уровень, т.к. не все его признают, 4. Частнонаучные или частные методы вырабатываются в конкретных науках (для данной науки). Иначе методологию можно разделить на: мировоззрение (философско-мировоззренческий момент) и методику — систему научных приемов и способов для изучения права.
Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права заключается в следующих научных парадигмах. Мировоззренческий элемент (всеобщий философский метод) есть: диалектика или метафизика, материализм или идеализм, и др. Этапы развития общефилософских методов таковы. Средневековая католическая церковь давила на всех метафизикой и идеализмом. Идеалистический механический материализм считал природу неиспорченным творением Бога в отличие от человека. В XVIII в. возник основной вопрос философии: «Что первично: материя или идея (сознание)?». Классическая наука ведет к всплеску материализма. Постнеклассическая наука не противопоставляет их. Диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания, метод познания явлений в их развитии и самодвижении. Гегель сформулировал основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей.
Она охватывает понятия: тезис- антитезис- синтез; качество- количество; причина- следствие; случайность- необходимость; общее-частное... Объективный диалектический идеализм: идея (дух, сознание) первична. Право - его проявление. Идеализм характерны идеи о космизме, ноосфере, соотношение комического порядка и земного, место права в универсуме - еще от Сократа, Платона, Ульпиана, Канта и Гегеля. Ульпиан писал: «Юриспруденция - познание божественных и человеческих дел, знание о справедливом и несправедливом». Главный труд идеалистов — «Основы философии права» Гегеля. Диалектический материализм (диамат). Маркс и Энгельс считали материю первичной в движении, в пространстве и времени. Исторический материализм исходил из тезиса, что экономика обуславливает право. Требуется изучать право конкретно-исторически и неразрывно от экономики, политики и др. ему была свойственна тенденция к догматизации и вульгаризации, к схоластике, что снижало его научную обоснованность. В СССР диамат как квазирелигия. Идеализм бывает двух направлений: объективные идеалисты связывают существование государства и права с объективным, и субъективные идеалисты - с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями. Субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало людей. В XX в. получили распространение следующие подходы к объяснению государства и права: прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход. Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит практический результат. Правильность идеи выявляется лишь конкретными практическими результатами. Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с Богом может установить, что они представляют собой. Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц. Метафизика (греч. – после физики) — учение о сверхчувственных (трансцедентных) основах бытия. Идеи метафизики о невозможности точного изучения мироустройства, о единстве духовного и материального, бытия и мышления, о Сверхразуме в истории, человеке как образе и подобии Бога. В Новое время все изучали право и государство из метафизического учения о человеке.
Стандарты метафизики на сегодняшний день становятся новыми науками и направлениями развития юриспруденции. К ним относятся: синергетика, герменевтика, феноменология, семиотика, антропологизм, структурализм, функциональный, исторический, психологический, позитивистский, экзистенциальный и др. Синергетика (синергия — совместное действие) — наука о самоорганизующихся, самовоспроизводящихся, случайных, незакономерных, нелинейных процессах. Изучает субъективное сознание, роль личности в общественном развитии, вероятностное, кризисное и во времена перемен. Случай как непознанная закономерность. Она ориентирует на множественность описаний бытия нестабильных самоорганизующихся объектов. Термин «герменевтика» (греч. «разъясняющий», «истолковывающий»). Сегодня под герменевтикой подразумевается: теория и практика истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, основным содержанием которого является проблема понимания права и связанные с ней вопросы языка. Герменевтика (Э.Бетти, М.Хайдеггер) рассматривает создаваемые действительные либо возможные тексты в качестве специфических знаково-символьных систем. Феноменология права (Н.Н. Алексеев и А.В. Поляков) рассматривает право на уровне явления (а в философии права – на уровне сущности). Любое явление имеет специфическое содержание и должно воплощаться в определенных формах исходя из содержания (принцип единства содержания и формы явления). В классическом легизме (т.е. юридическом позитивизме) и естественно-правовой теории феноменологии быть не может. Развивается в рамках: · феноменологии права социологического позитивизма – право в действии, в общественных отношениях, т.к. право в юридических текстах – это мертвая форма права; · с точки зрения либертарной теории право на уровне явления проявляется в объективной социальной действительности принципа формального равенства. Семиотика («знак, признак») есть научное направление (наука), исследующая свойства знаков и знаковых систем, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Право как некий знаковый, символьный и языковой феномен, система передачи определенных кодированных сигналов, по особой процедуре воспринимаемых субъектами. Структурализм — научное направление, изучающее право как систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов и подсистем с многообразными типами связей в нем. Функционализм указывает на функции и взаимозависимость любого элемента системы. Так, ликвидируются элементы, не работающие на реализацию всей системы. Позитивизм — нефилософское познание, основан на объективно воспринимаемых фактах. Исходит из методологического монизма, считая законы естественных наук и права идентичными, одинаковыми.
Экзистенциализм — внимание на анализе жизненного опыта, переживаниях человека себя самого и собственного позиционирования. Время описывает продолжительность бытия. Принцип линейности дает последовательную и закономерную смену явлений, а цикличность – наоборот сменяемость циклов бытия явления. Прогресс и регресс линейны, т.е. каждая последующая стадия лучше предыдущей или хуже. Марксизм рассматривал общественно-экономические формации как прогресс. Христианством проповедовались эсхатология и регресс, потеря рая и золотого века. Антропологический подход рассматривает природу человека как уникальную биосоциальную систему. Антропологичекий принцип гласит: «Человек — исходное начало и конечная цель философии, человек мера всех вещей». Теоцентризм — принцип, согласно которому человек — образ и подобие Бога. Принцип натуроцентризма рассматривает человека как природное существо, общественное животное. Формационный подход разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Способ производства — это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы — это содержание способа производства, а производственные отношения — форма. С изменением содержания через революцию меняется и форма (ОЭФ). Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются упрощённо, нет роли личности в истории, переход от одной формации к другой абсолютизирован (но некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции). С начала 90-х гг. активно внедрялся цивилизационный подход, поскольку, стремились "избавиться" от всего, что касается марксизма. но приверженность одному подходу обедняет науку. Цивилизационный подход (О. Шпенглер и А.Дж.Тойнби, П.Сорокин) основным критерием в развитии общества подразумевает духовно-культурную сферу. Он до конца не сформирован, поскольку понятие цивилизация имеет 200 авторских значений, т.е. авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. Например, цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Его недостатки: отрицает целостность, единство человеческой истории, всеобщие исторические закономерности, нет единого ключевого понятия цивилизации. Типично юридическими методам чаще всего называют: · Формально-логический изучает коллизии норм, иерархию нормативных правовых актов (НПА), пробелы, стадии, систематизацию, классификацию; Формально-юридический (формально-догматический, юридико-технический) изучает структуру НПА, правовых норм, источники, юридическую технику. Этот метод есть описание внутреннего строения права, норм, источников через юридические понятия как бы изнутри, в «чистом» виде, вне связи с др. сферами, через догматику, проявляется в юридической технике, анализе компетенции государственных органов, систематизации НПА. Догма права — понятие юридической науки, означающее: 1) всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм (позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики), 2) деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому толкованию позитивного права, выявлению его основных принципов. Догматическое исследование права состоит из процессов: · описания содержания правовых норм, отрасли; · обобщения, направленного на выявление более общих правил (принципов); · определения структуры нормы права, благодаря чему формируется догматическое правило, связывающее воедино фактические обстоятельства с юридическими последствиями (например, «купля-продажа есть консенсуальный договор, по которому одна сторона обязывается к тому-то, а другая — к тому-то»); · классификации, то есть выстраивания правил, принципов и определений в определённую систему по определенным критериям. «Догматика права» – это собирательное понятие для обозначения всей совокупности научно-юридических теорий о позитивном праве, составляющих основы догмы права. Право, согласно юридической догматике, — это совокупность правовых норм, принятых или санкционированных государством и обязательных для исполнения всеми лицами. С.С. Алексеев считал, что «догматическая юриспруденция» или «догма права» (ее ядро) — это юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел и ситуаций. Догматическая юриспруденция является первой в истории универсальной системой юридических знаний. Впервые догматику к праву стали применять еще римские юристы для деления на роды и виды. Первые редакции юридической догматики — это система понятий глоссаторов XI – XII вв. [1] Университетская юридическая наука Германии также всегда видела в нормах права не приказы, а понятия («юриспруденция понятий»). При помощи логических приемов юридические понятия используются для построения «внутренне непротиворечивой» системы права. Догматика — это допозитивизм. Социология права смотрит на право «снаружи», догматическая юриспруденция «изнутри», через внутренние связи и отношения между правовыми нормами. Современная догматическая (аналитическая) юриспруденция является своеобразной модификацией современного юридического позитивизма. Особенностью юридического позитивизма является отождествление норм права и норм закона, отказ от идей естественного права и исторического права. Суть юридического позитивизма: «Я не знаю, что такое гражданское право, меня интересует только Гражданский кодекс». Г. Кельзен в своей теории нормативизма развил догматику и юридическоий позитивизм (легизм). Особенности нормативного способа изучения права подобно догматике заключаются в том, что право — это система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Следовательно, утверждается примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. В гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с человеческой деятельностью, практикой, а стало формализоваться, огосударствливаться. Нормативный способ доминирует на пост-советском пространстве. Общенаучные методы включают в себя: анализ (расчленение), синтез (объединение), абстрагирование (отвлечение от частных признаков для выведения общего), системно-структурный подход, индукция (умозаключение от факта к абстрактному обобщению), дедукция (наоборот), аналогия (сходство, подобие), сравнение, моделирование (модель- абстрактная или уменьшенная копия реальных объектов); типология или классификация. Анализ (от греч. analysis — разложение) — логический метод научного мышления, выявляет составные элементы структуры государства и права, устанавливает характер взаимосвязи между ними. В анализе важен метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы. Синтез (от греч. synthesis — соединение элементов в единое целое) используется для обобщения данных, которые получены при анализе свойств и признаков объектов. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, дает представление о государстве и праве в целом. Индукция (от лат. inductio — наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) — восхождения от конкретного к абстрактному. Она заключается в познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Так, сформулировав понятие органа государства, делает обобщенный вывод о всем механизме государства. Дедукция (от лат. deductio — выведение) — восхождение из абстрактного к конкретному. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Специальные методы— это методы для нескольких наук, посторонние для данной науки: статистический, психологический, математический, социологический, кибернетический, исторический. Частно-научные методы юриспруденции таковы: формально-логический; формально-юридический; толкования; сравнительно-правовой, т.е. компаративистика- наука об изучении правовых систем путем сопоставления государственных и правовых институтов, систем права, принципов и др. для выявления слабых и сильных сторон, ведет к сближению правовых систем и образованию единого правового пространства как вызов XXI в.; правовой эксперимент; правовое моделирование. Формально-логический метод – доказывает истинность суждений путем вывода из положений, истинность которых доказана изначально, историческая логика – Л.Гумилев, герменевтическая логика – используется при восстановлении целого по немногим чертам и фрагментам на основе догадки, интуитивного предположения, учитывая как осознаваемые логически, так и бессознательные аспекты. Наиболее общие методы познания права (согласно С.Г. Дробязко): диалектика, метафизика, формационный, цивилизационный, дедукция, анализ, догматический, нормативный. Частные методы (согласно С.Г. Дробязко) — это исторический, историко-политический, генетический, сравнительный, историко-сравнительный, компаративисткий, структурный, конкретно-социологический, логико-математический, логико-юридический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический, метод типологии, системный и др. Системный анализ рассматривает государство и право как системные объекты, как: открытые и закрытые системы; естественные и моделируемые системы; механические, саморегулируемые и саморазвивающиеся системы. В рамках системного анализа государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект, находящийся в условиях непрогнозируемых внешний воздействий и стремящийся к их упорядочению в рамках достижения собственных целей, а право как саморегулируемая система, при помощи которой государство достигает собственные цели и преобразует внешние условия. Системный метод — рассмотрение объектов как целостных систем, выявление многообразных типов связей в нем. Юридический позитивизм (он же формализм, легизм) представлены идеями Г.Кельзена, Г.Харта и др. Правов позитивизме — независимая во вне, автономная, полная без пробелов система абстрактных и общих норм, уверенная в своих позициях, ограничивает своих интерпретаторов чисто декларативной функцией, механическим правоприменением нормы к юридическому факту. Юридический непозитивизм (антиформализм) представлены трудами Р.Иеринга, Е.Эрлиха, Р.Паунда, Н.Лумана и др. Право в непозитивизме — открытая и зависимая от внешних факторов система, состоящая из конкретных решений на основе свободно толкуемых правовых принципов, не уверенная в своих значениях и не способная ограничить толкователей, кроме как чисто этически. Право — это постоянное взаимодействие субъектов в их многообразии связей, интересов, конфликтов. Он преобладал со второй пол. XIXв. Сейчас особенно на Западе широко распространен социологический подход. Особенности социологического подхода к изучению права, обусловливающие его преимущества и недостатки: · Расширение предметного диапазона, многоуровневость. комплексность исследований правовых явлений (от отдельно взятой правовой нормы или факта до сложнейших социально-правовых комплексов), · Обогащение технико-методологической базы исследования через синтезирование знаний из смежных дисциплин и междисциплинарный подход, · Смешение методологических подходов в изучении права. Социология права одновременно является и позитивисткой наукой и непозитивистской во всех возможных вариантах. Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект изучается недавно. Постнеклассическая наука и теория нелинейных динамик как ее составляющий элемент позволяет представить государство как сложную самоорганизующуюся систему, находящуюся под влиянием комплекса неравновесных внешних и внутренних вызовов, целенаправленных и случайных, взаимодействующих и взаимоисключающих факторов, и призванную организовывать собственное развитие и отстаивание собственных интересов в вышеназванных условиях. В таком ключе право — инструмент самоорганизации государства в условиях внешнего хаоса, одного из способов обеспечения социальной связности и способности государства и социума реагировать на внешние вызовы. Например, потребность большей либерализации банковской сферы привела к ограничению размера государственных гарантий по возврату вкладов населения. Однако мировой финансово-экономический кризис потребовал оперативного иного решения. Кажущиеся диаметрально противоположные решения находятся в единой логике бытия государства как саморазвивающейся системы. В условиях стабильности оправдано и необходимо передавать определенные полномочия негосударственным субъектам, в условиях кризиса устранение государства от реагирования на внешние вызовы было неправильным. Государство существовало и будет существовать не всегда. Было право догосударственное (социальное право), уже есть право внегосударственное (международное) и будет на новом витке развития постгосударственное и внегосударственное право. Последние два вида права являются не менее юридическим правом, чем право, производное от государства. Государство – не вечный спутник общества: оно возникло в какой-то момент и когда-то в конечном итоге уйдет с политической сцены, по крайней мере, как доминирующий политический игрок, задающий параметры всей политической системе общества. Кроме того, государство само по себе не всегда было способно обеспечить монизм правового регулирования: в средневековье случалось, что даже в рамках одного государства сосуществовали две конкурирующие системы правового регулирования. Как социальный институт оно возникает для реализации определенных потребностей и существует до тех пор пока эти потребности реализовываются. Сложные, а потому мало применимы на практике методы моделирования, эксперимента. Они — частные методы научного познания в сфере права. Правовое моделирование — метод создания виртуальной модели правового регулирования будущих общественных отношений. Модель — уменьшенная копия изучаемого объекта, позволяющая выявить сильные и слабые места будущего правового регулирования, создать нужные и отказаться от ненужных органов, реализацию функциональных, иерархических, координационных и субординационных системных связей, а также точек «восприятия» внешней информации, взаимодействие которых обеспечивает группировку правовых предписаний в единое целое. Эксперимент имеет место, если моделирование переносится на практику на определенный срок и территорию. Эксперимент — это аналитический способ изучения объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. его примеры: апробация НПА в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего широкого применения. В нашей республике были введение частного нотариата и криминологической экспертизы НПА. Эксперимент — это самый действенный и самый сложный метод исследования права. Виды эксперимента: по характеру — полевой эксперимент и лабораторный; по степени контроля над экспериментальной ситуацией — контролируемые, неконтролируемые; по гибкости проведения эксперимента — активно направленные, естественные эксперименты, мысленные и практические; о содержанию экспериментального фактора — где право является экспериментным фактором (например, при изучении НПА) и где право не является экспериментным фактором (пропаганда, правовая культура). Преимущества эксперимента как частного метода таковы: активное воздействие исследователя на объект изучения, возможность выявления причинного фактора, неоднократное воспроизведение экспериментальной ситуации. Сложность эксперимента: сложность вычленения действия правового фактора, сложная система самого правового фактора, сложность учета множественных причинно-следственных связей, сложность учета временного фактора. Опрос — метод сбора социально-правовой информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредуемого (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования. Основное назначение опроса заключено в том, что: опрос — ведущий метод в изучении сферы сознания людей на всех этапах прикладного социологического исследования. Его значение не превзойдено в исследовании явлений и процессов, которые малодоступны наблюдению, или когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Применение опроса, однако, ограничено, поскольку опрос выражает только субъективное мнение респондентов. Преимущества опроса заключается в том, что он быстрее и легче соотносится с целями исследования и дешевле в проведении. Интервью — целенаправленная беседа исследователя (интервьюера) с респондентом по вопросам, относящимся к предмету исследования. Анкетирование — это опосредованный письменный опрос респондента посредством анкеты (вопросником). Наблюдение — это прямое целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования, их описание. Это редкая форма. Различают следующие виды наблюдения: с регистрацией на карточках наблюдения или в дневнике, протоколе наблюдения; включенное и невключенное; прямое и косвенное; открытое и инкогнито; полевое и лабораторное. Анализ документов широко применяется среди юристов. Документ — специально созданный человеком предмет для хранения информации (аудио-видео, письменные носители информации). В праве это нормативный правовой акт или правореализационный, правоприменительный. По видам анализ документов бывает: · Качественный анализ направлен на выявление скрытой информации (толкование правовой нормы), традиционный субъективный метод, · Контент-анализ (количественный), формализованный. Социолог ищет признаки, характеристики в документе, которые, с одной стороны, отражают содержание документа, а с другой стороны, делают это содержание измеримым (индекс цитирования). Так, статьи УК указывают градацию санкций (лишение свободы на определенный срок, конфискация имущества, запрет на занимание должностей) или в законопроекте отражаются социальные факторы, повлиявшие на создание этого законопроекта. Происхождение права План темы 1. Происхождение права как исторический процесс. Объективные и субъективные факторы, воздействующие на возникновение и развитие права. 2. Антропологические начала в праве. Социальные нормы первобытного общества, их специфика. 3. Основные этапы в происхождении права. Право как часть религиозной мировоззренческой системы общества. Восточный и западный типы происхождения права. Синтез восточного и западного типов права в кодификации Юстиниана. 4. Социальное и юридическое право. Возникновение юридических норм путем санкционирования и установления государством (институционирования). Можно выделить следующие проблемы изучения происхождения права: · отсутствуют письменные и иные доказательства, т.е. все строится на предположениях с высоты современного знания, т.е. скорее всего с ошибками; · все используют допущение, что процесс нормообразования у древних народов идентичен этому же процессу у народов, где у нас есть доказательства; · мы не знаем, были или не были доказательства (писанные акты), и в результате чего они были; · сейчас используют линейный подход (развитие от простого к сложному, игнорирование момента возникновения права как социального института). А на деле все циклами — от простого к сложному и снова к простому; · повторений нет – у каждого народа своим путем, но есть закономерности. Так, ислам и этическое учение в Китае всегда определяло законодательство, между тем у нас все изучается по типу Запада; · лексика разнится. В науке нет единого подхода к происхождению права: из норм морали (Н.Токарев); из религиозного происхождения мононорм (Э.Дюркгейм) и др.; из единых мононорм, т.к. люди не различали религию и др. социальные регуляторы (А.И. Першиц), из обычаев (предправо). Главное — подражание и привычка. В науке нет единого подхода ко времени возникновения права: · в недрах первобытно общества, т.е. до государства (плюралистическая концепция Поспилса — право существует только в конкретных решениях, и оно есть в любом обществе с выраженными авторитарными решениями); · одновременно с государством (этатический позитивизм). Возникновение права сыграло революционную роль в социальном регулировании благодаря определению меры должного, обязательного поведения, возникновения нормы, как общего правила, меры, системы оценки. Право выступило в качестве мощного, стабилизирующего гуманизирующего фактора, уравновешивающего отношения между людьми, ставящего их в определенные цивилизованные рамки. Только право способно сдержать человеческую агрессию, контролировать ее, направить в позитивное русло. Иначе в условиях совершенствования орудий труда, техники это могло бы привести к серьезным катаклизмам и даже гибели общества. 1-й скачок революционный скачок в регулятивной системе древнего общества — возникновения социальной нормы; 2-й революционный скачок — появление права. Это было исторически неизбежным, закономерным и прогрессивным. Возникновение права — явление полифакторное:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.074 с.) |