Анализ и самоанализ работы классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и самоанализ работы классного руководителя



Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010. – 368 с.

 

Сущностное понимание анализа и оценки воспитательного про­цесса позволяет создать большие возможности для решения пробле­мы включения классных руководителей, педагогов, учащихся и их родителей в различные формы совместной деятельности. Анализ и оценка каждого субъекта воспитательного процесса осуществляет­ся с учетом уровня развития у них способности к самоуправлению, самоактуализации, самоопределению и созданию таких технологий и методик воспитания, которые обеспечивали бы достижение эффек­тивных конечных результатов в воспитательном процессе-

Заместитель директора по воспитательной работе ежегодно дол­жен на основе полученных результатов диагностики и мониторинга писать отчет о реализации воспитательной деятельности, рассматри­вать его в динамике с предыдущими годами.

Такой системный подход позволит увидеть развитие каждого уча­щегося класса, отношение и качество воспитательной деятельности каждого классного руководителя, учителя-предметника, реализую­щего воспитательную функцию на уроках и во внеучебной деятель­ности, взаимодействие школы и родителей, качество проводимых воспитательных мероприятий.

Важно учитывать возрастной подход в воспитании и совместное целенаправленное создание условий для развития учащихся с уче­том их особенностей личности и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологическим особенностям классов, обусловленности их половозрастным составом.

При оценке деятельности классного руководителя по всем на­правлениям воспитательной работы следует отметить два уровня критериев: результативность деятельности и удовлетворенность жизнедеятельностью учащихся класса.

       Результативность деятельности отражает:

■ результаты успеваемости, развитие интеллектуальных и
познавательных способностей;

■ меру повышения уровня воспитанности каждого учащегося класса (интересы, ценности, культура общения, трудовая активность и др.);

■ уровень духовно-нравственного становления и гражданской позиции каждого учащегося;

■ уровень сформированности самостоятельности, самооценки у каждого учащегося.

Удовлетворенность жизнедеятельностью позволяет оценить проектно-организаторскую функцию классного руководителя с позиции: «ни для детей, а вместе с детьми»:

■ вовлеченность учащихся в проектирование собственной траектории саморазвития и самодеятельности;

■ удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;

■ ответственность и забота классного руководителя о здоровье и комфорте каждого учащегося в условиях школы;

■ уровень самоуправления в классе и развития классного коллектива.

Главный критерий оценки воспитательной деятельности классного руководителя - самооценка. Чем чаще он анализирует свою деятельность, тем выше уровень воспитанности учащихся и качественный уровень профессиональной воспитательной деятельности классного руководителя.

 

Сущность и требования к организации аналитической деятельности

Роль педагогического анализа в воспитательной работе чрез­вычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществ­ляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффектив­нее его действие по упорядочению управляемой системы и пе­реводу ее в новое, более высокое качественное состояние.

Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием воспитательной работы. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период. Чем конкрет­нее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.

В результате анализа воспитательного процесса педагоги определяют:

— результаты педагогического процесса;

— целесообразность проводимой работы;

— факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

— эффективность используемых средств, степень их влия­ния на результаты воспитательного процесса;

— достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;

— неиспользованные возможности и резервы для дальней­шего совершенствования работы;

— пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

Анализ может обеспечить:

а) научность планирования;

           б) действенность регулирования воспитательного процесса;

           в) действенность контроля.

Для осуществления анализа воспитательной работы в шко­ле или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:

1) четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи;

2) материалы, отражающие результаты воспитательного процесса;

3) перечень педагогических средств, которые использова­лись для решения поставленных задач;

4) сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.

 

Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности

 

Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных опера­ций, анализа и синтеза:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.008 с.)