Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №2 Гностическая деятельность классного руководителя



Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

 

Гностическая деятельность – проверка и оценка результатов педагогического процесса, а также анализ его хода и эффективности.

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Анализ – это всесторонний разбор, рассмотрение чего-либо.

 

       Результатами целостного педагогического процесса являются образованность, воспитанность и уровень развития школьника. Насколько ребенок продвинулся к цели, определяется по учебным программам, Программе воспитания, нормам возрастного развития ребенка.

       Одной из важнейших функций педагога является функция контроля, к которой относится:

- установление готовности к усвоению нового;

- выяснение характера и степени самостоятельности действий школьника;

- выявление ошибок и трудностей в деятельности;

- определение уровня знаний, умений, развития воли, характера, привычек, психических процессов и др.

       Выделяют несколько видов (методов) контроля: текущий, тематический, периодический, итоговый контроль; устный и письменный опросы, различного рода тесты, анкетирование, беседы, социометрия и др.

       Проверка (контроль) предполагает оценку. Как правило, оценка в учебном процессе выражается в отметках (баллах). Баллами оцениваются и отдельные параметры развития школьника (например, скорость чтения, письма, бега и пр.).

       По нашему глубокому убеждению, воспитанность в баллах измерить нельзя, но можно оценить («воспитан» - «невоспитан»; уровень: низкий – средний – высокий, ли низкий – условно средний – средний – условно высокий – высокий, или минимальный – достаточный - продвинутый).

       Осуществив контроль и оценив результаты педагогического процесса, необходимо провести анализ полученных данных, т.е. всесторонне их разобрать, исследовать. Анализ ведется в двух направлениях: с одной стороны, определяется, насколько каждый ученик и коллектив в целом продвинулись к цели; с другой – педагог анализирует и оценивает собственную деятельность.

       Продвижение школьника в развитии, образовании и воспитанности прослеживается путем определения степени восхождения к цели.

       Сравнивая результаты по конкретным показателям (определенным «Программой воспитания», ФГОС, нормами возрастного развития), классный руководитель ставит новые конкретные задачи по достижению цели.

       Степень субъективности в этом случае достаточно велика, поэтому необходимо взаимодействие всех взрослых, участвующих в педагогическом процессе, нужны все новые и новые сведения об ученике и их анализ, необходима проверка и уточнение сделанных в ходе гностической деятельности выводов.

       Приступая к анализу собственной педагогической деятельности своих коллег, классный руководитель должен избрать эталон (модель «Я - идеальное»), по которому можно определить степень своей компетентности.

       Ориентиром для анализа педагогической деятельности могут служить следующие составляющие.

       1. Индивидуальный способ педагогической деятельности:

       а) индивидуальные свойства:

       - тип высшей нервной деятельности;

       - тип темперамента;

       - установка сознания (экстраверсия, интроверсия);

- типологические особенности восприятия информации (этика, логика, сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм);

       б) психические свойства:

       - особенности когнитивного стиля (тип мышления);

       - социальные установки, способности (общие и педагогические);

- категориальные структуры индивидуального сознания (активность, интенциальность, способность к рефлексии, мотивационно-ценностные установки);

       - личная структура;

в) эмоциональная сфера: оценочное отношение к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению успешной деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям;

       г) волевая сфера:

       - выбор мотивов и целей;

- регуляция побуждений к действиям при недостаточной или убыточной мотивации;

- мобилизация физических и психических возможностей ситуации преодоления препятствий при достижении поставленной цели;

       д) коммуникативная сфера и др.

       2. Результаты выполнения успешной педагогической деятельности. Причины успехов и неуспехов, личностно-профессиональные трудности в осуществляемой педагогической деятельности.

       3. Самостоятельность в выборе средств, способов, условий, необходимых для разрешения личностно-профессиональных проблем в педагогической деятельности, в том числе и психических средств (волевые усилия, продолжительное отношение к самостоятельному принятию решения, самостоятельной деятельности, осмысление личностно значимых проблем).

       Модель классного руководителя, представленная на рис.1, также может быть положена в основу анализа собственного «Я». При этом, учитывая невозможность изучения (а затем и совершенствования) всех потенциальных возможностей личности, классный руководитель сознательно избирает для анализа доминантные характеристики современного педагога.

 

  Личность

классного руководителя


              Мобильность                Конкурентоспособность            Коммуникабельность

                                                                                                                      (деловое общение)

 

 


              Коадаптивное                    Исследовательская                Медиаобразованность

                мастерство                          компетентность

 

Рис. 1. Модель классного руководителя XXI века.

 

       В соответствии с этой моделью, это могут быть: исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность.

        К приведенным обобщенным показателям можно добавить и такие критерии, как культура внешнего вида, культура педагогического общения, умение саморегуляции, культура речи. По нашим данным, на эти аспекты профессиональной субкультуры учителя-практики обращают меньше всего внимания.

       Рассмотрим коротко каждый из этих критериев.

       1. Культура внешнего вида

       1. Осанка:

       а) прямая;

       б) умение сидеть прямо и свободно (руки свободно лежат на столе);

       в) подтянутость, собранность.

       2. Одежда:

       а) аккуратность;

       б) скромность;

       в) цветовая гармония;

       г) соответствие одежды возрасту, условиям занятия работы;

       д) соответствие моде;

       е) чувство меры и сообразность в выборе украшений.

       3. Гримм – умеренность.

       4. Прическа – аккуратность.

       5. Мимика:

       а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности);

       б) взгляд направлен на собеседника;

       в) эмоциональная выразительность;

       г) соответствие выражения лица характеру речи.

       6. Пантомимика:

а) жесты уместны, органичны, естественны;

б) походка упругая, ритмичная, легкая;

в) движения гибкие, размеренные, непринужденные;

г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нер­возности;

д) умение бесшумно вставать и садиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.009 с.)