Лекция №1. « Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, вожатой ». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1. « Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, вожатой ».



Рис. 1. Модель классного руководителя XXI века.

 

       В соответствии с этой моделью, это могут быть: исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность.

        К приведенным обобщенным показателям можно добавить и такие критерии, как культура внешнего вида, культура педагогического общения, умение саморегуляции, культура речи. По нашим данным, на эти аспекты профессиональной субкультуры учителя-практики обращают меньше всего внимания.

       Рассмотрим коротко каждый из этих критериев.

       1. Культура внешнего вида

       1. Осанка:

       а) прямая;

       б) умение сидеть прямо и свободно (руки свободно лежат на столе);

       в) подтянутость, собранность.

       2. Одежда:

       а) аккуратность;

       б) скромность;

       в) цветовая гармония;

       г) соответствие одежды возрасту, условиям занятия работы;

       д) соответствие моде;

       е) чувство меры и сообразность в выборе украшений.

       3. Гримм – умеренность.

       4. Прическа – аккуратность.

       5. Мимика:

       а) выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности (но не самоуверенности);

       б) взгляд направлен на собеседника;

       в) эмоциональная выразительность;

       г) соответствие выражения лица характеру речи.

       6. Пантомимика:

а) жесты уместны, органичны, естественны;

б) походка упругая, ритмичная, легкая;

в) движения гибкие, размеренные, непринужденные;

г) сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нер­возности;

д) умение бесшумно вставать и садиться.

Культура педагогического общения

1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении:

а) умение слушать собеседника;

б) умение задавать вопросы;

в) умение анализировать выступление;

г) умение первому установить контакт с другим человеком;

д) умение понять другого человека;

е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.

2. Стремление к установлению зрительного контакта: /

а) смотреть на собеседника (аудиторию);

б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.

3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением:

а) владение свободным, связным произнесением речи пе­ред слушателями без опоры на конспект;

б) умение передавать свое отношение к сообщаемому.

Саморегуляция

1. Умение снимать излишнее напряжение.

2. Умение преодолеть в себе нерешительность перед выступле­нием.

3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие.

4. Умение держать себя в стрессовых ситуациях.

5. Умение создать необходимое настроение.

Культура речи

1. Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.

2. Лексическое богатство.

3. Выразительность, образность речи.

4.Техника речи:

а) полетность и звонкость голоса;

б) гибкость голоса, богатство интонации;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция;

д) соблюдение необходимого темпа речи.

Частные проблемы по вышеуказанным обобщенным критериям выявляются при помощи конкретных тестов, анкет и пр.

Серьезная работа классного руководителя по анализу своей деятельности завершается разработкой индивидуальной траектории самосовершенствования, примерный алгоритм которой (разработки) может быть следующим.

    1. Самодиагностика своих индивидуальных возможностей, анализ личностно профессиональных трудностей.                                                                                      

    2. Целеполагание своего самосовершенствования в соответствии с избранной моделью «Я-идеальное».

    3. Определение содержания самосовершенствования.

4. Оформление (при необходимости) «Ориентировочной ин­дивидуальной траектории (указание содержания, объема, сроков) самосовершенствования».

Таким образом, в ходе гностической деятельности классный руководитель:

   - осуществляет сбор и анализ данных, полученных в ходе диаг­ностической работы предметников, психолога, социального пе­дагога и др.;

- собирает полную информацию об учащихся своего класса;

   - составляет общее представление о каждом учащемся, отбирает и выделяет то особенное, что отличает каждого ребенка;

- анализирует данные, полученные в ходе собственной диаг­ностической деятельности;

    - проводит анализ изменений уровня развития, образования, воспитанности школьников, заносит результаты в карту педаго­гического мониторинга;                    

- систематически проводит анализ ВМ, КТД, внеурочной деятельности по предмету;

   - анализирует собственную деятельность, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми.

Выводы, сделанные в результате анализа педагогического про­цесса за конкретный отрезок времени, являются исходными дан­ными для дальнейшей работы.

Гностическая деятельность классного руководителя в значитель­ной степени «проникает» в педагогический мониторинг (см. гл. 2). Цикл системы воспитательной работы классного руководителя можно представить следующим образом:

       ПМ ПД ОД ГД  ПМ

 

 


где ПМ — педагогический мониторинг, ПД — проектировочная деятельность, ОД — организаторская деятельность, ГД — гнос­тическая деятельность. Воспитательная работа классного руково­дителя продолжается на новом (более высоком) уровне его про­фессиональной компетентности. При этом выстраиваются новые циклы системы, что приводит к достижению поставленной цели, к осуществлению качественной организации и полноценного ру­ководства классным руководителем целостным педагогическим процессом в «своем классе».

Резюме

Гностическая деятельность классного руководителя есть серь­езная исследовательская работа. Она предполагает выявление су­щественного, оценивание, опираясь на опыт, «узнавание» ново­образований в характере личности, всесторонний «разбор» хода и результатов деятельности, определение уровня (степени) достиг­нутого, проверку конкретных выводов, умозаключений и их кор­ректировку в связи с новыми знаниями о предмете исследования.

Гностическая деятельность осуществляется на всех этапах пе­дагогического процесса (от цели до результата) и играет важную роль в воспитательной работе классного руководителя, так как составляет большую часть ее содержания, «проникая» во все дру­гие виды деятельности. В значительной степени этот вид деятель­ности «взаимодействует» и «сливается» с педагогическим мони­торингом.

Классный руководитель осуществляет гностическую деятель­ность совместно с другими участниками целостного педагогиче­ского процесса. Особое место в этом сотрудничестве отводится психологу, учителям-предметникам, социальному педагогу, т.е. профессионалам, стремящимся к всестороннему и гармоничному развитию личности школьника.

Гностическая деятельность классного руководителя многогранна. Ведущими ее направлениями являются проверка и оценка резуль­татов педагогического процесса, анализ его хода и результативно­сти. Исходя из этого, основными объектами гностической дея­тельности классного руководителя выступают воспитанность школьников как интегративная характеристика личности, а так­же профессиональная компетентность педагога.

 

Лекция №1. «Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, вожатой».

Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

  Классный руководитель осуществляет управление развитием образования и формированием личности в тесном взаимодействии с другими специалистами: социальным педагогом, психологом, вожатой и др.

Цель взаимодействия с социальным педагогом, психологом, вожатым – создание благоприятных условий для образования, развития, формирования личности школьника.

Объектами взаимодействия классного руководителя и социального педагога являются:

- педагогический мониторинг на всех этапах организации целостного педагогического процесса;

- организаторская деятельность в части оптимального выбора форм, методов, средств целостного педагогического процесса; координация основных институтов социализации личности (семьи, учреждений дополнительного образования, детских юношеских организаций, функционирующих вне школы, и пр.); координация влияний «улицы», соседей, приятелей и пр.;

- гностическая деятельность в части определения роли и значимости в развитии личности институтов социализации, ученического коллектива, процесса обучения и др.

 

Выделяют несколько ведущих направлений сотрудничества классного руководителя с социальным педагогом:

- социально-педагогическое обследование ребенка;

- организация воспитательного воздействия на «трудного» ребенка, детей «группы риска»;

- взаимодействие с семьей учащихся;

- поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;

- сбор документов для направления школьников в специальные воспитательно-профилактические учреждения;

- организация специальных консультаций для родителей, учащихся, педагогов др.;

- разработка социальных проектов.

При решении этих и других вопросов классный руководитель выступает связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. Именно на него поступает «заказ» на специальную деятельность социального педагога. Как правило, классный руководитель обращается к специалисту тогда, когда собственная педагогическая деятельность по вышеуказанным направлениям не приносит желаемого результата. В разработке социальных проектов ведущая роль принадлежит социальному педагогу.

К формам совместной работы классного руководителя и социального педагога относятся: акты педагогического мониторинга, совместные консультации, семинары для детей и родителей; совместное проведение родительских собраний, привлечение детей, родителей к социальному проектированию и др.

Основными направлениями работы классного руководителя с психологом являются:

- педагогический мониторинг психического развития школьника;

-педагогический мониторинг физического развития соответственно возрасту школьника;

- педагогический мониторинг развития индивидуальных особенностей школьника;

- психолого-педагогическая поддержка детей в различных жизненных ситуациях (при необходимости);

- психолого-педагогическая помощь в выборе жизненного (профессионального) пути и др.

        В решении этих и других вопросов ведущая роль принадлежит классному руководителю.

  К формам совместной работы с психологом относятся: акты педагогического мониторинга, совместные специальные консультации для детей, родителей, предметников, психолого-педагогические консилиумы, совместное проведение малых педсоветов, совместная организация тренингов в «комнате психологической разгрузки» и др.

Среди ведущих направлений содержания работы классного руководителя с вожатой можно назвать:

- коллективное планирование дел, акций, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- текущая организаторская деятельность детских и юношеских организаций;

- коллективный анализ деятельности детских и юношеских организаций, объединений;

- подготовка и проведение различных коллективных творческих дел, проводимых детскими и юношескими организациями, объединениями;

- разъяснительная работа о необходимости общественной деятельности как средства формирования социальной активности школьников.

    В решении этих задач ведущая роль принадлежит вожатой. Классный руководитель лишь помогает ей при необходимости, не вмешиваясь в дела самодеятельных детских организаций.

  Формы совместной работы с вожатой: проведение сборов-стартов, «разведки дел и друзей» и др.; заполнение анкет-предложений; проведение общих сборов «по тревоге», десантов, смотров дружбы и другой текущей организаторской деятельности детских и юношеских организаций и объединений, «огоньков»; заполнение анкет оценки и других форм коллективного анализа деятельности детских и юношеских организаций и объединений; проведение творческой учебы активистов и др.

      Все эти мероприятия организуются и проводятся вожатой. Классный руководитель включается в работу лишь по ее «запросу», по мере необходимости.

 

Задание 2.

1. Изучите материалы лекции «Гностическая деятельность классного руководителя».

2. Ответьте на вопросы письменно (записи сделайте в тетради), используя материалы лекции:

1) В каких направлениях ведётся анализ полученных данных педагогического процесса?

2) Коадаптивное мастерство – это … (найдите значение этого понятия).

3) Медиаобразованность – это … (найдите значение этого понятия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.033 с.)