Обучение прыжку способом «перешагивание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение прыжку способом «перешагивание»



Введение

 

Прыжки осваиваются ребенком уже в дошкольном и школьном возрасте, когда естественная потребность в играх и развлечениях требует практического применения этого умения.

Различного рода прыжки требуют от спортсменов прыгучести и координации движений, развивают быстроту, силу, ловкость, глазомер и умение владеть своим телом, мышцами.

Легкоатлетические прыжки бывают следующих видов: прыжок в длину (с разбега и с места), прыжок в высоту (с разбега и с места), тройной прыжок (с разбега и с места) и прыжок с шестом.

В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности.

Прыжки выполняют различными способами. Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту – «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп». Некоторые способы прыжков имеют несколько вариантов выполнения. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться нырком за планку или без него, переходя планку боком или лицом, приземляясь на толчковую ногу.

Все прыжки, за исключением прыжка с шестом, где в качестве опоры применяется бамбуковый шест, производятся без каких-либо специальных приспособлений.

Легкоатлетические прыжки отличаются увеличенным полётом, происходящим в результате разбега и отталкивания от грунта. В зависимости от вида прыжка его полётная часть характеризуется определённой траекторией движения основного центра тяжести (о.ц.т.).

Результативность прыжков в первую очередь определяется начальной скоростью полёта тела прыгуна. Важную роль при этом играют те движения, посредством которых прыгун эффективно использует свои возможности для достижения необходимой высоты или длины прыжка.

При начальном обучении прыжкам целесообразно научить спортсменов основе действий в каждом из способов прыжка. Это позволит уточнить возможности спортсмена и определить склонность к овладению одним из способов, в котором прыгун будет углубленно совершенствоваться в дальнейшем. Успешному начальному обучению будет способствовать предварительная подготовка, в ходе которой занимающиеся укрепляют опорно-двигательный аппарат и повышают координационные и физические возможности. Это достигается выполнением разнообразных общеразвивающих, прыжковых и акробатических упражнений.

При обучении различным видам прыжков решаются общие задачи, однако в выборе средств для их решения прослеживается четкая специфика, обусловленная особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка приводится отдельно, после создания представления о технике прыжка.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано при подготовке студентов ФФК к занятиям и при самостоятельном изучении прыжков дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания».

Наши студенты обучаются прыжкам в легкоатлетическом манеже факультета физической культуры.

В соответствии с новым государственным образовательным стандартом решаются следующие задачи дисциплины:

- сформировать у студентов систему знаний, составляющих основу современной теории и методики легкой атлетики;

- обеспечить освоение студентами техники основных легкоатлетических видов;

- содействовать освоению и творческому использованию средств и методов обучения легкой атлетике, а также начальной спортивной тренировки в данном виде спорта;

- обеспечить освоение методики преподавания легкой атлетики в различных звеньях системы физического воспитания, включая организацию и проведение соревнований по данному виду спорта.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- владеет основами речевой профессиональной культуры;

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- умеет выбрать средства, методы и формы организации двигательной активности (физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой, оздоровительно-реабилитационной, оздоровительно-рекреационной и др.) в образовательных учреждениях различного типа;

- способен разработать и внедрить современные программы оздоровления для различных контингентов с учетом их возраста, пола, психоэмоционального статуса, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности при реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

- умеет разрабатывать учебные планы, программы, планирующую и отчетную документацию, способен организовывать и проводить различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с различными категориями населения;

- владеет актуальными для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности технологиями педагогического контроля, средствами и методами управления и коррекции состояния человека; способен оценить функциональное состояние занимающегося для подбора адекватной физической нагрузки и ее соответствия текущему состоянию;

- умеет осуществлять научные исследования по актуальным проблемам физической культуры и спорта с использованием как апробированных методик, так и современных научных технологий, средств и методов сбора, обобщения, обработки полученного фактологического материала, проводить анализ и на их основе формулировать практические рекомендации для реализации в избранной сфере деятельности.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

 

Прыжки в высоту — один из видов прыжков с преодолением вертикальных препятствий. Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические и ациклические элементы движения.

Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части - фазы:

разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

задачи: придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания;

отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;

задача: перевести горизонтальную скорость тела прыгуна в вертикальную;

полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

задача: создать оптимальные условия для эффективного перехода через планку за счет изменения положений звеньев тела относительно общего центра массы (ОЦМ);

приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела;

задача: создать безопасные условия спортсмену, исключающие получение различных травм.

Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета ОЦМ тела прыгуна.

 

Способ «перешагивание»

Техника прыжка

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов под углом к планке в 30 - 45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх - вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в коленном суставе. Маховая нога опускается за планку, в то время как толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, одноименная толчковой ноге рука отводится назад. Также способствует повороту и соответственно уходу от планки поворот стопы маховой ноги вовнутрь во время ее опускания на мат. Приземление осуществляется на слегка согнутую в коленном суставе маховую ногу, поворачиваясь грудью к планке. Толчковая нога приставляется перед маховой скрестно.

«Перешагивание»

Способ «перекидной»

Техника прыжка

Разбег выполняется под углом 30 - 45° к планке. Отталкивание производится ближней к планке ногой. Мах выполняется прямой ногой широко и свободно, создавая уже в начальной стадии взлета вращательный момент. Обе руки, слегка согнутые в локтевых суставах, поднимаются одновременно с маховой ногой. Плечи и туловище отводятся назад. Прыгун принимает положение вдоль планки, грудью к ней. Толчковая нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах, колено отводится в сторону кнаружи, пятка приближается к колену маховой ноги. Прыгун переходит через планку грудью и животом. За счет движения маховой ноги и отведения толчковой ноги кнаружи создается вращательный момент вокруг планки. Взлетев над ней, прыгун опускает маховую руку и плечо за планку, а противоположное плечо и руку отводит в сторону и назад за спину. Одновременно с этим отводится колено толчковой ноги, маховая нога несколько опускается за планку. Приземление осуществляется на маховые ногу и руку, или на маховую часть тела прыгуна, или, при сильном вращательном моменте, на спину.

 

«Перекидной»

Способ «перекат»

Техника прыжка

В этом стиле разбег выполняется под углом к планке в 30 - 45°. Отталкивание происходит ближней к планке ногой. Мах выполняется прямой ногой, которая затем может слегка согнуться в коленном суставе. После отталкивания, когда голень маховой ноги поднимается над планкой, прыгун подтягивает толчковую ногу, сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах, прижимает ее к маховой ноге. Туловище отклоняется назад, вдоль планки. Во время взлета прыгун находится грудью к планке, когда его тело поднимается над планкой, он переходит ее тем боком, что и толчковая нога. Руки одновременно с махом ноги идут вверх, затем, при переходе через планку, опускаются за нее, помогая развернуть туловище грудью вниз. Прыгун переходит через планку боком с внешней стороны тела. После перехода планки толчковая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе, но сохраняя тупой угол в тазобедренном суставе. Туловище разворачивается грудью, руки опускаются вниз, маховая нога находится на уровне туловища. Приземление происходит на толчковую ногу и по необходимости на руки.

«Перекат»

 

Способ «фосбери-флоп»

Техника прыжка

Скорость разбега и длина подбирается для прыгуна индивидуально. Первые шаги выполняются по прямой линии, почти перпендикулярно к плоскости планки. Последние 3 - 5 шагов выполняются по дуге. Оптимальная скорость разбега взаимосвязана с количеством беговых шагов. Обычно прыгун начинает разбег с небольшого подхода и выполняет 19 - 11 беговых шагов. В начале разбега туловище несколько наклоняется вперед, шаги выполняются с передней части стопы «загребающим» движением. Беговые шаги выполняются широким свободным движением, в то же время упруго ставя стопу на грунт. Скорость разбега набирается сразу и к концу несколько увеличивается.

Для противодействия центробежной силе, возникающей в конце разбега, который идет по дуге, прыгун наклоняет туловище в сторону центра дуги. Ноги ставятся на полную стопу для увеличения сцепления с поверхностью сектора, стопы ставятся по линии разбега, не поворачиваясь кнаружи. Руки работают асимметрично: маховая рука (по отношению к ноге) движется вперед и несколько внутрь, толчковая рука при движении назад выводится ближе за спину. Длина последнего шага уменьшается на 10 - 15 см.

Одним из главных элементов является подготовка к отталкиванию. Это действие выполняется на двух последних шагах. Маховая нога ставится мягко, с перекатом от пятки на носок, активно проталкиваясь на толчковую ногу, обеспечивая ее эффективную постановку на место отталкивания. Туловище сохраняет ровное положение, держится высоко. Толчковая нога выпрямляется в коленном суставе, ставится на полную стопу параллельно планке. Мышцы напряжены. Обе руки отведены назад, слегка согнуты в локтях, плечи и туловище отклонены немного назад и в сторону центра дуги.

Отталкивание начинается с момента постановки ноги на место отталкивания и заканчивается отрывом ноги от грунта. В этой главной фазе прыжка необходимо перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную, тем самым придав телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный угол вылета и оптимальные условия для рационального преодоления планки.

После постановки толчковой ноги, выпрямленной в коленном суставе с напряженными мышцами, под действием силы тяжести и скорости разбега нога сгибается в колене. В момент прохождения вертикали угол сгибания в коленном суставе составляет 150 - 160°. После прохождения вертикали начинается активное разгибание толчковой ноги. Мах выполняется полусогнутой ногой в сторону от планки, помогая прыгуну развернуться к планке спиной. Обе руки активно поднимаются вверх - вперед чуть выше головы.

После отрыва толчковой ноги от грунта начинается фаза полета. После отталкивания маховая нога опускается к толчковой и обе ноги сгибаются в коленных суставах. Прыгун находится спиной к планке. Плечи посылаются за планку вместе с маховой рукой. Прыгун прогибается, принимая положение «полумостика» над планкой. Подбородок прижимается к груди. Когда таз находится над планкой, то плечи опускаются ниже ее уровня, а ноги поднимаются вверх, несколько сгибаясь в тазобедренных суставах и несколько выпрямляясь в коленных суставах. В этой части прыгун должен создать условия для безопасного приземления.

Для смягчения приземления некоторые спортсмены сначала касаются матов маховой рукой, снижая скорость падения, или двумя руками. Другие предпочитают после касания матов плечами выполнять кувырок назад, за счет активного движения бедер.

«Фосбери-флоп»

 

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Технику прыжка в длину с разбега, как и прыжка в высоту, можно разделить на четыре части:

Разбег - служит для создания оптимальной скорости бегуна. Скорость разбега в прыжках в длину приближается к максимальной скорости, которую может развить спортсмен.

Отталкивание – эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод.

Полет - после отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, где все движения подчинены сохранению равновесия и созданию оптимальных условий для приземления.

Приземление - заключительная часть прыжка, имеющая большое значение для его дальности.

 

Способ «ножницы»

Самый сложный и наиболее эффективный по технике - прыжок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа - «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 - 3,5 шага.

Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога, выпрямляясь, опускается вниз - назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. Затем обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука тоже опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая назад. При подтягивании маховой ноги к толчковой руки опускаются вниз - вперед и перед приземлением отводятся назад.

 

«Ножницы»

 

Способ «Прогнувшись»

 

Способ «прогнувшись» сложен и требует определенной координации движений в полете. После взлета и полета в шаге маховая нога опускается вниз - назад к толчковой ноге. Впереди находящаяся рука опускается вниз, присоединяясь к другой руке; руки выпрямляются в локтевых суставах, затем, двигаясь назад, поднимаются вверх. Прыгун находится в прогнутом положении и как бы выдерживает паузу, преодолевая в этом положении чуть меньше половины полетной фазы. После этого обе ноги идут вперед, сгибаясь в тазобедренном и коленных суставах, плечи наклоняются несколько вперед, руки опускаются вперед - вниз. В заключительной части полета ноги выпрямляются в коленных суставах, руки отводятся назад. Прыгун принимает положение для приземления.

«Прогнувшись»

 

Способ «согнув ноги»

После овладения техникой главных фаз прыжка (отталкивание, разбег, приземление) можно переходить к обучению способа прыжка, т.е. сохранения определенного устойчивого положения тела в фазе полета.

Самый простейший из способов – прыжок способом «согнув ноги». После вылета в положении «шага» необходимо выполнить группировку и, подтянув колени к груди, выбросить их вперед.

Для освоения движений в полете применяются упражнения:

1) прыжок «в шаге» с 3 – 5 шагов разбега с приземлением в положение «шага»;

2) из положения неглубокого выпада подтянуть сзади расположенную толчковую ногу к впереди стоящей ноге;

3) прыжок «в шаге» с 5 - 7 шагов разбега через 2 планки (линии) с дальнейшим пробеганием;

4) прыжки в длину способом «согнув ноги» с различного по длине разбега, отталкиваясь от мостика, тумбочки, дорожки перед ямой или бруска;

5) имитация вылета «в шаге» и группировка в висе на кольцах или перекладине.

Способ «ножницы»

После создания представления о технике полетной фазы прыжка с помощью целостного показа со среднего разбега для изучения этого способа полета применяются упражнения:

1)  прыжки «в шаге» с 3 – 5 беговых шагов, опуская маховую ногу вниз с приземлением на нее и пробегая вперед;

2) прыжки «в шаге» с 1 – 3 шагов со сменой положения ног в полете и приземление в положение шага, толчковая нога впереди;

3) прыжки с 3 – 5 беговых шагов, меняя положения ног в полете, но приземляясь на толчковую ногу;

4) имитация движений рук в ходьбе;

5) имитация смены ног в упоре о барьеры, в висе на кольцах, перекладине, лежа на гимнастических матах;

6) прыжки способом «ножницы» с 2, 5 шагов, толкаясь от гимнастического мостика или тумбы для согласования движений ног и рук;

7) прыжки способом «ножницы» с различных по величине разбегов, отталкиваясь от бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете производились не голенью, а от бедра, свободными широкими шагами.

 

Способ «прогнувшись»

После того как занимающиеся освоят простейший способ прыжка «согнув ноги», можно переходить к обучению технике прыжка «прогнувшись»:

Обучение технике данного способа начинается с показа прыжка в целом со среднего разбега, а затем - с пробных прыжков с короткого разбега. Основные упражнения при обучении:

1) имитация движения ног в висе на кольцах или перекладине, следя за тем, чтобы во время опускания маховой ноги вниз таз выводился вперед, а плечи несколько отклонились назад;

2) имитация работы рук и ног, выполняется из положения толчковая нога впереди маховая сзади, колено маховой ноги вынести вперед - вверх, затем, вместе с руками отвести назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх - в стороны, прыжком прийти в положение приседа руки вперед;

3) прыжки с короткого разбега (3 – 5 беговых шагов), после вылета «в шаге» необходимо опустить маховую ногу вниз - назад, а таз вынести вперед и прогнуться, руки поднять вверх – в стороны, приземлиться на обе ноги, не стремясь активно выбросить их вперед;

4) прыжки с короткого разбега, обращая внимание на опускание маховой ноги, прогиб и активное выбрасывание ног далеко вперед во время приземления; руки при этом двигаются вперед, вниз и назад;

5) прыжки с короткого разбега;

6) прыжки в целом с увеличением длины разбега, отталкиваясь от пола (дорожки) и бруска.

При выполнении всех упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы движения ног в полете производились не голенью, а от бедра, свободными широкими шагами.

Задача 6. Обучить технике прыжка в длину с разбега в целом.

При обучении технике прыжков в длину в целом необходимо обращать внимание на выполнение ритма последних шагов и более быстрое отталкивание при минимальном снижении горизонтальной скорости, полученной в разбеге. Длина разбега зависит от абсолютной скорости занимающегося, его подготовленности к прыжкам, способности к ускорению в беге. Начало разбега определяется следующим образом:

1) занимающийся становится на доску спиной к яме, одна нога впереди, сделав быстрый первый шаг сзади стоящей ногой, начинает бег с постепенным наращиванием скорости. На 18-21-й шаг разбега необходимо оттолкнуться вверх. На месте отталкивания преподаватель делает отметку мелом - это место и будет предварительным началом разбега;

2) после нескольких повторений следует определить точную длину разбега, измерить ее рулеткой или ступнями.

В процессе обучения технике прыжков в длину в целом также выполняются:

1) повторные пробегания полного разбега;

2) прыжки в длину со среднего и полного разбега избранным способом;

3) прыжки в длину с гимнастического мостика и полного разбега.

Задача 7. Совершенствовать технику прыжков в длину с разбега.

После выбора способа прыжка необходимо продолжить совершенствование техники разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, полета и приземления.

При совершенствовании техники прыжков с разбега решается целый ряд частных задач:

1. Повысить скорость разбега.

2. Достичь стабильности разбега на последних шагах.

3. Повысить активность действий в отталкивании и уменьшить упор при постановке толчковой ноги на опору.

4. Достичь равновесия при увеличении активности плечевого пояса, рук и амплитуды маха ногой в отталкивании.

5. Совершенствовать ритм разбега.

Для этого используются следующие упражнения:

1) прыжки в длину со среднего и полного разбега;

2) выполнение специальных упражнений для совершенствования деталей техники;

3) прыжки в длину на результат в условиях тренировки и соревнований.

 

Введение

 

Прыжки осваиваются ребенком уже в дошкольном и школьном возрасте, когда естественная потребность в играх и развлечениях требует практического применения этого умения.

Различного рода прыжки требуют от спортсменов прыгучести и координации движений, развивают быстроту, силу, ловкость, глазомер и умение владеть своим телом, мышцами.

Легкоатлетические прыжки бывают следующих видов: прыжок в длину (с разбега и с места), прыжок в высоту (с разбега и с места), тройной прыжок (с разбега и с места) и прыжок с шестом.

В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности.

Прыжки выполняют различными способами. Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту – «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп». Некоторые способы прыжков имеют несколько вариантов выполнения. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться нырком за планку или без него, переходя планку боком или лицом, приземляясь на толчковую ногу.

Все прыжки, за исключением прыжка с шестом, где в качестве опоры применяется бамбуковый шест, производятся без каких-либо специальных приспособлений.

Легкоатлетические прыжки отличаются увеличенным полётом, происходящим в результате разбега и отталкивания от грунта. В зависимости от вида прыжка его полётная часть характеризуется определённой траекторией движения основного центра тяжести (о.ц.т.).

Результативность прыжков в первую очередь определяется начальной скоростью полёта тела прыгуна. Важную роль при этом играют те движения, посредством которых прыгун эффективно использует свои возможности для достижения необходимой высоты или длины прыжка.

При начальном обучении прыжкам целесообразно научить спортсменов основе действий в каждом из способов прыжка. Это позволит уточнить возможности спортсмена и определить склонность к овладению одним из способов, в котором прыгун будет углубленно совершенствоваться в дальнейшем. Успешному начальному обучению будет способствовать предварительная подготовка, в ходе которой занимающиеся укрепляют опорно-двигательный аппарат и повышают координационные и физические возможности. Это достигается выполнением разнообразных общеразвивающих, прыжковых и акробатических упражнений.

При обучении различным видам прыжков решаются общие задачи, однако в выборе средств для их решения прослеживается четкая специфика, обусловленная особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка приводится отдельно, после создания представления о технике прыжка.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано при подготовке студентов ФФК к занятиям и при самостоятельном изучении прыжков дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания».

Наши студенты обучаются прыжкам в легкоатлетическом манеже факультета физической культуры.

В соответствии с новым государственным образовательным стандартом решаются следующие задачи дисциплины:

- сформировать у студентов систему знаний, составляющих основу современной теории и методики легкой атлетики;

- обеспечить освоение студентами техники основных легкоатлетических видов;

- содействовать освоению и творческому использованию средств и методов обучения легкой атлетике, а также начальной спортивной тренировки в данном виде спорта;

- обеспечить освоение методики преподавания легкой атлетики в различных звеньях системы физического воспитания, включая организацию и проведение соревнований по данному виду спорта.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- владеет основами речевой профессиональной культуры;

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- умеет выбрать средства, методы и формы организации двигательной активности (физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой, оздоровительно-реабилитационной, оздоровительно-рекреационной и др.) в образовательных учреждениях различного типа;

- способен разработать и внедрить современные программы оздоровления для различных контингентов с учетом их возраста, пола, психоэмоционального статуса, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности при реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

- умеет разрабатывать учебные планы, программы, планирующую и отчетную документацию, способен организовывать и проводить различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия с различными категориями населения;

- владеет актуальными для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности технологиями педагогического контроля, средствами и методами управления и коррекции состояния человека; способен оценить функциональное состояние занимающегося для подбора адекватной физической нагрузки и ее соответствия текущему состоянию;

- умеет осуществлять научные исследования по актуальным проблемам физической культуры и спорта с использованием как апробированных методик, так и современных научных технологий, средств и методов сбора, обобщения, обработки полученного фактологического материала, проводить анализ и на их основе формулировать практические рекомендации для реализации в избранной сфере деятельности.

 

ПРЫЖКИ В ВЫСОТУ

 

Прыжки в высоту — один из видов прыжков с преодолением вертикальных препятствий. Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические и ациклические элементы движения.

Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части - фазы:

разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

задачи: придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания;

отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;

задача: перевести горизонтальную скорость тела прыгуна в вертикальную;

полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

задача: создать оптимальные условия для эффективного перехода через планку за счет изменения положений звеньев тела относительно общего центра массы (ОЦМ);

приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела;

задача: создать безопасные условия спортсмену, исключающие получение различных травм.

Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета ОЦМ тела прыгуна.

 

Способ «перешагивание»

Техника прыжка

Разбег состоит из 6 - 8 беговых шагов под углом к планке в 30 - 45°. Отталкивание производится дальней от планки ногой на расстоянии 70 - 80 см от проекции планки. Толчковая нога на место отталкивания ставится почти прямая. Мах выполняется прямой ногой, которая в высшей точке может слегка согнуться в колене. Туловище держится вертикально, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, активно поднимаются вверх - вперед на уровень головы. Когда маховая нога находится над планкой, подтягивается толчковая нога, слегка согнутая в коленном суставе. Маховая нога опускается за планку, в то время как толчковая нога переносится через нее. В момент переноса толчковой ноги плечи поворачиваются в сторону планки, одноименная толчковой ноге рука отводится назад. Также способствует повороту и соответственно уходу от планки поворот стопы маховой ноги вовнутрь во время ее опускания на мат. Приземление осуществляется на слегка согнутую в коленном суставе маховую ногу, поворачиваясь грудью к планке. Толчковая нога приставляется перед маховой скрестно.

«Перешагивание»

Обучение прыжку способом «перешагивание»

Прежде чем приступать к обучению прыжкам не только способом «перешагивание», но и другим видам, необходима предварительная подготовка. Она может быть направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата и повышение координационных способностей различными прыжковыми упражнениями, связанными с различными отталкиваниями. Такие упражнения нужно включать в конце основной части занятия, до и во время освоения того или иного вида прыжка.

Также обязательным является включение в разминку каждого занятия по прыжкам специально-подготовительных упражнений, связанных с различными махами в различных плоскостях и отталкиваниями.

Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка.

С помощью краткого рассказа о технике прыжка, объяснения его особенностей, демонстрации кинограмм, видеофильмов и образцового показа выполнения прыжка в целом создать правильное представление о прыжке изучаемого способа.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений:

1) маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору (гимнастическую палку, дерево, ограду);

2) то же, но с маховыми движениями руки в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги;

3) маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком;

4) имитация постановки толчковой ноги - из приседа на маховой ноге постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу;

5) то же, но с отведением рук на замах;

6) сочетание маха руками и маховой ногой с отталкиванием без опоры (в дальнейшем - «мах - толчок»), выполняется из положения стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены назад на замах;

7) «мах - толчок» с доставанием маховой ногой различных предметов;

8) то же с 3, 5 шагов, затем беговых шагов.

По мере усвоения специальных упражнений постепенно увеличивается скорость их выполнения и высота доставаемых предметов.

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.178 с.)