Может ли человек поднять одну книгу? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли человек поднять одну книгу?



Странным и удивительным может показаться такой вопрос... Поднять самую толстую книгу способен даже маленький ребёнок! Это верно, если речь мы ведём о современных книгах, но открытия показывают, что самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии и представляли собой глиняные таблички.
На таких табличках писец заострённой палочкой наносил особые знаки письма, затем таблички обжигали на огне, и они становились прочными, как камень. Иногда книга состояла из сотен глиняных "страниц". Страницы "каменной" книги укладывали в деревянный ящик, который служил в то время переплётом.
В таких книгах хранились древнейшие знания людей по истории, географии, математике, медицине. Уже более двух тысяч лет назад существовали особые хранилища книг, или библиотеки. Случалось, что во время пожаров здания, где хранились книги, сгорали, но глиняные книги оставались целыми и невредимыми! Читая эти книги, современные учёные через тысячи лет узнают историю древних государств и народов.
Теперь мы можем себе представить, сколько нужно было людей, чтобы перенести хотя бы одну такую книгу!

 (155 слов)

Вопросы и задания

1. Какими знаниями ты обогатился, прочитав этот рассказ?
2. Какие ещё старинные книги ты знаешь?
3. Используя текст, дай разъяснение содержания слова "библиотека".

Й класс (2 четверть)

По Е.Коковину

Иван Рябов

(отрывок из повести "Экипаж боцмана Рябова")

В честь Ивана Рябова назван большой океанский корабль. В Архангельске есть улица имени славного помора. Здесь все жители от мала до велика знают о подвиге отважного русского человека, который жил у Белого моря во времена Петра Первого и которого называют северным Сусаниным.
Тогда шла война со Швецией. Вражеская эскадра вошла в Белое море в надежде захватить Архангельск. На взморье шведы взяли в плен молодого русского рыбака Ивана Рябова и под страхом смерти приказали ему вести свои военные корабли по Северной Двине к городу. Подумав, отважный и смекалистый помор согласился, но повёл чужеземные корабли не по фарватеру*, а посадил их на мель под огонь пушек русской Новодвинской крепости. В бою под крепостью шведы потеряли фрегат**, большую яхту, много оружия и знамёна, которые оказались трофеями русских. Потерпев поражение, незадачливые захватчики позорно бежали. Так благодаря бесстрашию простого русского помора был спасён город Архангельск.
Ещё во время боя враги на палубе расстреляли Ивана Рябова и его товарища Дмитрия Борисова. Но Иван не был убит. Раненный, он упал и притворился мёртвым. Покидая корабль, шведы не заметили этого,и Иван Рябов после их бегства спасся.

(179 слов)

Вопросы и задания

1. Расскажи, чем знаменит славный архангельский помор Иван Рябов.
2. Почему его называют северным Сусаниным?
3. Можешь ли ты представить, какие чувства испытывал Иван Рябов, совершая подвиг? Во имя чего он это делал?

* Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов.
** Фрегат – военный парусный трёхмачтовый корабль.

Й класс (2 четверть)

А. Онегов

ВСТРЕЧА С ВОЛКАМИ

Первый раз я увидел волков, когда мне было чуть больше семи лет. Дело было зимой, я зачем-то вечером вышел на крыльцо и тут около ящика увидел двух больших собак. Собаки чутко сидели на снегу, сразу заметили меня, слегка подались назад. Из ящика легко выпрыгнула и встала рядом с ними ещё одна, точно такая же большая тёмная собака. Не знаю почему, но собак мне захотелось прогнать, я взял полено и что было сил кинул в них... И большие собаки тут же исчезли, как исчезают ночные тени...
О своей встрече я рассказал дома. Взрослые выслушали меня, вышли на улицу. Они отыскали на снегу следы моих «собак», и в один голос заявили, что это не собаки, а волки.
Ну, волки так волки, согласился я. Но оттого, что рядом с нашим крыльцом по ночам бродят волки, страшно не стало ни мне, ни взрослым. Двери в хлев, где стояли у нас коза и поросёнок, хорошо закрывались. Собаки у нас не было, и волкам нечего было у нас стащить.

Вопросы и задания:

1. Расскажи о встрече мальчика и волков. Была ли опасна эта встреча и почему?
2. Как взрослые догадались, что это были волки?
3. Подумай: почему автор написал про волков – бродят волки, а не как-то иначе? Объясни смысл этого выражения.
4. Какое слово (слова) ты занёс бы в сноску для разъяснения их содержания?

Й класс (2 четверть)

М. Сергеев

БАЙКАЛ

Озеро Байкал. Немало сложено о нём песен, сказаний. Ведь это озеро самое глубокое на земле, самое древнее. Двадцать два миллиона лет живёт на белом свете озеро-море Байкал. Сквозь воду хорошо видны камни на дне. Вот какая она прозрачная. Камни близко, руку в воду сунул, выдернул – обжёгся. Такая холодная, оказывается, вода.
Стоит услышать слово «Байкал», и на память придёт старинная легенда. Будто бы единственная дочь старика Байкала – Ангара сбежала от отца к красавцу богатырю Енисею. Бросил отец вослед беглянке камень. Камень так и остался в реке. Называется он Шаманским камнем.
Легенда говорит, что у старика Байкала триста тридцать шесть сыновей, которые приносят ему воду. А раздаёт богатства единственная дочь – Ангара. Широким потоком вылетает Ангара, разрезает горы и леса, мчась к Енисею.

(121 слово)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, что тебе особенно запомнилось в рассказе?

 2. Что удивило и поразило тебя?

 

Й класс (3 четверть)

Н.Степанов

И.А. Крылов

Жанр басни – наиболее понятный и близкий самому разному кругу читателей. Недаром Крылов, когда его спросили, почему он пишет именно басни, отвечал, что они понятны каждому: их читают и слуги, и дети". Никто ранее не достигал такой простоты, естественности и, вместе с тем, глубины содержания. Об этом писал Крылову брат, скромный провинциальный офицер: "Читал я басни других людей, по сравнению с твоими – как небо от земли: ни той плавности в слоге, ни той красоты нет, а особливо простоты, с какою ты имеешь секрет писать, ибо твои басни и грамотный мужик, и солдат с такой же прият-ностью может читать... как и учёный... ты пишешь для всех: для малого и для старого, для учёного и простого, и все тебя прославляют..." Все эти качества басен Крылова объясняются тем, что они уходили своими корнями в глубь народной почвы, питались мудростью и богатством народного творчества и языка. Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы, он имеет право сказать: " Я знаю Русь, и Русь меня знает".
Басни Крылова выражают яркую талантливость и мудрость русского народа, изумительное богатство его языка и являются неотъемлемым достоянием русской национальной культуры.

(178 слов)

Вопросы и задания:

1. Что в творчестве Крылова изумляет читателей?
2. Что лично тебе нравится в баснях Ивана Андреевича?
3. Какие выражения автора, ставшие пословицами, ты используешь в своей речи?

 

Й класс (3 четверть)

К.Ушинский

Ветер и Солнце

(Басня)

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотрим, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть что было мочи.
Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешествен-ник в свой плащ;
Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал путника дождём и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

 (158 слов)

Вопросы и задания:

1. Как разрешился спор Солнца и Ветра?
2. Какие слова выражают мораль басни К.Д. Ушинского? Объясни их значение.
3. Какие из прочитанных произведений ты мог бы перечислить под девизом "Лаской и добротой"?

Й класс (3 четверть)

Д.Родари

Солнце и туча

(Отрывок)

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у неё было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швы-ряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
– Ну транжирь ещё, – не унималась туча, – транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, милли-ардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

(147 слов)

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуй главных персонажей этой сказки.
2. Кто и чем нравится тебе, вызывает симпатию? Почему?
3. Какое богатство хотела сберечь туча? Почему у нее этого не получилось?

 

Й класс (3 четверть)

В.Осеева

Почему?

(Отрывок)

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома.
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет очень холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания – я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
– Не надо было разбивать чашку.
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
– Будет дождь.
Я попросил:
– Пусти Бума...
– Нет.
– Хоть в кухню... мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и пере-бирая под столом бахрому скатерти.
– Иди спать, – со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую  дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно! Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал. Бум не хотел ничего есть, и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся...
И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу.
Я вскочил. Босиком, в одной рубашке, я бросился к двери и широко распахнул её.
– Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.
– Мама!
Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.
– Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...
Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери.

 (433 слова)

Вопросы и задания:

1. Какие отношения сложились у сына с мамой?
2. Какие чувства переполняли мальчика, когда он совершил проступок?
3. Какое чувство испытал ты, когда дочитал рассказ до конца?

Й класс (3 четверть)

А. Лельевр

Белые гуси

Высоко в небе, над лесом и над полем, летели белые гуси. Летели-торопились, крыльями махали, шеи вытягивали. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо – белое. Даже воздух вокруг – и тот светился, как белый пух.
Долго летели гуси. Но вот день подошёл к концу, и солнце, скатившись с неба, ушло в лес. И оттуда, из леса, стали подниматься сумерки, воздух пошёл густой и синий. И от этого воздуха всё кругом вдруг стало синим. И гуси, которые летели над лесом, тоже стали сини-ми.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая в небо. – Синие гуси летят!
– Нет, нет! – закричали в ответ гуси, – мы не синие, мы – белые.
Но люди не поняли их, они услышали лишь: "Га-га-га! Га-га-га!"
Затем наступила ночь. Небо погасло. Все краски и огни на земле погасли. И стала земля чёрной. И гуси, которые летели над землёй, тоже стали чёрными.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая в небо. – Чёрные гуси летят!
– Нет, нет! – закричали в ответ гуси, – мы не чёрные, мы – белые!
Но люди опять не поняли их.
А когда ночь прошла и солнце поднялось над лесом, гуси наконец закончили свой путь. Они опустились на тихую воду большого озера и поплыли по воде, вытянув шеи. А шеи у них белые, и крылья у них белые, каждое перо – белое. Даже вода под ними – и та сияла-переливалась, как белый свет.
– Смотрите! Смотрите! – закричали люди, показывая на озеро. – Какие красивые белые гуси!
"Га-га-га! Га-га-га!" – закричали в ответ гуси, хлопая крыльями. Они хотели крикнуть: "Мы же говорили, что мы – белые!"

(248 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести это произведение?
2. Подумай, какого цвета еще могли бы быть гуси? Сделай вставку в тексте (устно)?

Й класс (3 четверть)

А.П. Чехов

Белолобый

(Отрывок)

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат.
Она была уже немолода, и чутьё у неё ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьём, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости.
Свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.
В верстах четырёх от её логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат.
Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое. Испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон...
Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя за крыльцо, кричал.
Когда мало-помалу всё это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что её добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто твёрже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки... Волчиха остановилась и поняла.
Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину и как ни в чём не бывало замахал хвостом и залаял на волчицу.

(326 слов)

Вопросы и задания:

1. Какой представляешь ты себе старую волчицу? Опиши её.
2. Какие испытания выпали на её долю?
3. Какое недоразумение произошло с ней на охоте?
4. Что ты чувствовал, читая этот отрывок?

Й класс (3 четверть)

Н.Сладков

На лунной дорожке

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя чёрная стена, а впереди дорожка золотая – прямо на луну.
Плывёшь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота.
Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку, неясные тени движутся по ней.
Я плыл и вглядывался в диковинный, извилистый след. В конце следа я увидел большую чёрную раковину. Створки у раковины приоткрыты.
Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда проникает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Жемчужина похожа на капельку ртути или воздуха: вся она светится и переливается. Это так и не так.
Действительно, что-то проникает в раковину, и действительно вокруг этого "чего-то" нарастает жемчужина. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка. Ловцы жемчуга говорят, что одна жемчужина приходится на целую тысячу раковин.
Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашёл жемчужину.

(151 слово)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, что можно увидеть под водой в свете лунной дорожки.
2. Какую раковину называют жемчужницей?
3. Как рыбаки объясняют происхождение (появление) жемчуга? А как это происходит на самом деле?
4. Подчеркни в тексте словосочетания, которые украсили текст.

Й класс (3 четверть)

И.Гарин-Михайловский

Тёма и Жучка

Тёма подбежал к отверстию старого заброшенного колодца, вполголоса позвал:
– Жучка! Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал.
Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:
– Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завиз-жала.
Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
– Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей.
Прежде всего, он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряжённым, как всегда.
Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.
Тёма, наклонившись, стал вглядываться, фонарь тускло освещал по-темневший скользкий сруб колодца и наконец осветил дно.
Каким-то ужасом смерти пахнуло на него. С замиранием сердца заметил в углу чёрную шевелящуюся точку и едва узнал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку. У Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил фонарь назад и радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. Жучка сделала попытку схватиться за приспособление, но петля бесполезно соскочила, а Жучка свалилась в грязь.
Она стала барахтаться и искать оставленный ею выступ.
Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучка может погибнуть, заставляет Тёму решиться на следующий шаг – самому спуститься в колодец...

                                                                                                    (251 слово)

 - Расскажи, какие препятствия преодолевал Тёма, спасая Жучку?

Й класс (3 четверть)

Б.Житков

Мангуста

Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придёт на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько они спросят.
И вот наш пароход у острова Цейлон. Я хотел скорей бежать на берег. И вдруг к нам на пароход приходит чёрный человек и все товарищи обступили его, толпятся, смеются, шумят. И кто-то крикнул: "Мангуста!" Я бросился, всех растолкал и купил клетку с двумя се-рыми зверьками.
Я совсем запыхался от радости, что забыл спросить человека, чем кормить мангуст, ручные они или дикие.
Мне скорей захотелось взять их на руки, погладить эту, что кусает для шутки. И только я приоткрыл клетку, эта самая мангуста – юрк! – и уже побежала по каюте. Я хотел её поймать, нагнулся, и вмиг мангуста мимо моей руки и уже в рукаве. Я поднял руку – и готово, мангуста уж за пазухой. Быстро-быстро она кусает меня, но не больно. Это она так играет.
Вот выглянула из-за пазухи, крикнула весело и снова спряталась. Лапки у неё цепкие, с коготками. И вот слышу – она уже под мышкой, пробирается в другой рукав и выскочила на волю, смотрит на меня весёлыми глазками. Глазки у них чёрные и блестящие.
Я выпросил у повара мяса, накупил бананов, притащил хлеба, блюдце молока. Сам залез на койку и стал глядеть. Из клетки выскочила дикая мангуста, за ней ручная, и они вместе бросились на мясо. Потом ручная ухватила банан и потащила его в угол. Дикая – прыг! – и уже рядом с ней. Скоро мангусты вернулись. Они облизывали мордочки, а от банана остались на полу шкурки, как тряпочки.

(261 слово)

Вопросы и задания:

 - О чём беспокоился новый хозяин мангустов и как он вышел из этого положения?

 

Й класс (4 четверть)

Г. Снегирёв

Енот-полоскун

Енота ещё называют енотовидной собакой. Он и вправду похож на собачку с короткими ногами, длинным и пушистым мехом.
Енот хорошо лазает по деревьям. Он живёт в дуплах деревьев и норах, которые не любит рыть сам. Часто он забирается в старые барсучьи и лисьи норы. Своё жильё енот выбирает поближе к ручью или речке под кучей хвороста. Днём он спит, но, как только стемнеет, вылезает из норы и бродит по лесу в поисках пищи. Енот любит ягоды, орехи, желуди. Попадётся еноту птичье гнездо – он яйца съест, поймает кузнечика – тоже съест. На болоте он ловит лягушек. Но чаще всего его можно встретить на мелководье ручья или речки. Там он ловит раков, рыбу. Перед тем как съесть рыбу, енот долго полощет её в воде. Вот и прозвали его полоскуном.
Зимой в сильный мороз енот спит в своей норе или дупле дерева. Как потеплеет, просыпается и выходит на охоту. Енот бегает плохо, собаки и даже охотники на лыжах легко догоняют его. Енот хотя и небольшой зверь, да взять его не просто. Лиса знает острые зубы его, длинные когти и не нападает на енота. Только для волков и рыси енот – желанная добыча.

(187 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, что собой представляет енотовидная собака.
2. Почему енота называют "полоскун"?
3. Чьи норы любит занимать енот? Почему?
4. Кого ему следует опасаться в лесу? Прочитай это место в тексте.
5. Попробуй заменить выражение "желанная добыча" синонимом.

Й класс (4 четверть)

И.Тургенев

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуя перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспощадно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.074 с.)