Как Петух вернул цыплятам солнце 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как Петух вернул цыплятам солнце



(отрывок)

Наседка первый раз вывела своих маленьких цыплят во двор.
– Смотрите, как красиво вокруг! Живите и радуйтесь! – сказала она.
Жёлтые и белые комочки, весело крича, разбрелись по двору, залитому ласковым весенним солнцем.
– Это оттого, что солнышко светит, – пояснила Наседка и предложила: – Кто хочет есть, может поклевать немного пшена.
Она повела цыплят к зёрнам и показала, как надо клевать.
– А теперь пойдёмте, я напою вас водой, – позвала она всех к корыту.
Напились цыплята воды, пошли гулять по двору.

Но вот кто-то громко кудахтнул, и испуганные цыплята увидели на заборе огромную птицу с большим красным гребнем, золотистыми перьями и длинным чёрным хвостом.
– Это папа Петух, – пояснила Наседка. – Он очень строгий, его надо слушаться. А если что спросит, всегда ему отвечайте.

 

            (125 слов)  

Вопросы

1. Какой заголовок подходит к этой части сказки: "Цыплята и солнце", "Наседка и её дети", "Первый выход в свет"?

2. Чему учила Наседка своих цыплят?

3. Каким увидели цыплята папу Петуха?
4. Как представила его своим детям Наседка?

Й класс (2 четверть)

Т. Гончаренко

Как Петух вернул цыплятам солнце

(Отрывок)

Через некоторое время Петух пришёл к цыплятам проверить, как они провели первый день, что видели и чему научились.
– Что вам больше всего понравилось? – спросил он.
– Пшено и вода, – ответили цыплята.
– А солнце?
– Солнце? – удивились цыплята. – Какое оно? Где оно?
Они его, оказывается, и не заметили.
– Плохо, – нахмурился Петух. – Очень плохо.
– Они завтра всё запомнят, – вступилась за цыплят  

Наседка. – Не ругай их, они ещё маленькие.

И вдруг солнышко куда-то спряталось. Отовсюду стала наступать темнота. Петух и курицы ушли в домик. А цыплята, видя, как быстро темнеет, окружили мать  

Наседку и тихо переговаривались:
– Вернулось бы солнышко...
– А кто может вернуть его?
– Только папа Петух, – ответила Наседка.

(97 слов)

 

Задание и вопросы:

1. Расскажи: о чём спрашивал папа Петух малышей цыплят?
2. Как Наседка защищала своих детей?

3. Какая беда приключилась на птичьем дворе?
4. Как вели себя взрослые птицы и маленькие цыплята?

Й класс (2 четверть)

Т. Гончаренко

Как Петух вернул цыплятам солнце

(Отрывок)

И вдруг солнышко куда-то спряталось. Отовсюду стала наступать темнота. Петух и курицы ушли в домик. А цыплята, видя, как быстро темнеет, окружили мать Наседку и тихо переговаривались:
– Вернулось бы солнышко...
– А кто может вернуть его?
– Только папа Петух, – ответила Наседка.

Петух долго не откликался. Потом он подумал, захлопал крыльями и прокричал:
– Ку-ка-ре-ку!..
Тихо стало в курятнике.
– Что он сказал? – спросил один цыплёнок.
– Солнце зовёт, – пояснила Наседка.
Прошло ещё немного времени, и Петух опять захлопал крыльями и прокричал ещё громче, потом прогорланил ещё что было мочи:
– Ку-ка-ре-ку!..
И сразу же посветлело и выкатилось огромное солнце.
Цыплята выскочили из-под Наседки.
– Солнце вернулось! Папа Петух вернул нам солнце! – закричали они.
И было это утро необыкновенно светлым и радостным.

(99 слов)

Вопросы

1. Какая беда приключилась на птичьем дворе?
2. Как вели себя взрослые птицы и маленькие цыплята?

3. Как Петух возвращал солнце?
4. Что Петух и Наседка хотели разъяснить своим цыплятам?

Й класс (2 четверть)

Лисичка со скалочкой

                                               (Сказка)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

- Стук-стук!

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает:

- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

Мужик – делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку и пошла в другую деревню.

 

 

   (96 слов)  

 

 

Вопросы         

1. Какой тебе представляется лисичка, когда она просилась переночевать?

2. Как лисица обманула доверчивого мужика?

Й класс (2 четверть)

По Т.Белозёрову

Заколдованная роща

Бежит через поле тропинка. Ныряет с пригорка в берёзовую рощу и бежит дальше. И роща, и тропинка самые обыкновенные. Но вот что странно: люди идут по тропинке, входят в рощу, но никто из рощи не выходит.
Вошли в рощу две девочки – и не вышли. Въехал велоси-педист – и не выехал. Проковылял старичок и пропал.
Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч?
Не вытерпел я, набрался смелости и пошёл в рощу.
Захожу, а там... Всё красно от костяники!

(76 слов)

 

Вопросы:

1. Чему удивлялся прохожий, наблюдая за тропинкой?
2. Какая тайна открылась ему, когда он пошёл в лес?
3. Почему эту ягоду назвали "костяника"?

 

 

Й класс (2 четверть)

По В.Бороздину

В школе космонавтов

Чтобы лететь в космос, надо много знать. И будущие космонавты много сидят за учебниками. Надо изучить, как работают приборы и ракеты, надо научиться управлять ракетой.
Надо изучить звёздное небо. Космонавт должен знать, где какая звезда находится.
Космонавты – народ крепкий, они все спортсмены. Но этого мало.
Летать в ракете труднее, чем на самом быстром самолёте. Поэтому ещё на Земле лётчиков-космонавтов приучают ко всем трудностям полёта.
Будущих космонавтов сажают в специальное кресло, пристёгивают ремнями и крутят очень быстро – вверх-вниз, туда-сюда.
И много ещё других испытаний проходят будущие космонав-ты.

(89 слов)

Вопросы:

1. Подумай, лётчик-космонавт каким должен быть человеком?
2. Кем хочешь быть ты?
3. Какие качества характера стараешься воспитать в себе?

 

 

Й класс (2 четверть)

По грибы

После долгой засухи и жары пошли сильные проливные дож-ди. Земля напиталась влагой и полезли грибы.
Дружно выскочили рыженькие лисички. Радужным веером рассыпались по поляне разноцветные сыроежки. Важно прошагал по поляне подосиновик. За ним растерялась вся его многодетная семья. Скромно выглянул из-под берёзки подбе-рёзовик. На высоком пригорке важно расположился мухомор. За всем приглядеть надо! А под тяжёлыми ёловыми лапками тихо дремлет боровик. Он важен и горд. У него много дел. Ему нужно вырастить кучу сынков-крепышей. Кому посчастливится заглянуть в укромное местечко – с полной корзиной вернётся домой.
Но сейчас их время. И они скромно, но пышно украшают лес.

  (97 слов)

Вопросы и задание:

1. Приходилось ли тебе собирать грибы? Какие? Расскажи.
2. Вспомни, как автор сумел рассказать нам о каждом грибке?
3. Кому автор поручил приглядывать за всем лесным хозяйством?
4. Вспомни, какой запах стоит в грибном лесу?

Й класс (2 четверть)

Б.Павлов

Радужные капли-серёжки

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны.
Дождь перестал. Всё стихло, как бы замерло.
Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли, и они засве-тились всеми цветами радуги.
Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли, облегчая от тяжести зелёные сосновые иглы. Ни одной серёжки. Сосны обмылись, встрепенулись и, посвежевшие, шумят.

(72 слова)

 

Вопросы

1. Как дождик украсил сосну?
2. На что похожи дождевые капли?
3. Как ты думаешь, какой человек мог увидеть в природе такую красоту?

 

Й класс (2 четверть)

Ворона и Улитка

(Японская сказка)

Давно это было.
Однажды весной прилетела Ворона и села на ветку дерева.
"Нет ли чего вкусненького поблизости?" – подумала она.    

Слышит – кто-то напевает себе песенку под нос.
– Ага! – воскликнула Ворона, огляделась, видит – сидит на меже Улитка, песенку поёт.
– Прекрасная еда! – воскликнула Ворона, слетела на межу и ухватила клювом Улитку.
Посмотрела Улитка на Ворону снизу вверх, вздохнула и сказала:
– Ах! Это вы, госпожа Ворона! Давно хотела я хоть одним глазком взглянуть на такую прекрасную госпожу. Какие ноги!   

Словно на них надеты малиновые чулки! А голос! Словно небесная музыка!
Размякла Ворона от таких похвал.
– Будет тебе! Вовсе не так уж я хороша, как ты говоришь.
Повела глазом вправо, повела влево. Выпустила Улитку из клюва и взлетела на ветку.
А Улитка прыгнула в воду и закричала громко:
– Эй, глупая Ворона! Ты черна, как сажа на дне котла!
Поняла Ворона, что провели её. Да что поделаешь, кричи не кричи, а Улитку не достанешь.
Вот ведь как бывает!

(150 слов)

Вопросы и задания

1. Какую прекрасную еду отыскала Ворона?
2. Как повела себя с Вороной Улитка? Что она задумала?
3. Какой представляется тебе Ворона?
4. Объясни значение словосочетания "повела глазом".

Й класс (2 четверть)

ЛЕБЕДИ

На озеро прилетели лебедь и лебёдка. Они стали строить гнездо. Лебедь рвал камыши, подруга носила их в клюве в кучу.     

Скоро гнездо было готово.
Лебёдка отложила туда шесть яичек. День и ночь сидела она на яйцах.
И вот радость! Появились на свет лебедята. Теперь у родителей одна забота – растить детей, учить их уму-разуму.
Повели родители лебедят на воду. Плывут: лебедь впереди, лебёдка сбоку. Учат детей, как голову в воду опускать, как листик сорвать.
  Устали малыши. Мать подставила им свою спину. Устро-ились птенцы на спине. Плывёт гордая лебёдушка, а отец дорогу прокладывает.

 

Вопросы и задания:

1. О чём говорится в первом абзаце (части) рассказа? Расскажи, как лебеди строили своё гнездо.
2. О чём говорится во второй части рассказа? Прочти предложение, в котором говорится о важном долге родителей-лебедей.
3. Как лебеди учили своих лебедят уму-разуму?
4. О чём говорится в последней части рассказа? Как бы ты озаглавил последнюю часть текста? Какой рисунок ты нарисовал бы к четвертой части рассказа?

Й класс (2 четверть)

В. Карасева

Зайчик

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Серый, ушки в серединке розовые, а хвостик белый, пушистый, очень похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
– Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
– Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
– Выкинь его!
А Наташа, Светланина старшая сестра, взяла иголку с ниткой, пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
– Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

Вопросы и задания:

1. Расскажи, какая любимая игрушка была у Светланы?
2. Что происходит с игрушками, которые долго живут в доме детей?
3. Какие советы давали дети Светлане?
4. Чей совет показался тебе самым правильным? На какое изречение похожи слова Наташи? Перечитай их и запомни!

 

Й класс (2 четверть)

Сосульки

(Сказка)

– Эй, ледяные сосульки, отчего это вы плачете? – спросил любопытный воробей, у которого было отличное настроение.
– Мы плачем от страха, – ответили сосульки.
– А чего вы боитесь?
– Ах! – вздохнули маленькие ледышки. – Ведь если мы сорвёмся с крыш, то обязательно разобьёмся...
Глупый воробьишка почесал клювом под крылышком и посоветовал:
– Научитесь летать – тогда всё будет в порядке!
Почирикал – и упорхнул.
А разве ледяные сосульки могут научиться летать?
Вон одна полетела – и разбилась.

 (70 слов)

Вопросы:

1. Назови участников диалога данной сказки.
2. Что так пугало маленьких сосулек?
3. Какой совет они получили от любопытного воробья?
4. Почему сосульки не могли воспользоваться этим советом?

 

Й класс (2 четверть)

Ю.Яковлев

Мама

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос, такой знакомый, родной.
Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом научила тебя говорить, ходить... Мама прочла тебе первую книжку.
От мамы ты узнал имена птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть имя – ромашка, василёк, иван-да-марья...
Мама всегда была рядом с тобой. И всё начиналось с мамы.

(93 слова)

Вопрос и задание

1. Перечитай первые предложения. К кому обращается писатель?

2. Расскажи о своей маме. Какая она? Как ты с ней дружишь?

 

Й класс (2 четверть)

М. Пришвин

За птичкой

Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.
Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднима-лась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ниче-го! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...

 

Вопросы и задания

1. Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая бывает метель.
2. Как веселилась Жулька в зимнем лесу?
3. Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста.
4. Подумай: почему это был именно дубовый лист?

 

 

2-й класс (2 четверть)

По Г. Снегирёву

Идёшь по лесу и слышишь только шорохи да писки. Но за тобой глаза следят невидимые, уши слушают, а самих зверей и нет. Но они тут!
Почему их не видно? Да прячутся они слишком хорошо! Вот схоронился зайка за белой шапкой пня-великана. Вот блеснули и погасли среди кустов волчьи разбойничьи глаза. А вот огнен-ная красавица лисичка быстро смела свои следы со снежного наста своим изумительно пушистым, сказочно-чудесным поме-лом.
И вновь только шорохи да писки...

Вопросы и задания:

1. Каким ты себе представляешь писателя, который рассказывает в своих произведениях о природе, о животных? Опиши его.
2. Что сумел подслушать и подсмотреть Г. Снегирёв в зимнем заснеженном лесу?
3. С какой интонацией ты будешь читать первый абзац текста? Почему так?
4. Какие слова и выражения помогли автору показать всю красоту русской природы, нашей Родины? Выбери и прочитай их.

 

 

2-й класс (2 четверть)

По В. Сутееву

Новогодние блины

Однажды в канун Нового года кролики Пушинка и Прыгун поджидали в гости свою тётушку.
Пушинка стала печь блины. Прыгун же оделся и пошёл на улицу расчистить тропинку для милой тётушки.
Когда Прыгун вернулся в дом, на столике у плиты выросла горка аппетитных румяных блинчиков. Последний блин Пушинка легонько подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.
– Вот так новогоднее украшение! – ахнула Пушинка. В это время зазвонил колокольчик. На пороге стояла тётушка в новой шляпке. Эта шляпка была дивным сооружением с лентами и цветами.
Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах, шляпка!»
Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже блинчик отклеился и нежно упал на шляпку тётушки. Зайчата не знали, что и предпринять!
По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять блинчик, но безуспешно. Вдруг раздался шелест крыльев и весёлое чириканье. Птички в один миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год!»

 

 

Вопросы и задания:

1. Расскажи, как зайчата готовились отпраздновать Новый год.
2. Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?
3. Как прошёл Новый год в семье зайчат? Какие слова являются этому подтверждением?

Й класс (2 четверть)

Г.Цыферов

Град

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было! В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать".
Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.
– Всё хорошо! – сказал он.
 Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"
– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.
И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
– Ты очень добрый...
– Что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко.

(118 слов)

Вопросы

1. Какие чувства вызывает у тебя ослик? Почему?
2. Как ты думаешь, нравится ли автору его персонаж? Почему ты так решил?

Й класс (2 четверть)

Г.Цыферов

Что такое звёзды?

– А что такое звёзды? – спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
– Большие слоны говорят: "Звёзды – это золотые гвоздики, ими прибито небо". Но ты не верь.
Большие медведи думают: "Звёзды – это снежинки, что забыли упасть". Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.
– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

 

(92 слова)

Вопросы:

1. Назови героев этой сказки.
2. С чем сравниваются звёзды в этой сказке?
3. Какое сравнение тебе понравилось больше всего?
4. А ты как думаешь, на что похожи звёзды?

 

Й класс (2 четверть)

А. Седугин

Про умную собаку

Когда я был маленький, у нас жила собака. Она была очень умная и очень любила маму.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли и прилегла на диван.
– Поставь чайник, – попросила мама.
Я сказал:
– Сейчас, – а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы тапочку и принесла маме.
Мама сказала:
– Спасибо!
Потом собака принесла вторую тапочку.
Мама сказала:
– Умница, – и погладила собаку.
А мне она ничего не сказала.
Только посмотрела на меня и вздохнула.
 Сейчас-то я понимаю, что когда человек устал, ему нужно помочь. А тогда не понимал... А жалко!

 

 

Вопросы и задания:

1. Только ли про собаку этот рассказ? Попробуй одним предложением сказать, о чём этот рассказ.
2. Прочти предложение: Собака – друг человека. К какому слову тебе хотелось бы добавить слова, чтобы предложение стало более точным, правильным, полным?
3. Почему мама молча взглянула на сына и вздохнула? Когда сын осознал свой проступок?
4. Какими бы тебе хотелось видеть отношения людей в семье?
5. Думаю, что ты правильно разобрался в данной ситуации. Спасибо тебе за мудрые, тёплые высказывания о родителях, престарелых людях, маленьких членах семьи.

Й класс (3 четверть)

Л.Толстой

Садовник и сыновья

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал: "Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду поищите, что там спрятано".
Дети подумали, что там клад, и, когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в вино-граднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше.

  (62 слова)

Вопросы и задания:

1. О ком ты прочитал в рассказе Л.Толстого? Кто такой садовник?
2. Как мудро поступил старый садовник, чтобы приучить своих детей к полезному ремеслу?
3. Вспомни, какой ещё рассказ Л.Толстого учит детей жить в семье в дружбе и согласии?

 

Й класс (3 четверть)

С.Сахарнов

Крокодилята

(Из книги "Осколки кокосового ореха")

Лежит на берегу болота куча прелых листьев. Вылезла из воды крокодилиха, мордой кучу разбросала, когтистыми лапами давай песок разгребать.
– Что трудишься, потеряла что?
– Ничего не потеряла. Яйца мои тут в тёплом песке лежали. Срок им настал.
– Как узнала?
– Дети мои голос подали, квакать начали.
И верно – белые с зелёными точками яйца – ква-ква! Пора вылупляться крокодилятам, пора опрометью к воде бежать.

(61 слово)

Вопросы и задания:

1. Как крокодилиха узнала, что пора крокодилятам появляться на свет?
2. Какими крокодилята появляются на свет? Какое выражение помогло тебе это понять?
3. Кого тебе напоминает крокодилиха как мать?

 

Й класс (3 четверть)

Л.Н. Толстой

Павлин

(Басня)

Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари.
И все птицы за его красоту выбрали его царём. Сорока и говорит:
– Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И не взяли его царём, а взяли орла.

(68 слов)

Вопросы и задания:

1. Почему птицы хотели выбрать царём павлина? Почему они выбрали царём орла?
2. Какая из пословиц подойдёт к этой басне?

· Не гонись за красотой, тянись за разумом.

· Не храбрись на печи, храбрись на поле.

Й класс (3 четверть)

По Е.Чарушину

Волчишко

Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту. А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом за-ба-рах-тал-ся в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел – испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел – чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит...
Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть – лежит пустой мешок, как тряпка.
Забился волчишко под кресло и стал там жить-дрожать.
Утром ушёл человек.
Вылез из-под кресла волчишко, а дверь-то открыта! Из двери на лестницу, в огород, в лес...
А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и в лес побежали.

(121 слово)

 

Вопросы и задания:

1. Почему волчишко боялся человека?
2. Почему он испугался кота и собаку, ведь они его не трогали?
3. Какое место досталось волчишке для житья? Найди слова, которые подтверждают, что житьё его у человека было несладким?
4. Расскажи, как повезло волчишке.
5. Какое место в рассказе тебе понравилось? Объясни почему.

Й класс (3 четверть)

Война грибов

(Сказка)

В старые времена царь Горох воевал с грибами. Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
– Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
 Отказалися белянки:
– Мы – столбовые дворянки! Не пойдём на войну! Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!
 Отказалися рыжики:
– Мы – богатые мужики! Не пойдём на войну!
– Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
 Отказалися волнушки:
– Мы, волнушки, – старушки! Не пойдём на войну!
– Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!
 Отказалися опёнки:
– У нас ноги тонки! Не пойдём на войну!
– Приходите, грузди, ко мне на войну!
– Мы, грузди, – ребятушки дружны! Пойдём на войну!

  (103 слова)

Вопросы и задания:

1. Какие слова повторяются в этой сказке? Что в этих повторах остаётся неизменным, а что изменяется?
2. Какой картинный план ты бы нарисовал к этой сказке? Расскажи.
3. Какие выражения в тексте особенно украшают сказку? Найди их в тексте и зачитай.

Й класс (3 четверть)

С.Прокофьева

Сказка про честные ушки

Полезла Ойка на полку за конфетами. Задела локтем чашку.   Чашка упала и разбилась. Пришла мама и спрашивает:
– Кто разбил чашку?
– Она сама разбилась, – сказала Ойка. – Эта чашка очень плохая. Она любит драться. Чашка взяла ложку и стала бить чайник. А чайник рассердился и толкнул её. Чашка упала с полки и разбилась.
– А почему у тебя ушки красные? – спрашивает мама.
– Не знаю, – говорит Ойка, а сама уши руками закрыла.
– А я знаю, – сказала мама. – Потому что ты врунишка, а ушки у тебя честные. Им за тебя стыдно, вот они и покраснели. У врунишки всегда ушки красные.
– Ой! – закричала Ойка. – Не хочу, чтобы у меня уши были красные! Это я чашку разбила!

 

(114 слов)

Вопросы и задания:

1. Какую историю сочинила маленькая Ойка?
2. Как мама, не ругая дочку, научила её говорить правду?
3. Что бы ты пожелал маленькой Ойке?
4. Вспомни, какой похожий рассказ Л.Толстого ты читал раньше.

Й класс (4 четверть)

Ю.Ярмыш

Добрый клён

Весной возле молодого Клёна появился Росток. Тянулся он вверх быстро, но был такой хилый, что Клён сказал ему:
– Держись за меня, тогда и ты солнце увидишь!
– Спасибо! – прошептал Росток. – Я никогда не забуду этого. Будем друзьями.
Росток быстро набирал силы, тянулся вверх и вскоре добрался до верхушки Клёна. Тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол.
 Клён почувствовал, что новый сосед сжимает его, не даёт расти. Но терпел. И только когда ему стало совсем худо, попросил своего ползучего приятеля:
– Слушай, ты не даёшь мне дышать... Не пора ли тебе самому расти? Не всё же время за меня цепляться?!
И тогда сосед зашелестел своей мелкой листвой:
– Эх ты, Клён! Ты даже не спросил, кто я такой. Тот, кто помогает мне, сам погибает. Я, я... Но он не успел договорить. К Клёну подошли мальчишки. Посмотрели на него и встревожились:
– Надо спасать деревцо. И срезали Плющ. Добрый Клён опять зашумел ветвями, зазеленел.

(146 слов)

Вопросы и задания:

1. Каким тебе представляется Клён? Расскажи.
2. Почему мальчики очень встревожились, когда увидели Клён и коварный Росток?
3. За что был наказан Плющ?

Й класс (4 четверть)

Вл. Архангельский

Счастливый малыш

Вова и Мишка тихо сидели в густой траве. Вдруг в кустах послышался шум – кто-то тяжело прошёл и выбрался к воде.
Вова осторожно приподнялся и прижал палец к губам: неподалеку стояла лосиха – горбоносая, высокая, стройная.
Медленно двигая головой, она слушала лес. Тонкие ноздри её жадно ловили запахи.
Не отрывая губ от воды она напилась и спокойно повернула голову к лесу. Из кустов выбежал длинноногий лосёнок. Он обнюхал песок, вошёл по колено в воду и начал пить.
– Гляди и хвоста у него нет! – зашептал Мишка. Чувство восторга переполняло его.
– Щёлкнуть бы фотоаппаратом, вот это дело! – думал Вова.
Лосиха медленно  поплыла, лосёнок устремился за ней…

(104 слова)

 

Вопросы и задания:

1. Что удивительного увидели мальчики, сидя на берегу реки?
2. Опиши мать лосиху и её малыша.
3. Из каких слов видно, что лосиха очень заботилась о своём малыше?
4. Как она приучала своего малыша к самостоятельной жизни?

 

Й класс (4 четверть)

Э.Шим

Жарко в воде

Солнце прогрело воду в речной заводи.

Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.

Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнутся.

Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки.

Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.

- Эй, неужели и вам жарко?

- И нам жарко!

(58 слов)

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.149 с.)