Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности естественных монополий в газовой отрасли
С середины 1980-х гг. начались либерализация и реформы регулирования в США и Канаде, была осуществлена приватизация и были приняты меры по усилению конкуренции в Англии, Новой Зеландии и Австралии. Для оценки этих мероприятий не следует забывать о том, что в мире сложились две принципиально разные системы. В Восточной и Западной Европе газопроводы являются государственными предприятиями, обладающими транспортной монополией. Газопроводы включены и интегрированы в деятельность газовой компании. Такая практика существует в Италии, Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Болгарии и Румынии. В Северной Америке, наоборот, — магистральные газопроводы являются собственностью частных или совместных компаний. Управление ими осуществляется независимо от продавцов и покупателей даже в тех случаях, когда они находятся в собственности тех или других. Возможны три типа транспортного статуса: частная транспортировка; контрактная транспортировка; Объекты регулирования общая транспортировка. ОАО «Газпром» — это 20% мировой добычи газа. «Газпром» — смешанная компания. Доля участия государства составляет 50,002%. В 1997 г. «Газпром» занимал 91-е место среди 500 ведущих компаний мира и 23-е место среди 500 ведущих компаний Европы. Компания разрабатывает 68 газовых и газоконденсатных месторождений. Газовая отрасль сильно монополизирована, доля «Газпрома» в ежегодной добыче российского газа составляет около 85%. ОАО «Газпром» является собственником всех магистральных сетей и всех подземных хранилищ на территории России и единственным экспортером российского газа. За счет дополнительных поступлений планируется расширить инвестиции в новые месторождения. Сейчас наблюдается незначительный рост доли инвестиций, направленных на разработку новых месторождений, и в то же время многократный рост инвестиций в сферы, не связанные с добычей газа. Так, в 2003—2006 гг. «Газпром» израсходовал на покупку активов в секторах, не связанных с газодобычей (нефть, электроэнергетика, машиностроение и т.п.), примерно 18 млрд. долл., что больше, чем все капитальные вложения компании в развитие газодобычи за последнее десятилетие1. Реформы Возможны два варианта реформ: I) открытый доступ и 2) транспортный тариф. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.
Открытый доступ (в таких странах, как США, Канада, Англия) стимулирует конкуренцию, так как дает возможность любой третьей стороне право приобретения транспортной услуги. Введение его возможно на основе вычленения газопровода в отдельную транспортную компанию. При этом необходимо разделение двух уровней: отделение транспортных функций от функций торговца; отделение услуг, связанных с транспортировкой, от хранения, брокерских услуг и т.д. Транспортный тариф. В странах, где производитель газа владеет всей вертикальной газовой цепью (включая газопроводы) и имеется доминирующая монопольная компания (Италия, Бельгия, Нидерланды, Франция), отдельный транспортный тариф не применяется. Наоборот, в странах, где осуществлена приватизация газовых монополий (Англия) или где магистральные газопроводы находятся в руках частных или акционерных компаний (США, Канада), вопрос о транспортном тарифе является ключевым. Широко используется также стимулирующее регулирование (ценовые лимиты, схемы участия в прибыли и др.). Перспективы дерегулирования «Газпрома» определяются двумя основными (и противоречащими друг другу) документами: «Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий» (1995) и «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе РАО "Газпром"» (1997). Каждый из них видит перспективы развития «Газпрома» по-своему. Согласно «Основным положениям структурной реформы в сферах естественных монополий» предполагается: усиление государственного регулирования в сфере транспортировки; стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и ослабление регулирования в них; развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями. В частности, к 2000 г. планировалось: • выделить внутри «Газпрома» структурные подразделения по транспортировке газа; перейти к режиму регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа; отработать механизмы функционирования прямых договоров на поставку газа.
Однако в июле 1997 г. было принято «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе РАО "Газпром"», которое видело перспективы развития этой организации совершенно в другом свете. В частности, предполагалось введение открытого доступа. В случае сохранения вертикально интегрированной монополии проблема открытого доступа не стоит. Наоборот, если произойдет вертикальное обособление, то деятельность монополиста будет распространяться только на естественно монопольный сегмент, другие сегменты начнут функционировать на конкурентной основе. Однако в этом случае возникает необходимость регулирования доступа к сети. В случае если победит гибридный вариант, то типичным станет проведение либерализации при сохранении вертикальной интеграции. Однако при гибридном варианте сохраняется необходимость регулирования цен монополиста. Вычленение транспортных подразделений внутри газовой монополии без превращения их в самостоятельные компании означает, что при сохранении вертикально интегрированной монополии введение транспортного тарифа неблагоприятно. Вычленение транспортных подразделений внутри газовой монополии без превращения их в самостоятельные компании в случае гибридного варианта приведет к тому, что введение транспортного тарифа создаст объективные трудности. В любом случае реформирование естественных монополий — длительный и довольно непростой процесс. Даже наиболее удачная реформа вертикально интегрированной монополии British Gas заняла целых 10 лет. Судя по началу этого процесса в России, реформа «Газпрома» займет более длительный период времени.
6.3.ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА: РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ
Гораздо быстрее в России прошла реформа другой естественной монополии — РАО ЕЭС. Поэтому кратко остановимся на особенностях регулирования в электроэнергетике. РАО «ЕЭС России» как крупнейшая в мире энергетическая компания Она обслуживала территорию РФ площадью 17,075 млн. кв. км. В структуру компании входили 73 АО — энерго- и 24 АО — электростанции. Установленная мощность генерирующих предприятий — 155,1 тыс. М Вт. Это составляло 72,5% от мощности всех электростанций России. Общая протяженность линий электропередачи — 2,6 млн. кв. км, 96% отраслевой величины. Численность работников энерго предприятий — 700 тыс. человек. В 1990-е гг. бартерная цепочка начиналась с платежей за электроэнергию, однако этому был положен конец в самом конце XX в. В 2000 г. РАО «ЕЭС России» увеличило платежи в местные бюджеты с 15,7 до 17,7 млрд. руб. Доля денежных средств в платежах местным бюджетам выросла в 4,7 раза: с 2,8 млрд. руб. в 1999 г. до 13,2 млрд. руб. в 2000 г. Основными проблемами российских энергетических компаний являются: Высокий износ основных фондов. Дело в том, что за последние 15 лет в стране практически не было крупных вводов энерго объектов (исключение составляет только Зейская ГЭС). Поэтому ежегодное выбытие мощностей обычно превышает вводы почти в 5 раз. Это означает, что объем средств, ежегодно направляемых на инвестиции, в 5—6 раз меньше, чем необходимо. Диспаритет цен и неэффективная тарифная политика. Механизм формирования энерготарифов для РАО «ЕЭС России» не позволял увеличить отчисления на инвестиции. Заниженные тарифы приводят к увеличению количества нерентабельных предприятий ('/3 региональных АО — энергоубыточны). Без оптимизации структуры РАО «ЕЭС России» и энергетической отрасли в целом Россия может превратиться в энергодефицитную страну.
К 2000 г. износ производственных мощностей РАО «ЕЭС России» достиг 40%, в том числе: линий электропередачи — 35,6%; подстанций — 63,1%; зданий и сооружений — 23,1%; устройств релейной защиты и автоматики — 44%. Практически выработали свой ресурс 20% энергоблоков и более 40% неблочного оборудования. Эксплуатация оборудования сверх нормативных сроков приводит к повышению его аварийности в 4-5 раз. Основное направление реформы — развитие конкуренции Электроэнергия — это продукт, не поддающийся хранению. Спрос на него сильно колеблется в зависимости от времени дня и года, модель колебаний нестабильна. Предложение же связано с четырьмя вертикально-взаимосвязанными стадиями производства. I. Генерирование. Для генерирования характерны разное соотношение постоянных и переменных издержек (для ядерных генераторов переменные издержки колеблются от 4 до 23%, для генераторов на газе — от 46 до 75%); капиталоемкое производство с высокими невозвратными издержками; эффект экономии от масштаба производства и высокие экологические издержки. Генерирование — это потенциально конкурентная область. 2—3. Передана и распределение. Передача и распределение — дорогостоящая и капиталоемкая стадия, для которой характерны высокие невозвратные издержки. Поэтому дублирование линий неэффективно. Все это объективно приводит к естественной монополии. Передача и распределение требуют ежеминутной координации генераторов и владельцев (операторов) сети, поэтому в любом случае будет сохраняться вертикальная интегрированность. Более того, обособление этих стадий и экономически невыгодно. Наоборот, в результате объединения генерирования и передачи возникает экономия от объемов производства. 4. Поставка. На стадии поставки происходят оформление контрактных отношений, продажа электроэнергии конечным потребителям, а также информирование и консультирование потребителей. Итак, подведем итоги. Реформа российской электроэнергетики — внедрение конкуренции в генерации и сбыте, так как остальные сегменты сохраняют естественномонопольный характер.
Реформа в электроэнергетике обусловлена: • существенным снижением издержек; Таблица. Реформа российской электроэнергетики - внедрение конкуренции в генерации и сбыте
бурным развитием информационных технологий — снижение размера минимальной эффективной мощности в генерировании: с I000 МВт в 1980-х гг. до 50-350 МВт в конце 1990-х гг.; ростом рыночного мышления, изменением роли потребителя; появлением новых инструментов для регулирования рынков; нарастающей озабоченностью падением производительности общественных секторов. Основное направление реформы — это развитие конкуренции. Возможны четыре варианта развития конкуренции: между различными инфраструктурами (сетями); «на одной инфраструктуре» (на одной сетевой системе); за рынок; «ярдстик»-конкуренция. Принципы российской реформы РАО ЕЭС были разработаны в строгом соответствии с директивами Евросоюза по электроэнергетике. Естественные монополии — специфический вид монополии, для которого характерны высокие барьеры для входа в отрасль и высокие невозвратные издержки. Эффект масштаба приводит к тому, что все потребности общества может удовлетворить единственная компания. Пользуясь своим монопольным положением, она может значительно повысить цены за свои услуги. Поэтому уже сравнительно давно в этой отрасли существует государственное регулирование. Однако традиционные формы регулирования обладают существенными недостатками, так как не способствуют сокращению издержек производства. Поэтому в 1970—80-е гг. вместе с ренессансом неоклассического мышления началось и реформирование этих отраслей. Главной целью этих реформ стали минимизация издержек, связанная с процессом регулирования, стимулирование фирм к эффективному использованию имеющихся мощностей, повышение заинтересованности в инновациях и расширение конкуренции как средство роста эффективности. Таблица. Принципы российской реформы в свете положения директивы ЕС по электроэнергетике
Россия тоже начинает включаться в этот процесс. Однако желание реформировать часто преобладает над пониманием целей и результатов этих реформ. Конечно, реформировать естественные монополии необходимо, однако при этом следует учитывать не только эффективность возникающих на базе их организаций, но и экстернальные эффекты, которые могут возникнуть при разукрупнении вертикально интегрированных компаний, которыми являются естественные монополии. Впрочем, все естественные монополии требуют огромных инвестиций. В табл. 12.4 приведены лишь некоторые государственные инвестиционные программы модернизации отдельных секторов экономики. На фоне огромных капиталовложений, необходимых для освоения газовых месторождений Сибири и Дальнего Востока (которые, по самым скромным предположениям, потребуют свыше 126 млрд. долл.), капитальные вложения в программу развития магистральных электрических сетей на период до 2013 г. выглядят довольно скромно (12,6 млрд. долл.), однако к ним следует добавить программу строительства 40 новых атомных энергоблоков, на которую уйдет около 56 млрд. долл. Однако, как это часто бывает в России, реальные затраты превзойдут эти «скромные» показатели. Таблица
Источник: Милое В. Может ли Россия стать энергетической сверхдержавой? // Вопросы экономики. 2006. № 9. С. 23.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.02 с.) |