Современная миграционная ситуация в России: состояние, развитие, практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная миграционная ситуация в России: состояние, развитие, практики



Государственная миграционная политика любого принимающего иммигрантов государства имеет в качестве своей составной части так называемую «интеграционную политику» (политику интеграции), направленную на создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в новое общество, предоставление и защиту их прав и свобод, обеспечение социальной и социально-трудовой защищенности и создание комфортного социально-культурного климата для проживания.

В странах иммиграции имеются различные модели государственного контроля за этническим многообразием. Основными из этих моделей является ассимиляция и мультикультурализма. В настоящее время идет своеобразный процесс диффузии, размывания четких границ между моделями[22].

В условиях изменившейся миграционной ситуации на Западе, страны ищут новые подходы к решению проблем интеграции.[23].

Ситуация, которая меняется на международной арене, отражается я на внутриполитической обстановке Российской федерации и требует беспрерывного контроля миграционного процесса, анализа динамики и тенденций миграционных движений, разработки на основе этой информации гибкой государственной политики в области миграции, которая подразумевает возможность оперативного корректирования и пересмотра данной политики. Итак, разработка и модернизация государственной миграционной политики в соответствии с нынешними реалиями являются важнейшими направлениями деятельности нашего государства[24].

Концепция миграционной. политики является примером результативности и эффективности работы в данном направлении[25].

Положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которые действовали ранее утратили юридическую силу.

Динамичные изменения, которые произошли в международной политической и экономической сфере, которые коренным образом изменили политические условия в нынешнем многополярном мире связаны с  необходимостью корректировки ранее принятой Концепции миграционной политики страны. Продуманная и глубоко взвешенная государственная политика в области миграции, которая позволяет брать миграционные процессы под государственный контроль, назначена на обеспечение Российской Федерации первые позиции на мировой арене и позволяет ей полностью реализовать и защищать государственные интересы.[26]

Современная миграционная политика Российской Федерации формировалась в условиях реформ в правовой, политической, социально-экономической, и других сферах, которые произошли после распада СССР в девяностых годах двадцатого века.

Основу миграционной политики России заложил Указ Президента РФ от 09.08.1994 г. № 1668, утвердивший Федеральную миграционную программу Российской Федерации.

Данные указ был первоначальной попыткой документального оформления на федеральном уровне совокупности взглядов и концепций на миграционную политику, которая предпринята в условиях волны мигрантов, которые хлынули в Россию после распада Советского Союза. Данная ситуация показала, что Российской Федерации необходимо в минимальные сроки взять миграционные движения под строгий контроль.

В России в условиях бурно меняющихся направлений и тенденций миграционных движений властью предпринимались серьёзные меры по установлению основных ориентиров в этой области[27].

В результате данной  работы в 2012 г. Президентом РФ была подписана Концепция гос. миг. политики до 2025 г. Она определяла наиболее приоритетных направления развития внешней и внутренней миграции. К сожалению в процессе её воплощения в жизнь проблемы в области миграции своего окончательного решения не нашли.

По-прежнему острыми вопросами для государства оставались факторы, которые связаны с незаконной миграцией и предполагающими ей социальной напряжённостью и криминальными проявлениями.

Обострение внешнеполитической среды, активизация вынужденной миграции и рост нетерпимости предопределили еще большую остроту данных проблем.

Отечественные исследователи утверждали, что для реализации положительного ресурса миграции необходимо изменение миграционной политики на государственном уровне, и необходима модернизация всей системы регулирования миграционными процессами в России[28].

При том, что миграционная политика страны должна разрабатываться обдуманно и взвешенно, а условиями ее качества должны быть основные нужды страны и политическая дальновидность, так как эффективная миграционная политика непременно будет способствовать для дальнейшего бурного развития страны[29].

Тщательные исследования тенденций и динамики в области миграции в Российской Федерации, которые обусловлены социальными и экономическими факторами, дал возможность новой Концепции гос. мигр. политики РФ на 2019-25 годы, которая утверждена главой страны, определить основные направления государственной деятельности в области контроля миграционных движений на современном уровне.

В первую очередь, это нужда совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации, являющееся в настоящее время несогласованным во многом, а зачастую и противоречивым[30].

Так, отечественные ученые, которые изучают данный вопрос утверждают о наличии редакционных и системных противоречий нормативных документов в области миграции, часто неадекватной экспертизе в них характера и степени общественной опасности миграционных нарушений закона и пр.

Устранение имеющихся на данный момент противоречий предлагается при помощи систематизации действующей на данное время нормативной правовой базы, которая регулирует миграционные процессы, а также путем установления правил, которые просты и понятны для граждан при исполнении[31].

В сфере усовершенствования механизмов, которые противодействовали незаконной миграции предполагается совершенствование её нормативно-правовой базы, в том числе регулирование и ужесточение юридической ответственности мигрантов за совершение нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. Кроме того, предполагается необходимым развитие инфраструктуры у Государственной границы Российской Федерации.[32]

Информационно-аналитическое обеспечение миграционной работы, которое связано с законотворческой работой, предполагающее создание точного и прямого представления о реализуемой миграционной политике предполагает дальнейшее совершенствование языка описания миграционных процессов.[33]

Нормативное правовое установление основных понятий и формулировок в области миграционного законодательства, которое часто используется на сегодняшний день в общественном лексиконе, даст возможность исключить вариант произвольной трактовки этих понятий.

Для решения демографического кризиса государства основным источником восполнения популяции населения России и обеспечения государственной экономики трудовыми ресурсами установлено естественное воспроизводство населения, а миграционный прирост назван только вспомогательным механизмом[34].

На территории Российской Федерации ежегодно временно пребывают около десяти миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранные граждане), постоянно проживают или временно проживают около одного миллиона иностранных граждан. Среднегодовое количество трудящихся иностранных граждан составляет около трех миллионов человек.

Данная статистика количества иностранных граждан порождает за собой необходимость строго контроля со стороны принимающего иностранцев государства во всех аспектах их жизни.

С распадом Советского Союза до нашего времени в России можно наблюдать, что число мигрантов прибывших сюда снизилось два раза, как и количество убывших.

Самый большой прирост зафиксирован 1994 году (877 532 человека), а самый маленький в 2004 году (41 275 человек).  Количество въехавших уменьшилось на 2 395 422 человека (или 54,7 %), количество выехавших - на 2 415 500 человек (или 58,1 %).[35]

С 2011 г. увеличивается количество въехавших и выехавших иностранный граждан.  Статистические показатели миграции говорят о том, что в 2018 г. в миграционном потоке практически со всеми госудрствами-участниками СНГ наблюдается повышение миграционного прироста (на 122 984 человека) (Приложение 1).

С 2011 г. по 2018 г. миграционный прирост сократился почти на двести тысяч человек, или на 62,8 %[36].  В 2018 г. по сравнению с предыдущим годом миграционный прирост граждан России сократился на 92 тысячи человек человек, или на 77,95 %, количество въехавших в Россию граждан уменьшилось на 268 722 человека, или на 5,6 %. Количество выехавших граждан тоже уменьшилось - на 175 тысяч человек, или на 3,9%.  

Также наблюдается снижение прироста в миграционном обмене со странами дальнего зарубежья - на 3 тысячи человек по сравнению с предыдущим годом. В целом миграционный прирост в России составил в 2017 г. 200 тысяч человек, а в 2018 г. - 119 тысяч человек[37].

Кроме этого, с 1995 года по 2018 год наблюдается уменьшение числа вынужденных переселенцев. Снижение составило 688 тысяч человек, или 98,04 %.

Численность лиц, которые получили временное убежище в России, становится больше.  В 2007 г. данный показатель составлял около одной тысячи человек, а в 2018 г. количество вынужденных переселенцев возросло до 125 тысяч человек.  Лица, которые получили временное убежище, являются в основном гражданами Грузии и Афганистана. С 2015 г. увеличилось число вынужденных переселенцев из Сирии и Украины(Приложение  2).

За рассматриваемое время также значительно снизилось количество беженцев.

В 2018 г. число беженцев составляла 592 человека, а 1998 г. их численность составляла чуть больше 235 тысяч человек. Беженцами в России в 2018 году являлись, как и ранее в основном, граждане Афганистана, Украины, Грузии.

В нынешнее время проблема миграция для осуществления трудовой деятельности становится глобальной, ввиду чего необходимым является строгий контроль государства в этой области[38].

За последние года прослеживается четкая тенденция увеличения мигрантов, которые приехали для осуществления трудовой деятельности, что сильно отражается на экономике государства[39].  При том, основное число мигрантов (более половины) приезжают в страну для работы в сфере строительства (приложение 3)[40].

Понятие внутренняя миграция менее изучено учеными[41]. В Российской Федерации в 2018 г. внутренняя миграция увеличилась по сравнению с 2017 г. годом на 53 тыс. человек и составила 4 184 467 человек,. В 2017 году данный показатель составлял 4 131 253 человека. Основные регионы, принимающие людей стали Центральный ФО (1 125 740 человек), Приволжский ФО (752 440 человек), Сибирский ФО (563 849 человек) и Северо-Западный ФО (564 395 человек) (рис. 1).

Рис. 1.

 

Основными регионами, из которых эммигрировали были Центральный ФО (1 000 837 человек), Приволжский ФО (814 535 человек), Сибирский ФО (615 664 человека) и Северо-Западный ФО (519 324 человека) (рис. 2)[42].

 

Рис. 2.

 

 

Проведенный анализ числа трудоспособного возраста и старше позволяет прийти к выводу о том, что число граждан Российской Федерации трудоспособного возраста до 2036 г. уменьшится, примерно, на 6 м. человек[43].  При этом число людей старше трудоспособного возраста возрстет примерно на 5 млн. человек.[44] Сокращение числа населения трудоспособного возраста в Российской Федерации в последнее время нивелируется миграцией, что предполагает как прямые угрозы национальным интересам, так и косвенные угрозы[45].

Население России, издавна проживающее тут неуклонно стареет, равной замещены населения молодым поколением не происходит, а миграционные потоки ведут к изменению структуры этноса населения из-за низкой процента ассимиляции мигрантов[46].

Диспропорция естественного прироста населения страны и миграционных потоков в России, усугубляющаяся нелегальной миграцией, приводит к тому, что увеличивается напряжённость в межнациональных и межконфессиональных отношениях, усиливается социальная напряжённость и межэтнические конфликты. С нелегальной миграцией тесно связана проблема терроризма.

Следует отметить, что продолжается отток квалифицированных специалистов из страны, в большинстве лиц в трудоспособном возрасте. Это приводит в основном к сокращению, научного, творческого, и культурного потенциала российского населения и вызывает увеличение проблемы внешней зависимости от стран с технологическим прогрессом.

29 мая 2020 года президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года. Об ее подготовке стало известно в марте 2020 года, когда МВД вынесло проект поправок на общественное обсуждение (утвержденный текст, однако, от того черновика несколько отличается)[47].​

В новой редакции Стратегии дается новое описание внешних и внутренних экстремистских угроз.

Внешними угрозами теперь считаются "поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе".

Определение внутренних угроз в новой Стратегии конкретизировано. К таким угрозам отнесены попытки осуществления экстремистской деятельности националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и отдельными лицами, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранцев в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов.

Отдельным абзацем прописано, что к внутренним угрозам относятся также обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации.

Из перечня наиболее опасных видов экстремизма было изъято уточнение "националистический, религиозный и политический" (очевидно, потому что эти термины не определены).

В качестве потенциального источника угроз упомянуты в новой Стратегии очаги терроризма на Ближнем Востоке, создание законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций (в т.ч. путем дистанционной вербовки), опасность радикализации трудовых мигрантов. Вместе с тем упоминание "незаконной миграции", нарушающей "этноконфессиональный баланс населения" заменено рассуждением о "неблагоприятной миграционной ситуации", которая вносит дестабилизацию в рынок труда и социально-экономическую обстановку и оказывает негативное влияние на межнациональные и межрелигиозные отношения.

В направления государственной политики противодействия экстремизму внесены, в частности, следующие изменения в сфере миграционной политики вместо совершенствования механизмов депортации и усиления пограничного контроля в Стратегии закрепляются: развитие программ адаптации мигрантов; противодействие возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан; привлечение институтов гражданского общества и всестороннее информирование общества о миграционных процессах и противодействие вызывающим ненависть и вражду ложным сведениям о них.

Итак, стоит сделать выводы:

1.В нынешнее время существует очень большое количество определений термина «миграция». В самом широком смысле под миграцией понимают совокупность перемещений людей в пространстве. В специальном значении слова под миграцией понимают совокупность переселений людей (смена места жительства) на относительно продолжительный срок.

2.Миграционные движения являются важной составляющей общественного прогресса. Миграция людей оказывает сильное влияние на экономическую ситуацию в России, и она является одним из главных источников увеличения количества населения.

На управление миграционными процессами направлена Концепция, в которой установлены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.018 с.)