Лекция 9.  Мировая система и процессы глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9.  Мировая система и процессы глобализации



Социальное изменение и социальное развитие. Виды и факторы социальных изменений. Мировая система. Теория мировой системы Э. Валлерстайна.  Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире. Теории глобализации. Глобальные проблемы современности как социологические проблемы. Место России в мировой системе. Общества травмы. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.……………………… ………………………….              200

Лекция 10. Социологическое исследование: программа, методы, основные процедуры.  

        Сущность и основные этапы социологического исследования. Основные исследовательские стратегии. Программа социологического исследования (методологический раздел: формулировка проблемы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, гипотеза исследования; методический раздел). Понятие генеральной и выборочной совокупности. Основные методы социологического исследования (опрос, наблюдение, анализ документов). Разработка социологического инструментария. Социологическое измерение. Основные типы шкал …………………………………………………….225

 

Приложение 1. Рабочая программа дисциплины «Социология»  ……………………………………………………  246

 

 

АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________

«____»_______________2017 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

Б1.В.ОД.4

Направление подготовки - 41.03.05 «Международные отношения»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная

 

Кафедра социологии

 

Москва 2017


Рабочая программа дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 41.03.05 «Международные отношения» и в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

Авторы: Ковалева А.И. – доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Луков В.А. – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»  Селиверстова Н.А. – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Перинская Н.А., – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Эксперты:   Солнышкина М.Г. – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
  Явон С.В. – доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса ФБГОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса»

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры социологии

«17» января 2017 г., протокол № 6

 

ОДОБРЕНО

Методической комиссии факультета международных отношений и туризма от «09» февраля 2017 г., протокол № 5


 

1. Цели и задачи дисциплины. Сформировать у студентов целостное представление об обществе, о его структуре, механизмах социального взаимодействия, поведении человека, включенного в различные социальные общности, особенностях социологического знания.

В ходе достижения цели курса решаются следующие задачи:

· овладение студентами знаниями об основных этапах эволюции социологического знания, его структуре, функциях, уровнях, о содержании основных социологических концепций,

· освоение категориального аппарата современного социологического знания,

· осмысление сущности основных проблем, изучаемых социологией в современный период,

· осознание студентами методологической значимости социологического знания для последующей практической деятельности,

· формирование социальной культуры студента, научных представлений о современном обществе, происходящих в нем изменениях,

· освоение студентами специфики социологического исследования, особенностей его методологии и методики.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина Б1. В. ОД4. – «Социология» входит в обязательные дисциплины вариативной части цикла «Дисциплины (модули)» подготовки бакалавров направления «Международные отношения» и концептуально связана с дисциплинами «История», «Философия», «Политология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Социология», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы по направлению 41.03.05 «Международные отношения».

Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

ОК-8 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ОПК - 5 способность на практике использовать знание и методы социальных, правовых и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятийный аппарат социологии;

- содержание основных теорий и концепций социологии;

- специфику методологических подходов и методических приемов к социологическому анализу общества, его структурных компонентов, форм развития и функционирования.

Уметь:

     - выделять актуальные социальные проблемы для конкретных социальных групп и личности;

-   выделять актуальные социальные проблемы в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, частного сектора;

-    использовать знания о структуре общества, социальной стратификации и социокультурных процессах в определении условий функционирования социальных групп и личности;

- определять стратегию и тактику исследования конкретной социальной проблемы на эмпирическом уровне;

- определять границы применения и познавательные возможности конкретных социологических методов.

Владеть:

- навыками анализа научной литературы;

- навыками разработки программы конкретного социологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины «Социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, дисциплина читается в течение одного семестра.

 

4.1. Структура дисциплины

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Трудоемкость по семестрам
4 семестр
108 часов
Аудиторные занятия (всего) 54 54
Лекции  24 24
Практические занятия (семинары) 30 30
Самостоятельная работа (всего) 27 27
Вид промежуточной аттестации 27 Экзамен

Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Трудоемкость по семестрам
4 семестр
108 час.
Аудиторные занятия (всего) 12 12
Лекции 4 4
Практические занятия (семинары) 8 8
Самостоятельная работа (всего) 69 69
Вид промежуточной аттестации - 27 Экзамен

 

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Социология как наука. История становления и развития социологии 12 6 2 4 3 ОК-8
2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение 16 8 4 4 4 ОК-8
3. Общество и его структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальная организация. Социальное взаимодействие. 24 14 6 8 4 ОК-8
4. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность 14 8 4 4 4 ОК-8
5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация. 14 8 4 4 4 ОК-8
6. Мировая система и процессы глобализации 8 2   2 4 ОК-8
7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований 20 8 4 4 4 ОПК-5
8. Итого 108 54 24 30 27  

 

Очно-заочная форма обучения

Номер раздела

Наименование раздела/темы

Часов по учебной (рабочей)
программе

Отрабатываемые компетенции

Всего в уч. плане
по разделу /теме

Аудиторная работа

Самостоятельная работа обучающихся

Всего

В том числе

Лекции (всего/интеракт.) Практич. занятия (всего/интеракт.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Социология как наука. История становления и развития социологии 12   2 2 5 ОК-8
2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение 16     2 10 ОК-8
3. Общество и его структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальная организация. Социальное взаимодействие. 24     2 14 ОК-8
4. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность 14       10 ОК-8
5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация. 14       10 ОК-8
6. Мировая система и процессы глобализации 8       5 ОК-8
7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований 20   2 2 15 ОПК-5
8. Итого 108 12 4 8 69  

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.

Cоциология как специальным образом и по особым правилам организованная система знаний об обществе. Уровни социологического знания (теоретическая и эмпирическая социология).

Социология как совокупность теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (демографический, психологический, изучение группового поведения, статусно-ролевой, социокультурный).

Объект, предмет, метод социологии. Структура социологического знания. Функции социологии.

Место социологии в структуре научных знаний об обществе. Роль социологии в социальной практике.     

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Хозяйственный учет, описания обществ и нравов людей, конструирование идеального государства как источники социологических идей. Социальные идеи Древнего Востока и античности. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права. Развитие социологического знания на почве этических и государственно-правовых воззрений XVI–XVIII вв. Социальная философия французского Просвещения как непосредственный предшественник социологии.

Огюст Конт — основоположник позитивистской социологии. Эволюционизм, натурализм, позитивизм как методологические основы контовской социологии. «Закон трех стадий». Социологический проект О. Конта. Деление социологии на социальную статику и динамику.

Классические социологические теории.

Марксистская теория общества как общественно-экономической формации. Влияние воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на становление социологии

Развитие социологии в XIX — начале XX в. Социологические воззрения Герберта Спенсера (эволюционизм, формирование структурно-функци­оналистского подхода к изучению общества). Школы «одного фактора» (географическая, расово-антропологическая, социал-дарвинизм и др.). Развитие психологического знания и психологизация социологии. Психологические школы в социологии (формирование социально-психологической теории: теория толпы Г. Лебона, теория подражания Г. Тарда; использование в исследовании общества психоаналитической теории З. Фрейда).

Процесс разделения психологических и социологических трактовок общества. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии Дюркгейма. Понимающая социология Макса Вебера. Веберовская теория социального действия.

Формирование масштабных социологических теорий в первой половине XX в. Формальная социология Георга Зиммеля.

Социологическая теория Вильфредо Парето.

Чикагская социологическая школа: сочетание локальных теорий с социальным конструированием (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Берджес и др.).

Основные направления в современной социологии.

Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Мертон). Микросоциологические теории (Г. Блумер, Дж. Хоманс, Э. Гоффман).

Российская социология. Ее истоки в XIX — начале XX в. (М. М. Ковалевский, Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин), вульгарный социологизм в 20-е годы. Возрождение социологических исследований в 60-е годы. Современное состояние социологии в России: множество школ и направлений.

Тема 2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение.

Человек, индивид, личность, индивидуальность. Процесс освоения социальных качеств человеком. Структура личности: биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Типы личности: идеальный, базисный (нормативный), модальный. Социальный тип личности.

Ролевые теории личности (трактовка ролевой основы личности в бихевиоризме, фрейдизме, структурно-функциональной теории, символическом интеракционизме). Понятие социальной роли. Ролевой набор. Нормативность ролей. Ролевой конфликт.

Личность как система социальных статусов и ролей. Статусно-ролевые типы.Адаптация к роли.

Понятие социализации в социологии. Различные социологические теории социализации (теория социализации ТолкоттаПарсонса; социализация в теории социальной мобильности, социокультурной динамики и ценностной теории Питирима Сорокина).Исследования социализации в отечественной социологии.

Проблема успешности социализации. Усвоение индивидом со­циальных ценностей и норм. Обусловленность характера социализации типом общества. Определение социализационной нормы. Ее соотношение с нормой социальной. Сущность, основные регуляторы и уровни социализационной нормы.

Оценка результативности социализации.

Определение отклоняющейся социализации. Уровни отклонений в социализации. Социализация и отклоняющееся поведение. Конформизм как особый случай отклоняющейся социализации.

Социализация и социальная идентичность. Отклоняющаяся социализация и кризисы социальной идентичности. Преждевременная, ускоренная, принудительная и запаздывающая социализация.

Семья как важнейший институт социализации. Социализационнаяфункция институтов образования и воспитания.

Правовая социализация личности. Правовая культура как фак­тор социализации. Деструктивные факторы правовой социализации.

Особенности социализационных процессов в современном российском обществе. Криминализация экономики и общественной жизни и проблема успешной социализации личности. Возможности коррекции отклонений в социализации, роль в этом процес­се структур гражданского общества. Проблема эффективности ресоциализации лиц, отбывающих наказание за преступления в местах лишения свободы.

Тема 3. Общество и его социальная структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальные организации. Социальное взаимодействие.

Разное понимание общества (общество как совокупность индивидов, общество как взаимодействие индивидов, общество как система ценностей и норм, общество как система социальных институтов и организаций, общество как система общественных отношений и др.). «Значимое взаимодействие» людей — основа понимания общества как социокультурной системы.

Системные характеристики общества (целостность, структурность, иерархичность, взаимодействие с внешней средой). Типология обществ. Проблема самоорганизации общества.

Социальная структура и ее разновидности. Социально-групповая структура общества.

Общество и общность. Социальная общность как группа людей, объединенных социальной связью. Типы социальных общностей: мнимые общности или множества, социальный круг, социальная группа.

Большие и малые социальные группы. Малая группа. Виды малых групп: формальная — неформальная, первичная — вторичная, группа членства — референтная группа. Групповая динамика как взаимодействие членов социальных групп между собой. Процессы и свойства, характеризующие групповую динамику: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление. Коммуникационные связи в группе.

Понятие социального института. Социальный институт как ценностно-нормативная система. Статусно-ролевая характеристика социальных институтов. Удовлетворение общественной потребности как цель социального института. Основные свойства социального института (устойчивость, регулярность, самовозобновляемость, организованность).

Классификация социальных институтов. Характер организованности и тип общественной потребности как классификационное основание. Формальные и неформальные социальные институты. Политические, экономические институты, институты культуры и социализации. Основная проблематика отраслей социологии, изучающих социальные институты (политическая, экономическая социология, социология права, образования, науки, морали и др.).

Процесс институциализации, его основные направления.

Семья как социальный институт. Особенности институционального подхода к изучению семьи. Типология семей. Русская семья, ее особенности в прошлом и современное состояние. Основная проблематика социологии семьи.

Социальная организация как целевая общность, тип объединения, созданного для выполнения определенных целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством. Организация как показатель взаимозависимости индивидов в обществе. Бюрократия как специфическая форма властных отношений. Основные характеристики бюрократии по М. Веберу.

Виды социальных организаций.

Социальная связь как совокупность отношений между людьми и зависимостей, существующих между ними. Типы социальных связей (контакты, взаимодействия, социальные действия, социальные отношения).

Социальный обмен и сравнение как механизмы социальных связей.

Теории межличностного взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями).

Проблема социального действия в социологии. Социальные действия как действия, которые имеют целью вызвать изменения поведения, установок или стремлений индивидов либо общностей. Выделение М. Вебером четырех типов действия (целерационального, традиционного, аффективного и ценностно-рационального). Влияние этой классификации на последующие теории действия.

Системные свойства социального действия. Модель социального действия ТолкоттаПарсонса: действующее лицо (актор) и ситуационное окружение; система координат действия (цели деятеля, его ожидания и ценности, средства достижения целей, характер ситуации, понимание ситуации деятелем).

Негативное принуждение и позитивное убеждение — два способа управления поведением людей. Приспособление и оппозиция как виды социального действия.

Социальные отношения — основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп.

Взаимодействие общества и государства. Гражданское общество как промежуточная сфера между семьей и государством.

Тема 4. Социальное неравенство. Стратификация и социальная мобильность.

Социальные различия, порождаемые разделением труда, укладом жизни, статусно-ролевыми типами.

Социальное неравенство как неодинаковый доступ людей к социальным благам в силу различия их социального положения. Показатели социального неравенства. Децильный коэффициент.

Марксистская теория классов и классовой борьбы (производственные отношения — основа деления общества на классы; классовый подход к структурированию и пониманию общества). Субъективные принципы выделения классов в теории класса как репутации Лойда Уорнера.

Трудности построения и объяснения структуры общества на основе учета только его классового деления. Понятие страты как большой группы людей, отличающейся по своему положению в социальной иерархии общества. Формула стратификации Макса Вебера: богатство-престиж-власть.

Социальный статус. Генеральные статусы. Предписанные (приписан­ные) и достигнутые (приобретенные) статусы. Формализованные и неформализованные статусы. Основная и специфическая иерархии статусов. Статусная символика. Понятие статусных групп.

Стратификация общества как процесс. Теория социальной стратификации П. Сорокина. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Социальные и психологические проблемы статусных перемещений. Особенности социальных «подъемов» и «спусков» в переходные периоды и в периоды социальной стабильности.

Социальная стратификация современного российского общества. Характеристика новых социальных групп (бизнес-слой, «новые бедные» и др.). Социальный статус молодежи.

Тема 5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация.

Понятие культуры. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Элементы культуры. Знания, значения, знаки, правила, вещи.

 Социокультурные системы. Единство и разнообразие культур. Культурные универсалии. Типология культур. Культурные суперсистемы, национальные культуры, культура социальных групп. Доминирующая культура, субкультуры как системные уровни культуры. Контркультура как разновидность субкультуры. Массовая, элитарная, народная культура. Функции культуры.

Особенности бытования социокультурных феноменов. Ментальность. Культурные характеристики повседневности. Символическое пространство и поведение людей, общностей. Знаковый характер общения.

Социокультурный процесс. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-полити­ческой жизни на культуру. Экономика, социальные отношения в разных типах культур.

Взаимодействие культур. Процессы аккультурации, ассимиляции, аккомодации, культурной диффузии.

Социальное поведение. Понятие социальной нормы. Относительность социальных норм. Формальные и неформальные нормы. Нормы-правила и нормы-ожидания. Универсальные и специальные нормы. Альтернативные нормы. Основные типы социальных норм: реальные, статистические; должные, идеальные.

Социальный контроль. Два основных процесса контроля: а) интериоризация норм и ценностей; б) применение санкций в отношении актов неповиновения либо конформного поведения. Виды санкций: формальные и неформальные; позитивные и негативные.

Проблема «нормального общества» и отклонения. Характеристика отклоняющегося поведения (девиации) на основе соответствия или несоответствия поступков социальным ожиданиям. Психологические и социологические объяснения девиации. Девиантное и делинквентное поведение. Гендерный аспект преступности. Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 Тема 6. Мировая система и процессы глобализации

Социальное изменение и социальное развитие. Виды и факторы социальных изменений. Мировая система. Теория мировой системы Э. Валлерстайна. Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире. Теории глобализации. Глобальные проблемы современности как социологические проблемы. Место России в мировой системе. Общества травмы. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Тема 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований

Социальная потребность в актуальной информации о жизнедеятельности общества. Эмпирическая социология: академическая и прикладная. Практическая значимость прикладных социологических исследований. Использование результатов прикладных исследований в политическом, административном, экономическом, финансовом, идеологическом (информационном), массово-потребительском управлении. Роль социолога в решении социальных проблем.

Прикладное социологическое исследование. Этапы социологического исследования: подготовка исследования (разработка программы социологического исследования), сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, написание отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Виды социологического исследования: разведывательное, описательное, аналитическое. Дополнительные критерии классификации видов социологического исследования.

Взаимосвязь между изучаемым явлением и видами социологического исследования.

Программа конкретного социологического исследования как изложение его общей концепции, гипотез и методики исследования. Содержание и структура программы социологического исследования.

Методологическая часть программы социологического исследования. Выявление социальной проблемы, аргументация ее актуальности. Классификация проблем исследования в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространения, времени действия противоречия, его глубины.

Определение объекта и предмета исследования. Носитель социальной проблемы как объект исследования. Цель и задачи исследования.

Логический анализ основных понятий. Значение операционализации понятий для формирования исследовательского инструментария. Структурная операционализация понятий. Факторная операционализация понятий. Рабочие гипотезы. Требования к гипотезам и правила их постановки. Классификация гипотез (гипотезы-основания — гипотезы-следствия; основные — неосновные; первичные — вторичные; описательные — объяснительные).

Методическая часть программы конкретного социологического исследования. Рабочий план. Обоснование выборочной совокупности. Инструментарий (анкета, бланк интервью, таблица или карточка для фиксации результатов наблюдения, карточка для изучения документов).

Генеральная совокупность как объект исследования территориально и во времени локализованный, и на который распространяются выводы исследования. Выборочный метод в прикладной социологии. Выборочная совокупность. Определение обследуемой совокупности. Правила формирования выборки. Единицы анализа и единицы отбора.

Виды и методы выборки. Зависимость вида выборки от цели исследования. Репрезентативность выборки. Случайные и неслучайные выборки.

Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее представительности. Ошибки выборки и их влияние на результаты исследования.

Измерение как процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе шкал. Конструирование эталона измерения – шкалы.    Понятие индикатора. Поиск эталона измерения: качественная классификация объекта; определение протяженности выделенных в качественном анализе свойств объекта; установление эмпирических индикаторов свойств объекта; соотношение индикаторов и ранжируемого ряда.

Способы проверки процедуры первичного измерения на надежность. Требования к шкалам: валидность, полнота, чувствительность шкалы.

Континуальная классификация шкал. Номинальные (неупорядоченная шкала наименований, частично упорядоченная номинальная шкала, порядковая) и метрические (интервальная, идеальная) шкалы.

Метод как основной способ сбора первичной социологической информации. Количественные и качественные методы сбора первичной социологической информации, их познавательные возможности, границы применения и взаимосвязь.

Опрос. Традиции применения опросного метода. Вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Основные правила формулировки вопросов. Классификации вопросов. Анкетирование и интервьюирование. Особенности анкетного опроса. Структура анкеты. Достоинства и недостатки анкетирования. Интервью и его разновидности. Достоинства и недостатки интервьюирования. Метод экспертных оценок. Методика неоконченных предложений.

Наблюдение. Разновидности метода наблюдения. Основные области применения социологического наблюдения.

Понятие документа в социологии. Виды документов. Анализ документальных источников. Виды анализа документов. Основные правила работы с документами.

Социальный эксперимент.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.087 с.)