Мировая система и процессы глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая система и процессы глобализации



Социальное изменение и социальное развитие. Виды и факторы социальных изменений. Мировая система. Теория мировой системы Э. Валлерстайна. Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире.  Теории глобализации. Глобальные проблемы современности как социологические проблемы. Место России в мировой системе. Общества травмы. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

 

 

Социальное изменение и социальное развитие.  Мир постоянно изменяется. Ни общества, ни их составные части никогда не бывают статичными. 

Проблема социального изменения остается актуальной на всех этапах развития социологии. В XIX веке интерес к ней был следствием масштабных социальных последствий индустриализации европейских обществ и фундаментальными отличиями от индустриальных — других обществ, в которых отсутствовало такое развитие. В ХХ веке мир был потрясен социальными последствиями революции в России, а так же последствиями Первой и Второй мировых войн. Мир кардинально изменился. Конец ХХ и начало ХХI веков так же сопровождаются масштабными социальными переменами, носящими многосторонний характер, затрагивающими практически все сферы жизнедеятельности общества и человека (политические, экономические, технологические, демографические и личностные).

Социальное изменение определяют как различие между нынешним и предшествующим состоянием какого-либо избранного аспекта социальной организации или структуры [96].

В ранней социологической мысли известны труды О. Конта, К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма (см. 1 тему). Внимание этих авторов было направлено на измерение природы драматических социальных, экономических и политических переворотов, связанных с промышленной революцией. Наиболее распространённой теорией в объяснении социального изменения в XIX веке стала эволюционная теория (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм). Классический эволюционизм рассматривал социальные изменения как перемены, которые переживают все общества, проходя один и тот же путь развития от низших форм к высшим.

В ХIХ веке сложилась также теория революционного социального изменения, обоснованная К. Марксом. Согласно его учению, развитие общества сопровождается периодическими классовыми конфликтами, которые, обостряясь, ведут к революционным изменениям. Идея революции Маркса основана на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные. В таком понимании, в обществе накапливаются эволюционные изменения, вызванные совершенствованием производительных сил и техническим прогрессом. После накопления критического числа изменений происходит революционный скачок. Как известно, теорию социальной революции развивал В.И. Ленин, который воплотил эту теорию на практике в России. В ХХ веке идеи Маркса и Ленина оказали огромное влияние на социальные перемены, происшедшие во многих странах.

В ХХ веке развивался подход к анализу социального изменения в рамках функционализма, который в некоторой степени оставался зависимым от эволюционной теории. Этому подходу характерен взгляд на изменение как адаптацию социальной системы к окружающей среде через процессы дифференциации сознания индивидов и увеличения структурной сложности. Представители неоэволюционизма (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Т. Парсонс)  считали, что каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеет свою логику эволюционного развития, а эволюционные изменения носят многолинейный характер, протекают не равномерно по восходящей, а скачкообразно. Т. Парсонс видел важнейшим критерием эволюции общества его дифференциацию.

В ХХ веке позиции в отношении социального изменения тяготеют к социологическим теориям среднего уровня, объясняющим изменение и развитие конкретных структурных образований общества, отдельных институтов, социальных групп, организаций, ценностей, а не в общества в целом.

Известны теории циклических изменений. П.А. Сорокин писал о цикличности природных, биологических и социальных явлений.[97] Социальные циклы – совокупность явлений или процессов, последовательность которых представляет собой определенный круговорот в течение определенного промежутка времени (смена видов работ на селе в связи с временами года, смена поколений, экономические кризисы и т.д.).

По А. Тойнби, всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Зарождение, развитие и упадок социальных систем происходит в результате взаимодействия двух основных факторов: 1) влияние окружающей природной и социальной среды (вызов); 2) возможность общества находить адекватные ответы на каждый очередной вызов.[98]

О. Шпенглер писал, что каждая культура существует около 1000 лет. Западная культура зародилась примерно в 900г., т.е. конец ее близок.[99]

 Но наиболее авторитетные социологические доктрины эволюции подчеркивали упорядоченный и направленный характер социальных изменений в обществе, когда изменения как бы рассыпаны, когда постепенно накапливаются новые элементы, свойства, инновации.

Инновация представляют собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения различных потребностей людей.

Социальные изменения носят всеобщий характер и представляют собой переход социального объекта из одного состояния в другое. Но это вообще не все изменения, которые происходят в обществе. К социальным изменениям относят изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных процессов, институтов, организаций и их взаимоотношений между собой, а так же с индивидами. Эти изменения проявляются в различии между тем, что представлял собой данный социальный объект прежде и тем, что стало с ним через определенное время.

Виды и факторы социальных изменений. Социологи различают следующие виды социальных изменений:

1) Структурные изменения, касающиеся перемен структур различных социальных объектов. Например, перемены в социально-демографической структуре общества, вызванные изменениями в наполнении тех или иных социальных групп населения, различающихся по полу, возрасту, семейному положению; или изменения социально-классовой структуры общества в связи со стратификационными процессами; а так же изменения структуры социального института, к примеру, системы высшего образования, когда изменилась структура его уровней, направлений (специальностей) подготовки, его организаций;

2) Процессуальные изменения затрагивают социальные процессы;

3) Функциональные изменения связаны с преобразованием функций социальных объектов. Они чаще всего носят адаптивный характер и не предполагают структурных изменений.

4) Мотивационные социальные изменения происходят в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальные изменения различают также по размаху (всеобъемлющие, малые, маргинальные, кардинальные); по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); по уровню (индивидуальный, групповой, организационный, институциональный, общественный).

Социальные изменения являются многофакторным процессом, имеют сложную структуру и множество механизмов. Для преобразования любого социального объекта огромное значение имеет влияние внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии, а так же изменения самого человека.

Смена состояния любого социального объекта или явления происходит в его функционировании. Это его движение во временном континууме. Это социальный процесс, который наполнен потоком событий, трансформаций и реформаций. Социальные процессы могут быть направленные (реформа систем образования) и ненаправленные (хаотичные, случайные, непредсказуемые), обратимые (происходит возврат к прежнему состоянию) и необратимые (процессы старения, урбанизация), восходящие (развитие, прогресс) и нисходящие (регресс, дисфункция) и другие.[100]

По времени продолжительности различают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5лет), долгосрочные (более 5 лет) изменения социальных объектов, хотя это определяется условно с учетом интенсивности перемен.

Социальные изменения протекают в различных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы. Функциональные изменения носят адаптивный характер. Эти приспособления к меняющимся условиям окружающей среды и внутренним потребностям социальной системы. Реформы – это преобразования, переустройства социальной системы в целом или каких-либо ее сторон. Они, как правило, проводятся «сверху» и не приводят к массовому насилию. Социальные революции представляют собой кардинальные изменения, осуществляемые в социально-экономической и политической сфере быстро и, как правило, насильственно (это переворот «снизу», это смена правящей элиты и т.д.). Социальная модернизация направлена на улучшение параметров функционирования социальной системы. Социальная трансформация – это преобразование в результате определенных социальных перемен как целенаправленных, так и хаотичных. Социальный кризис отражает переходное состояние общества, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

К факторам социальных изменений относят экономические, политические, структурные, идеологические, культурные, технологические и другие источники изменений.

Если в ходе перемен социальная система (или ее составная часть) обретает качественно новое состояние, говорят о социальном развитии. Его, как правило, отличает направленность на совершенствование системы, необратимость, закономерность (необходимость). Совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека называют социальным прогрессом. Он носит противоречивый характер — продвижение в одном и отступление в другом. Главный критерий его оценки — удовлетворенность членов общества.

Мировая система. В основе развития мировой системы лежат две великие революции, которые приобрели глобальные масштабы. Первая – Французская революция 1789 г. – символ политических преобразований с идеалами всеобщей свободы и равенства. И хотя идеалы не реализованы до сих пор, они способствовали политическим изменениями демократического содержания. Вторая – это промышленная революция, изначально способствовавшая становлению капитализма, послужила чрезвычайно сложной специализации производства, разделению труда, при котором отношения обмена охватили весь мир.

Как отмечает известный польский социолог П. Штомпка[101], Макс Вебер обозначил различия традиционного и капиталистического общества на основе следующих шести критериев: (1) различия по характеру собственности с унаследованным статусом собственника или приобретенным; (2) по способам организации труда и производства (при капитализме главное – эффективность, производительность труда, прибыль); (3) по характеру рабочей силы (личная зависимость от работодателя сменяется личной свободой на продажу своей рабочей силы как товара на рынке труда); (4) по характеру рынка (при капитализме его регулятором выступают экономические закономерности спроса и предложения); (5) партикулярность законов меняется на универсальный характер; (6) различия в господствующих мотивациях (при капитализме – неустанное стремление к прибыли).

Теоретики мировой системы рассматривают ее развитие в контексте международного разделения труда. Как отмечает Э. Гидденс[102], в современном мире продукция производится и обменивается в мировых масштабах, что стало возможным благодаря поистине глобальному разделению труда. Однако новая уникальная мировая система не является результатом исключительно экономических отношений. Распространение капитализма сопровождалось повсеместным становлением национальных государств, возникновение которых относится к относительно недавнему прошлому. Многочисленные национальные государства имеют свои территории, население и государственное устройство. Укоренившаяся в Западной Европе либерально-демократичная модель далеко не всеми принимается, что подтверждают драматические преобразования ХХ столетия.

Известный английский социолог Э. Гидденс настаивает на существовании явного или подспудного убеждения в том, что образ жизни, получивший распространение на Западе, в чем-то превосходит образ жизни других культур. Такое убеждение обусловлено распространением западного капитализма, повлёкшим за собой притеснение и уничтожение большинства других культур.

Теория мировой системы Э. Валлерстайна. Теоретиком мировой системы общепризнан американский историк экономики Эммануил Валлерстайн, президент Международной социологической ассоциации (1994 – 1998)[103]. Валлерстайн является одним из основателей мир–системного подхода, согласно которому единственной социальной реальностью являются «социальные системы», подразделяемые на мини-системы (эпоха охоты и собирательства) и миры–системы. Миры-системы Валлерстайн разделяет на миры-империи и миры-экономики с учетом способа производства. Наиболее устойчивыми являются миры-империи (Китай, Рим и т.д.), в которых экономика находится под диктатом политической власти. Миры-экономики возникают при освобождении экономики из-под диктата политики вследствие победы капиталистического способа производства. Капиталистический мир-экономики победил другие социальные системы. Его составными частями Валлерстайн выделяет ядро, полу-периферию и периферию. В ядре – мировой лидер (в XVII-XVIII вв. Голландия; в XIX в. Великобритания; в ХХ в. США, в ХХI в. страны Западной Европы, Северной Америки, Япония). Периферию составляют страны третьего мира [существующие с XVIII века (как колониальные страны) до настоящего времени общества, в которых большая часть населения проживает в сельской местности и занята в сельском хозяйстве, хотя в некоторых странах есть система свободного предпринимательства, в других из них – централизованное планирование; это страны Африки и Латинской Америки]. Полупериферию составляют существенно развитые индустриальные страны – Россия, Китай, Индия, Бразилия.

Согласно теории мировой системы, страны третьего мира не могут повторить путь, пройденный западными государствами. Теоретики мировой системы, как и другие теоретики общества, не могут сполна объяснить и предвидеть изменение и развитие социальных процессов.

Рассматривая мировую систему как единое целое, Валлерстайн считает, что капитализм как способ существования общества и экономики за счет «капитала» близок к исчерпанию своих возможностей.

Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире. Глобализация как явление планетарного характера понимается, в широком смысле, как направленное развитие человечества с момента его зарождения. В узком смысле – это современный этап развития человечества, начавшийся с окончанием «холодной войны» и отмеченный информационно – технологическим прорывом. Этот этап отражает изменения политической ситуации в мире, сказавшейся на устойчивости государственных границ в плане обретения ими большей прозрачности для свободы передвижения людей, товаров и капитала. Смысл глобализации – снять барьеры между странами. 

Решение глобальных проблем требуют объединения усилий всех государств. Единое глобальное общество пока отсутствует, но уже более полувека проявляется как мировая ассоциация людей, национальных государств, международных организаций и транснациональных сообществ, разделяющих базовые ценности. Начальной точкой отсчета объединения явилось образование в 1945 году Организации Объединенных Наций. ООН является международной организацией, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Членами ООН являются 193 государства.

Число всемирных организаций и различного рода мировых объединений заметно возросло. Это и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития),    ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), МОТ (Международная организация труда) и т.д. Кроме официально оформленных организаций появились неформальные международные сообщества. Например, «Группа восьми» или большая «восьмерка» не является международной организацией. Она основана на договоре, не имеет устава и секретариата. Ее решения не имеют обязательной силы. Это международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира и России. В нее входят восемь наиболее влиятельных стран мира: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Великобритания и США. Члены этой группы собираются на саммиты и координируют свои действия по решению значимых проблем мирового развития с целью выхода на согласованные меры по разрешению возникающих проблем в современном обществе.   

Динамика глобализации связывается с крупными международными событиями, стимулирующими ее (воссоединение Германии, ликвидация СЭВ и Варшавского договора, создание Европейского Союза и т.д.).  В экономической сфере глобализация связана с развитием всемирной рыночной экономики, транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп (ФПГ), международной кооперацией и разделением труда, свободным перемещением благодаря интернету товаров и услуг, и небывалой скорости перемещения капитала. В социальной сфере – декларируется глобальное социальное перераспределение и социальное регулирование, глобальная социальная поддержка. В культуре – внедряется стратегия потребительства. Важно заметить, что глобализация не предполагает универсальность. Она предполагает разнообразие без единства. Здесь хорошо то, что хорошо капиталу.

 Теории глобализации.  Теории мировой системы и теории глобализации во многом совпадают и представлены практически теми же авторами, среди которых наиболее известны ранее упомянутый Э. Валлерстайн, а также У. Бек и Н. Луман.  У. Бек[104] называет глобализацию новым фактором развития, который привел к качественному изменению системы. Он характеризует глобализацию как связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества. Бек применяет свою теорию общества риска к анализу процессов глобализации. Он утверждает, что глобальные опасности создают глобальное общество. Парадоксы культуры глобализации состоят в том, что локальные культуры и идентичности утрачивают корни и заменяются символами единого товарного мира.

  Н. Луман определил мировую систему через коммуникацию и коммуникативную деятельность. В центре его доктрины стоит диалектика производства и воспроизводства социального неравенства, которое по-разному проявляется в тех или иных исторических системах.

Известна идея мирового государства как гипотетическая форма. Первые его проекты относятся к концу XVIII века, к эпохе Великой французской революции. Всплеск различных идей мирового государства наблюдался после Второй мировой войны, которая убеждала в необходимости международной системы, способной гарантировать мир. Этому способствовали и начавшиеся процессы международной координации в рамках ООН. В последующие годы возникали различные теории и концепции мирового государства, создавались организации, ставящие своей целью политическое объединение мира. Постепенно эта идея «обрастает» проектами глобального развития, направленными на решение проблем международного социального неравенства, усиливающейся диспропорции в экономическом развитии и уровне благосостояния различных стран и народов. Но популярность идеи мирового государства не устойчива. Не однозначна оценка европейской интеграции, других союзов и попыток объединения. Вместе с тем проблемы мира, охраны окружающей среды, ликвидация биполярности остаются темой дискуссии для теоретиков, политиков, дипломатов и практиков.

По мнению известного философа А.А. Зиновьева, идея «глобального общества» – есть идея западная, а не всеобщемировая. Запад, и прежде всего США, хочет занять господствующее положение на планете. В ходе «холодной войны» была выработана стратегия объединения в глобальный человейник. Зиновьев назвал эту стратегию западнизацией и определил сущность западнизации как навязывание другим странам и народам социального строя, экономики, политической системы, идеологии, культуры и образа жизни, подобных (или имитирующим таковые) западным странам. А на самом деле западнизация – это включение новых стран в сферу влияния и эксплуатации Западом, присоединение к западному миру не в роли равноправных, а в роли зоны колонизации.[105]

Глобальное общество – это все люди, живущие в данный момент на планете Земля, все современное человечество со сложившимися связями и отношениями различных стран в различных сферах жизнедеятельности.

Сходно с иерархической структурой мировой системы, по Валлерстайну, выделяют три компонента глобального общества: центральный (центр) который доминирует в мировой системе и эксплуатирует других; периферия – те регионы, которые снабжают центр сырьем и подвержены его эксплуатации; полупериферия – регионы, которые находятся в середине.

Комментируя события в мире на своем сайте, Валлерстайн [106] поставил вопрос о провале неолиберальной глобализации, идеи которой звучали повсюду с начала 1980-х годов. Глобализация связывалась с тем, что правительства во всем мире должны убраться с пути крупных эффективных предприятий, пытающихся доминировать на мировом рынке. Это обещало возобновление экономического роста и выхода из глобального застоя прибыли. Валлерстайн признает политический успех неолибералистов, который не сопровождался успехом экономическим. Распределение доходов в мире усилило свои перекошенные формы – массовый рост доходов 10% самых богатых, особенно верхнего 1%, и падение реальных доходов большинства остального населения мира.

Валлерстайн уверен, что нынешняя система не выживет. Выбор новой системы – предмет крупнейшего политического противоборства во всем мире. В своем выступлении на «Форуме 2000: Тревоги и надежды на пороге нового тысячелетия» (Прага, 3-6 сентября 1997 года) Валлерстайн отмечал, что современная миро – система вступила в стадию завершающегося кризиса и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет. «Мы не знаем, станет ли пришедшая на смену новая система (или системы) лучше или хуже той, в которой мы живем ныне»[107]. Будущее общество ждут сложные потрясения. Его перспективы неясны, как считает Валлерстайн, но полагает возможным предположить, что новая мировая система будет преимущественно эгалитарна и в основном демократична. Неопределенность в нем прекрасна. Будущее открыто для творчества человека и природы.

Глобальные проблемы современности как социологические проблемы. Многие дискуссии социологов по проблемам «современного общества» так или иначе выявляют поле общего согласия относительно того, какие наиболее существенные черты ему присущи. П. Штомпка[108] придерживается точки зрения К. Кумира об основных принципах, определяющих современность. Их пять, первый– это принцип индивидуализма. Человек обладает в современном обществе небывало широкими правами не только как граждан, член общества, но и как личность, которая выбирает устройство своей жизни и лично отвечает за все свои успехи и поражения. Вторым назван принцип дифференциации, отражающий выбор из множества вариантов, из различных решений во всех сферах жизни. Прежде всего в трудовой деятельности – все большая специализация и разнообразие профессий. Третийпринцип – это рациональность, максимально конструктивное решение всех проблем. Четвертый – экономизм, которым пронизана вся жизнь (вещи, деньги, товары). Пятый принцип – это экспансивность, пронизывающая современным образом жизни все сферы (вкусы, права, нормы морали, массовую культуру, образование, формы отдыха и развлечений и т.д.)

В обществах с высшим уровнем доходов снизилась детская смертность, выросла средняя продолжительность жизни, несколько снизилась бедность среди людей старше 65 лет, но не улучшаются такие показатели, как жестокое обращение с детьми, уровень детской бедности, относительное число самоубийств среди молодежи, наркомания среди подростков, безработица, доступность жилья и т.д.

Одним из объектов глобализации является образование. Глобализация заинтересована в уменьшении расходов на образование во всех странах, снижении уровня его доступности. Глобализируется само образование: формируется единое образовательное пространство, внедряется английский язык, стандартизируется содержание образования в ущерб его фундаментальности и гуманитарной направленности. Поставлен вопрос о перепрограммировании человека.

  Глобализация способствует становлению общемировых систем в экономике, технологии, информации, политике и т.д., в результате чего страны и народы становятся не только взаимосвязанными между собой, но и взаимозависимыми.

К препятствиям глобализации можно отнести следующее: отсутствие языка общения (роль английского языка утрачивается, число англоговорящих уменьшается); отсутствие единой системы ценностей; несправедливость глобализации; антиглобалистские движения.

В последние годы нарастают глобальные процессы, обостряющие состояние глобальной безопасности. К этим процессам известный российский ученый  К. К. Колин[109] относит следующие:

1. Усиление геополитической напряженности между странами Востока и Запада одновременно в нескольких регионах мира: на Ближнем Востоке, на Украине, в Восточной и Западной Европе, на Корейском полуострове. Причиной этого является агрессивная геополитика США и их союзников в странах Запада, а также расширение сферы деятельности НАТО на Восток, к границам России. Уровень этой напряжённости сегодня очень высок и может стать причиной новой мировой войны с применением оружия массового поражения.

2. Нарастание комплекса экологических и биосферных угроз глобального характера, обусловленных все более масштабной техногенной деятельностью человека. Результатом этой деятельности становится разрушение многих жизненно важных экосистем нашей планеты, а также изменение её глобального климата. Деструктивные процессы наблюдаются и в мировом океане.

3. Достаточно быстрые перемены в демографической сфере общества. Рост общей численности населения планеты, особенно в странах Азии и Африки, которые наименее развиты и имеют низкий уровень образования. Потоки мигрантов из этих стран, хлынувшие в Европу, служат дополнительным фактором повышения социальной напряженности.

4.  Нарастание негативных тенденций в гуманитарной сфере общества, связанных с деградацией базовых духовных ценностей, потребительской ориентацией общественного сознания, утратой многих достижений мировой культуры.

5. Тревожные явления в развития человека. Ставится вопрос об изменении человека как биологического вида.   

Как подчеркивает Колин, в ХХI веке необходима комплексная стратегия обеспечения глобальной безопасности. Именно стратегия безопасности, а не стратегия устойчивого развития, как это принято считать в настоящее время.

Место России в мировой системе. В книге «Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.», И. М. Ильинский, ссылаясь на Директиву Совета Национальной безопасности США № 68 от 4 апреля 1950 г., отмечает: «Холодная война —  это на самом деле настоящая война, в которой на карту поставлено выживание свободного мира»[110]. В других документах говорится о том, что США не ставит перед собой конкретных сроков окончания холодной войны. Главное — победа. Первый этап холодной войны СССР проиграл. Но холодная война продолжается. Выиграно важное сражение, целью которого было уничтожение СССР, компрометация идеи коммунизма. Теперь США стремятся расчленить Россию и получить доступ к ее сырьевым ресурсам.

 Современная Россия тоже включилась в глобальный процесс. Это происходит на фоне неустойчивости российского социального организма и существенных изменений геополитической карты мира. Колоссальные потери стали заметны во всех областях жизни россиян: экономической, политической, социальной и культурной. Одним из подтверждений этого явилось вопиюще несправедливое распределение национального богатства и его концентрация у немногих богатейших олигархов.

Как заметил А.А. Зиновьев, то, что сложилось в России, сложилось в силу объективных законов формирование больших человеческих объединений…объективные законы общества существуют, они неумолимы,…Что произошло в России? А произошло следующее. Первое: начиная с 1946 г. в мире шла «холодная война», которая по жертвам превосходит все прошлые войны, вместе взятые.[111] Задачей этой войны было не столько уничтожить коммунизм, сколько разрушить Советский союз и уничтожить Россию. Как известно, «холодная война» Советским Союзом была проиграна. Второй причиной Зиновьев назвал предательство высших руководителей страны, которое глубоко скрывалось под маской реформистов, идеологов перестройки. В 80-е годы в Советском Союзе действительно назрел кризис. Зиновьев написал об этом еще до прихода Горбачёва. «Кризис можно преодолеть теми средствами, которыми Советский Союз располагает». Но стране была навязана западнизация. Россия не имела и не имеет для этого никаких условий: ни природных, ни исторических, ни человеческих ресурсов. Зиновьев, который не был известен как защитник коммунизма, подчеркивал: никакого доказательства, что коммунистическая система исчерпала себя, нет и не было. Она просуществовала всего 75 лет - капитализм существует сотни лет. Коммунистическая система доказала свою жизнеспособность и в период гражданской войны, и в период восстановления народного хозяйства. Страна разгромила сильнейшего противника в Великой Отечественной Войне и стала сверхдержавой мира. Советская социальная система – нормальная система, она ничуть не хуже западной.[112]

Общества травмы. Как считает известный российский социолог Ж. Т. Тощенко[113], в конце ХХ и начале XXI века некоторые страны пережили потрясения, которые не укладываются в прежде понятную логику общественного развития. Он относит это к таким странам, как Иран, Ливию, Афганистан, Сирию, Тунис, Египет, а также независимые государства, образовавшиеся после распада СССР. Все эти страны объединяет одно –  кардинальные политические потрясения, стагнация и/или упадок экономики, неопределенность будущего, разочарование и потеря доверия к провозглашенному пути и средствам достижения намеченных целей. Тощенко называет такой феномен «обществом травмы». Понятие «травмы» в отношении депрессивных, кризисных, современных обществ применяли Ю. Хабермас, П. Штомпка и др.

 Тощенко доказывает, что травмы указанных выше современных обществ начинались с насильственного свержения существующего политического режима и соответствующих институтов управления. Свержение политического режима происходило либо из-за вмешательства внешних сил (например, Ирак, Ливия, Афганистан, Сирия, Тунис), либо под воздействием внутренних катаклизмов (Россия, Украина, Грузия, Молдова). При этом все возникающие потрясения проходили под лозунгом неотложности кардинальных изменений с требованием серьезных сдвигов в экономике и социальной сфере, под обещания срочного благополучия страны. Но в этих странах серьезных сдвигов не произошло. Хотя подобная задача успешно решилась, причем в течение непродолжительного времени, в некоторых капиталистических (Сингапур, Малайзия, Южная Корея) и социалистических странах (Китай и Вьетнам).

Не достигла успехов и Россия: за четверть века она не вышла на социально-экономические показатели, которыми обладала РСФСР в 1990 году. Тощенко подчеркивает, что  «у «общества травмы» отсутствует четкая и ясная стратегия и понимание перспектив развития. Намеченные преобразования в основном сводятся к ориентации на решение отдельных проблем. Иногда – с учетом опыта других стран (как это было в России)…до сих пор остается невыясненным ответ на вопрос: какое же общество мы для себя строим?».[114]

Во всех странах травмы произошла дезориентация и дезорганизация общественной жизни. Вместо позитивных сдвигов – нежелательные, неприемлемые для населения негативные изменения. Это расхищение национального богатства и сосредоточение его в руках сравнительно небольшой группы лиц, рост коррупции, безработицы, приоритет наживы, социальное неравенство и т.д. Причем, рост социального неравенства в этих странах необъяснимый и ничем не оправданный. По данным Global Wealth Report, на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех личных активов в России. Во всем мире этот показатель равен 46%, в Европе – 32%[115].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня остро стоит проблема национальной безопасности России. 31 декабря 2015 г. Указом Президента Российской Федерации № 683 утверждена Стратегия национальной безопасности России, в которой изложены цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. В этом документе отмечается, что в настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях.

 Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.  Наметились позитивные тенденции в решении ряда социальных и культурных задач.

Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Обостряются глобальные противоречия. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов.

Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории. Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются мировая демографическая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.058 с.)