Организация независимой оценки квалификации (нок) работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида деятельности, включая: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация независимой оценки квалификации (нок) работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида деятельности, включая:



разработку проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

- проведение отбора организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (далее – Центр), наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями;

- организацию разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются Центрами при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

- размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») порядка оценки квалификации экспертов Центра, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена и организация оценки их квалификации;

- определение для каждого Центра наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;

- осуществление мониторинга и контроля деятельности Центров;

- принятие решений о прекращении полномочий Центров;

- проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации Центром;

- проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации;

-создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

- обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации;

е) формирование общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности Совета.

Учитывая, что согласно Положению о Совете финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет собственных средств организации, на базе которой создан Совет (а это – Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание «), и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, реализовать столь обширные и затратные полномочия, без весьма значительных бюджетных ассигнований и (или) без введения платы для лиц, изъявивших желание пройти профессиональный экзамен (стоимость этого испытания, определенная по методике НАРК может составить не менее 15 тыс.руб.), невозможно.

Сообщаем, что по просьбе Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Министерство просвещения РФ предоставило ему на рассмотрение проекты наименований квалификаций и структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, которые были разработаны в рамках задания предыдущего состава руководства Минпросвещения России с целью реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

30 мая 2020 года председатель СПК в сфере образования Л.Н.Духанина обратилась к председателю Общероссийского Профсоюза образования
с предложением принять участие в общественно-профессиональном обсуждении проектов наименований квалификаций и структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

ЦС Профсоюза, проведя обсуждение материалов (проектов наименований квалификаций и структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена), поступивших из Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования (далее – СПК), отметил следующее.

Экспертный анализ проектов наименований квалификаций и структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена показывает серьёзную организационно-правовую и содержательную не проработанность этих материалов и, на взгляд ЦС Профсоюза, требует серьёзной и тщательной переработки. (Текст экспертного заключения приводится в сокращенном варианте).

Вопросы нарушения организационно-правовых регламентов.

ЦС Профсоюза обращает внимание на необходимость соблюдения правовых регламентов, которые задаются приказом Минтруда России от 12.12.2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 г. № 44970, далее – Положение о разработке квалификации) и приказом Минтруда России
от 01.11.2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» (Зарегистрирован
в Минюсте России 29.12.2016 г. № 45047, далее – Положение о разработке оценочных средств).

Так, согласно Положению о разработке квалификации формирование проектов наименований квалификаций осуществляет СПК, для чего он создаёт рабочую группу по разработке проектов квалификаций, персональный состав которой утверждается решением СПК (п.3. Положения о разработке квалификации).
В качестве разработчиков проектов квалификаций СПК привлекает специалистов, имеющих профессиональное образование и опыт работы по видам профессиональной деятельности, соответствующим виду профессиональной деятельности разрабатываемой квалификации, и дополнительное профессиональное образование по вопросам разработки оценочных средств и (или) экспертизы и (или) организации, имеющие таких специалистов.

ЦС Профсоюза заинтересован в обеспечении организационно- правовых регламентов осуществления вышеперечисленных мероприятий и просит направить в свой адрес протокол Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования о создании такой рабочей группы и утвержденный её персональный состав, а также сведения о наличии у членов рабочей группы соответствующего дополнительного профессионального образования в области разработки оценочных материалов.

ЦС Профсоюза обращает внимание на то, что разработка оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации, согласно п. 6 Положения
о разработке оценочных средств, может быть организована не ранее внесения наименования квалификации в реестр Национального агентства по развитию квалификаций (далее – НАРК).

В связи с этим ЦС Профсоюза считает неприемлемым рассмотрение направленных для профессионально- общественного обсуждения структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена до внесения наименований соответствующих квалификаций в реестр НАРК.

ЦС Профсоюза убежден, что установленные сжатые сроки реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания и деятельности центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (п.3.1.2. Паспорта федерального проекта «Учитель будущего», приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря
2018 г. № 3) не могут служить основанием для опрометчивых действий, способных негативно повлиять на трудовые отношения в сфере образования. Отрицательный опыт поспешного принятия профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в 2015 году показывает, что сфера трудовых отношений – не место для экспериментов и скоропалительно принятых непродуманных решений.

2. Вопросы к содержанию проектов наименований квалификаций ЦС Профсоюза неоднократно отмечал, что действующий ПС «Педагог», на основе которого, как заявлено разработчиками, проведено выделение наименований квалификаций и разработаны оценочные средства для независимой оценки, не соответствует принятой методологии описания вида профессиональной деятельности, так как в большей мере описывает трудовые обязанности.

По мнению экспертов ЦС Профсоюза, это обнаруживается в представленных проектах наименований квалификаций.

Как следует из письма Минтруда России (Ельцова Л.Ю.) от 6 июня 2017 г.
№ 14-2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профессиональных стандартов], профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности.

ЦС Профсоюза отмечает, что в пояснительной записке по проекту наименования квалификации «Педагог дошкольного образования (воспитатель)» разработчики вынуждены были отнестись к выделенным 5 и 6 уровням квалификации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н, поскольку они были использованы в профстандарте «Педагог»

Как известно, действующий ПС «Педагог» для трудовой функции А «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» определяет необходимость наличия 6-го уровня квалификации, а для трудовой функции В «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» – необходимость наличия 5-го и 6-го уровней квалификации.

Это обстоятельство вопреки логике и методологии выделения уровней квалификации порождает путаницу и создает предпосылки к тому, что, например, педагог дошкольного образования может одну трудовую функцию реализовывать на 5 или 6 уровне квалификации, а другую – только на 6 уровне квалификации.

Правовая коллизия, заложенная в ПС «Педагог», отразилась в избранном разработчиками подходе к выделению трудовых действий, подлежащих независимой оценке квалификации (далее – НОК) в форме профессионального экзамена.

В частности, в проекте наименования квалификации «Педагог дошкольного образования (воспитатель)» при описании положений ПС «Педагог», на соответствие которым предлагается проводить НОК по трудовой функции (далее – ТФ) А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по 5 уровню, разработчиками указывается, что независимой оценке подлежат все трудовые действия (далее – ТД), указанные в ПС «Педагог», входящие в ТФ, за исключением 7-ми из 10 имеющихся.

По мнению экспертов ЦС Профсоюза, должно подлежать исключению и ТД «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», так как согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) программа дошкольного образования строится не по принципу выделения учебных дисциплин, а по принципу выделения образовательных областей (п.2.6. ФГОС ДО), что предполагает существенную разницу в специфике их реализации и соответствующей деятельности педагогов.

Таким образом, по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» независимой оценке должны подлежать, по логике разработчиков, только два из десяти ТД:

«осуществление профессиональной деятельности в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;

«участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды».

При этом, на взгляд ЦС Профсоюза, «участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации» с какими бы то ни было целями в большей степени относится, не к педагогическому виду деятельности, а
к управленческому.

Далее, по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», по мнению разработчиков, независимой оценке подлежат все умения, указанные в ПС «Педагог», за исключением 4-х из 6-ти.

Таким образом, подлежать независимой оценке, по мнению разработчиков, будут два умения:

«использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

«владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».

При этом никаких ограничений по структурному элементу (дескриптору) ПС «Необходимые знания» разработчиками не сделано, тогда как среди «необходимых знаний» по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» значатся «необходимые знания», не относящиеся к дошкольному образованию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.01 с.)