Тема:   введение в психологию. Методы психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:   введение в психологию. Методы психологического исследования



Семестр

КАДАНКОВА Н.Н.,

 Воюшина Е.А.

 

Практическое занятие № 1

 

ТЕМА:        Введение в психологию. Методы психологического исследования

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2).

II. Общая характеристика психологического исследования:

a) методологические принципы психологического исследования (понятие, характеристика)

b) основные этапы исследования, методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев). (Заполнить табл.3)

III. Эмпирические методы  психологического исследования (заполнить табл.4)

a) наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;

b) эксперимент, виды эксперимента;

c) метод тестов;

d) социометрия

e) опрос, основная характеристика различных видов опроса;

f) моделирование.

 

ЗАДАНИЯ: 1. Установить взаимосвязь психологии с другими науками

Таблица 1

Психология Другие науки Основные точки соприкосновения Идея, заимствованная для развития психологического знания
Например биология Человек -биологический вид идея эволюционного учения Ч.Дарвина

Таблица 2

Охарактеризуйте основные отрасли психологии (не менее 7-8 отраслей)

Название отрасли Краткая характеристика предмета изучения Задачи отрасли
Общая психология    
Социальная психология    
     
     

1. Составить схему этапов психологического исследования (Табл.3)

Название этапа исследования характеристика этапа Методы исследования Характеристика метода

 

2. Заполнить таблицу 4 для всех эмпирических методов:

 Название метода (дать понятие)  Основная характеристика метода (свойства, виды) Достоинства метода Недостатки метода

3. Дать определение следующим понятиям (с указанием источника): психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.-с.24-39.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.12 -36.

3. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 59-85.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 110-117;125-126.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М, 2001, с.33-36, 39-40, 51-55, 74-75,80-81.

3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М.Б. Михалевской – М., 1985.

 


Практическое занятие № 2

                                                                                              

ТЕМА:    Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Ч1.

I. Психики как основной предмет в отечественной психологии: понятие, функции, этапы (стадии) развития психики, формы психического отражения. Сравнительная характеристика  психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).

II. Предпосылки возникновения сознания человека. Понятие «сознание». Сознание и речь.

III. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие «натуральные» и «высшие» психические функции.

 

Ч.2 I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева:

1.Сравнительный анализ деятельности человека и животных.

II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).

1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей)

2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).

III. Внутренняя деятельность.

IV. Проблема формирования игровой и учебной деятельности у субъектов образовательного процесса.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных».

Особенности трудовой  деятельности людей Филогенетические предпосылки развития труда животных Природные ограничения для трудовой деятельности животных
     

2. Выписать основные условия возникновения психики человека

3. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1).

4. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

5. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128),  с.162-189.

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.

5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по     психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.

6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.

7. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1)

8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

9.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.

 

 


 

 

Практическое занятие №3

ТЕМА:      Мозг и психические процессы. Физиологические основы психики человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I. Проблема соотношения психической деятельности и материальной основы (мозга).

Понятие и принципы функциональной организации человеческого мозга. Теория функциональных систем П.Анохина.

II. Мозг как сложная функциональная система: строение головного мозга (Основные отделы мозга и их психические функции)

 

Ш. Проблема локализации высших психических функций. Теория трех блоков мозга А.Р. Лурия:

· блок тонуса или энергетический блок;

· блок приема, переработки и хранения информации;

· блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

IV. Принцип латерализации (асимметрии) в работе больших полушарий.

V. Особенности правополушарных и левополушарных типов: в деятельности и обучении.

VI. Профиль латеральной организации головного мозга. Виды профилей и основные характеристики.

ЗАДАНИЯ:

I. Законспектировать:

1. Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.

3. М.М. Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.

 

Проанализировав предложенную литературу и заполни таблицы:

1.Строение головного мозга

Отдел г.м. строение положение функции
       

 

2. Теория трех блоков (А.Р. Лурия)

Отдел (блок) строение функция нарушения
       

 

3. Межполушарная асимметрия

Название полушария Реализуемые психические функции нарушения
Правое полушарие    
Левое полушарие    

 

4. Составить психологический портрет ученика с правополушарным типом и левополушарным типом.

II. Дать определение понятиям:

Межполушарная асимметрия, ЦНС, периферическая н.с., рефлекс, функциональная локализация ВПФ, симпатическая н.с., парасимпатическая н.с., ассоциативные сенсорные, моторные зоны, синапсы, рефлекторная дуга, латерализация, лимбическая система, ретикуляторная формация, теория трех блоков.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 25-70.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 18-23.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.2., с. 246-262.

5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.

7. Лурия А.Р. Мозг и психика//Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с. 83-92.

8. Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. -1985.

9. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.

 

                                                                                 


 

Практическое занятие №4 -5

Мышление:

  • роль (функции) мышления в жизни человека и животных.

· психологическая природа мыслительного процесса (по Рубинштейну). Задача как объект мышления. Факторы, определяющие решение задач.

· виды мышления;

· мыслительные операции;

· теории мышления;

  • формирование мышления в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности.

4 Речь.

  • понятие. Функции речи. Речь и язык, сравнительный анализ понятий.
  • виды речи;
  • сравнительный анализ внешней и внутренней речи (функции, строение)

 

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу к семинару, выписать основные понятия по теме восприятие, ощущения, мышление.

2. Заполни таблицу: Сравнительная характеристика собственно познавательных процессов

Определение процесса Функция (роль в жизнедеятельности человека) Основные свойства (расшифровать, привести пример) Виды процессов (дать определение каждого вида, привести пример) Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения)
         

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.164-198, 200-207, 216-233,298 -331.

 или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 141-171.или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с247-291.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989, с. 369-377

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Мышление и речь /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В.- М., 1981, с.153-176.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. М., 1986, с. 175-191

3. Кравков Пороги ощущения и их измерение. //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, С.242-250.

 

 


 

Практическое занятие №6

Память

1.. Характеристика памяти как психического процесса:

· роль (функции) памяти в жизни человека и животных

· понятие и  виды памяти;

· характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание);

2. Основные принципы организации памяти: проблемы и подходы (теории памяти)

3. Память и деятельность (мотивация и запоминание, эффект Зейгарник, установки, исследования Зинченко и Смирнова)

· развитие и тренировка памяти, мнемотехники как средства развития памяти.

· Методы исследования памяти

 Внимание

3. Общее представление о внимание в психологии:

  • роль (функции) внимания  в жизни человека и животных

· понятие и виды внимания;

· свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем)

· развитие внимания.

· методы исследования внимания.

4. Теории внимания:

Воображение

5.Понятие и специфика процессов воображения:

·  роль (функции) воображения в жизни человека и животных

· виды воображения (продуктивное, репродуктивное, пассивное, активное). Специфика и взаимосвязь, видов воображения.

 приемы создания образов воображения (техники). (4).

Методы развития воображения

ЗАДАНИЯ:

3. 1. Заполни таблицу: Сравнительная характеристика собственно универсальных процессов

Определение процесса Функция (роль в жизнедеятельности человека) Основные свойства (расшифровать, привести пример) Виды процессов (дать определение каждого вида, привести пример) Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения)
         

 

2. Подобрать и составить перечень приемов, облегчающих запоминание материала.

3. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно использовать возможности собственного внимания и памяти.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 247 -281 -283 -294, 354 -372.

2. или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 171-182,184-207. или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с. 231-247, с.291-322, 220-232.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, гл.5 //Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, М., 1976, с.232-239.

ДОПОЛНТТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. 1.Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. –М., 1881, с255-258.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р.: Память примитивного человека, культурное развитие специальных функций памяти //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.406-420.

6. Годфруа Ж. Что такое психология –М., 1992, с.435-442 (к 4 вопросу).

7. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.420-437.

8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.465.-476.

9. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.437-453.

10. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.4476-487.


Практическое занятие № 7

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.

2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.

4. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 263-318.

5. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001.- С.57-87.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234

7. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997. – С. 153 – 195.

8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат,    1985 – 431 с.

9. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003. - С.327-349.

10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу.

11. Шевандрин Н.И.. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – с.185 – 238.


 

Практическое занятие № 8

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581.

3. Психология // Под ред. Петровского 2001, М. С.401-460.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.

5. Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.

6. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.

7. Небылицын В. Д. Темперамент. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.

8. Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек.. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273.


Практическое занятие № 9

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468. или Немов Г.С. Психология. – М., 1992., т.1, с. 357-389.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.  Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.

5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.

 


 

Практическое занятие № 10

 

Ч1.

1. Понятие о потребностях как об основе процессов мотивации. Эволюция потребностей.

2.  Понятие потребностей в отечественной психологии. Иерархия потребностей А.Маслоу.

3. Мотивы: понятие. Виды. Понятие мотивация.

4. Специфика мотивации человека. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивов. Мотивы и сознание.

Ч2.

 1 Понятие самосознание в отечественной психологии:

критерии самосознания; уровни развития самосознания.

2. Понятие Я-концепцци.

· значение Я-концепции для личности человека;

· оценочная и поведенческие составляющие Я-концепцц;

· внешний облик и Я-концепция.

3. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки.

1. Формирование самосознания и самооценки человека в процессе деятельности: факторы и условия.

2. Защитные механизмы личности.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу по проблеме.

2. Составить словарь терминов по теме мотивация.

Теория, автор. Поянтие мотив, потребности (если есть различия) Виды мотивов (потребностей). Критерий для классификации Источник мотивации (биологические, социальные)
Психоаналитическая теория З. Фрейд      
Гуманистическая А, Маслоу      
Теория деятельности А.Н. Леонтьев      
Х. Хекхаузен      
       

3. из источников выписать и проанализировать понятия: самосознание, самопознание, самопринятие, самоотношение, самооценка, Я-концепция.

4. законспектировать Р. Бернс «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) с.30-47,61-64, 97-113.

5. Проанализируйте защитные механизмы по представлено в таблице схеме, продумайте и представьте способы преодоления психологической защиты.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)

3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.

4.  Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.

1. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.

2. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс в читальном зале на Торцева 6.) С.30-47,61-64, 97-113.

 

Практическое занятие № 11

ВОПРОСЫ

Ч1.

1. Понятия общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Основные виды общения. Основные функции общения. Специфика человеческой коммуникации (активность обмена информацией, влияние партнёров друг на друга, возможность коммуникации при сходной системе кодификации и декодификации):

  • Общение как обмен информацией. Невербальная сторона общения –коммуникативная.
  • Общение как межличностное взаимодействие –интерактивная сторона
  • Общение как понимание людьми друг друга –перцептивная сторона. Механизмы межличностной перцепции (идентификация рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция).

2. Барьеры общения.

 

Ч 2.

  1. Понятие конфликта, структура конфликта, функции, основные виды конфликтов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликты в группе)
  2. Этапы разрешения конфликтов, основные способы и приёмы, используемые для разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в педагогической сфере.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Дать определение следующих понятий:

- Общение

- Взаимоотношения

- Рефлексия

- Каузальная атрибуция

- Аттракция

- Перцепция социальная

- Эмпатия

- Идентификация

1. Выписать из кн. Кан-Калик «Грамматика общения» основные функции и барьеры общения», с23-26.

2. Понаблюдать за одним человеком в течение недели, описать выявленные за это время наиболее характерные жесты.

3. Пронаблюдать за человеком в эмоционально значимых для него ситуациях. Описать, как жесты отражают его эмоции.

4. Дать анализ общения как одного из видов деятельности (схема строения деятельности см. семинар).

5. Познакомится с методом социометрического исследования: цель, возможности, технология.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С. 87 – 111.

2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.118-144.

3. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.

4. Социальная психология в современном мире: Уч.пос. /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002.

Практическое занятие № 12

ТЕМА: «Психология малой группы»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие малой группы.

- Её основные характеристики.

- Виды малых групп.

- Эффективная деятельность в малой группе.

2. Коллектив как высшая форма развития группы;

3. Руководство и лидерство в группе. Стиль руководства и лидерства.

4. Образование малой группы (механизмы образования, условия вступления индивида в группу).

5. Этапы развития группы.

6. Социально-психологический климат и сплоченность как социально-психологические явления.

7. Феномен группового давления (понятие, каналы давления, величина давления). Эксперименты С.Аша. Влияние меньшинства.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Опишите систему критериев и признаков эффективной групповой деятельности.

2. Дать определение следующим понятиям:

- Композиция группы;

- Динамические явления в группе;

- Эффективность групповой деятельности;

- Статус;

- Роль;

- Руководство;

- Лидерство;

- Составить социально – психологическую характеристику малой группы (на выбор).

1. Законспектировать статьи:

- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. //Социальная     психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.,2000, стр. 211-221.

- Шутц У. Комплементарная функция лидера. // Современная западная соц. психология. Тексты. – М., 1984. стр.162-169.

3. Заполнить таблицу: Сравнительный анализ лидера и руководителя:

Характеристика   Лидер Руководитель
Природа    
Структура отношений и тип отношений    
Возникновение    
Право на санкции    
Характер воздействия    
Статус в группе, как приобретается    
Поле деятельности    

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 187-203, 235-249.

2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.101-112.

3. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.

4. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, Донцова. – М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – С.112-126.

2. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003.- С.229-241.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

 

Семестр

КАДАНКОВА Н.Н.,

 Воюшина Е.А.

 

Практическое занятие № 1

 

ТЕМА:        Введение в психологию. Методы психологического исследования

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2).

II. Общая характеристика психологического исследования:

a) методологические принципы психологического исследования (понятие, характеристика)

b) основные этапы исследования, методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев). (Заполнить табл.3)

III. Эмпирические методы  психологического исследования (заполнить табл.4)

a) наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;

b) эксперимент, виды эксперимента;

c) метод тестов;

d) социометрия

e) опрос, основная характеристика различных видов опроса;

f) моделирование.

 

ЗАДАНИЯ: 1. Установить взаимосвязь психологии с другими науками

Таблица 1

Психология Другие науки Основные точки соприкосновения Идея, заимствованная для развития психологического знания
Например биология Человек -биологический вид идея эволюционного учения Ч.Дарвина

Таблица 2

Охарактеризуйте основные отрасли психологии (не менее 7-8 отраслей)

Название отрасли Краткая характеристика предмета изучения Задачи отрасли
Общая психология    
Социальная психология    
     
     

1. Составить схему этапов психологического исследования (Табл.3)

Название этапа исследования характеристика этапа Методы исследования Характеристика метода

 

2. Заполнить таблицу 4 для всех эмпирических методов:

 Название метода (дать понятие)  Основная характеристика метода (свойства, виды) Достоинства метода Недостатки метода

3. Дать определение следующим понятиям (с указанием источника): психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.-с.24-39.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.12 -36.

3. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 59-85.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 110-117;125-126.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М, 2001, с.33-36, 39-40, 51-55, 74-75,80-81.

3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М.Б. Михалевской – М., 1985.

 


Практическое занятие № 2

                                                                                              



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.195 с.)