Практические занятия для очно-заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия для очно-заочной формы обучения



(6 ак. часов)

Занятие 1. Понятие и суждение как формы мышления.

1. Общая характеристика понятий. Логические характеристики понятия: содержание (родовые и видовые признаки) и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2.Виды понятий по содержанию и объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Логические операции с понятиями: определение, деление, обобщение и ограничение.

3.Суждение и предложение. Простые суждения. Виды простых суждений по содержанию предиката: существования, с отношением, атрибутивные. Категорические суждения. Классификация категорических суждений по количеству и качеству. Сложные суждения. Виды сложных суждений: соединительные, разделительные (сильная и слабая дизъюнкция), условные (импликация и эквиваленция), комбинированные (смешанные).

4.Законы логики

5.Модальные суждения. Типы и виды модальностей: эпистемическая, деонтическая, алетическая.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

1. Выделите содержание понятия, указав родовой и видовой признаки.

2. Определите вид понятия по содержанию: конкретное или абстрактное, положительное или отрицательное, безотносительное или соотносительное.

3. Укажите предметы, составляющие объем понятия.

4. Определите вид понятия по объему: единичное и общее (регистрирующее и нерегистрирующее).

           Пример.

           Понятие «суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке».

           1. Выделим содержание понятия «суд», в котором укажем:

- родовой признак – орган государства, т.к. указывает класс предметов (предметную область), в объем которого входят предметы, мыслимые в понятии «суд»;

- первый видовой признак – [осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения] уголовных [дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке], т.к. отличает предметы, мыслимые в понятии «суд», от других предметов рода «орган государства»;

- второй видовой признак – […] гражданских […];

- третий видовой признак – […] административных […];

- четвертый видовой признак – […] иных категорий […].

    2. Определим вид понятия «суд» по содержанию:

- конкретное, т.к. в нем мыслится совокупность предметов;

- положительное, т.к. в его содержании указаны свойства, присущие предметам, мыслимым в данном понятии;

- безотносительное, т.к. в нем мыслятся признаки-свойства.

           3. Укажем предметы, составляющие объемпонятия (предметы класса) «суд» по его содержанию:

- первый подкласс предметов: [осуществляющий правосудие в форме рассмотрения] уголовных [дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке]

- второй подкласс предметов: […] гражданских […];

- третий подкласс предметов: […] административных […];

- четвертый подкласс предметов: […] иных категорий […].

Выделенные подклассы входят в класс «суд» по указанным в содержании понятия «суд» признакам и составляют объем понятия «суд».

    4. Определим вид понятия «суд» по объему:

- общее, т.к. в нем мыслится более одного предмета (четыре подкласса предметов);

- регистрирующее, т.к. множество (количество) мыслимых в нем предметов поддается учету.

З А Д АН И Я

1.1. Адмиралтейство – в Великобритании с конца 17 века высший орган управления и командования морскими силами.

1.2. Преступлением, совершенным по неосторожности признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

1.3. Приговор – решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции.

1.4. Реплика – замечание участника прений сторон относительно сказанного в речах других участников.

1.5. Непричастность – неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления.

1.6. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

1.7. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

1.8. Председательствующий – судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично.

1.9. Алиби – нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте.

1.10. Обвинение – утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1.11. Свидетельский иммунитет – право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

УПРАЖЕНИЕ 2.

1. Определите вид отношения между совместимыми понятиями.

2. Изобразите вид отношения между совместимыми понятиями с помощью круговых схем.

           Пример: преступление (А) - виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК РФ (В) (ст.14 УК РФ).

А, В
           1. Определим вид отношения между понятиями А и В. Данные понятия находятся в отношении равнообъемности (равнозначности), т.к. в них мыслится один и тот же предмет, объемы этих понятий полностью совпадают.

           2. Изобразим отношения между понятиями А и В с помощью круговой схемы:

З А Д А Н И Я

2.1. Грабеж, открытое хищение чужого имущества (ст. 161 УК РФ).

2.2. Присвоение, совершенное группой по предварительному сговору; присвоение, совершенное организованной группой по предварительному сговору (ст. 160, п.4 УК РФ).

2.3. Преступление, преступление в сфере экономики, преступление против собственности, кража, тайное хищение чужого имущества (ст. 14; раздел 8, глава 21, ст. 158 УК РФ).

УПРАЖНЕНИЕ 3.

1. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями.

2. Изобразите вид отношения между несовместимыми понятиями с помощью круговых схем.

           Пример: Печать (А), телевидение (В).

В
А
 
           1. Определим вид отношения между понятиями А и В. Данные понятия находятся в отношении соподчинения, т.к. они не имеют общих элементов объема и содержат безотносительные признаки.

           2. Изобразим отношения между понятиями А и В с помощью круговой схемы:

З А Д А Н И Я

3.1. Оконченное преступление, неоконченное преступление (ст. 29 УК РФ).

3.2. Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник (ст. 33 УК РФ).

3.3. Кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ).

УПРАЖНЕНИЕ 4.

1. Определите вид отношения между понятиями.

2. Изобразите вид отношения между понятиями с помощью круговых схем.

З А Д А Н И Я

4.1. Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ), арест (ст. 54 УК РФ).

4.2. Наказание (ст. 43 УК РФ), штраф (ст. 46 УК РФ), обязательные работы (ст. 49 УК РФ).

4.3. Основное наказание, дополнительное наказание, штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение воинского звания (ст. 44 УК РФ).

4.4. Хулиганство и грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (ст. 213 УК РФ).

4.5. Вымогательство (ст. 163 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

УПРАЖНЕНИЕ 5.

1. Найдите в данном тексте понятия, между которыми существуют логические отношения.

2. Определите вид отношения между этими понятиями.

Суды делятся на обычные и чрезвычайные, создание последних прямо запрещается почти всеми современными конституциями. Обычные суды подразделяются на суды общей компетенции и специализированные: военные, арбитражные (торговые, хозяйственные), таможенные, налоговые (финансовые), по трудовым спорам и т.д. Особыми разновидностями судов являются конституционные и административные суды. В отдельных странах существуют также религиозные суды (напр., суд шариата в мусульманских государствах - Иране, Пакистане, Судане и др.) и суды обычного права (напр., племенные суды в ряде стран тропической Африки и Океании). В государствах с федеративным устройством суды делятся на федеральные и суды субъектов федерации. Суды также делятся по инстанциям: суды первой инстанции, апелляционные и кассационные, по территориальному уровню: напр., районные (городские), окружные и верховные.

 Кон­ституция РФ 1993 г. устанавливает, что правосудие в РФ осу­ществляется только судом. В РФ в настоящее время действует три вида судов: общей юрисдикции (гражданские и военные), ар­битражные и суды, осуществляющие конституционное судопроизводство (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

1. Определите, какие понятия находятся в отношении рода и вида.

2. Определите, какие понятия находятся в отношении целого и части.

           Пример: 1. Учебное заведение, лицей. 2. Батальон, рота.

           1. Определим, в каком отношении находятся понятия «учебное заведение» и «лицей». Они находятся в отношении рода и вида, т.к. все признаки понятия «учебное заведение» являются признаками понятия «лицей».

           2. Определим, в каком отношении находятся понятия «батальон» и «рота». Они находятся в отношении целого и части, т.к. рота является частью батальона, его структурным подразделением, но не его видом, на который распространяются все признаки понятия «батальон».

З А Д А Н И Я

1. Образное выражение, поговорка. 2. Система права, гражданское право. 3. Элементарная частица, позитрон. 4. Институт, факультет. 5. Преступление, умышленное преступление. 6. Государственная власть, парламент.

 

УПРАЖНЕНИЕ 7.

1. Выделите структурные элементы в определении понятия, указав в определяющем понятии родовые и видовые признаки.

2. Проверьте правила определения понятия.

           Пример: « суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных или гражданских дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке»

           1. Выделим структурные элементы в определении понятия «суд»:

- определяемое понятие: «суд» (А), т.к. его содержание раскрывается;

- определяющее понятие: осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных или гражданских дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке (Всd), т.к. с его помощью раскрывается содержание понятия «суд»;

           2. Укажем в определяющем понятии родовой и видовые признаки:

- родовой признак – орган государства (В), т.к. указывает предметную область понятия «суд»;

- первый видовой признак – [осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения] уголовных [дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке] (с), т.к. отличает вид «суд» от других видов рода «орган государства»;

- второй видовой признак – […] гражданских […] (d), т.к. то же отличает вид «суд» от других видов рода «орган государства»

           2. Проверим правила определения данного понятия: не все правила соблюдены. Нарушено правило соразмерности, т.к. не все категории дел указаны, что можно проверить по по справочнику «Конституционное (государственное) право» / Под ред. В.И.Лафитского. – М.: Юристъ, 1995.

з а д а н и я

7.1. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.71.2. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ст. 33, п.4 УК РФ).

7.3. Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

7.4. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18, п.1 УК РФ).

7.5. Клевета есть распространение ложных сведений, порочащих честь другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129, п.1 УК РФ).

7.6. Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации.

7.7. Правоспособность – способность иметь права.

7.8. Соната – музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

1. Выделите структурные элементы в делении понятия.

2. Определите вид деления понятия.

3. Проверьте правила деленияпонятия.

           Пример: «по способу внесения изменений конституции делятся на гибкие и жесткие».

           1. Выделим структурные элементы в делении понятия:

- делимое понятие: «конституция», т.к. его объем раскрывается;

- основание деления: «по способу внесения изменений», т.к. на основе данного признака проводится деление;

- члены деления: «гибкие» и «жесткие», т.к. они являются результатом деления.

           2. Определим вид деления: данное деление проведено по видообразующему признаку, т.к. члены деления находятся в отношении соподчинения.

           3. Проверим правила деления данного понятия: все правила соблюдены, что можно проверить по справочнику «Конституционное (государственное) право» / Под ред. В.И.Лафитского. – М.: Юристъ, 1995.

З а д а н и я

8.1. Диктатура рабовладельцев исторически осуществлялась в разных формах: Древнеегипетская деспотия, Афинская демократия, Римская республика.

8.2. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник (ст.33, п.1 УК РФ).

8.3. Работа может быть выполнена добросовестно или недобросовестно.

8.4. По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

8.5. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

8.6. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

8.7. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ст.15, п.1 УК РФ).

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Проверьте правильность обобщения понятий.

           Пример: журнал (А) – периодическое издание (В).

           Проверим правильность обобщения данных понятий: обобщение проведено правильно, т.к. осуществлен переход от понятия (А) с меньшим объемом, но большим содержанием, к понятию (В) с большим объемом, но меньшим содержанием.

З а д а н и я

9.1. Кабинет министров – правительство.

9.2.Староста группы – староста курса.

9.3Лето – наиболее теплое время года.

9.4.Районный прокурор – областной прокурор.

9.5.Месяц – год.

9.6. Москва – столица Российской Федерации.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Проверьте правильность ограничения понятий.

           Пример: периодическое издание (А) – газета (В).

           Проверим правильность ограничения данных понятия: ограничение проведено правильно, т.к. осуществлен переход от понятия (А) с большим объемом, но меньшим содержанием, к понятию (В) с меньшим объемом, но большим содержанием.

З а д а н и я

10.1. Государство – республика.

10.2. Оркестр – виолончель.

10.3. Республика – федеративная республика.

10.4. Политическая организация общества – политическая партия.

10.5. Должностное преступление – халатность.

10.6. Сутки – час.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Найдите в тексте (см. стр. 8 упр. 4) операции с понятием: определение, деление, обобщение и ограничение.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Составьтеклассификацию понятия «Автономия» по данному тексту.

           Автономия — в конституционном праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных коллективов в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления автономия может классифицироваться на ряд типов и видов. Автономия, прежде всего, делится по субъекту на два типа: автономии учреждений и автономия коллективов. В свою очередь, автономия учреждений делится на такие виды, как финансовая, экономическая и административная автономии, и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: государственным банкам, предприятиям, научным центрам и т.п. Автономия коллективов может быть территориальной и экстерриториальной. Территориальная автономия делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную автономии. Территориаль­ную автономию называют иногда также политической или законодательной автономией. Экстерриториальная (культурная) автономия делится на персональ­ную автономию и корпоративную автономию (справочник «Конституционное (государственное) право» / Под ред. В.И.Лафитского. – М.: Юристъ, 1995, с.5-6).

УПРАЖНЕНИЕ 13.

1. Выделите структурные элементы простого суждения: субъект и предикат.

2. Определите вид простого суждения: существования, с отношением, атрибутивное (категорическое).

3. Запишите символически простое суждение.

           Пример. Суждение «при правительстве Австрии есть советы различных национальных меньшинств».

           а) Выделим структурные элементы данного простого суждения:

- субъект (S): понятие «советы различных национальных меньшинств при правительстве Австрии», т.к. оно является предметом данного суждения,

- предикат (P): понятие «есть», т.к. это информация о субъекте данного суждения.

           б) Определим вид данного простого суждения по характеру информации в предикате: суждение существования, т.к. в его предикате содержится информация о факте существования предмета суждения.

           в) Запишем символически данное суждение: S – P.

З а д а н и я

13.1. Института объективного вменения нет в российской уголовной системе.

13.2. Севернее островов Новой Земли находятся острова «Земля Франца Иосифа».

13.3. В конфедерации нет судебных органов.

13.4. Все тайное становится явным.

13.5. Гражданства ценз является одним из самых распространенных избирательных цензов.

13.6. Как правило, в конфедерации отсутствует система денежного обращения.

13.7. В некоторых случаях размер штрафа за клевету больше, чем размер штрафа за побои.

13.8. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

13.9. Хулиганство и вандализм имеют различные меры наказания.

13.10. В РФ имеет место освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

УПРАЖНЕНИЕ 14.

Определите вид модальности суждений: эпистемическая, деонтическая, алетическая.

           Пример. Суждение «С изменением причины изменяется и следствие».

           Определим вид модальности: это суждение алетической модальности, т.к. в нем содержится информация о научном законе.

З а д а н и я

14.1. В связи с амнистией Р. освобождается от дальнейшего отбывания наказания.

14.2. С. привлекается к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ за мошенничество.

14.3. Принудительный труд запрещен Конституцией РФ.

14.4. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

14.5. Всякое противодействие равно действию.

14.6. Кратковременные расстройства сна бывают у вполне здоровых людей от переутомления.

УПРАЖНЕНИЕ 15.

1. Выделите структурные элементы категорического суждения: квантор, субъект, связку, предикат.

2. Формализуйте категорическое суждение.

3. Определите вид категорического суждения по количеству и качеству.

4. Запишите категорическое суждение символически: схема и символ.

5. Установите распределенность субъекта и предиката в категорическом суждении на основании их отношений, изобразив эти отношения кругами Эйлера.

           Пример. Суждение «В своей деятельности депутат не подлежит отзыву до истечения срока его мандата».

           1. Выделим структурные элементы данного суждения:

- субъект (S): понятие «депутат», т.к. оно является предметом суждения;

- предикат (P): понятие «подлежит отзыву в своей деятельности до истечения срока его мандата», т.к. это признак предмета суждения;

- связка: грамматически прописана частицей «не», т.к. она соединяет субъект и предикат;

- кванторное слово: грамматически не прописано, но подразумевается «ни один», т.к. в объеме субъекта «депутаты» мыслятся все предметы данного класса.

           2. Формализуем данное суждение:

- восстановим в логической форме кванторное слово «ни один», т.к. такой логической постоянной обозначается объем субъекта, в котором мыслятся все предметы класса (при отрицании признака у предмета); и связку «не есть», т.к. такой логической постоянной обозначается отрицание предиката у субъекта;

- переведем глагол «подлежит…» в придаточный оборот «тот, кто подлежит…»;

- расположим структурные элементы суждения по правилу записи категорического суждения: «ни один депутат не есть тот, кто подлежит отзыву в своей деятельности до истечения срока его мандата».

            3. Определим вид данного суждения по количеству и качеству:

- по количеству данное суждение общее, т.к. в объеме субъекта «депутат» мыслятся все предметы данного класса;

- по качеству данное суждение отрицательное, т.к. связка «не есть» указывает на отсутствие предиката «тот, кто подлежит отзыву в своей деятельности до истечения срока его мандата» у субъекта «депутат»;

- по классификации данное суждение общеотрицательное.

           4. Запишем символически данное суждение:

- схема: ни одно S не есть P;

- символ: «Е» – так символически записывается и обозначается общеотрицательное суждение в объединенной классификации суждений свойства по количеству и качеству.

           5. Установим распределенность субъекта и предиката данного суждения:

В
А
- определим отношения между субъектом и предикатом: несовместимые, т.к. их объемы не имеют общих элементов;

- изобразим отношения между субъектом и предикатом кругами Эйлера:

- установим распределенность субъекта и предиката: оба – распределены, т.к. взяты во всем объеме.

           6. Укажем особенности данного суждения: выделяющее, т.к. признак, выраженный предикатом, не принадлежит только данному классу предметов, мыслимому в субъекте.

З а д а н и я

15.1. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.

15.2. Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

15.3. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.

15.4. Не все европейские страны являются республиками.

15.5. Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением.

15.6. Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I.

15.7. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление.

15.8. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ 1996 года.

15.9. Все студенты группы, кроме трех человек, сдали экзамен досрочно.

15.10. Среди правонарушителей есть

УПРАЖНЕНИЕ 16.

1. Выделите структурные элементы сложного суждения, обозначив их буквенными символами.

2. Определите вид сложного суждения.

3. Запишите формулу сложного суждения.

           Пример. Суждение«Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию».

           1. Выделим структурные элементы сложного суждения, обозначив их буквенными символами:

- первое простое суждение обозначим символом (p): «обычные законы регулируют важные сферы общественных отношений». Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «обычные законы» и одного предиката «регулируют важные сферы общественных отношений»;

- второе простое суждение обозначим символом и перед ним поставим знак отрицания (ù q), т.к. связка, представленная частицей «не», указывает на отсутствие предиката у субъекта. Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «обычные законы» и одного предиката «вносят изменения в конституцию».

- третье простое суждение обозначим символом и перед ним поставим то же знак отрицания по указанному выше основанию (ù r). Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «обычные законы» и одного предиката «вносят дополнения в конституцию».

           2. Определим вид суждения: соединительное, т.к. простые суждения связаны логической связкой «и», которая представлена грамматическими союзами: «хотя и, но»; «и», присоединяющими простые суждения одно к другому. 

           3. Запишем  формулу суждения: p Ù ù q Ù ù r

З а д а н и я

16.1. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста

16.2. Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

16.3. Неоконченным преступлением признаются приготовление к преступлению и покушение на преступление.

16.4. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным.

16.5. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день

16.6. УК РФ 1996 года основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

16.7. В атрибутивном суждении термин либо распределен, либо нераспределен.

16.8. Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

16.9. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

16.10. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

УПРАЖНЕНИЕ 17.

1. Выделите структурные элементы сложного суждения, в котором используются смешанные логические связки.

2. Определите виды логических связок, использованных в сложном суждении.

3. Запишите формулу сложного суждения.

           Пример. Суждение «При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него либо устные, либо письменные объяснения».

           1. Выделим структурные элементы сложного суждения, предварительно формализовав сложное суждение, и обозначим их буквенными символами: «если служащий нарушил дисциплину, то администрация предприятия обязана взять у него либо устные, либо письменные объяснения»:

- первое простое суждение обозначим символом (p): «служащий нарушил дисциплину». Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «служащий» и одного предиката «нарушил дисциплину»;

- второе простое суждение обозначим символом (q): «администрация предприятия обязана взять у него устные объяснения». Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «администрация предприятия» и одного предиката «обязана взять у него устные объяснения».

- третье простое суждение обозначим символом (r): «администрация предприятия обязана взять у него письменные объяснения». Данное суждение является простым, т.к. состоит из одного субъекта «администрация предприятия» и одного предиката «обязана взять у него письменные объяснения».

           2. Определим вид логической связи между вторым и третьим суждением (внутреннее (вторичное) соединение): разделительная, т.к. простые суждения связаны логической связкой «или», которая представлена грамматическими союзами: «либо, либо», связывающие простые суждения как несовместимые альтернативы (сильная дизъюнкция). 

           3. Определим вид логической связи между первым и вторым, третьим суждениями (основное (первичное) соединение): условная, т.к. первое простое суждение связано со сложным суждением (второе и третье простые суждения) логической связкой «если…,то»; которая представлена грамматической конструкцией «при условии», представляющей собой эквивалент условного следования, где основанием является первое простое суждение, а следствиями из него - второе и третье суждения. 

Выясняем вид условной связи. С этой целью переформулируем данное суждение, поменяв местами основание и следствие: «если администрация предприятия обязана взять у служащего либо устные, либо письменные объяснения, то он нарушил дисциплину», чтобы увидеть, следует ли основание из следствия как следствие из основания. Это импликация (одностороннее условие), т.к. основание не следует из следствия (администрация предприятия берет у служащего устные или письменные объяснения не обязательно при условии им нарушения дисциплины).

           3. Запишем формулу суждения: p → (q \\// r).  

З а д а н и я

17.1. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом.

17.2. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан.

17.3. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

17.4. В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела.

17.5. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

 

УПРАЖНЕНИЕ 18.

1. Определите вид суждения по количеству смысловых единиц: простое или сложное.

           Пример. Суждение «лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особой части УК РФ, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного ст. 34 УК РФ, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве организатора».

           а) Выделим структурные элементы данного суждения:

- субъект (S): понятие «лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особой части УК РФ, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного ст. 34 УК РФ», т.к. оно является предметом данного суждения;

- предикат (P): понятие «несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве организатора», т.к. это информация о субъекте данного суждения;

- связка грамматически не прописана, но подразумевается «есть», т.к. в суждении говорится о наличии предиката у субъекта.

           б) Определим вид данного суждения по количеству смысловых единиц: суждение простое, т.к. оно содержит одну смысловую единицу (один субъект и один предикат).

З а д а н и я

18.1. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

18.2. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

18.3. Оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

18.4. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

18.5. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

18.6. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

 

Занятие 2. Умозаключение. Выводы из сложных суждений.

1. Общая характеристика умозаключения. Классификация умозаключений. Виды непосредственных умозаключений по изменению связи междуS и P: превращение и обращение.

2. Виды непосредственных умозаключений по установлению отношений между категорическими суждениями: логический квадрат.

3.Простой категорический силлогизм (ПКС). Структура ПКС: больший, меньший и средний термины; большая и меньшая посылки; заключение. Фигуры и модусы ПКС.

4.Сокращенные и сложные силлогизмы (энтитемы, эпихейремы, полисиллогизмы, сориты).

5. Чисто-условный силлогизм (ЧУС): структура, правило записи, формула и правило,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.15 с.)