Занятие 3. Выводы из сложных суждений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Выводы из сложных суждений.



 

1. Чисто-условный силлогизм (ЧУС): структура, правило записи, формула и правило, энтимема.

2.Условно-категорический силлогизм (УКС): структура, правило записи, формулы и модусы, правила, энтимема.

3. Разделительно-категорический силлогизм (РКС): структура РКС (посылки и заключение), правило записи РКС, формулы и модусы, правила, энтимема.

4.Условно-разделительный силлогизм (УРС): структура, правило записи, формулы и модусы, правила, энтимема.

4.Индуктивные умозаключения. Обобщающая индукция, ее виды.

5. Традуктивное умозаключение (аналогия). Структура, правило записи и схемы аналогии свойств и отношений. Виды аналогии: по виду переносимого признака, степени сходства, предметной области, полноте структурных элементов.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1.

1. Выделите структурные элементы УКС.

2. Формализуйте структурные элементы УКС, расположив их по правилу записи УКС и обозначив их соответствующими символами.

3. Запишите формулу УКС.

4. Определите модус УКС по виду и направленности вывода.

5. Проверьте правильность УКС.

           Пример. УКС«Обвиняемый считается невиновным, если его вина не доказана. Вина обвиняемого не доказана, следовательно, обвиняемый считается невиновным».

           1. Выделим структурные элементы УКС:

- условная посылка (условное суждение): «обвиняемый считается невиновным, если его вина не доказана», где основание «его вина не доказана» (стоит после слова «если») и следствие «обвиняемый считается невиновным» (стоит после слова «то»);

- категорическая посылка «вина обвиняемого не доказана» (стоит перед словом «следовательно»);

- заключение «обвиняемый считается невиновным» (стоит после слова «значит»). 

           2. Формализуем входящие в УКС суждения, расположив их по правилу записи УКС и обозначив их соответствующим символом:

Если вина обвиняемого не доказана (ù p), то обвиняемый считается невиновным (q)

  Вина обвиняемого не доказана (ù p)

Обвиняемый считается невиновным (q)

           3. Запишем формулу УКС: ù p ® q, ù p

                                                       q

           4. Определим модус УКС по виду и направленности вывода: утверждающе – утверждающий от утверждения основания в категорической посылке к утверждению следствия в заключении.

    5. Проверим правильность УКС: правильный, т.к. рассуждение, направленное от утверждения основания к утверждению следствия, дает достоверный вывод, т.е. вывод построен в соответствии с правилами УКС.

З А Д А Н И Я

1.1. Дети обязаны заботиться о родителях, если они трудоспособные. В семье Ивановых дети трудоспособные, значит, они обязаны заботиться о своих родителях.

1.2. Если лицо виновно в совершении преступления, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. П. не виновен в совершении преступления, следовательно, П. не подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. 

1.3. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. может быть оставлен в силе, следовательно, объективность свидетельских показаний не вызывает сомнения.

1.4. Уголовно дело не может быть возбуждено, если отсутствует состав преступления. Уголовное дело против гражданина Н. не возбуждено, следовательно, отсутствует состав преступления.

1.5. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Срок действия в трудовом договоре К. не оговорен, следовательно, договор с К. считается заключенным на неопределенный срок.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Восстановите энтимему УКС, указав какой структурный элемент пропущен.

З А Д А Н И Я

2.1. П. имеет право на возмещение вреда, потому что каждый имеет право на возмещение вреда, если вред незаконно причинен его имуществу.

2.2. Между договаривающимися сторонами не достигнуто соглашение, поэтому договор не будет заключен.

2.3. Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств. Суд пришел к выводу о подложности документа в деле А.

2.4. Доказательства не имеют юридической силы, если они получены с нарушением закона.

2.5. Если лицо достигло шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления, то оно подлежит уголовной ответственности

2.6. При обыске предметы и ценности подлежат изъятию, если они добыты преступным путем.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

1. Постройте условно-категорический силлогизм (УКС) на основе условной посылки (статьи УК РФ 1996 года) по одному из правильных модусов и сформулируйте категорическую посылку и заключение.

2. Формализуйте входящие в УКС суждения, расположив их по правилу его записи и обозначив их соответствующим символом.

3. Запишите формулу УКС.

           Пример: условная посылка«работодатель наказывается штрафом, если он не выплатил заработную плату свыше двух месяцев» (ст.145)

           1. Построим УКС по правильному утверждающе-утверждающему модусу от утверждения основания в категорической посылке к утверждению следствия в заключении и сформулируем категорическую посылку и заключение:

- условная посылка «работодатель наказывается штрафом, если он не выплатил заработную плату свыше двух месяцев», в которой основание «если он не выплатил заработную плату свыше двух месяцев», т.к. оно стоит после слова «если», и следствие «работодатель наказывается штрафом», потому что перед ним можно поставить слово «то»;

- категорическая посылка «работодатель вагоноремонтного завода не выплатил заработную плату свыше двух месяцев», т.к. в ней утверждается основание в соответствии с модусом, общее знание «работодатель» заменяется конкретным знанием «работодатель вагоноремонтного завода»;

- заключение «работодатель вагоноремонтного завода наказывается штрафом», т.к. в нем утверждается следствие в соответствии с модусом и также общее знание заменяется на конкретное.

           2. Формализуем входящие в УКС суждения, расположив их по правилу его записи и обозначив их соответствующим символом:

Если работодатель вагоноремонтного завода не выплатил заработную плату свыше двух месяцев (ù p), то работодатель наказывается штрафом (q)

  Работодатель вагоноремонтного завода не выплатил заработную плату свыше двух месяцев (ù p)

 Работодатель вагоноремонтного завода наказывается штрафом (q)

           3. Запишем формулуУКС: ù p ® q, ù p

                                                                      q

З А Д А Н И Я

Статьи УК РФ 1996 года:

3.1. ст. 35.2.        3.2. ст. 54.1.        3.3. ст. 82.4.        3.4. ст. 78.1а.        3.5. ст. 78.2б.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

1. Выделите структурные элементы РКС.

2. Формализуйте структурные элементы РКС, расположив их по правилу записи РКС и обозначив их соответствующими символами.

3. Запишите формулу РКС.

4. Определите модус РКС по виду и направленности вывода.

5. Проверьте правильность РКС.

           Пример. РКС«Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной. Сдельная оплата труда бригады Иванова проводилась индивидуально, следовательно, она не проводилась коллективно»

           1. Выделим структурные элементы РКС:

- разделительная посылка: «сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной», которая состоит из двух альтернатив: «сдельная оплата труда может быть индивидуальной» и «сдельная оплата труда может быть коллективной»;

- категорическая посылка «сдельная оплата труда бригады Иванова проводилась индивидуально» (стоит перед словом «следовательно»);

- заключение «она не проводилась коллективно» (стоит после слова «следовательно»).

    2. Формализуем структурные элементы РКС, расположив их по правилам записи РКС и обозначив символами:

Сдельная оплата труда может быть индивидуальной (p) или

сдельная оплата труда может быть коллективной (q)

  Сдельная оплата труда бригады Иванова проводилась индивидуально (p)

Сдельная оплата труда бригады Иванова не проводилась коллективно (ù q)

           3. Запишем формулу РКС: p \\// q, p

                                                              ù q

           4. Определим модус РКС – утверждающе-отрицающий: от утверждения одной альтернативы в категорической посылке к отрицанию другой альтернативы в заключении.

           5. Проверим правильность РКС: правильный, т.к. разделительная посылка сильная дизъюнкция, что соответствует правилу утверждающе-отрицающего модуса.

З А Д А Н И Я

4.1. К. назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, т.к. в соответствии со ст. 99 УК РФ 1996 года суд может назначить как принудительную меру медицинского характера принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа или специализированного типа, или специализированного типа с интенсивным наблюдением, но К не было назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа, или специализированного типа с интенсивным наблюдением.

4.2. Т. наказали штрафом за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, т.к. публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей наказывается штрафом, либо обязательными, либо исправительными работами по ст. 319 УК РФ 1996 года, следовательно, Т. не наказали обязательными либо исправительными работами.

4.3. Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного приговора, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Производство предварительного следствия по делу П. закончилось составлением постановления о прекращении дела, значит, производство предварительного следствия по делу П. не закончилось составлением обвинительного приговора, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

4.4. Злостное уклонение гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта наказывается штрафом или лишением свободы по ст. 177 УК РФ 1996 года. Гражданина Н. не наказали штрафом за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта, значит, его наказали лишением свободы.

4.5. Л. наказали за клевету штрафом, а не обязательными либо исправительными работами, т.к. клевета наказывается штрафом, либо обязательными, либо исправительными работами по ст. 129 УК РФ 1996 года.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5.

           Восстановите энтимему РКС, указав какой структурный элемент пропущен.

З А Д А Н И Я

5.1. Оскорбление наказывается штрафом, либо обязательными, либо исправительными работами по ст. 130 УК РФ 1996 года. М. не наказали за оскорбление ни штрафом, ни обязательными работами.

5.2. Военнослужащего С. наказали арестом по ст. 339 УК РФ 1996 года, а известно, что уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни наказывается ограничением свободы, либо арестом, либо содержанием в дисциплинарной воинской части.

5.3. Лица, совершившие преступление, актом об амнистии могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Актом об амнистии М. освободили от наказания.

5.4. Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются: болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок. Как выяснилось, обвиняемый не был болен и повестку он получил своевременно. 

5.5. Ф. наказали лишением свободы по ст. 228 УК РФ 1996 года, т.к. незаконное приобретение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере наказывается штрафом, либо исправительными работами, либо лишением свободы

УПРАЖНЕНИЕ 6.

1. Постройте разделительно-категорический силлогизм (РКС) на основе разделительной посылки (статьи УК РФ 1996 года) по одному из правильных модусов и сформулируйте категорическую посылку и заключение.

2. Формализуйте входящие в РКС суждения, расположив их по правилу записи РКС и обозначив их соответствующим символом.

3. Запишите формулу РКС.

           Пример: разделительная посылка«убийство из хулиганских побуждений наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, или смертной казнью» (ст. 105. 2и УК РФ 1996)

           1. Построим РКС по правильному отрицающе-утверждающему модусу (в разделительной посылке перечислены все альтернативы, что можно проверить по указанной статье) от отрицания двух из альтернатив в категорической посылке к утверждению одной из альтернатив в заключении и сформулируем категорическую посылку и заключение:

- разделительная посылка «убийство из хулиганских побуждений наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, или смертной казнью», в которой первая альтернатива «убийство из хулиганских побуждений наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет», т.к. это первое простое суждение; вторая альтернатива «убийство из хулиганских побуждений наказывается пожизненным лишением свободы», т.к. это второе простое суждение и третья альтернатива «убийство из хулиганских побуждений наказывается смертной казнью», т.к. это третье простое суждение;

- категорическая посылка «убийство из хулиганских побуждений, совершенное Петровым, не наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет или смертной казнью», т.к. в ней отрицаются две из альтернатив (первая и третья) в соответствии с модусом, общее знание «убийство из хулиганских побуждений» заменяется на конкретное знание «убийство из хулиганских побуждений, совершенное Петровым»;

- заключение «убийство из хулиганских побуждений, совершенное Петровым, наказывается пожизненным лишением свободы», т.к. в нем утверждается одна из альтернатив (вторая) в соответствии с модусом и также общее знание заменяется на конкретное.

           2. Формализуем входящие в РКС суждения, расположив их по правилу записи РКС и обозначив их соответствующим символом:

Убийство из хулиганских побуждений есть то, что наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет (p) либо пожизненным лишением свободы (q) или смертной казнью (r)

Убийство из хулиганских побуждений, совершенное Петровым, не есть то, что наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет (ù p) или смертной казнью (ù r)

Убийство из хулиганских побуждений, совершенное Петровым, наказывается пожизненным лишением свободы (q)

           3. Запишем формулу РКС: p Ú q Ú r, ù p ^ ù r

                                                                      q

З А Д А Н И Я

Статьи УК РФ 1996 года

6.1. ст. 23.        6.2. ст. 59.3.        6.3. ст. 79.5.        6.4. ст. 105.2.        6.5. ст. 107.2.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

1. Выделите и формализуйте структурные элементы УРС, расположив их по правилу записи и обозначив их соответствующим символом.

2. Определите вид дилеммы по направленности вывода (конструктивная или деструктивная) и составу суждения в заключении (простая или сложная).

3. Запишите формулу УРС.

           Пример: условно-разделительный силлогизм«Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось. Следовательно, не попасть на этой неделе в Красноярск»

           1. Выделим и формализуем структурные элементы УРС, расположив их по правилу записи и обозначив их соответствующим символом:

Если кто-то есть тот, кому необходимо попасть на этой неделе в Красноярск (основание) (р), то он есть тот, кому необходимо приобрести билет на самолет (следствие 1) (q) или он есть тот, кому необходимо приобрести билет на поезд (следствие 2) (r)

Кто-то не есть тот, кому удалось достать билет на самолет, (одна альтернатива – следствие 1) (ù q) или кто-то не есть тот, кому удалось достать билет на поезд (другая альтернатива – следствие 2) (ù r)

Кто-то не есть тот, кто попал на этой неделе в Красноярск» (основание) (ù р).

           2. Определим вид дилеммы:

- деструктивная – в разделительной посылке отрицаются следствия, а в заключении – отрицается основание;

- простая – в заключение находится простое суждение.

       

   3. Запишем формулу УРС: p ® (q Ú r), ù q Ú ù r,

                                                               ù p

З А Д А Н И Я

7.1. Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, то это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения. Семья нанимателя П. увеличилась или уменьшилась, следовательно, это привело к изменению условий договора найма жилого помещения.

7.2. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин С. не потребовал по суду опровержения порочащих его честь и достоинство, или его деловую репутацию сведений, следовательно, распространивший такие сведения доказал, что они соответствуют действительности.

7.3. Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, то он материалист; если же он считает первичным сознание, а вторичным материю, то он идеалист. Философ М. признает первичность материи или первичность сознания, следовательно, он материалист или идеалист.

7.4. В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. В данном случае ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, значит, над ребенком установлена опека или попечительство.

7.5. Если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, то суд может постановить об отмене условного осуждения или о снятии с осужденного судимости. Условно осужденному Р. суд не постановил об отмене условного осуждения или о снятии с него судимости, следовательно, условно осужденный Р не доказал своим поведением свое исправление до истечения испытательного срока.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Восстановите энтимему УРС, указав какой структурный элемент пропущен.

З А Д А Н И Я

8.1. Совершивший преступление небольшой тяжести впервые может быть освобожден от уголовной ответственности или в связи с раскаянием в содеянном, или в связи с примирением с потерпевшим. М. или раскаялся в содеянном, или примирился с потерпевшим, следовательно…

8.2. Риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественных действий. Но риск или признается, или не признается обоснованным. Следовательно…

8.3. Если заявление о преступлении устное, то оно заносится в протокол, который подписывается следователем; если заявление письменное, то оно подписывается лицом, от которого оно исходит. Заявление о преступлении К. письменное или устное, следовательно…

8.4. Если поступило заявление о преступлении, то оно заносится в протокол, который подписывается прокурором, или оно подписывается лицом, от которого оно исходит. Заявление о преступлении Н. не занесено в протокол, который подписывается прокурором, или не подписано лицом, от которого оно исходило, следовательно…

8.5. Если поступило заявление о преступлении, то оно излагается в устной или письменной форме. Заявления о преступлении Н. не было ни в устной или ни в письменной форме, следовательно…

 

УПРАЖНЕНИЕ 9.

1. Постройте условно-разделительный силлогизм (УРС) на основе условной посылки по одному из модусов и сформулируйте разделительную посылку и заключение.

2. Формализуйте входящие в УРС суждения, расположив их по правилу записи УРС и обозначив их соответствующим символом;

3. Запишите формулу УРС.

           Пример: условная посылка«несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия»

           1. Построим деструктивную простую дилемму (от отрицания следствий в разделительной посылке к отрицанию основания в заключении) и сформулируем разделительную посылку и заключение:

- условная посылка «несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия», в которой основание «будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия», т.к. оно стоит после слова «если», и следствия «несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности», потому что перед ними можно поставить слово «то»;

- разделительнаная посылка «несовершеннолетний Сидоров, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности», т.к. в ней отрицаются следствия условной посылки в соответствии с модусом, общее знание «несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести» заменяется на конкретное «несовершеннолетний Сидоров, совершивший преступление небольшой или средней тяжести»;

- заключение «признано, что исправление Сидорова не может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия», т.к. в нем утверждается основание условной посылки в соответствии с модусом и также общее знание заменяется на конкретное.

           2. Формализуем структурные элементы УРС, расположив их по правилу записи и обозначив их соответствующим символом:

Если кто-то есть тот, кто признает, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (основание) (р), то несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести, есть тот, кто освобождается от уголовной ответственности (следствие 1) (q) или несовершеннолетний, совершивший преступление средней тяжести, есть тот, кто освобождается от уголовной ответственности (следствие 2) (r)

 Несовершеннолетний Сидоров, совершивший преступление небольшой тяжести, не есть тот, кто освобождается от уголовной ответственности (одна альтернатива – следствие 1) (ùq) или несовершеннолетний Сидоров, совершивший преступление средней тяжести, не есть тот, кто освобождается от уголовной ответственности (другая альтернатива – следствие 2) (ù r)

Кто-то есть тот, кто признал, что исправление Сидорова не может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (основание) (ù р).

         3. Запишем формулу УРС: p ® (q Ú r), ù q Ú ù r,

                                                           ù p

З А Д А Н И Я

Статьи УК РФ 1996 года

9.1. ст. 35.1.        9.2. ст. 76.        9.3. ст. 41.3.        9.4. ст. 79.7б.        9.5. ст. 53.3.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

1. Выделите структурные элементы индуктивного умозаключения, формализовав их и обозначив соответствующими символами.

2. Запишите схему индуктивного умозаключения.

3. Определите вид индуктивного умозаключения.

           Пример. Индуктивное умозаключение «Как твердо установлено, люди едят всюду. Они едят на фабриках и заводах, едят в бригадных станах и совхозных усадьбах, едят в учебных заведениях, как средних, так и высших, и даже в научно-исследовательских институтах. Люди едят в буфетах, столовых, кафе, они принимают пищу в ресторанах, - нет такого места на планете, где человек не ухитрился бы что-нибудь скушать».

           1. Выделим структурные элементы индуктивного умозаключения, формализовав и обозначив соответствующими символами:

- заключение: все места (S) (субъект - класс предметов) есть места, где едят люди (Р) (предикат - признак класса предметов и субъектов исходных посылок)»;

- субъекты исходных посылок: фабрики (S1), заводы (S2), бригадные станы (S3), совхозные усадьбы (S4), средние учебные заведения (S5), высшие учебные заведения (S6), научно-исследовательские институты (S7), буфеты (S8), столовые (S9), кафе (S10), рестораны (S11) (элементы класса предметов «места»);

- исходные посылки (соединяем каждый элемент класса предметов с предикатом заключения): «фабрики, заводы, бригадные станы, совхозные усадьбы, средние учебные заведения, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, буфеты, столовые, кафе, рестораны есть места, где едят люди;

- посылка о полноте объема класса предметов: не прописана (явно не выражена), однако известно, что 11 перечисленных мест не исчерпывают мест, где едят люди.

           2. Запишем схему индуктивного умозаключения:

  S1 – S11 есть P

  S 1 – S 11 не исчерпывает класс S

  По-видимому, все S есть P

           3. Определим вид индуктивного умозаключения по посылке, в которой содержится информация о количестве элементов класса. Данное индуктивное умозаключение является неполной индукцией, т.к. субъекты (11 элементов класса) не исчерпывают класс «места для еды».

З А Д А Н И Я

10.1. В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 г. Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в ХVI – ХVП вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.

10.2. Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Крестьянская война 1524-1526 гг. в Германии потерпела поражение. Потерпела поражение крестьянская война в Китае в 1628-1645 гг., а также крестьянские войны в России в ХVП в. и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьянские войны терпели поражение.

УПРАЖНЕНИЕ 11.

1. Выделите в суждении класс предметов, мыслимых в субъекте.

2. Укажите, к какому множеству относится данный класс предметов.

3. Определите, по какому индуктивному умозаключению можно получить вывод.

           Пример. «Все футболисты сборной команды явились на тренировку».

           1. Выделим класс предметов, мыслимых в субъекте суждения «футболисты сборной команды».

           2. Укажем, к какому множеству относится класс предметов «футболисты сборной команды»: конечное, т.к. имеет границы, и обозримое, т.к. элементы множества можно пересчитать.

           3. Определим, по какому индуктивному умозаключению можно получить вывод: по полной индукции, т.к. можно получить знание о каждом элементе класса.

З А Д А Н И Я

11.1. Всю неделю стояла жаркая погода.

11.2. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

11.3. Все билеты на спектакль были проданы.

11.4. Все рыбы дышат жабрами.

11.5. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

1. Выделите структурные элементы метода индукции, формализовав их и обозначив соответствующими символами.

2. Запишите схему метода индукции.

3. Определите вид метода индукции.

           Пример. При установлении причин дорожно-транспортных происшест­вий был сделан вывод: несмотря на все различия (марка маши­ны, возраст водителя и т.п.) большинство из них происходит в результате алкогольного опьянения.

           1. Выделим структурные элементы метода индукции, формализовав их и обозначив соответствующими символами:

- заключение (находится после слов «сделан вывод»):

алкогольное опьянение (С) (субъект – предшествующее обстоятельство, на что указывают слова «происходит в результате») причина дорожно-транспортных происшествий (d) (предикат – исследуемое явление, на что указывают слова «большинство из них»).   

- посылки:

(1-я ситуация): марка маши­ны (А) (субъект – одно предшествующее обстоятельство), алкогольное опьянение (С) (субъект – другое предшествующее обстоятельство) вызывают дорожно-транспортное происшествие (d) (предикат – исследуемое явление)

(2-я ситуация): возраст водителя (В) (субъект – одно предшествующее обстоятельство), алкогольное опьянение (С) вызывают дорожно-транспортное происшествие (d)

(подобная ситуация) т.п. (D) (субъекты – различные предшествующие обстоятельства), алкогольное опьянение (С) вызывают дорожно-транспортное происшествие (d)

           2. Запишем схему метода индукции:

AC вызывает d                    (одно дорожно-транспортное происшествие)

BC вызывает d                    (другое дорожно-транспортное происшествие)

DC вызывает d                     (подобное дорожно-транспортное происшествие)

Вероятно, С причина d

    3. Определим метод индукции: метод сходства, т.к. причиной исследуемого явления является обстоятельство, постоянно предшествующее наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются.

З А Д А Н И Я

12.1. Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях медленнее происходит развитие производитель­ных сил. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок и быстрого развития. Значит, от роста и плотности населения зависит ускоре­ние или замедление развития производительных сил.

12.2. В портовом городе ограбили спортивную базу. Часть спор­тивного инвентаря была обнаружена у Р., П. и Л. Во время следст­вия была установлена виновность всех троих. Однако следовало выяснить одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стенкой в подвальном окне склада, но ни Р., ни П., ни Л. по свое­му росту и размерам тела никак этого не могли сделать. Следова­тель пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.

12.3. Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разго­рается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

12.4. Исследуя условные рефлексы, академик И.П.Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса.

12.5. Исследуя происхождение цветов радуги, английский мысли­тель Роджер Бэкон установил, что они появляются при пропуска­нии света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при про­хождении света через другие прозрачные среды, он нашел его в кап­лях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги явля­ется прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

УПРАЖНЕНИЕ 13.

1. Выделите структурные элементы аналогии, формализовав их.

2. Расположите структурные элементы аналогии, обозначив их соответствующими символами.

3. Запишите схему аналогии.

4. Определите вид аналогии по следующим основаниям: виду переносимого признака, степени сходства, предметной области, полноте структурных элементов.

           Пример. Аналогия «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поранения своего тщеславия. И оба чем более берегут себя, тем менее видят — зажмуриваются».

            1. Выделим структурные элементы аналогии, формализовав их:

- заключение (определяется по смыслу текста): «глупость защищается самоуверенностью», где «самоуверенность и глупость» (предметы субъекта заключения и одновременно предметы субъекта аналогии – то, на что переносится признак) и «защищается» (предикат заключения и одновременно переносимый признак – то, что переносится с обра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.112 с.)