Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематика практических занятийСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Рабочая программа
учебной дисциплины «Введение в литературоведение»
для студентов 1 курса очной формы обучения направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»
Профиль подготовки: «Перевод и переводоведение (Английский язык и второй иностранный язык по выбору)» квалификация выпускника: бакалавр
Калининград 2020 Лист согласования Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта В.В. Малащенко
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
Рабочая программа одобрена научно-методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению Протокол № ___ от «___» __________ 201____ г. Председатель научно-методического совета _________________ В.Н. Маслов
Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена «___» _________________ 20__ г. Внесены следующие изменения (или изменений не внесено): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
0,25 |
37,75 | Зачет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
|
5.1. Тематический план (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля | Всего (часы) | В том числе | ||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Контроль самос-тоятельной работы | Промежу-точная аттестация | |||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||
Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. | 3 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 3-4. 5. Историко- литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. | 3 | 0,3 | ||||||
Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. |
| 2 | 0,3 | 2 |
|
|
|
|
Тема 6-7. 8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. | 2 | 0,3 | 8 | |||||
Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века. | 2 | 0,3 | ||||||
Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Итого | 72 | 16 | 2,1 | 16 | 35,4 | 2 | 0,25 | 0,75 |
Контактная работа | 34,25 | 16 | 16 | 2+4 СРП | 0,25 | |||
Самостоятельная работа | 37,5 | 2,1 | 35,4 | 0,75 | ||||
Промежуточная аттестация |
Зачет |
Содержание основных разделов курса
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля | Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме |
1 | Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. | Место литературы в ряду других искусств. Предмет и задачи введения в литературоведение. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика. Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние. Виды искусства, их классификация. Виды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/ дионисийские). Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие. Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Его целостность. Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала». Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. |
2 | Тема 3-4. 5. Историко-литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. | Литературный процесс в контексте культурно- исторического развития и проблема его периодизации. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Литературное течение, школа, группа. Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Эпос как изобразительный вид, лирика как экспрессивно-изобразительный вид, драма как изобразительный вид искусства. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. |
3 | Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. | Модусы литературного произведения – образ (модель) мира; художественная концепция жизни; средство художественной коммуникации. Содержание и форма – идея и структура (Ю.М. Лотман). Единство содержания и формы. Понятие художественного приема и его функции. Поэтическая идея, художественная тема, проблематика. Идея, тема, проблема. Тематика и проблематика. Типы проблематики. Идея и структура произведения. Художественность и целостность произведения. Законы художественности: целостность, условность, внутренняя адресованность, индивидуация, генерализация (В.Н. Тюпа). Уровни художественной системы произведения. Структура, система, архитектоника произведения. Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства художественного содержания. Художественный мир и композиция произведения. Жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная условность. Персонаж и структура его образа. Внешний и внутренний облик персонажа. Речь персонажа и ее формы. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении. Понятие хронотопа. Его виды. Пафос художественного творчества и эйдос литературного произведения. Категория пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический. |
4 | Тема 6-7. 8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. | Автор, герой, перформер. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. Автор в драме, автор и лирический герой, автор и читатель. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. Характер: содержание и структура понятия. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Виды конфликта. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки. |
5 | Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. | Язык, речь, высказывание. Художественное высказывание и текст литературного произведения. Поэтика и риторика художественного текста. Повествовательные стратегии. Нарратор и точка зрения. Композиция текста. Уровни художественного текста. |
6 | Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века. | Художественная форма. Словесный строй. Художественная речь и её элементы. Лексико-семантические особенности художественной речи. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Рифма и строфика. Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Ритм в поэзии и прозе. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации. Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира. |
7 | Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения. | Литературные жанры как формально- содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Неустойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие точек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества. Устойчивость жанровых образований и их историческая изменчивость. Жанры эпоса, лирики, драмы. Понятие метода, стиля. Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. |
|
|
|
|
Вопросы для промежуточного и (итогового) контроля
Вопросы к экзамену/ зачёту:
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Художественный образ
a. предметная (образы-детали, образы событий /фабульный слой/, образы-импульсы /характеров и обстоятельств/, образы судьбы и мира),
b. обобщенно-смысловая (индивидуальные, характерные, типические образы; мотив, топос, образ-архетип),
c. структурная (автологические, металогические, аллегорические и символические образы).
Художественные тексты:
Гоголь Н.В. Шинель.
Г) Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Зачтено
На экзамене/зачёте студент должен показать наличие базовых знаний, умений и навыков по дисциплине, а также продемонстрировать: динамику её развития; знание основ филологического изучения художественного текста; умение применять на практике лингво-литературоведческий анализ художественного текста; владение приемами и методами, используемыми при литературоведческом анализе текста; научной терминологией и современным инструментарием литературоведения.
При выставлении итоговой оценки также учитываются итоги практических занятий и текущих контрольных работ в течение семестра, самостоятельная работа студента при подготовке к лекционным занятиям.
Итоговая оценка «отлично»/«зачтено» выставляется, если студент не пропускал лекций, дал развернутый и содержательный ответ на вопрос экзаменационного билета (вопрос к зачёту), смог аргументированно ответить на все вопросы по нему, продемонстрировал способность к анализу и обобщению, использовал при ответе литературоведческую и культурологическую терминологию, имеет высокий средний балл промежуточного контроля (за практические занятия и контрольные работы) и не имеет задолженностей по дисциплине.
Итоговая оценка «хорошо»/«зачтено» выставляется, если студент не пропускал лекций, дал содержательный ответ на вопрос экзаменационного билета (вопрос к зачёту), но не смог аргументированно ответить на все вопросы по нему, не использовал, или очень ограниченно использовал, при ответе литературоведческую и культурологическую терминологию, имеет хороший средний балл промежуточного контроля (за практические занятия и контрольные работы) и не имеет задолженностей по дисциплине.
Итоговая оценка «удовлетворительно»/«зачтено» выставляется, если студент иногда (эпизодически) пропускал лекции, ответил на вопрос экзаменационного билета (вопрос к зачёту) неполно, допустил принципиальные ошибки при ответе, не смог ответить на дополнительные вопросы, не использовал при ответе литературоведческую и культурологическую терминологию, имеет удовлетворительный средний балл промежуточного контроля (за практические занятия и контрольные работы) и не имеет задолженностей по дисциплине.
Итоговая оценка «неудовлетворительно»/«не зачтено» выставляется, если студент систематически пропускал лекции, ответил на вопрос экзаменационного билета (вопрос к зачёту) неверно, имеет низкий средний балл промежуточного контроля (за практические занятия и контрольные работы), задолженности по дисциплине или пропускал занятия без уважительной причины.
Зачтено
\ 8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Подготовка к практическим занятиям
Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала курса. Она направлена на подготовку высококвалифицированных профессиональных филологов с университетским образованием.
Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий и учебников, далее — следует изучать специальную литературу и источники, работать с таблицами, схемами, написать доклад, если студент получил такое задание. Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе, студент проходит школу работы над источниками и теоретической литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы.
Форма практических занятий во многом определяется его темой. Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии), коллоквиум по разделу учебника или одной из монографий (коллоквиум предполагает, прежде всего, проверку знаний по определенной теме, источникам, разделу курса); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.
Подготовка к выполнению контрольной работы (к/р) / спец. вопроса
Цели и задачи К/Р
Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний и ориентирования студента в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики. Контрольная работа является важной формой самостоятельного изучения дисциплины.
Цели К/Р:
— углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний;
— проверка степени усвоения выбранной темы;
— выработка у студентов умений и навыков поиска и отбора необходимой литературы, дополнительных источников, в том числе Интернет – ресурсов, самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала.
Виды контрольных работ:
— аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя);
— домашние (выполняемые дома к определенному сроку);
— текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме;
— экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«Согласовано» Директор Института гуманитарных наук ______________ Т.В. Цвигун «_____»____________ 20___ г. | «Утверждаю» Руководитель службы обеспечения образовательного процесса _________ К.Л. Полупан «_____»___________20____ г. |
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Введение в литературоведение»
для студентов 1 курса
очной формы обучения
направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»
Профиль подготовки:
«Перевод и переводоведение
(Английский язык и второй иностранный язык по выбору)»
квалификация выпускника: бакалавр
Калининград
2020
Лист согласования
Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта В.В. Малащенко
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
Рабочая программа одобрена научно-методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению
Протокол № ___ от «___» __________ 201____ г.
Председатель научно-методического совета _________________ В.Н. Маслов
Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена «___» _________________ 20__ г.
Внесены следующие изменения (или изменений не внесено): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
курс | количество зачетных единиц / объем часов | контактная работа обучающихся с преподавателем | Самост. работа | Форма контроля | |||||
лекц. | практ. | КСР | часы на аттестацию | часы на контроль | |||||
очная форма обучения | |||||||||
1 | 2 | 72 | 16 | 16 | 2 |
0,25
37,75
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
5.1. Тематический план (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля | Всего (часы) | В том числе | ||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Контроль самос-тоятельной работы | Промежу-точная аттестация | |||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | Контактная работа | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||
Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. | 3 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 3-4. 5. Историко- литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. | 3 | 0,3 | ||||||
Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. |
| 2 | 0,3 | 2 |
|
|
|
|
Тема 6-7. 8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. | 2 | 0,3 | 8 | |||||
Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века. | 2 | 0,3 | ||||||
Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения. | 2 | 0,3 | 2 | |||||
Итого | 72 | 16 | 2,1 | 16 | 35,4 | 2 | 0,25 | 0,75 |
Контактная работа | 34,25 | 16 | 16 | 2+4 СРП | 0,25 | |||
Самостоятельная работа | 37,5 | 2,1 | 35,4 | 0,75 | ||||
Промежуточная аттестация |
Зачет |
Содержание основных разделов курса
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.126 с.)