Ч.Д.Спилберг – модификация А.Д.Андреевой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ч.Д.Спилберг – модификация А.Д.Андреевой.



Цель: Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Возрастной диапазон: Средний и старший школьный возраст

Описание методики

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера (State-TraitPersonalityInventory), направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изу­чения эмоционального отношения, к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой «Мотивация достижения» («Стремление к успеху»), вариантом обработки. Соответственно, проведены новые апробация и нормирование. Настоящий вариант методики выполнен A.M. Прихожан.

Порядок проведения

Методика проводится фронтально с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые вопросы. Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, насколько точно он понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение опросника вместе с чтением инструкции занимает 10—15 минут.

Обработка результатов

Шкалы познавательной активности, мотивации достижения (стремления к успеху), тревожности и гнева, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в соответствии с ключом.

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие пункты (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке: на бланке отмечено 1,2,3,4, вес для подсчета — 1, 2, 3,4 соответственно.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке отмечено 1,2,3, 4, вес для подсчета — 4, 3, 2, 1 соответственно.

Такими «обратными» являются пункты:

— по шкале «Познавательная активность» — 14, 30, 38; - по шкале «Тревожность» —1,9, 25, 33;

— по шкале «Гнев» подобных пунктов нет;

— по шкале «Мотивация достижения» — 4, 12, 20, 28, 32. По этой шкале «обратные» пункты указывают на тенденцию к избеганию неудачи, прямые пункты — на тенденцию достижения успеха.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый

ответил, затем умножить это число на 10. Общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатам целым числом. (Например, средний балл по шкале, полученный по 9 пунктам, равен 2,73. Этот балл необходимо умножить на 10 (2,73x10= 27,3) и округлить до следующего целого числа (т.е. общий балл, полученный испытуемым по данной шкале, будет равен 28.)

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Ключ

Шкала Номер пункта  
Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34 38
     
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36 40
     
Тревожность 1,5,9,13, 17,21,25,29,33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35 39

Подсчитывается суммарный балл по опроснику по формуле:

ПА+МД + (-Т) + (-Г),

где: ПА — балл по шкале «Познавательная активность»;

МД — балл по шкале «Мотивация достижения»;

Т — балл по шкале «Тревожность»;

Г — балл по шкале «Гнев».

Суммарный балл может находиться в интервале от —60 до +60.

Интерпретация результатов

Выделяются следующие уровни мотивации учения*:

1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональ­ным отношением к учению;

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень — средний уровень мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной ску­ки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням представлены в табл1

Таблица №1

Уровень мотивации учения Суммарный балл
I 45-60
II 29-44
III 13-28
IV (-2)-12
V (-6О)-(-З)

Половозрастных различий в данном случае не обнаружено.

Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального отношения подростка к школе и учению. Для этого данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями (табл. 2)

Таблица 2

Нормативные показатели

Шкала Уровень

Половозрастная группа (интервалы значений)

   

10-11 лет

12-14 лет

15—16 лет

    Девушки юноши девушки юноши Девушки юноши
Познавательная активность Высокий 31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
  Средний 21-30 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
  Низкий 10-20 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Мотивация достижения Высокий 32-40 29-40 31-40 25-40 31-40 26-40
  Средний 22-31 21-28 23-30 18-24 22-30 18-25
  Низкий 10-21 10-20 10-22 10-17 10-21 10-17
Тревожность Высокий 27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
  Средний 20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
  Низкий 10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
Гнев Высокий 21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
  Средний 14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
  Низкий 10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10*11

 

Бланк для ответа.

Фамилия, имя___________________________________________ Школа___________________

Возраст_______________________Класс_______________________________

Дата проведения ___________________________________________________

Время проведения________________

На следующих страницах приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково твое обычное состояние на урокax в школе, как ты обычно чувствуешь себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не трать много времени на одно предложение, но постарайся как можно точнее ответить, как ты себя обычно чув­ствуешь. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Пример:

Почти никогда Иногда Часто Почти всегда

Мне весело

1 2 3 4
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути 1 2 3 4
3 Я разъярен 1 2 3 4
4 Я стараюсь не делать ошибок 1 2 3 4
5 Я напряжен 1 2 3 4
6 Я испытываю любопытство 1 2 3 4
7 Мне хочется стукнуть кулаком по столу 1 2 3 4
8 Я стремлюсь получать только хорошие и отличные оценки 1 2 3 4
9 Я раскован 1 2 3 4
10 Мне интересно 1 2 3 4
11 Я рассержен 1 2 3 4
12 Я прилагаю все силы, чтобы не отстать от других 1 2 3 4
13 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
14 Мне кажется, что урок никогда не кончится 1 2 3 4
15 Мне хочется на кого-нибудь накричать 1 2 3 4
16 Мне нравится выполнять трудные задания 1 2 3 4
17 Я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
18 Я чувствую себя исследователем 1 2 3 4
19 Мне хочется что-нибудь сломать 1 2 3 4
20 Я избегаю заданий, с которыми не могу справиться 1 2 3 4
21 Я взвинчен 1 2 3 4
22 Я энергичен 1 2 3 4
23 Я взбешен 1 2 3 4
24 Я стремлюсь добиться успеха 1 2 3 4
25 Я чувствую себя совершенно свободно 1 2 3 4
26 Я чувствую, что у меня хорошо работает голова 1 2 3 4
27 Я раздражен 1 2 3 4
28 Я пытаюсь избежать неудачи 1 2 3 4
29 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
30 Мне скучно 1 2 3 4
31 Я злюсь 1 2 3 4
32 Я стараюсь не получить двойку 1 2 3 4
33 Я уравновешен 1 2 3 4
34 Мне нравится думать, решать 1 2 3 4
35 Я чувствую себя обманутым 1 2 3 4
36 Я делаю все, чтобы быть среди лучших учеников 1 2 3 4
37 Я боюсь 1 2 3 4
38 Я чувствую уныние и тоску 1 2 3 4
39 Меня многое приводит в ярость 1 2 3 4
40 Я стремлюсь показать свои способности и ум 1 2 3 4
    Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
    1 2 3 4

2. Адаптированная программа развивающих занятий с элементами тренинга «Психологическая подготовка к государственной итоговой аттестации».

Адаптированная программа развивающих занятий с элементами тренинга направлена на выработку психологических качеств, умений и навыков у учащихся, которые способны повысить эффективность подготовки и прохождения ГИА. Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, необходимое для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.

Цель: оказание психологической помощи при подготовке к итоговой аттестации, формирование готовности учащихся к ГИА.

Задачи:

1. Научить справляться с психологическими трудностями при подготовке к сдаче экзаменов.

2. Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время.

3. Освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки.

4. Повысить самооценку обучающихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

5. Сформировать положительный настрой на экзамены у всех участников образовательного процесса.

Формы и методы работы: занятия с элементами тренинга, диагностика, лекция, приёмы арт-терапии, групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, памятки и др.

Участники программы: учащиеся 9-х, 11-х классов.

Содержание программы.

Работа с учащимися:

ü Групповая диагностика, направленная на изучение личностных особенностей учащихся (уровень тревожности,готовность к прохождению ГИА, самооценка и др.).

ü Собеседования направленные на формирование позитивной установки на будущее, а также на формирование жизненных целей учащихся.

ü Практикумы, направленные на развитие познавательных процессов, на формирование стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности, развитие навыков саморегуляции.

ü Индивидуальное консультирование по вопросам подготовки и сдачи ГИА.

Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса.

Учащиеся должны:

Знать: особенности процедуры экзамена, понятия «стресс», «нервно-психическое напряжение», «эмоции». Знать о способах релаксации, снятия нервно – психического напряжения и управления эмоциями. Знать о том, как правильно готовиться к экзаменам, как вести себя на экзамене, как организовать режим дня.

Уметь: справляться со стрессовыми ситуациями, снимать нервно-психическое напряжение, распределять время в период подготовки и во время сдачи экзамена.

Применять на практике полученные знания и умения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название темы Кол-во академ. часов
1. Как лучше подготовиться к экзаменам 2
2. Поведение на экзамене 2
3. Способы снятия нервно-психического напряжения 2
4. Как бороться со стрессом 2
5. Эмоции и поведение 1
  Всего 9

ЗАНЯТИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 4127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.025 с.)