В результате изменения геометрии прилегания веревки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В результате изменения геометрии прилегания веревки



Потеря трения из-за изменения геометрии трения веревки в ФСУ, может возникнуть в результате действий самого спускающегося, предпринимаемых как раз с целью увеличения трения.

Об этом очень верно рассказывает инструктор альпинизма Олег Иванычев в своей статье " GRI-GRI, STOP, I`D: отказ в работе на обледеневшей веревке "[6]:

 

" По принципу действия "G ri -G ri ", "S top ", "I`D" являются фрикционными спусковыми устройствами с поворотным эксцентриком. То есть необходимая для замедления спуска сила трения возникает за счет последовательного прохождения веревки через бобину эксцентрика и боковую щечку у "G ri -G ri " и "I`D". Либо вторую бобину у "S top ". Фиксация веревки осуществляется эксцентриком.

Когда веревка покрывается льдом, становится скользкой, сила трения веревки о рабочие части устройств заметно снижается, становится недостаточной для нормальной работы спускового устройства.

...При замерзании оплетки, веревка остается мягкой. Но силы трения о рабочие поверхности спусковых устройств оказывается недостаточно для автоматического зажатия веревки. В наиболее крайнем случае, который собственно именуется "отказ в работе" силы трения недостаточно даже для замедления скорости спуска. На тормозящую руку приходятся чудовищные нагрузки, сопоставимые с собственным весом альпиниста! Не забывайте при этом, что удерживать приходится скользкую веревку.

Наиболее часто "S top " применяется в спортивной спелеологии, так как является неотъемлемой частью спелеотехники SRT (к моему глубокому сожалению, прим. КБС). Предвидя возможность обледенения веревки, спелеологи заранее вщелкивают в страховочную систему и веревку дополнительный карабин, увеличивающий силу трения, за счет дополнительного перегиба (Рис.7-1).

Но альпинисты, перешедшие в работе, на спусковое устройство "S top ", не подозревают с какой опасностью можно столкнуться!"

 

К сожалению, не только из-за обледенения, так как дополнительное трение необходимо для всех боббин, представителем которых является " Petzl Stop ", чтобы хоть как-то снизить нагрузку на контролирующую руку, когда несет. А несет не редко. Но продолжим.

 

" Повисните на "S top ". Тормозящей рукой согнутой в локте сожмите веревку. После этого выпрямите руку, перенеся на нее вес тела. "S top " перевернется вниз. Именно в таком положении оказался мой "S top ". Малейшее ослабление веревки, приводило к ее проскальзыванию через спусковое устройство без снижения нагрузки на руку. Попытка дожать эксцентрик рукоятью окончилась безрезультатно - силы не хватило...

Рис.7. Отказ устройств типа боббина с S -образной заправкой веревки по причине потери трения:

  1 - дополнительный карабин для увеличения трения " Petzl - Stop "

  2 - дополнительный карабин с " Petzl - I ' D " должен располагаться ниже, иначе он бесполезен.

  3 - отгиб корпуса " Gri - Gri " придает рапели дополнительный изгиб, что облегчает ситуацию, так как создает добавочное трение

  4 - но дополнительное трение в коннекторе может выручить.

  (иллюстрации из статьи Олега Иванычева, " GRI-GRI, STOP, I`D: отказ в работе на обледеневшей веревке" ).

Отказ в работе у "I`D" происходит аналогичным образом (Рис.7-2). Также как "Stop", "I`D" переворачивается вниз. При этом усилие на руку аналогично (очень большое). Разница лишь в том, что "I`D" позволяет принудительно дожать эксцентрик. И дожимать приходится очень сильно! Лишь зажатый до упора эксцентрик позволяет зафиксировать веревку. Спуск возможен, если чуть отжать эксцентрик. Но лучше не искушать судьбу. Дело в том, что оплетка веревки замерзает не равномерно. Вы спокойно спускаетесь в штатном режиме работы устройства. Вдруг чувствуете что падаете. Зажав веревку тормозящей рукой, ощущаете огромную нагрузку на руку. Схватив веревку двумя руками, перебирая ими вниз по веревке, выводите спусковое устройство в вертикальное положение. Кажется, что эксцентрик вот-вот зажмет веревку. Но тут снова срыв... Возможно, что следующие метры веревки окажутся незатронутыми льдом либо наоборот насквозь промерзшими. Немедленно дожмите рукоять, зафиксируйте свое положение, обдумайте произошедшее! Обратите внимание на рисунок! (Рис.7-2) В подобном случае "I`D" заблокировать невозможно. Используйте рекомендации данные для " Stop ".

"G ri -G ri " в отличие от "I`D" и "S top ", в данной ситуации, возможно наиболее безопасное спусковое устройство. Имеется в виду, что отказ в работе на обледеневшей веревке наименее трагичен. Этому способствует конструктивный элемент - особый загиб откидной щечки корпуса (Рис.7-3). Благодаря этому при увеличении нагрузки на руку, веревка дополнительно переламывается, и сила трения увеличивается... Тем не менее, неожиданное проскальзывание спускового устройства может нежелательно сказаться на продолжительности вашей жизни!"

Еще раз проследим, как развивается ситуация. Мы попадаем на скользкий участок веревки, чувствуем, что начинаем проваливаться, и, чтобы затормозить, увеличиваем усилие тормозящей руки на входящую в спусковое устройство ветку рапели. То есть в итоге переносим часть своего веса на руку, сжимающую рапель, снимая эту часть веса с карабина подвески. Все ФСУ с S-образной заправкой веревки этого не любят и сразу начинают переворачиваться, наклоняясь в сторону тормозящей руки. Но каждый дополнительный градус наклона приводит к уменьшению поверхности трения! Значит, трение в устройстве падает еще больше, мы, соответственно, прикладываем еще большее усилие, и ситуация выходит из-под контроля...

 

Потеря трения в " Stop " неоднократно приводила к падениям. Вот один из таких случаев в описании Екатеринбургского спелеолога Дмитрия Баянова[7].

 

" Я, в былом, когда пользовался не очень хорошим по тормозным качествам московским "стопом" (модель 1994 г), всегда добавлял тормозной карабин, и ходил с мешком достаточно приличные отвесы, в том числе по хорошей воде. Без карабина этот стоп отлично проскальзывал, и однажды в пещере Мариинская (г. Губаха) в 1995 г один молодой пермяк отбил себе пятую точку приземлившись по веревке с 12 м (ему крупно повезло - отделался огромным синяком в том самом месте...).

Я и сейчас хожу на петцлевом стопе, но на отвесах с чистыми провисами более 15-20 м, особенно если работаешь в чистом висе, использую тормозной карабин. Думаю, для стопера это оптимально. Чего не скажешь о спусковухах, не имеющих тормозного рычага. Боббину петцля и решетку я страховал обычным свердловским универсальным самохватом, если нет большого количества перестежек и время не поджимает, а когда меня это достало, просто перешел на стопер + тормозник в отдельных случаях ".

 

Невольно хочется перефразировать старую поговорку: "Если существует " Stop ", значит, это кому-нибудь да нужно..."

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)