Падения при спуске - причины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Падения при спуске - причины



Оглавление

Падения при спуске - причины

 

1.1. Проблема контроля

 

1.2. Отказ спускового устройства

1.2.1. Неправильная подготовка устройства к спуску

1.2.2. "Потеря трения"

1.2.2.1. В результате неожиданного снижения коэффициента трения

1.2.2.2. В результате неправильного управления

1.2.2.3. В результате изменения геометрии прилегания веревки

1.2.2.4. В результате неожиданного увеличения скорости спуска

1.2.3. Разрушение самого ФСУ

 

1.3. Отказ или поломка подвески

1.3.1. Открывание или поломка коннектора

1.3.2. Разрушение присоединительного звена беседки

 

1.4. Выводы по разделу

 

2. Критерии надежности системы безопасности спуска

 

3. Критериальный анализ - Решение А: Достижение гарантирующей надежности

единственного присоединения к веревке

 

3.1. Беседка

 

3.2. Присоединительное звено или место подвески

3.2.1. Износ тканевых петель

3.2.2. Скрытая проблема замка спелеологических беседок

 

3.3. Коннектор ФСУ

3.3.1. Карабины

3.3.2. Мэйлон рапиды

 

3.4. Спусковое устройство

3.4.1. Критерий 1: Мгновенная остановка при потере контроля

3.4.1.1. Принцип клиновой щели

3.4.1.2. Принцип фрикциона-эксцентрика (Stop Bobbins)

3.4.1.3. Принцип плавающего фрикциона (Poly Bollards)

3.4.2. Критерий 2: Однозначность подготовки к работе

3.4.3. Критерий 3: Стабильность торможения

 

3.5. Выводы по разделу "Решение А:Достижение гарантирующей надежности

 единственного присоединения к веревке"

 

Критериальный анализ - Решение Б:

Дублирование или самостраховка при спуске

 

4.1 Дублирование - Беседка

 

4.2. Дублирование присоединительного звена

4.2.1. Дублирование мягких присоединительных звеньев

4.2.1.1. Определение для подвески каждого из видов снаряжения

        специального места на беседке

4.2.1.2. Отказ от единой фиксированной точки подвески

4.2.1.3. Дублирование вшитых металлических колец

4.2.1.4. Дублирование разъемного присоединительного звена

4.2.2. Оптимальная спелео беседка

4.2.2.1. Удобство одевания

4.2.2.2. Удобство размещения снаряжения

4.2.2.3. Возможность оперативного пристегивания

4.2.2.4. Максимальное понижение точки подвески

4.2.2.5. Уменьшение числа необходимых коннекторов

4.2.3. Выводы по разделу

 

4.3. Дублирование коннектора спускового устройства

4.3.1. Прямое дублирование

    или применение двух коннекторов вместо одного

4.3.2. Непрямое дублирование или

    применение отдельной линии присоединения к веревке

 

4.4. Выводы по разделу "Решение Б:

Дублирование или самостраховка при спуске

Вместо заключения

Литература

На обложке Алина Гаузштейн, Усть-Каменогорск,

фото Константин Б.Серафимов.

Анализ системы безопасности

при спуске по веревке в технике SRT

Проблема контроля

 

Проблема контроля возникает из-за непрерывного характера спуска и необходимости удерживать рукой входящую в ФСУ (фрикционное спусковое устройство) ветку веревки, создавая необходимое для нормальной скорости спуска ее натяжение. Стоит на мгновение отпустить веревку ниже ФСУ, и трение в нем практически пропадает, после чего закономерно следует падение (Рис.1).

 

Все попытки создать спусковое устройство, не требующее контроля над входящей ветвью, пока не привели к успеху. Во всяком случае, для работы в полевых условиях таких устройств не существует.

Поймать упущенную веревку не удается никому. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны.

 

Рис.1. Кадры из учебного фильма клуба "Сумган", в кадре Алина Гаузштейн, 1987 год

  1 - спуск без самостраховки,

  2 - потеря тормозящей рукой контроля над спуском,

  3 - закономерный итог - падение.

Самое печальное, что упустить рапель может каждый из нас, вне зависимости от квалификации и тренированности, хотя, конечно, у новичка шансов неизмеримо больше. Но и над мастером всегда висит вероятность одного из следующих происшествий:

 

1) Травма контролирующей руки в результате случайного удара камешка по пальцам или в нервные центры локтя, а также неудачная встреча скалы локтем, вызывающая мгновенное онемение кисти. Думаю, каждый хоть раз в жизни с этим сталкивался не на вертикали. Мне - приходилось.

 

2) Потеря сознания - даже кратковременная, в результате травмы или по иным причинам.

 

3) Ошибка - случайное отпускание рапели в кажущейся безобидной ситуации.

Самые распространенные ошибки следующие.

Первая ошибка - рефлекторная подстраховка тормозящей рукой от удара в стену при неожиданном маятнике - с непроизвольным отпусканием рапели.

Вторая ошибка - перенос веса на незафиксированное спусковое устройство в начале спуска. Это происходит после отстегивания короткого уса самостраховки от основного или промежуточного закрепления или при переходе через узел.

 

В силу своей инструкторско-преподавательской работы мог наблюдать эти случаи достаточно часто. Несмотря на то, что хожу по отвесам много лет, могу припомнить и у себя пару-тройку случаев, когда сам потом не мог понять, почему вдруг оперся в скалу тормозящей рукой, выпустив веревку. Обходилось только потому, что либо не успел нагрузить, либо не успел полностью вывести рапель из фиксации в рэке. Конечно, я всегда хожу с самостраховкой, но контроль я все-таки терял. И не я один. Вот сообщение Виктора Комарова в " Спелеорассылке "[1] ():

 

"18 июня 2005 года во время навески произошёл несчастный случай со смертельным исходом с очень опытным французским спелеологом в пещере Пот-2 на массиве Веркор (Pot 2, Vercors, France). Эта пещера представляет один большой колодец глубиной 319 метров.

После перестёжки на глубине примерно -110 метров лидирующий спелеолог стал спускаться по спущенной вниз 200 метровой 8-миллиметровой верёвке. Примерно через 20 метров спуска произошла потеря контроля над ним. При падении падающий ударялся о стены колодца, пока не был остановлен на глубине примерно -270 метров из-за попадания в спусковое устройство (descender Petzl Simple) узла верёвки образовавшегося при её запутывании. Десандёр деформировался, но остановил падение и выдержал нагрузку".

 

К сожалению, после падения более 150 м это уже не имело значения...

Отказ спускового устройства

 

На практике отказ спускового устройства встречается реже, чем потеря контроля отпусканием рапели, но является причиной немалой части аварий на спуске. Отказ может быть вызван несколькими причинами и очень зависит от того, какое спусковое устройство мы используем, так как каждое имеет свои причины и степень вероятности отказа. В этом перечне печальными лидерами являются боббины по причине целого перечня конструктивных недостатков, которые я подробно рассмотрел в работе " Современное состояние SRT - мое видение "[2], 2006 год.

 

Рис.2 Отказ спускового устройства из-за неправильной подготовки его к спуску

1 - Неполное закрытие обоймы боббины типа " Simple " фирмы " Petzl ",

2-8 - стадии отсоединения боббины от рапели

(photos by Laura Maish from Andrea Futrell & Bill Storage "Lori Cori Cave Accident Analysis", 2004)

Среди возможных вариантов отказа нас в первую очередь интересуют те, что влекут за собой падение, хотя зависнуть под струей воды из-за нежелания ФСУ ехать по вдруг ставшей менее скользкой веревке - тоже чревато большими неприятностями. Но падение в этом перечне наиболее опасно.

 

Известный северо-американский кейвер Гордон Биркхаймер пишет[3]:

 

"Опыт диктует следующее общее правило: если вы находитесь более чем в 40 футах над землей, и вы выпустили веревку, гравитация обеспечит конечный удар, который станет причиной оглашении вашего завещания".

Итак, какие же варианты отказа известны.

1.2.1. Неправильная подготовка устройства к спуску

 

В перечне аварий по этой причине с большим отрывом лидируют боббины. Самый яркий пример ошибок при подготовке к спуску - аварии из-за неполного закрытия обоймы этих ФСУ, приводящие к полному отстегиванию его от веревки в процессе спуска с последующим падением.

Два случая в 2003 году - тяжелые травмы Александра Кабанихина при падении в пещере Крубера 23 августа и гибель опытного американского спелеолога Дика Грэхэма (Dick Graham) 27 сентября в пещере Lori Cori Cave, - убедительные примеры объективно существующей опасности этого рода (Рис.2). Оба случая и анализ причин происшествия описаны в моей статье " Внимание - недозакрытая боббина!", 2006 год[4].

Падение по этой причине неизбежно, если не пользоваться отдельной, независимой от спускового устройства, самостраховкой.

 

Подчеркну это - отдельной от спускового устройства, независимо связывающей нашу подвесную систему с рапелью.

И такие падения повторяются с печальной периодичностью.

 

 

Рис.3. Раскрытие корпуса боббины во время спуска:

  1-3 - из - за неправильно вставшего мэйлон рапида ( photos by Laura Maish from Andrea Futrell & Bill Storage "Lori Cori Cave Accident Analysis", 2004 )

4-6 - из-за поворота карабина (зеленая стрелка) с давлением на пластиковую защелку ( красная стрелка ее движения ) с последующим "выстреливанием" подвижной половинки обоймы на открывание.

Принципиально возможны две причины отказа боббины с последующим отделением ее от рапели:

1) Неполное закрытие корпуса в момент пристегивания к веревке (см. Рис.2).

 

2) Открывание корпуса по ходу спуска карабином или мэйлон рапидом - неправильно вставшим при старте и затем развернувшимся при изменении направления нагрузки (Рис.3).

 

 

1.2.2. "Потеря трения"

 

"Потерей трения" я называю резкое неожиданное уменьшение силы торможения в спусковом устройстве по ходу спуска, приводящее к падению вдоль веревки даже на встегнутом в нее ФСУ. Этому существует несколько причин.

 

 

Рис.4. 120-метровый отвес каньона Нахаль Хацацон, Израиль

  1 - В начале спуска по верхней 70-метровой части - "белое пятно" лотка

  2 - Ника Слоник в одном из каньонов Израиля,

  3 - Вид на отвес из каньона у его подножия ( в кружке наш палаточный лагерь ).

Последний известный мне случай из той же группы произошел в 2005 году в Израиле с моей ученицей в азах вертикальной техники, ныне доктором наук из Швейцарии, известной среди друзей под милым ником Слоник. Их группа шла по каньону ручья Хацацон, известному своим великолепным 120-метровым отвесом (Рис.4) Специально для этого отвеса была куплена 130-метровая веревка одним концом - иначе сдернуть навеску за собой становится проблематичным. Веревку распаковали перед отвесом, навесили, и Слоник пошла на спуск первой.

"Я нарушила все, что вы нам говорили! - смущенно улыбалась она потом, рассказывая мне об этом своем спуске. - Ведь знала, что так не надо делать!"

 

Вместо спускового устройства - " Reverso ", вместо самостраховки - " Прусик " с двумя витками. Группа состояла из скалолазов, и другое снаряжение просто не признавалось. Слоник вышла на перегиб склона и начала спуск. И только тут поняла, что новая веревка страшно скользкая! Но поначалу вес рапели - без малого 8 кг, помогал контролирующей руке удерживать скорость в нормальных пределах.

Первые 70 метров спуска идут вдоль почти вертикального великолепного скального зеркала (белый лоток на Рис.4), последние 50 - в чистом висе под грандиозным навесом.

По мере того, как веревка ниже спускового устройства оставалась короче, вес ее снижался. Вдобавок ко всему, Слоник была без перчаток. И если " Азиан-рэк ", например, позволяет такие вольности, то " Реверсо " - нет.

Когда Слоник поняла, что не в силах тормозить и практически падает, она отпустила схватывающий, попытавшись зависнуть на самостраховке. Но схватывающий... не сработал! Ведь он был из 2-х витков, что для самостраховки недопустимо. И падение продолжалось.

Девушку спас узел - пропущенный при разматывании бухты или случайно завязавшийся при полете веревки. И то, что при другом стечении обстоятельств вызвало бы обоснованные проклятия, в этот раз стало Чудом, остановившим падение. Что стоило завершить спуск с обожженными пальцами, как-то перестегнувшись через узел, можно только представить... Но Слоник всегда отличалась спортивностью, силой воли и умением собираться. И я просто счастлив, что все так здорово обошлось.

 

Совершенно новая веревка всегда будто намылена, и к этому надо быть готовым. Может быть, в Пот-2 тоже была новая веревка? Только узел уже не помог.

 

 

Разрушение самого ФСУ

 

К счастью, мне известен только один случай падения кого-то из туристов в результате поломки спускового устройства " Лепесток ", где-то в конце 80-х производившегося каким-то советским предприятием с помощью литья. Подробностей не знаю до сих пор, но после прокатившегося слуха мы все " лепестки " из своего арсенала изъяли. Очевидно, там был откровенный технологический брак, так как лидер Пермских спелеологов Сергей Сергеевич Евдокимов потом рассказывал мне, что ломал эти "спусковушки" одним ударом кулака. Могучие Уральские спелеологи...

Других случаев с падением вроде бы не было даже с многочисленными самоделками. Поломки спусковых устройств в результате падения - были, но не наоборот. То есть можно считать, что подавляющее большинство устройств для спуска по веревке достаточно надежны, чтобы не служить поводом для беспокойства в плане разрушения.

 

 

Отказ или поломка подвески

 

Одна из не слишком часто встречающихся, но убийственных причин падений при спуске. Так как именно при спуске те, кто не использует самостраховку, имеют единственную точку присоединения к веревке - через карабин подвески спускового устройства.

Как уже было сказано, при подъеме поневоле приходится использовать минимум 2 зажима, хотя в некоторых очень ранних техниках только один из них присоединен к обвязкам (например, вариации " Texas System "). Но при спуске без самостраховки точка присоединения - одна.

 

Единственная точка присоединения к веревке - это всегда игра в орлянку с бедой, какими бы умными словами мы себя не уговаривали.

 

 

Рис.8. Пещера Алтайская - величайшая пещера Алтая

  1 - Устюбинская изба, символ экспедиций в Алтайскую со стороны п.Камлак.

  2 - Владимир Пантюхин перед входом в Алтайскую, зима 1985 год.

  3 - Свеча в гроте Алтайского Государственного Университета - АлГУ, -200 м.

Выходя на полку, Пантюхин подумал, что это его третья экспедиция в Алтайскую, а вот до дна ее он добирается впервые. В общем-то, ничего сложного. Все колодцы простые, красивые. Белоусовцы, работавшие здесь месяц назад, забили хорошие крючья. В январе это было. А сейчас - февраль.

Володя вдоль перил подошел к крюку. Снизу невнятно звучали голоса, сплетаясь с гулом ручья. Парни уже в АлГУ. Пантюхин привычно пристегнулся на крюк коротким усом, потихоньку сполз в отвес и завис на самостраховке. Стена здесь выступала весьма острым карнизом, который выпирал из стены на уровне Пантюхинского живота. А дальше шла пустота - ноги до стен не доставали.

Пантюхин завел в решетку веревку и зафиксировал ее на рожках спускового устройства. По-хорошему, надо было теперь встегнуть выше решетки зажим и спускаться, как положено, с самостраховкой. Но Пантюхин уже полпещеры шел без самостраховки. Да и чего бояться? Все колодцы простенькие, веревка идет сплошняком от крюка к крюку: падать особо некуда. Это создавало уверенность, что в случае потери контроля над спусковым устройством, далеко не улетишь - остановишься на ближайшем промежуточном закреплении. Да и удобнее так-то - обе руки на веревке.

...Закрепив на рапели решетку, Пантюхин поправил под собой мешок, с которым спускался. Теперь оставалось выстегнуть самостраховку, и можно было ехать вниз. Силенка у Вовы еще была: 200 метров спуска по Алтайской не очень утомили. Вова покрепче взялся за веревку под самым крюком, примерился и, резко подтянувшись на руках, вынул из крюка карабин самостраховочного уса: выстегнул, значит, ус и начал осторожно опускаться на решетку...

Что-то было не так! Пантюхин еще не понял - что, но уже ощутил ледяной озноб какого-то несоответствия, какой-то ошибки. Он садился и все никак не мог сесть на "спускер", не чувствовал под собой опоры, все больше соскальзывая животом с карниза в пустоту зала. Вова висел уже почти на вытянутых руках, а транспортный мешок свинцовой гирей тянул за беседку вниз. Да где же эта чертова решетка?!

Он увидел ее. И увидев, не поверил своим глазам. Это здорово походило на кошмарный сон. Его решетка! Она висела на веревке на уровне Пантюхинского носа, тщательно, как на учебных занятиях, зафиксированная, но... решетка висела отдельно, просто так - сама по себе!

Будто электрическим разрядом, стеганул по нервам страх. Влип! Пантюхин висел на руках над глыбовым завалом грота АлГУ на высоте пятого этажа. Если бы не мешок, Вова попытался бы вылезти наверх, на площадку. Но подтянуться еще раз с таким грузом да еще взобраться на проклятый карниз?

- Мужики! - крикнул Пантюхин. - Я падаю!

Сверху спускался кто-то из парней, и Володя услышал торопливый голос: "Погоди, не падай, сейчас подойду!" Но помощь была еще далеко, а сил оставалось все меньше. В возбужденном мозгу лихорадочно метались мысли. Рукавиц нет, значит, если съезжать на руках, то за 15 метров все руки сожжешь к черту! Почему-то он не подумал о возможности встегнуться усом в висящую на уровне глаз решетку или попытаться одним движением прицепить к рапели пуани с педалью - и все! - он спасен. И мысли не было. А может быть, чувствовал, что на одной руке ему и секунды не продержаться.

Готовясь к неизбежному, Пантюхин вращательными движением крутанул рапель на ногу и висящий на трансрепе мешок, сообразив, что так трения при падении будет побольше. Снизу слышался только грохот камней: видимо, парни молча бежали к навеске. Силам пришел конец.

- Падаю! - скорее скомандовал, чем крикнул, Вова и выпустил из рук веревку.

Коля Петров услышал свист трущейся о что-то мягкое рапели и понял, что Пантюхин "пошел". Он приготовился принять удар, напружинился, и в тот же момент тяжелый толчок сбил его с ног, повалив в расщелину между глыб. Спустя мгновение, не чуя ушибов, Петров уже снова был на ногах. В свете налобного фонаря снизу, из щели между глыб, на Петрова, криво улыбаясь, смотрел Вова Пантюхин.

- Во, блин! - сказал Пантюхин.

- Вовчик, ты живой?! - Коля и подбежавший Саша Ван ощупывали Пантюхина, еще не веря, что все закончилось легким испугом.

- Живой, - сказал Пантюхин, морщась от боли в расшибленном о камень колене. - Я из решетки выстегнулся.

- Вовчик! - с чувством сказал Петров. - Вовчик, ну ты и козел! "

 

Так в 1988 году мы познали еще одно правило техники одинарной веревки - карабин спускового устройства должен фиксироваться от открывания муфтой. Обязательно! Анализируя этот случай, мы пришли к выводу, что, лежа на карнизе, Пантюхин умудрился отжать о камень защелку карабина и в момент подтягивания снялся крюком уже открытого карабина со скобы решетки. Невероятно, но факт!

Однако практика показывает, что не так уж и не вероятно, но об этом далее.

 

 

Рис.10. Выдающийся американский восходитель Тодд Скиннер

   1 - единственная точка подвески стала роковой для Тодда Скиннера

   2 - схема скрытого износа присоединительного кольца, вызванного переменными нагрузками при подъеме на зажимах, которые также крепились на единственное звено.

(фото с сайта Mountain. ru, для схемы использован рисунок by Pandra Williams из книги " On Rope " by Allen Padgett and Bruce Smith, 1987, с моими надписями и дорисовками).

Эта двойка провела на этой стене больше 100 дней – включая прохождение свободным лазанием маршрута "Влажная Лайкра Кошмара" (Wet Lycra Nightmare, V 5.13 d) - свободная версия маршрута "Влажные Джинсы Мечты" (Wet Denim Daydream), который они сделали в 2004 году, - поэтому знала ее хорошо.

Они закрепили свои перила на Лихаче (Hot r od), расположенной слева от Мечты (Daydream), всего за неделю до трагедии.

23 Октября скалолазы провели на маршруте, повторяя некоторые движения для того, чтобы вскоре вернуться и пройти индивидуальные участки трассы без срывов (redpoint), так как сезон подходил к концу. Причем Тодд старался выучить движения на ключевом участке, категория сложности примерно 5.14а, а Хьют выщелкивал оттяжки по нитке маршрута. Когда солнце было уже высоко, они спустились к Авони Ледж (Ahwahnee Ledge) - небольшой полочке, находящейся в трети пути снизу по этой сильно нависающей стене. Скиннер и Хьют остановились на ней, чтобы перекусить, и в 2.30 начали спуск по трем последним фиксированным статическим веревкам, заканчивавшимся на другой полке 400 футами ниже, где заканчивался спуск. Каждая веревка отвисала примерно на 20-30 футов от скалы, поэтому скалолазам приходилось подтягиваться, чтобы дотянуться до точки перестежки.

На спине у Тодда был только маленький рюкзачок со снаряжением.

"Тодд спускался гораздо быстрей, чем я, поэтому он шел первым", - рассказывает Хьют. Десять минут спустя, когда Скиннер спустился почти до конца второй веревки и начал подтягиваться к страховочной станции, Хьют остановился на одну веревку выше него, чтобы пропустить узел. Затем...

"Я услышал треск, - говорит Хьют, - и быстро посмотрел вниз. Я увидел, как он падал, все уменьшаясь и уменьшаясь, пока не превратился в точку".

Хьют связался со скалолазами, работавшими на соседнем маршруте Западная Грань (West Face), чтобы они вызвали службу спасения Национального Парка по сотовому телефону... и затем «очень медленно и осторожно» продолжил спуск.

 

"Я спустился до его спускового устройства с самозащелкивающимся карабином на нем (по словам Хьюта и докладу спасательной службы парка карабин был защелкнут) – я почти уверен в том, что знаю, что случилось", - говорит он.

...Кольцо от системы было найдено на следующий день "в зарослях растительности у основания стены. Оно было сильно потерто в том месте, где произошел разрыв"...

Из всего этого возникает вопрос, как могло такое случиться?

 

"Неповрежденное кольцо не может внезапно порваться, - категорически заявляет Хьют. - Такую ситуацию можно было предвидеть".

 

19 октября при подготовке к восхождению Хьют заметил, что система Скиннера сильно изношена, причем, как ножные петли, так и центральное страховочное кольцо, которое, как он говорит, было "на 15-20 процентов" перетерто.

 

"Я настаивал, что это не очень хорошо, - говорит Хьют. – Тодд ответил, что знает о проблеме, и уже заказал новую систему".

 

Они обсудили изнашиваемость систем, поговорили о том, что иногда люди подстраховывают это кольцо дополнительным слингом, но ни разу не коснулись того, что лазать в такой системе очень небезопасно.

 

"В течение последующих нескольких дней кольцо должно было износиться значительно сильней, - говорит Хьют, добавляя, что Тодд страховал его через него без особых проблем (4 из 5 следующих дней они провели, работая на маршруте). - Мы не возвращались больше к этой теме".

 

Хьют предполагает, что из-за интенсивной работы на стене кольцо на системе продолжало перетираться. Он говорит, что Тодд имел два зажима (ascenders), привязанными (girth - hitched) непосредственно к кольцу: более высоко расположенный присоединялся слингом длиной в руку, ниже расположенный со стременем (aider - лесенка) - слингом, подобной первому длины, также привязанным вокруг страховочного кольца беседки. (Обычная для скалолазов система для подъема по веревке на зажимах способом Texas System, прим. мои, КБС). Хьют предполагает, что их совместное действие на кольцо во время подъема на зажимах (jugging) изнашивало его в одном узком месте, возможно не видимом Скиннеру под ножными охватами".

Таков печальный итог. Единственная точка подвески всегда потенциально опасно именно своей незащищенностью ничем, кроме ее собственной устойчивости.

Что касается спелеологических беседок с металлическим замком в виде мэйлон рапида диаметром 10 мм, то именно мэйлон рапид такой конструкции и запаса прочности является гарантом нашей безопасности. Uарантировать не разрушаемость подвески может только мэйлон рапид, а не карабин типа " Omni ", предлагаемый фирмой " Petzl " в очередном новаторском порыве.

 

Еще одна выдержка по теме из " Экспедиции во Мрак ":

 

 " ...Раймис начинает пристегиваться на спуск, а я смотрю на его "сбрую". После поездки Эрика Лайцонаса в Болгарию Раймис сделал себе снаряжение по западному образцу: все обвязки сходятся и фиксируются одним единственным карабином на животе. К этому же карабину крепится "ус" самостраховки. Спусковое устройство у Раймиса тоже на западный манер - боббина Дресслера, самодельная, конечно. И она тоже встегнута в замковый карабин - напрямую. Внешне все выглядит достаточно компактно и логично...

Раймис перелезает через край колодца, мягко соскальзывает по рапели вниз, и луч его фонаря растворяется в темноте. Молча сидим на краю колодца - каждый во власти своих мыслей, поэтому в наступившей тишине неожиданно громко звучит металлический щелчок в колодце, от которого резко вздрагивают веревки у крючьев.

Мы еще заторможенно молчим, губы только приоткрылись для вопроса, как в ледяной этой тишине громко и отчетливо раздается голос Раймиса. Этот голос, и дыхание, слышное из колодца, заставляют нас похолодеть. Нет, это не крик ужаса, не смертельный вопль падения, но в нем слышится такое, что я не смогу сейчас передать словами, как бы ни старался. Неестественно спокойный и четкий, отчего заметнее проступает литовский акцент, голос Раймиса звучит чуть громче обычного:

- Ребята. Я сейчас буду падать...

Во мне срабатывает какая-то пружина, подкидывает вперед, к колодцу, благо, я на самостраховке. Склоняюсь над краем и вижу - внизу, буквально в трех метрах, у зеркальной стены замерла странно неподвижная фигура. Взгляд мечется, ощупывая детали, силясь ухватить причину опасности. Ничего! Каталка на рапели, зажим самостраховки на второй веревке...

- В чем дело?!

И после паузы длинной в год:

- Спустите мне карабин.

Срываю с себя карабин, пристегиваю на страховочную веревку, отпускаю. Карабин звонко щелкает о самохват Раймиса. Данюнас, почти не шевелясь, какими-то хирургическими движениями снимает его, медленно простегивает куда-то: сверху не видно, куда... Шумный выдох облегчения:

- Все. Сейчас поднимусь.

Кто держал в руках титановый карабин марки "Ирбис" подмосковного производства, тот представляет (Рис.11). А кто не видел - представьте на верхнем загибе карабина крохотный, не более 5 миллиметров, крючок, который входит в зацепление с защелкой. Вот этот крючок и спас Данюнасу жизнь. Неудачно встегнутая каталка, развернувшись под весом Раймиса, отжала защелку карабина, и та вывернулась наизнанку. Карабин расстегнулся, и все, что было на нем, утратило связь друг с другом. А ведь карабин был связующим звеном всей системы обвязок и спуско-подъемного снаряжения. В итоге все оно, в том числе и самостраховка, оказалось просто нанизано на разомкунутый карабин и в любую минуту могло слететь с него, оставив своего владельца на произвол Судьбы. Над 40-метровым колодцем судьбу предсказать нетрудно...

Спас крючок на верхнем загибе карабина, на котором зацепилось спусковое устройство. И еще то, что Данюнас не успел спуститься достаточно глубоко: малейшего колебания веревки, которая на хорошей глубине тянется, как резиновая, было достаточно, чтобы сбросить Раймиса со спасительного крючка.

Так 22 сентября 1984 года в Напре мы оказались в полушаге от еще одной катастрофы ".

Рис.11. Корделеттная экспедиция " Напра-1984 " едва не закончилась трагически:

   1 - Раймондас Данюнас, Каунас, на втором плане Сергей Ткачев, Уфа.

   2 - Константин Серафимов на входе в пещеру.

   3 - карабин " Irbis ", который Раймис использовал вместо присоединительного звена с каталкой, вывернувшей защелку над гротом Рака.

   4 - слева направо: Владимир Резвван, Адлер, показывает место аварии на разрезе пещеры, Сергей Ткачев, Сергей Киселев, Челябинск, Раймис Данюнас).

 

 

Что касается спелеобеседок, мне пока неизвестны случаи аварий, связанных с полной поломкой замкового МР, хотя жутковатых случаев, связанных с их непроизвольным размуфтовыванием и разгибанием, предостаточно.

Но подразогнутые дельта или демиронд не разгибаются до конца, цепляясь крючками концов за несущие кольца беседки. Кроме того, действительно фирменные дельты не разгибаются под нормальным весом человека. Это я опробовал лично, впервые, еще в 1986 году в Киевской, поднявшись метров 400 на полностью открученной дельте. Да и потом было. Разгибаются подделки фирм, продающих не испытанную надлежащим образом продукцию.

 

 

Выводы по разделу

Вот, перечень причин аварий на спуске, который мне удалось составить на основе учета происшествий в этой области. Все это позволяет сделать следующие выводы.

 

1) Все три элемента снаряжения для спуска по веревке: спусковое устройство, коннектор (карабин или МР) и присоединительное звено беседки не имеют 100-процентной надежности. Случаи их отказа с трагическими последствиями известны. Надо полагать, что случаев отказа, когда все закончилось благополучно на порядок больше.

 

2) Как бы мы ни старались, вероятность таких отказов существует объективно в силу конструктивных особенностей снаряжения и наличия неподконтрольных природных факторов. Мы не можем полностью нейтрализовать их только тренировками и опытом исполнителя. Подтверждением этому аварии - как с новичками, так и опытными мастерами вертикали.

 

3) Главной первопричиной аварий является использование единственного, ничем не дублированного прикрепления к веревке во время спуска. Любой сбой в работе в этой цепочки критичен, так как больше нечему предотвратить наше падения.

Повышенный риск единственного присоединения к веревке с помощью спускового устройства объективен и должен четко осознаваться всеми, кто пренебрегает самостраховкой при спуске.

 

Возможно ли каким-то образом нейтрализовать этот риск с сохранением единственной точки присоединения к веревке?

Почему многие западные школы SRT проповедуют именно такой вариант спуска? Что это - строгий технический расчет или трагическое заблуждение?

Давайте проанализируем каждый из элементов снаряжения с целью разобраться в этом вопросе.

 

2. Критерии надежности системы безопасности спуска

 

Итак, проблема безопасности при спуске существует реально и ежегодно отзывается авариями - мелкими, которые проходят незаметно, и крупными, которые становятся предметом тревоги и обсуждения.

Чтобы определить варианты решения этой проблемы, следует проанализировать все только что перечисленные ее причины и предложить адекватные контрмеры. Что и попытаемся сделать.

Для этого сформулируем ряд критериев, которым в идеале должна отвечать наша система безопасности при спуске, чтобы нейтрализовать перечисленные выше причины потери контроля и отказы снаряжения. Не спусковое устройство в отдельности, а вся цепочка снаряжения для спуска по веревке.

Каким же требованиям должны удовлетворять наша система безопасности при спуске по веревке? Вот основные критерии ее надежности.

 

Критерий 1: Мгновенная остановка при потере контроля над спуском.

Критерий 2: Однозначность и безошибочность подготовки к работе.

Критерий 3: Стабильность торможения ФСУ.

Критерий 4: Безотказность подвески.

 

Если все эти критерии будут выполнены одновременно, мы получим абсолютно надежную систему для спуска по веревке.

Напомню, что мы составили перечень критериев не для спусковых устройств, а в целом для системы безопасности спуска по веревке, задача которой - защитить нас от утраты контроля над спуском, что бы ни произошло с нами и каждым отдельно взятым элементом снаряжения, участвующего в спуске.

 

Какая же система максимально удовлетворяет сформулированным 4-м критериям безопасности? Уже на первый взгляд видно, что существует только два решения, причем принципиально отличных одно от другого:

 

Беседка

 

В отношении беседки нас интересует только соответствие Критериям 2 и 4 - " Однозначность и безошибочность подготовки к работе" и "Безотказность подвески".

Надежность беседки заключена в ее конструкции. Все элементы беседки должны быть независимы, чтобы поломка одного из элементов не повлекло за собой отказа всей системы.

Характерный пример неправдоподобно ненадежной беседки - кадры из известного фильма " Скалолаз " (" Cliffhanger ") с Сильвестром Сталлоне в главной роли, где несчастная симпатичная девушка падает в пропасть из-за поломки одной единственной пряжки на ее беседке (Рис.12).

 

Рис.12. Кадры из фильма " Скалолаз " (" Cliffhanger " ), где прекрасно разыгран пример сверхненадежного снаряжения - беседки, отказ которой приводит к падению.

 

На заре советской вертикальной техники подобным злым свойством отличались пряжки пояса Абалакова - будучи поставленной зубьями в неправильном направлении, такая пряжка не держала ремень, и пояс легко распускался под нагрузкой. Примером такого отказа может служить случай на семинаре средней туристской подготовки (СТП) под руководством моего хорошего знакомого спелеолога Юры Васильева из Ижевска - 26 августа 1986 года в пещере Назаровская хребта Алек. Описание его можно найти в работе Владимира Резвана и Владимира Киселева " Спелеологические происшествия на территории Большого Сочи: 1972-1991 годы ".

 

...Шедший вторым в группе Игорь Шестаков начал спуск в 21-метровый колодец входного каскада пещеры перед катушкой и вдруг сообщил, что "выпадает из беседки". Беседка была сделана из абалаковского пояса, внутреннее кольцо которого было опушено для сиденья. Пояс был сблокирован с грудной обвязкой, по всей видим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.148 с.)