Анализаторы, структура, классификация, свойства, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализаторы, структура, классификация, свойства,



Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

Г. Сокол

Г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..

Тема 1 Анализаторы. Структура, классификация, свойства, роль в познании

окружающего мира……………………………………………………………

Тема 2 Возрастные анатомо-физиологические особенности слухового анализатора и

его гигиена………………………………………………………………………..

Тема 3 Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 4 Анатомо-физиологические возрастные особенности кожной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 5 Анатомо-физиологические возрастные особенности вестибулярного

аппарата……………………………………………………………………….

 

Тема 6 Анатомо-физиологические возрастные особенности вкусовой сенсорной

системы………………………………………………………………………..

 

Тема 7 Анатомо-физиологические возрастные особенности обонятельной сенсорной

системы…………………………………………………………………………..

 

Заключение ……………………………………………………………………………..

 

Приложение ……………………………………………………………………………

 

АНАЛИЗАТОРЫ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА,

РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Классификация анализаторов

    Многие анализаторы получили свое название по органам чувств, которые являются периферическими образованиями  анализатора, содержащими рецепторы, кодирующие и частично анализирующие информацию из окружающего мира.

    Главные анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой. Но существуют анализаторы давления, вибрации, мышечное чувство, температурный, чувство голода, боли, жажды, радости и т.д.

 

I По характеру восприятия раздражений различают

1. Внешние анализаторы – воспринимают с помощью экстерорецепторов и анализируют изменения окружающей среды. К ним относятся:

- зрительный

- слуховой

- обонятельный

- тактильный

- температурный и др.

Их главная роль – познание окружающего мира, адаптация к изменяющимся условиям среды, поддержание тонуса центральной нервной системы.

2. Внутренние анализаторы – воспринимают с помощью висцерорецепторов изменения показаний деятельности внутренней среды организма и потому участвуют в регуляции функций внутренних органов, поддерживают гомеостазис.

3. Анализаторы положения тела – воспринимают изменения с помощью проприорецепторов в положении тела в пространстве и частей тела относительно друг друга. К ним относятся:

- вестибулярный

- мышечный

    Анализаторы положения тела обеспечивают оценку положения тела в пространстве, сохранение равновесия и всю сложность и многообразие движений.

 

4. Отдельно выделяется болевой анализатор, обеспечивающий сбор информации о повреждающих воздействиях на организм, играя защитную роль.

 

Таким образом анализаторы обеспечивают адекватные реакции организма человека в окружающей среде, адаптируют работу внутренних органов к потребностям организма.

Свойства анализаторов

1. Высокая  чувствительность к адекватному раздражителю (способность видеть при разном уровне освещенности, различать звуки разной силы).

2. Способность к адаптации постоянной силе длительно действующего раздражителя (биоритмы, не замечено тиканье часов).

3. Способности к повышению чувствительности благодаря тренировке.

4. Интегративность, объединение, консолидация анализаторов в восприятии предметов и явлений.

5. Инерционность – сравнительно медленное возникновение и исчезновение изменений (энграммы памяти).

6. Доминантные взаимодействия анализаторов (музыка может снять боль, шум ухудшает зрение).

7. Дополнение одного анализатора другим. Это свойство играет важную роль при компенсации нарушенных функций анализаторов.

 зрение (внешний вид) 

лимон          обоняние (запах)

                          вкусовой (кислый вкус)   

 

Учитывая свойства анализаторов как сенсорных систем необходимо обеспечить правильное сенсорное развитие ребенка.

 

Строение органа слуха

Части уха Строение Функции
Наружное ухо Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка туго натянутая сухо-жильная перегородка. Защищает ухо, улавливает и провидит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в среднее ухо.
Среднее ухо Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: - молоточек, - наковальня, - стремечко. Евстахиева труба.
 
Проводит звуковые колебания. Слуховые косточки (масса - 0,05г.) последовательно и подвижно соединены. Молоточек примыкает к барабанной перепонке и воспринимает ее колебания, затем передает их на наковальню и стремечко, которое соединено с внутренним ухом через овальное окно, затянутое эластичной пленкой (соединительной тканью).

Евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой, обеспечивает выровненное давление.

Внутреннее ухо Полость заполнена жид-костью. Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган. Овальное окно посредством эластичной мембраны воспринимает колебания, идущие от стремечка, и передает их через жидкость полости внутреннего уха на волоконца улитки. Улитка имеет канал, закручивающийся на 2,75 оборота. По середине канала улитки проходит перепончатая перегородка - основная мембрана, которая состоит из 24 тыс. волокон различной длины, натянутых как струна. Над ними нависают цилиндрические клетки с волосками, которые образуют кортиев орган - слуховой рецептор. Он воспринимает колебания волокон и передает возбуждение в слуховую зону коры больших полушарий, где формируются звуковые сигналы (слова, музыка и т.д.).

 

    Стимулом для слухового анализатора (системы) является звук – колебательные движения воздуха в пределах от 20 до 20000 герц, у детей верхняя граница выше, чем у взрослых (до 32000 герц).

    Функцией слуховой системы является восприятие звуковых ощущений, анализ звуков по частоте, высоте, силе, тембру.

             

Строение органа зрения

 

Сис- темы Придатки и части глаза Строение Функции

Вспомога-тельные

Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот от лба.
Веки Кожные складки к ресницам. Защищают глаз от световых лучей, пыли.
Слезный аппарат Слезная железа и слезовыводящие пути Слезы смачивают, очи-щают, дезинфицируют.

Оболочка

Белочная Наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани. Защита глаза от механического и химического воздействия
Сосудистая Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Питание глаза.
Сетчатка Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецеп-торов-палочек и колбочек. Восприятие света.

Оптическая

Роговица Прозрачная передняя часть белочной оболочки Преломляет лучи света.
Водянистая влага Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей. Пропускает лучи света.
Радужная оболочка Передняя часть сосудистой оболочки. Содержит пигмент, придающий цвет глазу.
Зрачок Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами. Регулирует количество света, расширяясь и суживаясь.
Хрусталик Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окружен-ная ресничной мышцей. Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией.
Стекловидное тело Прозрачное тело в состоянии коллоида. Заполняет глазное яблоко. Пропускает лучи света.

Световоспринимающая

Фоторецепторы (нейроны) В сетчатке в форме палочек и колбочек. Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки - цвет (цветовое зрение).
Зрительный нерв Нервные клетки коры, от которого начинаются волокна зрительного нерва, соединены с отростками фоторецепторных нейронов. Воспринимает возбужде-ние и передает в зритель-ную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Знание анатомо-физиологических особенностей сенсорных систем детей дошкольного возраста позволяет создавать здоровьезберегательную среду в дошкольных учреждениях и создавать благоприятные условия для Воспитательно-образовательного процесса.

 

 

Литература

 

1. Сапин, М.Р., Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. - М.: Изд-во Асаdеmiа, -1999 – 448с.

 

2. Обренмова, Н.И., Петрухин, А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учеб. пособие для студентов деф. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», -2000 – 376с.

 

3. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Как сохранить зрение у детей. – Д.: Сталкер, 1999. – 304с.

 

4. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. Учеб. пособие для студентов деф. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-во Асаdеmiа, -2000 – 400с.

 

5. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательство Асаdеmiа, 2003 – 304с.

 

6. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. 2-е изд., доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005 – 496с.

 

7. Хрестоматия по возрастной физиологии. Составители Безруких, М.М., Сонькин, В.Д, Фарбер Д.А., - М.: Изд-во Асаdеmiа, - 2002 – 288с.

 

8. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд-во Асаdеmiа, - 2000 – 320с.

9.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение 1

 

Посмотреть влево – прямо; вправо и прямо; вверх и прямо; вниз и прямо.

Повторить цикл упражнений несколько раз (до 10). Постепенно вводить и увеличивать задержки глаз в отведенном положении, но при этом следить, чтобы не появлялась усталость.

 

Упражнение 2

 

Смещать взор по диагонали в следующей последовательности: влево – вниз – прямо; вправо – вверх – прямо; вправо – вниз – прямо

Повторить цикл движений несколько раз, постепенно увеличивать время задержек глазных яблок в положении крайнего отведения.

 

Упражнение 3

 

Круговые движения глаза: от 1 до 10 вращений по ходу часовой стрелки и против него.

 

Упражнение 4

 

Изменение точки фиксации: посмотреть на кончик носа, затем – вдаль. Повторить несколько раз.

 

Упражнение 5

 

Смотреть прямо перед собой, фиксируя удаленный от глаз предмет. Стараться, раскрывая широко веки и не мигая, видеть его более четко.

 

 

Упражнение 6

 

Крепко сомкнуть веки, а затем в течение нескольких секунд часто моргать.

 

Упражнение 7

 

Произвести массаж век, мягко поглаживая их указательным и большими пальцами в направлении от носа к виску.

 

Упражнение 8

 

Без усилий, но плотно сомкнуть веки и прикрыть их ладонями с тем, чтобы на 1 минуту полностью исключить воздействие на глаза света.

Пальчиковая гимнастика

 

     "Дружба" Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.   Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стиха. Обхватить левой ладонью правую и покачивать в ритме стиха.  
    "Наши пальцы" Пальцы встали дружно в ряд. Десять крепеньких ребят. Эти два – всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка. Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны молчуны, Всегда упрямы. Два мизинца – коротышки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.     Показать ладони с выпрямленными пальцами и сжать в кулак. Показать указательные пальцы и придержать большими. Показать средние пальцы и придержать большими. Показать безымянные пальцы, остальные придержать большими. Показать мизинцы, остальные придержать большими  
    "Шарик" Надуваем быстро шарик – Он становится большим. Вдруг наш шарик лопнул, Воздух вышел – ш-ш-ш! Стал он тонким и худым.   Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара, воздух выходит – исходное положение.
                           "Лес" Здравствуй лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес.     Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
  " Этот  пальчик" Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё доел, Оттого и похудел.     Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.
      "За грибами" Солнце утром рано встало, Все детишек приласкало. За грибами мы пошли. Три лукошка принесли.       Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко. Пальцы идут по столу.  
         "Корзинка". В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу.     Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжают-ся", и между пальцами образуются зазоры.
  Птичек стая Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко, Это зяблик, это стриж, Это развеселый стриж. Ну, а это злой орлан… Птички, птички, по домам!     Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Дети по очереди разжимают пальцы сначала на правой, затем на левой руке.
       "Мишки" Мама мишек будит рано. Не встают они с дивана. - Эй, большак, вставай скорей! Ждут друзья уж у дверей! Ну а ты, лентяй Указка! У тебя засохла краска! Вы должны с Середником побелить амбар и дом. Безымянный, мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи еще два дня. Ты, мизинчик-малышок, роста у тебя с вершок! Но зато проказ и драк сосчитать нельзя никак!   Изобразить пальцами мишек, удивленно пожать плечами. Встряхивать большие пальцы. Указать руками на дверь. Встряхнуть указательные пальцы. Изобразить руками ведро. Встряхнуть ср. пальцы. Плавные движ. кистями рук сверху вниз. Погладить безымянный палец пальцами другой руки. Прижать безымянный палец к ладони и погладить его. Встряхнуть мизинцы, показать какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.
"На лужок" На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок.   Сгибание пальцев в кулак, при перечислении животных считать пальцы.

                  

Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

Г. Сокол

Г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..

Тема 1 Анализаторы. Структура, классификация, свойства, роль в познании

окружающего мира……………………………………………………………

Тема 2 Возрастные анатомо-физиологические особенности слухового анализатора и

его гигиена………………………………………………………………………..

Тема 3 Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 4 Анатомо-физиологические возрастные особенности кожной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 5 Анатомо-физиологические возрастные особенности вестибулярного

аппарата……………………………………………………………………….

 

Тема 6 Анатомо-физиологические возрастные особенности вкусовой сенсорной

системы………………………………………………………………………..

 

Тема 7 Анатомо-физиологические возрастные особенности обонятельной сенсорной

системы…………………………………………………………………………..

 

Заключение ……………………………………………………………………………..

 

Приложение ……………………………………………………………………………

 

АНАЛИЗАТОРЫ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА,



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.60 (0.069 с.)