Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике



 

1. Дайте определения понятиям

 

1.Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Потребляемые части какого-либо блага обладают убывающей полезностью.

 

2.Предельная полезность - это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении...

 

3.Общая полезность - это оценка потребителем совокупной полезности приобретаемого количества товара или услуги

 

4.Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных благ) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется.

 

5.Правило потребительского выбора -  решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ

 

6.Эффект дохода - воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя, на количество продукта, которое приобретает покупатель, приняв в расчет эффект замещения

 

7.Кривая безразличия - множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

 

8.Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

 

9.Предельная норма замещения в микроэкономике – величина, определяющая количество товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу.

 

10.Бюджетная линия показывает различные комбинации двух благ, которые потребитель может приобрести, если его денежный доход имеет фиксированную величину.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Факторы, определяющие выбор потребителя в рыночной экономике

Потребительский выбор зависит и от цен на товары, которые предполагается приобрести. На выбор влияет и качество товаров, отражающее их полезность. Потребитель, имея ограниченный бюджет, стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей путем потребления товаров с максимальной совокупной полезностью. В этом проявляется его поведение как человека рационального.

 

1. Интерес к цене. Под интересом к цене, или под мотивацией ценового поведения, понимается потребность покупателя получать информацию по ценам и учитывать ее при принятии решения о покупке.

 

2. Знание цены. Под знанием цены понимается всякая информация, получаемая потребителем и значимая для оценки выгодности покупки желаемого продукта с точки зрения цены.

 

3. Оценка цены. При принятии решения о покупке товара важное значение имеет не объективная цена продукта, а субъективная оценка предложенной за продукт цены.

 

4. Анализ цены. Этот фактор ценового поведения потребителей предполагает, что потребители классифицируют продукты по качеству, опираясь на уровень цен. При этом потребители исходят из того, что чем выше цена, тем выше качество продукта.

 

2.Рациональное поведение потребителя.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

 

Рациональное поведение может быть продиктовано личным интересом, а также целями, стоящими непосредственно в момент выбора.

В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

3.Правило максимизации полезности

С точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

4. Оптимальный выбор потребителя (потребительское равновесие)

Это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура потребления, обеспечивающая ему получение максимальной полезности.

Находясь в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, потребитель достигает наивысшего из доступного для него при данных бюджетных ограничениях уровня полезности и оказывается в положении равновесия.

5. Парадокс стоимости Адама Смита и роль теории предельной полезности в его объяснении

Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.

Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.

Конкретная полезность благ обусловливается соотношением между их реальным количеством и потребностью в этих благах. Алмаз по сравнению с наличием источников воды крайне редок, и ценность его оказывается высокой. Это не полезность вообще, а конкретная полезность блага.

 

3. Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа б в г г а

1. Оптимальное правило покупки предполагает, что:

а) цена товара соответствует его общей полезности;

б) предельная полезность товара соответствует его цене;

в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;

г) все ответы верны.

2. Бюджетное ограничение представляет собой:

а) линию общей полезности товаров;

б) линию предельной полезности товаров;

в) ограничение, налагаемое на выбор покупателя;

г) линию максимального удовлетворения потребностей покупателя.

3. Чтобы максимизировать полезность:

а) покупатель должен покупать максимальное количество товаров, не являющихся заменителями;

б) предельная полезность каждого вида покупаемых товаров должна быть одинаковой;

в) должна быть одинаковой взвешенная предельная полезность каждого товара, полученная в расчёте на одну денежную единицу;

г) все ответы верны.

4. Равновесное состояние потребителя показывает:

а) любая точка на бюджетной линии;

б) любая точка на кривой безразличия;

в) точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

г) обе точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия.

5. Равновесие потребителя предполагает, что:

а) потребитель расходует весь свой доход и при этом максимизирует полезность приобретаемых им благ.

б) потребитель максимизирует полезность приобретаемых им благ, расходуя минимум своего дохода;

в) покупая определённое количество благ на данный доход, потребитель не стремится изменить своё положение;

г) все ответы верны.

 

Задачи

 

Задача 1

Предельная полезность первого съеденного гамбургера 5 ютилей, второго - 3, третьего 1.

Определить общую полезность одного, двух и трёх гамбургеров.

Решение:

Общая полезность (TU)= сумме величин предельной полезности (MU)

TU одного гамбургера=5 ютилей;

TU двух=5+3=8 ютилей;

TU трех = 5+3+1=9.

Ответ: 5:8;9.

 

Задача 2

У молодого человека имеется 1800 руб., предназначенных для покупки свитеров и рубашек. Цена свитера равна 400 руб., а рубашки – 200 руб. Сколько единиц каждого товара он должен купить, чтобы максимизировать полезность? Предельные полезности свитеров и рубашек представлены в таблице:

Таблица 4

Количество покупаемых товаров, шт. 1 2 3 4 5 6
Предельные полезности свитеров, ютилей 10 8 6 4 3 2
Предельные полезности рубашек, ютилей 8 7 6 5 4 3
MUсвит/Рсвит 0,025 0,02 0,015 0,01 0,008 0,005
MUруб/Рруб 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015

Решение:

правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

 

Где MU – предельная полезность товаров А и В, Р – их цена.

 

MUсвит/Рсвит = MU руб/Рруб

1.комбинация 1 свитер +4 Рубашек. Затраты 1*400+4*200 = 1200

2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5х*200 = 1800

3.комбинация 3 свитера + 6 рубашек. Затраты 3*400+6*200 = 2400

Подходит 2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5*200 = 1800 руб.

Полезность 2 свитеров 2*8=16 ютилей

полезность 5 рубашек 4*5=20 ютилей

Итого полезность –36 ютилей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.016 с.)